Глава 1. Основные этапы поиска исторического Иисус

     После распятия Иисуса Его последователи уверовали, что Он был воскрешён из мёртвых и взяли на себя миссию обратить людей в свою веру, т.е. в то, что смерть и воскресение Иисуса были смертью и Воскресением Мессии Божьего и что через веру в Его смерть и Воскресение человек обретает вечную жизнь.
Они рассказывали о том, что случилось в конце Его жизни :о распятии, пустой гробнице и последующих событиях, а также о чудесах и учении до этих последних событий.Эти истории циркулировали, передаваясь из уст в уста десятилетиями. Менялись детали, приобретались новые эпизоды, впечатляющие рассказы становились ещё более впечатляющими.

     Практически каждое слово, когда-либо написанное об Иисусе из Назарета, было написано людьми, которые подобно Стефану и Павлу, не знали Его при жизни.
Люди, знавшие Иисуса, те , кто помогали Ему очищать Храм,присутствовали при аресте, кто видел Его смерть на кресте, сыграли очень скромную роль в том движении, которое Он оставил после себя.Иаков и др Его ученики, возглавившие Иерусалимскую общину после Христа, безусловно имели влияние в первые десятилетия после распятия, но все они были уничтожены армией Тита вместе с жителями Иерусалима в 70-е годы .Апостолы, которым Иисус поручил распространять его Учение, покинули Иерусалим и разошлись по всей стране. Но они не умели ни читать, ни писать, не могли давать богословское толкование новой веры..

     Задача изложить в словах учение Христа и его жизнь выпала на долю нового поколения образованных, говоривших по-гречески иудеев диаспоры, которые стали движущей силой новой религии.Они начали интерпретировать учение Иисуса своим соотечественникам-иудеям, а также язычникам, постепенно превращая Иисуса в божество, не интересующееся земными делами.

     Евангелия были написаны для своего времени людьми, лично заинтересованными в том, о чём они рассказывали и что, в конечном счёте, восходило к устной традиции.
Естественно, Евангелия нельзя принимать на веру как исторически точные повествования о реальных событиях.Но это не означает, что они бесполезны в качестве исторических источников.Это означает, что необходимо использовать строгие научные методы, помогающие исследовать книги, написанные с одной целью: проповедовать «благую весть» об Иисусе и делать это, чтобы достичь ДРУГУЮ ЦЕЛь-понять, что говорил и делал реальный исторический Иисус.

     До 18 века люди не проявляли практически никакого интереса к земной жизни Иисуса Христа. Ему поклонялись как божеству, и лишь в 19 веке в ученом мире возникло течение, ставившее целью применить  исторический подход к Иисусу и происхождению христианства в целом. У истоков этого направления стояли немецкие  либеральные теологи-протестанты,создатели Проекта «Поиск исторического Иисуса , представляющего собой попытку реконструкции образа прототипа евангельского Иисуса. Идею критической реконструкции подхватили многие исследователи, и в 20 веке из удела собственно ученых и христиан либералов «Поиск» превратился в занятие  историков от секулярных до консервативно христианских.
     На протяжении  двух с половиной веков
участники «Поиска» предлагали ИНУЮ версию жизни Иисуса, чем та,которая описана  в Евангелиях, стремясь воссоздать  образ и иную версию жизни исторического прототипа , освободив Его  образ  от  многовековых наслоений легенд, сверхъестественных историй и  церковной догматики. 

