Глава 2. Поиск ИИ факты надежные и спорны

    Основная проблема при поиске ИИ заключается в том, что за пределами Нового Завета  нет почти никаких следов этого Человека, Которому было суждено навсегда изменить ход мировой истории.
Только в Евангелиях обрисованы черты земной биографии и речи Иисуса. Евангелия не отрицают историчность Главного персонажа,однако,они не позволяют создать  цельный образ Иисуса Христа. Напротив, на основании Евангельского образа мы не имеем права говорить об исторической реальности Личности ,о характере Иисуса- Человека.
Личность Евангельского Иисуса буквально соткана из противоречий, поэтому многие противники ИИ говорят о Нём: "Многоликий Иисус" или "Сфабрикованный Иисус".Но несмотря на то, что среди ученых нет единства в том, каким был ИИ, есть определенные факты, относительно которых согласны практически все исследователи. Источники твердо убеждают  в том, что Иисус был еврейским учителем в римской Палестине I века, распятым при Понтии Пилате. По мнению практически всех ученых, нам известны об Иисусе и некоторые другие надежные факты, которые  могут позволить воссоздать образ ИИ  на основе евангельских сведений.
    1.Иисус  жил на севере Палестины,  в Назарете. Его общественная деятельность  пришлась  на 20-е годы I века н. э.
    2. Одно время Он был учеником Иоанна Крестителя, а впоследствии сам стал проповедником и учителем.
    3.Он призвал  двенадцать учеников;центром общественного служения Иисуса стала  Галилея, в частности, маленький  рыбацкий поселок Капернаум.
    5.Он проповедовал  учение о  «Царстве Божьем» и славился способностью исцелять больных и изгонять бесов.
    6.Около 30 г. н. э.Он отправился на Пасху в Иерусалим .
    7.В Иерусалиме Он вызвал возмущение  своими  действиями в Храме.
    8.Иисуса арестовала  группа людей, куда входили иудеи, связанные с храмовым культом, и римские солдаты.
    9.Иисус был приговорен прокуратором Понтием Пилатом к казни за то, что  называл себя ( или Его называли)  «Царем Иудейским», и был  распят римскими солдатами.
    10.После казни, как  утверждали   ученики , Он воскрес и являлся им.
    11.Ученики уверились  в том, что Иисус вернется, чтобы установить Царство Божее.
    12.Последователи Иисуса, ожидавшие  Его скорого пришествия, создали общину, проповедовавшую о вере в Иисуса.

    Почти все исследователи согласны с тем, что в первую очередь, Иисус возвещал правление Бога и  наступление царствования Бога на земле-«Царство Небесное». Вот ряд аспектов учения Иисуса, которые можно считать наиболее достоверными.
1.Представление о Боге как о «Царе» и о царствовании Бога Иисус унаследовал по большей части из еврейских Писаний и мысли раннего иудаизма.
2.Он в какой-то мере знал греческий ( говорил с Пилатом) и иврит ( читал Писание в синагоге), но обычно учил на арамейском.
4.Иисус часто  вступал в споры с фарисеями , в основном, по вопросам  о ритуальной чистоте .
  Нередко Иисус говорил примерно то же, что и Гиллель, фарисей, умерший еще до того, как Иисус начал свое служение, – но мысль Иисуса, в отличие от мысли Гиллеля, была пронизана апокалиптикой и эсхатологией.
6.На Него повлияли некоторые представления ессеев, отраженные в свитках Мертвого моря, в частности, в его фрагментах, найденных в Кумране.
7.Иисус, по всей видимости, полагал, что Его миссия, как и задача Его последователей, обращена только к Израилю («…на путь к язычникам не ходите», Мф 10:5).

  При том, что практически все исследователи  признают провозглашение Царства Божьего  центральной , ключевой темой провозвестия Иисуса,  именно в связи с Его представлением  о  ЦБ  взгляды  наиболее расходятся.
    Так, Додд, Иеремиас и  др  ученые отвергают идею  «эсхатологического» Царства.  По их мнению, Иисус  был уверен, что  ЦБ наступит — при Его содействии — еще до конца мира .Он связывал наступление ЦБ со своей личностью,  считая, что своим земным служением, своими исцелениями Он приближает   его наступление .
    Это наиболее убедительно следует из ответа Иисуса на вопрос Иоанна Крестителя, является ли Он Мессией.Иисус ссылается на совершенные им исцеления, в которых  видит недвусмысленный признак того, что новая эпоха уже наступила: «Если я изгоняю бесов Божьим перстом, значит, дошло до вас Царство Божье» (Лк 11:20).
    Иисус сообщает гонцам Иоанна также о втором факте, который свидетельствует о смысле его публичной деятельности: бедным возвещается о Спасении. Тем самым Иисус напоминает о словах пророка Исайи (61:1–2), которые с момента крещения были особенно значимы для Иисуса:«Дух Господа Бога — на мне, потому что Господь меня помазал. Он отправил меня возвещать обездоленным о Спасении,исцелять сокрушенных сердцем,пленникам объявить свободу,узникам — освобожденье..». Эти слова были прочитаны Иисусом в синагоге в самом начале его деятельности ( Лк 4:16–21).
    Хотя Иисус и не сомневался в том, что «Царство Божье» наступило уже сейчас — в Его провозвестии и в совершаемых Им исцелениях, Он осознавал также, что в этом веке праведники и грешники, добрые и злые неизбежно сосуществуют, живут рядом друг с другом. Он выразил это в притче о сорняках среди пшеницы (Мф 13:24–30) и в притче о неводе (Мф 13:47–52). Разделения и Суда еще нужно ждать — ждать до времени жатвы. Сейчас — время возвращения к Богу.Возникло движение, благодаря которому Божье Царство должно было стать реальностью уже сейчас и повсюду, среди этого мира.
     По мнению  некоторых ученых, представителей ультраконсервативного богословского течения,  христианская вера в Христа имеет реальное историческое обоснование. Они устанавливают связь между  проповедью ИИ и  возникновением христианской общины : Иисус собирал учеников и последователей, основывая на земле  "Новый Израиль" — общину своих последователей,т.к. «старый» Израиль «погряз в грехах». Провозвестие Иисуса  и свидетельство Церкви образуют единую до- и после-пасхальную весть и их нельзя изолировать друг от друга.
    Т.о.  эти  христианские ученые  исходят из идеи преемственности , считая что между ИИ и Иисусом веры нет никакой разницы ,хотя вся традиция «Поиска ИИ» утверждает радикальное расхождение и разрыв между этими двумя реалиями. Эти исследователи пытаются доказать достоверность всех евангельских повествований, начиная с аутентичности всего материала Евангелия Иоанна и заканчивая доказательством реальности непорочного зачатия.

