Нарды или трик-трак
В покое покойном воссел в тишине,
Ведь мысль заостряется наедине.
На шахматы хиндскую мудрость взглянул,
Усилием духа свой ум подсегнул.
В нём разум и светлое сердце слились,
Так создали нарды и чудо, и мысль.»
(Фирдоуси, Иран, 994 год, «Шахнаме»)
На;рды (от пехл. n;w-ardax;;r — буквально: храбрый Ардашир) - настольная игра для двух игроков на специальной доске, разделённой на две половины.
В игре используются шашки: 15 белых и 15 чёрных, две игральные кости
Другие распространённые названия: триктрак (фр. trictrac), бэкгэммон (англ. backgammon), тавла (тур. tavla; ; (лат. «tabula») — «игральная доска»), шеш-беш, коша.
Цель игры — бросая кости и передвигая шашки в соответствии с выпавшими очками, пройти шашками полный круг по доске, зайти ими в свой дом (иногда фигурирует уличное название хата) и выбросить их за доску раньше, чем это сделает противник. Есть две основные разновидности — длинные и короткие нарды.
Древние Египтяне играли в игру сенет, которая принадлежит к семейству «гоночных игр», где ходы контролируются игральными костями, ещё в 3500 до н. э.
Царская игра из Ура — ещё один пример такой игры, в которую играли в древней Месопотамии.
Находки в Шахри-Сухте в Иране показали, что еще одна похожая игра (включающая две кости и 60 фишек) существовала около 3000 до н. э. Однако эти игры не могут быть прямыми предшественниками нард.
Римская игра табула (ср.-греч. ;;;;;) была идентична современным нардам. Она была описана в эпиграмме византийского императора Зенона (476—481 н. э.).
Доска для этой игры была такая же, как для нард: она содержала 24 пункта, по 12 на каждой стороне, игроки двигали свои фишки навстречу друг другу, и использовались кости в виде кубиков, как и в наше время. Так же, как и в современных нардах, целью игры было первым вывести свои 15 шашек. Правила взятия, освобождения и вывода шашек были такими же, как сейчас. Основные отличия состояли в том, что использовалось три кубика вместо двух, в начале игры шашки находились за доской (шашки входили на доску по тем же правилам, что и вывод пленников), и не было правила для дубля (которое было введено в 1920-х годах).
Одна из легенд (см. «Чатранг-Намак») гласит, что некогда индийцы, желая проверить сметливость персов, послали им комплект шахмат, полагая, что те не догадаются, как играть в эту мудрую игру. Однако персидский мудрец Вазургмихр (Бузург-Михр не только легко справился с этой задачей, но и предложил свою, которую индусы не могли разгадать за 40 дней. Бузург-Михр придумал и послал своим оппонентам новую игру — нарды (нэв-ардашир — в честь основателя династии Сасанидов Ардашира
Сам мудрец сравнивал нарды с устройством этого мира: доска символизирует землю, шашки – это народы, а игроки - цари. Движение шашек по кругу мудрец сравнивал с круговоротом звезд на небе, 30 шашек равны дням в месяце, деление поля на 4 части соответствует временам года, 24 пункта доски равны часам в сутках, а деление двух полей на 12 пунктов равно количеству месяцев в году. Нардам приписывались мистические свойства, считается, что их использовали для предсказания будущего.
Арабы, которые завоевали Иран в VII веке, переняли от персов и нарды, и шахматы. Вся современная терминология нард ( «зары», «шешар», «куш») – смешанная арабо-персидская.
В Европе новая волна распространения игры была связана с возвращением крестоносцев из крестовыхпоходов XII века. Игра стала очень популярной в средневековой Европе и называлась «трик-трак».
Это название, видимо, произошло от звука удара костей о деревянную доску. В то время слово «нарды» употреблялось для обозначения игры королей. Только представители высшей аристократии имели привилегии играть в нарды.
Хотя корни нардов уходят на Восток, правила наиболее распространённого в Европе современного варианта игры в нарды были установлены в 1743 году англичанином Эдмондом Хойлом(англ. Edmond Hoyle). Этот вариант носит название «Короткие нарды» (в противоположность более старым «Длинным нардам», придуманным на Востоке) или «Backgammon». По одной версии, название «Backgammon»
образовано из английских слов «back» и «game» и связано с тем, что шашка оппонента, будучи побита, возвращалась назад. Другая версия связывает название «Backgammon» с галльскими словами «Baec» (маленький) и «Gammit» (битва), которые напоминают по значению персидские слова «Тахте Нард».
В Иране игра называется Тахте Нард. В Израиле и многих арабоязычных странах она известна как Шеш Беш (произносится как Шиш Биш на арабском языке), что является рифмованной комбинацией Шеш, что означает шесть на иврите, арамейском и северо-западно-семитском языках, и Беш, что означает пять на турецком языке ).
Доска для игры в нарды состоит из 24 узких вытянутых треугольников, называемых «пунктами».
