Выборы в США

 Нет в мире более увлекательного политического зрелища, чем выборы в Соединённых Штатах Америки. С одной стороны, потому-что США — это 15% мирового ВВП по паритету покупательной способности, ядерная держава и неформальный лидер Западного мира. С другой стороны, потому-что битва в президентской кампании сосредоточена исключительно на двух людях. Это не Франция, где за выход во второй тур борется четыре кандидата (пример 2017 года), да и второго тура в США нет.
 Роли заранее распределены. Это  консервативный республиканец, отстаивающий традиционные ценности и опирающийся на белое население. И социал-либеральный демократ, придерживающийся модернистских взглядов, притягивая к себе любые меньшинства. На финишную прямую самих выборов они добираются сквозь партийный праймериз. Впрочем, если переизбирается действующий президент, то праймериз фиктивный.
 Конечно, даже самая отлаженная система иногда даёт сбои. К примеру, в 1912 году вместо двух (уже тогда) привычных кандидатов их оказалось трое. Действующий президент-республиканец Уильям Тафт, его предшественник и бывший однопартиец Теодор Рузвельт, выдвинутый Прогрессивной партией, и демократ Вудро Вильсон. Причиной такого расклада стала неудовлетворённость Рузвельта курсом Тафта. Что побудило его выставить свою кандидатуру на республиканские праймериз.
 И экс-президент без особого труда обгонит своего преемника: 278 делегатов против 48. Однако на партийном конвенте выдвигают Тафта. И 343 сторонника оппонента победителя покидают съезд, формируя основу новой партии — Прогрессивной. Такой раскол в стане республиканцев не мог не сыграть на руку демократам. Вильсон победит в 40 штатах, но только в 11 из них с большинством голосов.  А избирателей у будущего президента на 1,3 миллиона человек меньше, чем у Рузвельта и Тафта вместе взятых. 41,84% против 50,57% побеждает, если разделить второй показатель на два, пусть и не очень ровно.
 На американских выборах может быть всё. И победа за счёт 537 голосов, и поражение с преимуществом в 2,9 миллиона голосов. Это фортуна, в которой напрямую решается судьба сотен миллионов людей и миллиардов косвенно.


Рецензии