 
       Г.С. РЕЙМАРУС — ОСНОВАТЕЛЬ НАПРАВЛЕНИЯ ПО ПОИСКУ ИСТОРИЧЕСКОГО ИИСУСА               

    У истоков «Поиска ИИ» стоял Германн Самюэль Реймарус (1694–1768), профессор восточных языков в Гамбурге.
Реймарус   был  первым автором,который  начал исследовать жизнь, учение и личность Иисуса вне богословского и конфессионального контекста. До Реймаруса никто не пытался взяться за историческую реконструкцию жизни Иисуса, никто не подвергал сомнению веру в то, что сами эти тексты объективно отражают историческую действительность. 
Хотя Новозаветному повествованию об Иисусе не доверяли, например, иудеи и мусульмане,  в основе этого недоверия лежала просто иная вероучительная система, а не логические доказательства. Реймарус впервые пытался найти объективно-историческое подтверждение тому факту, что Евангелия ошибочны в изображении Иисуса.
     Реймарус являлся представителем деизма – религиозно-философского течения XVI–XVIII веков, которое признавало бессмертие человека, бытие Бога и определенные моральные нормы, которые заповеданы Господом человеку, но отрицало мистицизм и догматизм классической христианской религиозности, а также значимость священных текстов для религии.
 
     Ключевой для Реймаруса является убежденность в том, что евангельские тексты некорректно отображают учение исторического Иисуса: «Абсолютно оправданно отличать записанное учение апостолов от того, чему на самом деле учил Иисус во время Своей жизни».
Сложившееся в 18 веке убеждение Реймаруса в принципиальном расхождении между учением, жизнью и личностью  Иисуса и тем, как это зафиксировано в канонических Евангелиях,и сегодня является аксиомой для многих участников «Поиска».
     Следует отметить, что до Реймаруса новозаветному повествованию об Иисусе не доверяли, например, иудеи и мусульмане, однако, в основе этого недоверия лежала просто иная вероучительная система, а не логические доказательства.
В отличие от мусульман и иудеев, Реймарус впервые пытается найти объективно-историческое подтверждение тому факту, что Евангелия ошибочны в изображении Иисуса.

    Аргументация Реймаруса следующая: центральная тема проповеди исторического Иисуса – Царство Божье  (ЦБ)– не может быть корректно понята в том контексте, в который ее помещают евангелисты и последующая христианская традиция, согласно которой  ЦБ– это внемирная, вневременная реальность, которая наступит после Второго пришествия Иисуса Христа и Страшного Суда. Однако в историческом контексте земной жизни и проповеди Иисуса такое понимание, как считал Реймарус, невозможно. Как полагал Реймарус, при жизни Иисуса евреи понимали Царство Божье во вполне политическом смысле, следовательно, для корректного понимания аутентичного учения Иисуса о Царстве Божьем необходимо исходить из «распространенного среди евреев представления об этом», т.е. учение исторического Иисуса надо понимать в контексте еврейской (иудейской) мысли того времени.
     В ходе своих исследований Реймарус приходит к выводу, что среди современников Иисуса наступление  ЦБ понималось не в духовном, а в политическом смысле, как освобождение Израиля от ига римлян и возрождение иудейского государства. Соответственно, весь евангельский материал, повествующий о возвещении Иисусом скорого пришествия Царства Божьего, следует понимать не в «возвышенно-духовном» смысле ,хотя именно так это хотели показать  авторы Евангелий  и последующая традиция, - а в контексте национально-освободительных чаяний евреев  первого века.

        Реймарус утверждает, что в иудаизме времен Иисуса было множество разных течений со своими идеями. Если ранее распространен был взгляд, что Иисус противостоял  законническому «иудейству», то для исторической реконструкции Реймаруса важно, что на одни и те же вопросы разные группы иудеев смотрели по-разному. В первую очередь, это касается мессианских представлений межзаветного иудаизма. Реймарус считает, что по этому вопросу существовало как минимум два мнения:согласно первому, Мессия – это потомок царя Давида, особый, избранный Богом вождь народа Израиля, который, несмотря на свою богоизбранность, все же является обычным человеком. Второе воззрение, берущее начало в текстах пророчества Даниила, выражает идею, что Мессия – это божественная фигура (хотя и не Сам Бог), наделенная сверхчеловеческими силами, благодаря которым Мессия побеждает своих врагов и восстанавливает Израиль в его славе и могуществе.

