Русские князья
ВОЛХА:Титул/прозвище "Святой"-прерогатива только Храма Христа.Отсюда весь текст проникнут христианством..Русь-то где?
1б."С Владимиром Мономахом(киев.князь в 1113—25 гг.)ситуация иная.Он выступает как "Мономах" в источниках,созданных при его жизни,в т.ч.сам называет так себя в собственноручно написанном "Поучении"."Мономах"— строго говоря способности/осо-бенности."Мономах"— родовое имя матери Владимира,дочери византийского императора Константина IX Мономаха.Оно было у князя,таким образом,с рождения,и прозвищем в собственном смысле этого понятия считаться не может.Ведь,скажем,из того,что чер-ниговские князья назывались "Ольговичами",потому что их общим предком был Олег Святославич,не следует,что "Ольгович" было прозвищем каждого из них.Сын Мономаха Юрий Владимирович,ставший родоначальником суздальской княжеской ветви и основав-ший будущую столицу нового единого русского государства Москву,с прозвищем "Дол-горукий" упоминается в источниках с 15 в.,т.е.3 столетия спустя после эпохи,ког-да жил.Сын Юрия Андрей,перенесший столицу Суздальской земли во Владимир-на Кля-зьме,под прозвищем "Боголюбский"(по его загородной резиденции в селе Боголюбове под Владимиром)называется в источниках с 14 в.,2 века спустя после своего време-ни.У сына Юрия и младшего брата Андрея— владимирского князя Всеволода Юрьевича не было прозвища "Большое Гнездо"."Большое" в данном случае перевод на соврем. русский язык эпитета "великое".(ст."Когда появились прозвища у русских князей?", Катехизис и Катарсис,Злой Московит,2024) ВОЛХА: Снова имеем дело исключительно с зристианством,его влиянием на народ Руси..ю
1в."Великое Гнездо"— под этим прозвищем(связанным с многодетностью князя,от ко-го пошли все многочисл.династии Сев.-Вост.Руси)Всеволод действительно упоминает-ся в источниках,но опять-таки через много времени после его кончины— только с 15 в.Аналогичная ситуация— с князем новгородским,киевским и владимирским Ал-дром Ярославичем,внуком Всеволода.Прозвище "Невский",связанное с его победой над шве-дами на реке Неве в 1240 г.,в известных нам источниках прилагается к Ал-дру на-чиная с 15 в.,почти 2 века спустя после смерти князя.Причем наряду с ним встре-чается и другое прозвище— "Храбрый"(позже,с 16 в.,осталось только "Невский"). Внук Александра московс.и великий владимирск.князь Иван Данилович(ум.в 1340 г.) именуется "Калитой"("калита"— сумка для денег)в известных нам источниках начиная с конца 14 в.Внук Калиты великий князь Дмитрий Иванович,победитель Орды в битве у Дона,на Куликовом поле,в 1380 г.,с прозвищем "Донской"упоминается лишь с 16 в. Итак,получается,что,если не считать Владимира Мономаха,все перечисленные князья известны под прозвищами,ставшими хрестоматийными,в эпохи более поздние,чем вре-мена,когда они действовали.Возможно,какие-то из этих прозвищ все же были прижиз-ненными,просто прозвище не попало в соврем.князю источники.Но тот факт,что боль-шинство прозвищ появляется в источниках в 14-16 вв.,вряд ли случаен: по-видимому ,перед нами осмысление деяний князей не современниками,а потомками.Читатель мог заметить,что автор,перечисляя князей по хронологии,2— Яро-слава "Мудрого"и Мсти-слава "Удалого"— пропустил."(ст."Когда появились прозвища у русских князей?", Катехизис и Катарсис,Злой Московит,2024) ВОЛХА: Не стоит пенять на память о кня-зьях народа..везде торчат уши Храма Христа.
1г."Пропустил не случайно: если в рассмотренных случаях прозвища читаются в средневек.источниках,пусть и спустя долгое время после кончины князей,то с Яро-славом и Мстиславом случаи особые.Прозвище киев-.князя Ярослава Владимировича, умершего в 1054 г.и ставшего предком всех позднейших Рюриковичей,кроме полоцкой ветви,очень прочно закрепилось за ним в историографии(включая зарубежную— скажем ,в англоязычных работах он последовательно именуется "Jaroslav the Wise").Оно вошло и в соврем.общественную жизнь: имя "Ярослава Мудрого" носит университет в Великом Новгороде,орден "Ярослава Мудрого" является госнаградой Украины.Однако стоит задаться вопросом об употреблении этого прозвища в средневек.источниках, как возникают серьезные сложности.Автор недавно вышедшей биографии Ярослава в серии "Жизнь замечательных людей" А.Ю.Карпов написал по поводу прозвища героя книги следующее:"Правда,в летописи,в других памятниках древнерусской обществен. мысли мы не найдем/почти не найдем этого прозвища".Несколько загадочное "почти" иллюстрируется цитатой из статьи Ипатьевской летописи 1037 г.:"Сии же премудрый князь Ярославъ." Но здесь,во-1-х,стоит эпитет не "мудрый",а "премудрый"; во-2-х, часть фразы,содержащая данный эпитет,является добавлением в текст "Повести вре-менных лет"(ее не содержат другие сохранившие текст"Повести" летописи,кроме Ипа-тьевской),внесенным,скорее всего,в конце 12 в.;в-3-х,главное,эпитет "премудрый", стоящий перед именем князя,является единичным определением,а вовсе не прозвищем: реальные княжеские прозвища помещались после имени князя,иногда с пояснением(на-пример— "зовомый Великое Гнездо")."(ст."Когда появились прозвища у русских князей?",Катехизис и Катарсис,Злой Московит,2024) ВОЛХА: Снова одно и то же..
