Соловей, мой соловей...

Памяти Бориса Базурова

Не то чтобы у меня было плохо с памятью, но убей Бог, не помню как и когда я познакомился с Борисом Базуровым, которого мне представили как музыканта планетарного масштаба, мультиинструменталиста, этномузиколога и патриарха российской фолк-сцены. Зато отлично помню какое неизгладимое впечатление произвела на меня его этно-рок-опера «Казак Разин Степан» (“Kazak Razin Stepan” a ethno-rock opera, 2CD’s “BSA records” 1992, Russia). Как я погружался в пучину этой удивительной музыки, растворялся в эпическом сказании о Святогоре, светлой рождественской Авсени и плыл по волнам на быстром Яике.

А Жан-Мари Десбьен - мой французский компаньон гастролей рок-групп «Мастер» и «СС 20» по виноградникам и сыроварням «шестиугольника», не способный разобрать и трех слов по-русски, не смог уснуть, всю ночь слушая эту оперу, поэтому вышел ко мне на встречу с красными от бессоницы глазами и очень усталым видом. Если бы я знал, что потом он меня грубо кинет вместе с Аликом Грановским (бас-гитарист «Мастера») и его директором Александром Ладыченко, я навряд ли бы подарил ему эти пластинки, которыми я очень дорожил, и подарил бы их более достойному человеку, например Дэну Маккаперти из Nazareth, у которого уже была другая Борина пластинка “Echo of Pagan Russia” ethnic suite by Folk Opera under B.Bazurov “BSA rec”,CD, 1992, Russia.

Кстати, и «Казак Разин Степан», и «Эхо Языческой Руси» были выпущены Александром Олейником (Светлая память!) без особой прагматики и были больше ориентированы на Запад, который, как и большинство людей в родной стране воспринимал исключительно вторичный фольклор, не имевший корней, в котором жили трафареты восприятия русской народной музыки только советских жанров: с баянами и скоморохами, балалайками и медведями, гитарами и цыганами, гуслями и матрешками. Где колхозный китч весьма профессионально и концептуально был обставлен количеством народа на сцене, особой ритуализацией и муштрой. А такие неиссякаемые источники вдохновения как знаменный распев, демественное троестрочие или этнический стих уже являли собой инструменты духовной обороны, которую вместе с Базуровым держали ансамбль «Сирин» Андрея Котова и хор Анатолия Гринденко «Древнерусский распев». Они возвращали музыку русской земли на русскую землю и пытались представлять её вне стен родного дома.

Изначально, в ряду редких исключений был ансамбль под руководством Дмитрия Покровского - талантливейшего музыканта и организатора, пропагандировавшего традиционную русскую музыку у нас в стране и за рубежом. Совместный с Полом Уинтером диск  «Earth Beat» (1987) стал настоящим открытием для многих, кто знал русскую народную музыку лишь в качестве сопровождения для танцев Игоря Моисеева. Именно у Дмитрия Покровского Борис Базуров прошел большую школу, а затем пустился в самостоятельное плавание со своими коллективами «Русичи» и «Народная Опера», суть которого состояла в отказе от потребительского отношения к этническому первоисточнику. Уже упомянутая, так впечатлившая меня и сразившая наповал Жан-Мари Десбьена этно-рок-опера «Казак Разин Степан»  написана без единого фольклорного «гвоздя». Слушатель не обнаружит в ней подлинных цитат. Однако этническими казаками верховьев Дона и устья Хопра работа была принята в качестве настоящей казачьей музыки. В саундтреке к фильму Андрона Кончаловского «Курочка Ряба» Боря тоже не стал эксплуатировать первоисточник, поэтому подлинные народные песни Нижегородской области исполняют простые крестьяне из села Безводное. И знаменитые слова М.И.Глинки о том, что «музыку сочиняет сам народ, а мы композиторы, её только аранжируем» здесь полностью подтверждаются.

«Курочка Ряба» выйдет всё в той же Франции. (“La Poule Russe” soundtrack by motion picture “Ryaba my chicken” directed by A.Konchalovsky, music by Boris Bazurov, 1995, CD, “La Bande Son”/”BMG” France). Сам фильм я посмотрю значительно позже и сделаю сильно запоздалое для себя открытие: Кончаловский просто с головы до ног обгадил, и даже не куриным пометом, русскую деревню, а вместе с ней и весь русский народ. И никакая музыка уже не может спасти этого положения. Моя, опубликованная в газете «Русская мысль» статья «Русский угол преломления» (Париж, 18-24 марта 1999) обошла эту тему и была посвящена исключительно Борису Базурову и его творчеству. Написав эту статью, я всё-таки думал о том, что однажды мы с Борей приедем во Францию, по которой он в свое время уже прокатился вдоль и поперек, но с другим музыкальным формированием, и поставим местную публику на уши. Но у меня во Франции не было никаких деловых связей, исключая Жан-Мари Десбьена, все отношения с которым я «похоронил» окончательно и бесповоротно, и теперь уже можно вспомнить, как это было.