     Итак, реконструкция Реймаруса основана на следующих методологических предпосылках: недоверие к евангельским текстам; стремление понимать учение исторического Иисуса в контексте иудаизма; наличие различных течений внутри иудаизма; политическая направленность учения Иисуса.  На основании  этих предпосылок автору  удалось  осуществить первую в истории внерелигиозную реконструкцию жизни и учения ИИ. 

     Реймарус создает достаточно цельный портрет ИИ. С точки зрения Реймаруса, центром проповеди Иисуса было учение о скором пришествии Царства Божьего. В соответствии с этим учением строится и земная жизнь Иисуса. Согласно версии  Реймаруса, Иисус намеревался поднять восстание против римлян и освободить Израиль. Себя Он считал Мессией, т.е. человеком, которого избрал Бог для совершения этой великой миссии. Изначально Иисус планировал начать антиримское восстание в Галилее, для чего послал на проповедь  учеников. Поднять восстание в Галилее, однако, не удалось, и Иисус с учениками решает идти в Иерусалим, чтобы начать революцию в столице. Но в Иерусалиме, несмотря на восторженное приветствие народа, Его арестовывают римляне и предают на распятие. Последние слова Иисуса: «Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил!» (Мф 27: 46) свидетельствуют о том, что Он осознал, что миссия провалилась, а Он не был Мессией. Вскоре после этого Он умер на кресте и был похоронен.
        После смерти Учителя апостолы решили не возвращаться назад к рыболовству в своих галилейских деревнях, но продолжить проповедническую деятельность.  Во-первых, они стали рассказывать о том, что Иисус был Мессией не как простой человек, но как Божественная фигура.  Проповедь апостолов нашла отклик среди язычников, поскольку они не знали о политических коннотациях традиционного еврейского  учения о Царстве и представлении о Мессии как простом человеке. Это искаженное апостолами учение исторического Иисуса впоследствии было зафиксировано в текстах четырех Евангелий.

     Основная цель  Реймаруса состояла в том, чтобы показать несостоятельность Библии в качестве основного источника для религиозной и моральной жизни человека.
По прошествии 150 лет  работу Реймаруса будут оценивать намного выше, чем труды профессиональных библеистов XIX века. Вот как об этом пишет Швейцер:

    «Его (Реймаруса) работа – это величайшее достижение в области исторического исследования жизни Иисуса. ….Если смотреть на проблему в целостности, то вся эпоха поиска исторического Иисуса от Реймаруса до Иоганна Вайса – это период заблуждений»

                КОНЕЦ 18-НАЧАЛО 19 Века

     Вслед за Реймарусом жизнью Иисуса стали интересоваться и другие учёные: поначалу светские и из среды либерального протестантства, а впоследствии — всё больше и больше историки традиционно верующие. Гиперкритические и предубеждённые выводы Реймаруса были забыты, но само направление исследований оказалось перспективным.
        В конце 18 — начале 19 века все больше ученых пытались проникнуть  сквозь богословское осмысление  евангельских рассказов  к событиям, которые представлялись  им реальной историей Иисуса.
Уже к началу 19 века оформился круг ключевых проблем, над которыми работали ученые : каким образом в евангельских  повествованиях исторический материал соединен с материалом богословским? Какими методами можно выделить эту  объективную  историческую информацию? В чем заключается смысл проповеди  Иисуса? Каковы исторически верифицируемые  факты Его жизни?
        К началу   19 века  появилось особое направление в академической гуманитарной науке, которое впоследствии получило название «Поиск исторического Иисуса». В это время в Западной Европе формируется литературно-критический и историко-критический подходы к библейским текстам. В результате эти тексты начинают прочитыаться и интерпретироваться вне церковной традиции.