    Большинство представителей скептического направления участников «Поиска» считают, что  материал Евангелий, отражающий  богословие Иисуса, Сына Бога , а также сообщающий о сверхъестественных событиях, нарушающих  естественные законы природы, являются неаутентичным. Но  то, что известно о Христе  из трех синоптических Евангелий, -достаточно достоверная информация.Большинство ученых не признают Евангелие от Иоанна исторически достоверным, считая, что оно представляет учение Церкви о  Христе.
    Вопрос о возможности или невозможности «чуда» как такового  выходит за рамки исторического исследования, поскольку принадлежит к области философского или богословского дискурса.

    Сандерс, Эрман,  Герд Людеман  и др  считают, что свое учение Иисус  основывал не на отсылках к Писанию или религиозным учителям, а исключительно  на собственном авторитете.
    Наиболее значимым  аспектом самосознания Иисуса была Его убежденность в том, что Он проповедует и действует от лица Бога. Он считал, что Ему напрямую  открыта воля Бога, что сам Бог поручил Ему интерпретировать свой Закон.
       Многие исследователи отмечают безусловное сходство учения Иисуса с иудейскими эсхатологическими чаяниями фарисеев. Как и фарисеи, Иисус ожидал пришествия ЦБ которое будет установлено прямым  Божественным вмешательством в ход истории.  В учении  Иисуса не было ничего, что противоречило бы  верованиям и практикам большинства иудеев ; контекстом Его учения Иисуса был апокалиптический иудаизм, и Иисус поэтому был  классическим представителем иудейской апокалиптики.
      Расхождения в мнениях  возникали  в связи с отношением Иисуса к социальным и политическим вопросам. Так, одни исследователи утверждали, что ИИ был в первую очередь, социальным реформатором и Его проповедь была направлена на изменение положения угнетенных жителей Галилеи. В этих работах образ Иисуса обусловлен социальным протестным движением в Галилее.
     Реконструкция социального(исторического) политического или  религиозного контекста жизни Иисуса не менее важны, чем реконструкция самой  Его личности.

     Центром служения Иисуса были исцеления. Основываясь на наработках психологии религии , была выдвинута гипотеза,что своими действиями Он действительно исцелял так называемые  конверсионные расстройства-различные психосоматические заболевания, имеющие психологические, а не физиологические причины.

     Для реконструкции образа ИИ  особенно важен вопрос о том, что нам достоверно известно о причинах  казни  Иисуса в 30 г. н. э., когда Он пришел в Иерусалим из Галилеи, чтобы праздновать Пасху.
    Э.Сандерс, пытаясь отделить достоверное от недостоверного, вначале указывает на самые несомненные факты: Иисус был казнен римлянами; Его учеников не ловили и не казнили. Кроме того, с высокой вероятностью можно утверждать, что Он был казнен за подстрекательство к мятежу или государственную измену, как претендующий на царский трон.
Сандерс считает, что если бы при   входе в Иерусалим Иисуса действительно  публично приветствовали как царя, Он, вероятно, был бы убит раньше, а те, кто провозглашали приветствия, вероятно, разделили бы Его участь.
Любая интерпретация смерти Иисуса должна совместить факты Его казни как притязавшего на титул «Царь Иудейский» и продолжение существования Его учеников как аполитичной мессианской группы, которая не была уничтожена и которую не замечали.
Если бы общественные беспорядки были  большими,  римляне  почти наверняка убили бы и многих Его сторонников.Причиной ареста могла явиться сцена  в Храме , убедившая первосвященников  и Пилата, что этому галилеянину нельзя позволять производить еще большие беспорядки.
Каиафа и Пилат, обязанные хранить порядок на фоне потенциальных кризисов и, скорее всего, имевшие поддержку многих священников из саддукеев, могли видеть в Иисусе опасность как  вероятного мятежника,  зная о том, какое огромное влияние Он  мог оказывать  на народ   при том, что  многие считали Его Мессией, сыном Давидовым, т.е. претендентом на трон.


Рецензии