Нумеруются пункты от 1 до 24, причем для каждого игрока нумерация своя.
Там, где у одного игрока 24 пункт – у другого 1, и так далее.
У каждого игрока в его распоряжении имеется 15 шашек (есть разновидности игры с меньшим количеством). Условно игровое поле разделено на четыре четверти, по шесть пунктов в каждой. Эти четверти называются – дом, двор, дом противника, двор противника. Дом и двор разделены между собой специальным бортом, который выступает над игровым полем и называется бар.
Правила перемещения шашек разнятся в разных видах нард. Однако, всегда движение шашек подчинено игральным костям-2 *зарами – сколько выпало на них очков, настолько и двигаются шашки. Очки на зарах не суммируются сначала нужно передвинуть шашку на количество пунктов, выпавших на одной кости, а потом – на
количество пунктов, выпавших на другой. Когда выпадает дубль (равное значение на обоих зарах), количество пунктов, на которые можно передвинуть шашки, удваивается.
Цель игры состоит в том, чтобы по очереди бросая *зары, в соответствии с выпавшим числом очков,пройти шашками полный круг (против часовой стрелки), зайти ими в дом и выбросить шашки их раньше, чем это сделает соперник.
Партия может закончиться с разным счётом (в зависимости от преимущества в игре и значения куба удвоения):
Оин(ойн), или простая победа, — положение шашек в конце игры, при котором проигравший успел выбросить хотя бы 1 шашку, в то время как оппонент вывел все за доску. Считается как 1 очко.
Марс, или двойная победа, — положение шашек в конце игры, при котором проигравший не успел завести в свой дом все свои шашки, в то время как оппонент вывел все за доску. Такая победа приносит 2 очка.
«Домашний марс» — самая редкая ситуация, при которой проигравший успел все свои шашки завести в дом, но ни одной не вывел, в то время как оппонент вывел все свои. Домашний марс учитывается как обычный марс, но имеет особое название. В международных правилах понятие «Домашний марс» не используется.
Кокс, или тройная победа, — ситуация, при которой проигравший не успел вывести одну или несколько своих шашек из первого квадранта или оставил шашку на баре, в то время как оппонент вывел все свои за доску. В длинных нардах отсутствует и учитывается только как марс. Победа коксом приносит 3 очка.
На сегодняшний день нарды пользуются широкой популярностью во всём мире.
Во всех крупных столицах мира есть клубы любителей нардов, и проходят международные турниры.
Одним из самых известных чемпионатов по нардам является чемпионат Азербайджана - Gizil Zar — Золотые зары. Победителю вручаются зары (игральные кости) из золота.
*Зары арабское название игральных костей, укоренившееся в русском языке с распространением игры в нарды , в которой зары используются. Зары представляют собой кубики, на каждой из шести граней которых точками нанесены числа от 1 до 6. Числа должны быть нанесены на грани кубика в строго определённом порядке: единица напротив шестёрки, двойка напротив пятёрки, тройка напротив четвёрки.
Другое расположение чисел на гранях зара даёт возможность применять шулерские приёмы при бросании (см., например, икки-бир). Обычно размер заров колеблется от 5 до 15 миллиметров по ребру.
Зары делают с чуть скруглёнными углами, чтобы они крутились при бросании. Иногда зары называют кубиками, но игроки со стажем чаще говорят: «зары» или «зари» и обращаются к ним, как к существам одушевлённым. От слова зар произошло слово азарт.
Названия комбинаций на зарах как и другие термины имеют арабское происхождение, поэтому звучания их на русском могут варьироваться, ниже приведены 2 варианта:
1:1 - еган или яган
2:1 - ду_ег
3:1 - ся_ег
4:1 - чахар_ег или чари-як
5:1 - пяндж_ег или пянджи-як
6:1 - шеш_ег или шеш-як
2:2 – ду-бара
3:2 - ся_ду или сэ бай ду
4:2 - чахар_ду или чари-ду
5:2 - пяндж_ду или пянджи-ду
6:2 - шеш_ду или шеш-ду
3:3 - ся_ляр (джут_ся) или ду-сэ
4:3 - чахар_ся или чари-сэ
5:3 - пяндж_ся или пянджи-сэ
6:3 - шеш_ся или шеш-сэ
4:4 - чахар_ляр
5:4 - пяндж_чахар или пянджи-чар
6:4 - шеш_чахар или шеш-чар
5:5 - пяндж_гоша (джут_беш)
6:5 - шеш_беш
6:6 - шеш_гоша
Говоря проще, можно запомнить цифры
1: ег или як, 2: ду, 3: ся или сэ, 4: чахар или чар, 5: пяндж или пянджи, 6: шеш, даблы и 6:5 надо запомнить отдельно.
P.S. В нарды я научился играть еще в 1947 году в Баку, на практике на вспомогательном судне Каспийской военно-морской флотилии, и хорошо ее освоил в Батуми, работая в порту.
Свидетельство о публикации №224102900635