               
               НАЧАЛО 20 ВЕКА:РАЗВИТИЕ КОНЦЕПЦИИ АПОКАЛИПТИЧЕСКОГО ИИСУСА

Хотя реконструкция образа Иисуса, созданная Реймарусом, была отброшена уже в XIX веке, его идея о том, что контекстом жизни Иисуса была иудейская апокалиптика, продолжала развиваться  многими  другими участниками  «Поиска».

    В 1906 г  А. Швейцер (1875-1965)написал монографию, в которой подверг резкой критике либеральных предшественников.Он считал, что ученые  осовременивают весть Иисуса, реконструирют ее на основе своих собствннных взглядов .Иисус же был апокалиптиком и во многом заблуждался, в частности, многое в Его учении построено на ошибочной вере в скорый конец мировой истории. Как счиал Швейцер, Иисус вначале ожидал пришествия некоего Сына Человеческого, и не дождавшись, пошел на крест,полагая, что вскоре наступит Царств

     Концепции апокалиптического Иисуса,разработанной  Швейцером, и сегодня следуют многие  библеисты. Швейцер обратился к общим эсхатологическим и мессианским ожиданиям иудеев эпохи позднего иудаизма, отраженным в апокрифах и других пророческих текстах Ветхого Завета. Этот обширный поток составил тот исторический контекст, в рамках которого следовало пытаться понять Иисуса. При  создании исторического портрета  Иисуса Христа  Швейцер предполагал,что   Он  уже с момента крещения считал себя Мессией,  хотя это представление  еще не получило у Него полного развития и выражения. По версии Швейцера, мессианская роль Иисуса состояла лишь в том, что  Он возвещал близкое наступление Царства и попутно учил людей. Свое  знание – мессианскую тайну –Иисус хранил при себе по мотивам, недоступным нашему пониманию. В представлении Швейцера, Иисус мог скрывать свое мессианство, поскольку, возвестив о нем публично, рисковал бы проявить себя в глазах окружающих либо политически замотивированным, либо душевнобольным.
      Иисус Евангелий предстает как странный,нетрадиционный Мессия, который отказывается совершать дела Мессии и подчиняет все свои поступки и речи предопределенному плану. Парусия Сына Человеческого не состоялась, и это, добавляет Швейцер, стало кризисом  для последующих поколений христиан, так что в итоге им пришлось отказаться от эсхатологии.
Загадка, с которой сталкивались и продолжают сталкиваться все исследователи ИИ, состоит в том, что самым ранним титулом, присвоенным Иисусу, был, вероятно, именно титул Мессии. Мы видим это, например, у апостола Павла, который называет Иисуса «Иисусом Христом»,,т.е. Иисусом-Мессией; мессианский  титул «Христос» становится почти частью Его имени. Это указывает на то, что титул Мессии начали применять очень рано, возможно, еще во времена служения Иисуса, но из этого не следует, как считал Швейцер, будто сам Иисус притязал на этот титул. Так могли называть Его восторженные ученики, или же титул мог появиться после Воскресения, – так одно событие веры способно породить другое.
   Как бы там ни было, эти разнообразные ключевые пассажи отражают мысль Швейцера. Вначале, как  он говорил,  Иисус «мог в какой-то мере» считать себя Мессией: Он думал, что ему предстоит войти в Царство преображенным ангелом -  как Мессия и Сын Человеческий...
               