1д."В другом,научно-популярном сочинении о Ярославе про его прозвище:"Москов-ские летописцы 16 в.назвали его Мудрым— под этим именем киев.князь навеки вошел в историю".Это утверждение одновременно и имеет под собой некоторые основания,и является неверным.В "Степенной книге царского родословия",памятнике московской литературы 1660 гг.,в степени,посвященной Ярославу,о нем в 2 разных местах:"Яко же сии богомудрыи Георгии"; "Богомудрыи же Ярослав".Здесь вновь мы видим не сло-во "мудрый",включающий его составной эпитет "богомудрый",во-2-х(и это опять-таки главное)— перед нами и в данном случае не прозвище,всего лишь стоящее перед име-нем князя определение; таких определений по отношению к Ярославу в посвященной ему степени немало— помимо"бо-гомудрого" он называется из историков,кто назвал Ярослава "Мудрым",был Н.М. Карамзин,среди источников кого были и Ипатьевская летопись с определением "пре-мудрый",и Степенная книга с определением "богомудрый".Завершая рассказ об эпохе Ярослава,он писал:"Ярослав заслужил в летописях имя Государя мудрого".Ссылки ис-ториограф не дал,вообще выразился очень осторожно— не"носил" имя "мудрого",а"за-служил"(причем слово "мудрый" напечатано со строчной буквы).Строго,привычного ныне словосочетания "Ярослав Мудрый" нет и у Карамзина.Оно начинает закрепляться в историографии только в кон.19— нач.20 вв.Таким образом,князь Ярослав Владими-рович не носил прозвища "Мудрый" ни у современников,ни у потомков,не "входил с этим им нем в историю": оно появляется только под пером историков Нового време-ни." (ст."Когда появились прозвища у русских князей?",Катехизис и Катарсис,Злой Московит,2024) ВОЛХА: Во-во,Храм Христа и историки-христиане..
1е."Прозвище "Удалой" по отношению к князю из смоленской ветви Мстиславу Мсти-славичу(ум.в 1228 г.),долгое время занимавшему новгородский,затем галицкий сто, применяется в историографии начиная с С.М.Соловьева.Оно вроде бы хорошо соответ-ствует личным качествам князя,отличавшегося как полководческим талантом,но лич-ной храбростью.Основанием для такого прозвища является посмертная характеристи-ка Мстислава в Галицко-Волынской летописи:"Потом же Мстиславъ великыи оудатныи князь оумре".Однако "удатныи" означает вовсе не "удалой"(слово в Средневековье писалось почти так же,как сейчас,— "удалый"),а "удачливый".Некоторыми учеными данная неточность осознается,они называют Мстислава Мстиславича не "Удалым",а "Удатным".Но исправление сути дела принципиально не меняет,поскольку "удатный" в сообщении о смерти Мстислава не является прозвищем.Хотя это определение и стоит в тексте ниже имени,относится оно не к нему,к последующему слову "князь":"Мсти-славъ великыи оудатныи князь оумре"— "Мстислав— великий,удачливый князь— умер". Перед нами единичное определение,констатация,что Мстиславу в жизни сопутствовала удача.Итак,прозвища древнерус.князьям,как правило,давались не современниками,а потомками.Некоторые из них,такие,как "Мудрый" по отношению к Ярославу Владимиро-вичу и "Удалой"(равно как и "Удатный")по отношению к Мстиславу Мстиславичу,вовсе не существовали в эпоху Средневековья: они являют собой фикции,возникшие под пе-ром историков Нового времени.Цитируется по: Горский А.А.Русское Средневековье."(ст."Когда появились прозвища у русских князей?",Катехизис и Катарсис,Злой Мос-ковит,2024) ВОЛХА:Верю сказанному..
ВЫВОДЫ Волхи:Как видно,прозвища русским князьям давали люди,крнепко связанные с Храмом Христа..со времени Никоновского Собора(новое христианство при Петре 1).
2а."Идёт набор материала..
Свидетельство о публикации №224102900066