Почему князь Мышкин разбивает китайскую вазу?
У литературоведа Натальи Романовой есть интересное исследование о китайских мотивах в произведениях Достоевского.
Романова пишет: "Довольно резко Достоевский высказывается об увлечённости русского человека китайской модой из-за её не прибавляющего к культуре, а, скорее, вытесняющего в то время характера, когда заимствовались даже этикетные формулы".
Во введении к своему «Ряду статей о русской литературе» в 1861 году он пишет:
«Если есть на свете страна, которая была бы для других, отдаленных или сопредельных с нею стран более неизвестною, неисследованною, более всех других стран непонятою и непонятною, то эта страна есть, бесспорно, Россия для западных соседей своих. Никакой Китай, никакая Япония не могут быть покрыты такой тайной для европейской пытливости, как Россия, прежде, в настоящую минуту и даже, может быть, еще очень долго в будущем».
Так что Достоевский нас предупредил, а то, что для Запада Китай и Япония понятнее, чем Россия- тут нет никакого парадокса. Китай, как и Запад, живет в рациональной парадигме ( для Европы и она уже в прошлом).
Провайдерами японской культуры стали братья Гонкуры, почему она ближе и понятнее, чем русская, я сама еще не разобралась. Казалось бы, японская цивилизация по большому счету и сейчас изолирована, а русская - открыта. Но мы для них до сих пор непостижимы. Хотя наша великая литература имеет универсальный характер, романы Достоевского читают даже курдские партизаны, но Запад как не понимал нас, так и не понимает. Тому пример - фильм "Настасья" по роману "Идиот", снятый Вайдой с актерами театра кабуки. То есть для него, носителя католического мировоззрения ( а был ли Вайда католиком?) было возможным испачкать русскую великую книгу, закамуфлированную под кабуки гендерной повесткой своих западных кураторов. Поляк ответил ударом по православию. Полтора столетия ждал.
Кстати сказать, когда Боуи взлетел со своим андрогинным Зигги, он нацепил модифицированную традиционную японскую одежду. Только сейчас приходит осознание того, что все эти "эксперименты" и "увлечённости" ( точнее, вставка в нужные им контексты) и были разгоном глобализма.
Свидетельство о публикации №224102900196