                ТРЕТИЙ ПОИСК: ПЕРИОД БУЛЬТМАНА

       Всю историю "Поиска" нельзя понять, не оценив вклад в исследования Рудольфа Бультмана ( 1884- 1976) — лютеранского теолога, одного из основоположников диалектической теологии.Этот период в истории «Поиска» , который называют Бульмановским,  являлся периодом крайнего скептицизма.
Бультман развивал идею «демифологизации» Нового Завета как освобождения «керигмы» (вневременного евангельского послания)  от мифа как совокупности аллегорий с вплетением конкретно-исторического контекста .
    По мнению Бультмана, первые христиане не заботились о сохранении исторической  точности: слова христианских пророков, сказанные от имени Иисуса воскресшего, вкладывались в уста Иисуса земного.  Цель "демифологизации" Евангелий, в которых историческое и мифическое переплетаются чрезвычайно тесно, — отделить историю человека - Иисуса из Назарета и Его учение от христианских догм и чудес.
Согласно Бультману, несомненно, что в Новом Завете событие Христа представлено как мифическое.  Однако,очевидно, что это Событие  есть миф в ином смысле, нежели культовые мифы о греческих или эллинистических богах. Иисус Христос,Сын Божий, мифический образ предсуществующего божественного существа, оказывается в то же время конкретной исторической личностью — Иисусом из Назарета, а Его судьба представляет собой не только мифическое событие, но и человеческую судьбу, завершившуюся распятием на кресте. Исторический Иисус, родители которого известны (Ин 6: 42), оказывается одновременно предсуществующим Сыном Божьим, а рядом с историческим событием Креста стоит Воскресение, вовсе не относящееся к числу исторических событий.
     По мнению Бультмана,  Воскресение как телесное восстание из мертвых – это миф.  Новый Завет вообще безразличен к  тому, что произошло «на самом деле»; он говорит не об Иисусе истории, а о Христе веры.
Бультман равнодушен к затее воссоздания ИИ, но тем не менее,  подчеркивает различия между Иисусом истории и Христом керигмы, т.е. между Иисусом, Который реально жил в  первом веке, и Иисусом, Которого проповедует церковь.
Бультман считал, что главная задача богословия- демифологизировать Евангелия, определив, что действительно хотели сказать авторы, а затем — передать это содержание так, чтобы оно было значимым для современного человека.
     Бультман считал, что первые христиане не заботились об исторической точности: в уста Иисуса земного  вкладывались слова христианских  пророков. Под сомнение ставилась достоверность любое высказывания Иисуса, если оно могло быть понято как сформулированное христианами . Предполагалось, что Церковь вложила в Его уста собственнное исповедание
В результате Бультман заключил, что нам о жизни Иисуса почти ничего не известно.

На библеистов середины 20 в. окзала  влияние концепция Чарльза Додда (1884-1973).   Додд,в противовес Швейцеровской парадигме, ввел понятие «осуществленной эсхатологии»: Иисус возвестил , что Царство пришло и осуществилось в Его  служении. В этом ключе он интерпретировал притчи Иисуса : Царство можно обрести уже здесь и сейчас; оно не в грядущем,  его можно увидеть и распознаать уже сегодня ( Мк 9:1).

                НОВЫЙ ПОИСК

   С 1953 г начинается «Новый поиск». Ученые стали отказываться от скепсиса Бультмана , были разработаны  критерии достоверности.
«Третий поиск»   обозначал новую волну исследований, которую представляли такие авторы, как Н.т Райт, Э. Сандерс, М Хенгель, Дж. Мейер, — локализоввшие  Иисуса в иудаиизме первого века.

   В условях обострившегося интереса к «поиску» в 1985 г был  сформирован «Семинар по Иисусу», который обсуждал достоверность  евангельских повествований, проводя голосование  по результатам дискуссии и обнародуя  результаты    в печати.  Значительная  часть Евангелифй была объявлена как недостоверная , а «подлинное» учение Иисуса  осмыслено как «контркультура»: Иисус постоянно нарушал существовавшие нормы и стереотипы. Представители Семинара  отрицали апокалиптический образ Иисуса. С др стороны  развивались исследования, в которых   авторы , развивая концепцию Швейцера, представляли  учение Иисуса
в русле  иудейской мысли Его времени (САндерс, Маккоби, Вермеш).
Другие видные ученые ( напр., Иеремиас) пытались решить проблему  ошибки со сроком Царства, предполагая  предоставленную Богом  людям «отсрочку» Страшного Суда.
     «Новый поиск» призвал "отделить Христа Керигмы от Иисуса истории".На этом этапе "Поиска" были разработаны некоторые важные  критерии достоверности предания.
      Библеисты 20 века использовали историко-критический метод для того, чтобы  «реконструировать»  ИИ, т.е. Его слова и Его деяния в той религиозной традиции, когда  формировались книги Нового Завета и  представления о их связи с ТаНаХом.
От Бультмана их отличала попытка  больше узнать об Иисусе, о том, что Он говорил (Бультман бы сказал, что это пустое занятие). Для них важно было рассматривать Иисуса в его социальной и культурной среде.
      Семинар практически прекратил функционировать в 2006 году, вскоре после смерти своего основателя Фанка .
Участники Семинара стремились восстановить жизнь ИИ и, используя ряд инструментов,  ответить на  вопросы:  кто Он, что Он сделал, что Он сказал и что значат Его слова. Их реконструкция зависела от социальной антропологии, истории и текстового анализа.
Семинар по Иисусу воссоздал ИИ как странствующего иудейского целителя и Учителя веры, проповедовавшего Евангелие освобождения от несправедливости в притчах и афоризмах.Согласно Семинару, Иисус был смертным человеком, рожденным от двух человеческих родителей.
Выводы «Семинара по Иисусу»:«Ортодоксальный Иисус» навязан исторической церковью. Его образ не соответствует действительности.
Воскресение Иисуса Христа из мертвых является фикцией и выдумкой Его последователей.
                СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП:   конец 20-начало 21 в

       Конец 20-начало 21 в  ознаменовались усилиями  исследователей по реабилитации исторической достоверности Евангелий.

        Участники "Поиска" -атеисты, агностики, а также верующие, независимо от конфессиий, говоря об  ИИ, ведут речь  не  о Христе Боге,а об Иисусе- Человеке, каков Он был, и решающее слово в этом принадлежит историку. Поэтому в "Поиске" как исследовательской традиции для реконструкции учения, жизни и личности Иисуса из Назарета исследователи дистанцируются от богословской проблематики и от рефлексирования личностной позиции.

      За 250 лет существования проекта были предложены реконструкции образа ИИ как апокалиптического пророка , социального революционера и др. Участники "Поиска" стараются максимально приблизиться к идеалу объективного научного знания — реконструкции одного «портрета» Иисуса, который бы служил воплощением научного консенсуса по вопросу о том, чему Он учил, как жил и кем был .
      Несмотря на слои искажений и фантазий,   Иисус  Евангелий очень хорошо очерчивается как реальная фигура. Это- Иудей-простолюдин первого века из незначительной деревушки в Галилее,  и он не узнал бы себя как в современных христианских проповедях, так и в книгах, посвященных Ему.
 Иисуса нельзя сделать " актуальным" для нашего времени, как полагают большинство проповедников.  При попытке превратить Его в нашего современника, мерить "своей линейкой", искажаются Его образ и весть. Иисус был человеком своего времени-и вырвать Его оттуда невозможно! Любая реконструкция Иисуса исказит Его образ, если в ее основе будет Иисус, понятый в соответствии с нашими сегодняшними прагматическими мерками. Исторический Иисус, сколько бы у него ни оказалось "лиц" в изображении современных интерпретаторов, останется апокалиптиком, который ждал, что еще при жизни его поколения Бог покончит с силами зла, и установит свое Царство, а самого Иисуса как Мессию, царя этого удивительного утопического Царства, возведет на трон.
            Исторический Иисус не мыслим без контекста  своего  времени, Он принадлежит прошлому, своему народу, его истории, религии.
Иисус существовал, и это очевидно сегодня практически для всех исследователей, хотя Он так различается в своих "реконструкциях" !  Иисус существовал , этот реальный и загадочный человек, образ которого отражен в Евангелиях. Но Он не был таким, каким бы Его хотели видеть большинство верующих или каким представляют Его противники.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ."Исторический и легендарный двойник Иисуса Христа" http://proza.ru/2024/01/30/16
       


Рецензии