 «А где здесь деньги «СС 20?» - спросил я у Алика Грановского, когда в один из дней по факсу получил проект договора от Десбьена. «Мы их будем кормить», - ответил Алик, нисколько не стесняясь демонстрации своих лучших человеческих качеств.  «То есть, как собак, - подумал я, - и наверное меня вместе с ними». В качестве ответа я отправил лягушатнику страничку текста испещеренную французским арго, включая эпитеты, касающиеся самого французского продюсера, а Грановскому с Ладыченко было предложено встретиться для мужского разговора недалеко от ДК ЗВИ, где в то время располагался офис компании Biz Enterprises, одно лишь название которой внушало уважение на расстоянии ста километров. Просить пластинки обратно было бы не совсем правильно, как и вытряхнуть всю еду и питье, которое оказалось в желудке Жан-Мари Десбьена, его российской невесты и её сына (А. Ладыченко), которые приперлись без всякого приглашения в ресторан «Европа-Азия», где по четвергам проходили концерты и заседания журналистского пресс-клуба, Почетным президентом которого я являлся, чтобы обсудить идею большого фестиваля российского рока во Франции. И, конечно же, они не могли сидеть за пустым столом. Долг вежливости велел накрыть для них, как и для остальных гостей.
К слову сказать, иногда и коллеги-журналисты отличались далеко не в лучшую сторону. Большинство из них приходили просто вкусно поесть и попить без дальнейших обязательств что-нибудь написать в своих изданиях. Среди них встречались загадочные персонажи, чьим письменным жанром были отчеты в соответствующую инстанцию и устный доклад начальству.
А однажды, стоило мне отвернуться буквально на минуту, как с моего стола украли двухлитровую бутылку водки Smirnoff, подаренную ребятами из журнала «Элита». И ладно бы это было шуткой! Более того, в качестве дружеского приветствия точно такие же бутылки были поставлены и на другие столы.

Грановский и Ладыченко на встречу не пришли... Ехать к ним я тоже не собирался. Ждать очередного появления в Москве Десбьена не имело смысла. Поэтому, как говорят в стране живодеров и перманентного адюльтера, «вернемся к нашим баранам».

В конце 90-х Боря еще не был поименован одним из основателей российского этно-симфо-рока и фолк-фьюжена, еще не получал хвалебный отклик от маэстро Эммета Чепмена, чей музыкальный инструмент стик он освоил наилучшим образом, а в последствие скрестил его с гуслями, создав собственную систему под названием «Гуслетар». Сам Чепмен Стик еще не определил Базурова «подлинным музыкальным сокровищем на своей родине и хорошо охраняемой прогрессивной тайной России» (PROGRESSION Magazine #60 (USA). Журнал "InRock" еще не написал, что в "... в деле синтеза принципов средневековой русской музыки и современных технологий
Борис Базуров – первый." ("InRock" magazine #51 (Russia).

В конце 90-х Базуров сочинит свою «Псалмофонию», которую представит в центральных московских залах и на фестивале Европейского Вещательного Союза в Дании. Записанная на нем программа транслировалась по BBС, Denmark Radio, WDR и еще дюжине европейских каналов. С ней Боря по моему приглашению приехал в Смоленскую область, где в Доме Культуры Вязьмы я запланировал его концерт в контексте предвыборной компании экс-председателя Гостелерадио СССР Леонида Петровича Кравченко в Госдуму РФ. Всем членам избирательного штаба показалось уместным, чтобы именно на смоленской земле прозвучала эта музыка, тем более, что концерт был бесплатным и, как было заведено в то время, предварял выступление кандидата. Я вернулся из Вязьмы за Борей в Москву. Мы погрузили всю аппаратуру в доставшуюся ему от отца «Волгу ГАЗ 24» и двинулись в путь. Получалось, что в день концерта Боря еще сам был всю дорогу за рулем, затем нам предстояло всё скоммутировать и провести саунд-чек, ну, и, может быть, немного отдохнуть...

Бесплатные зрелища у нас народ любит, поэтому зал Дворца Культуры был забит до отказа. Боря заметно волновался, потому что еще до начала выступления зрительские ряды наполнились шуршанием фольги и целофановых пакетов, запахами сельскохозяйственной продукции русской земли и крепкого самогона.

Боря подошел еще раз проверить клавиши, на которых он исполнял основную музыкальную часть, и вместе с вокодером звучал как симфонический оркестр и хор вместе взятые, когда из зала раздалась первая реплика.

- Кончай репетировать! - прохрипел чей-то зычный голос и Боря буквально отскочил от инструмента, а затем взял в руки новгородскую псалтирь и, вкратце рассказав о Псалмах, перешел к рассказу об инструментах, которые он использовал в своем творчестве.

- Это новгродская псалтырь XIII века. Естественно - это реплика, изготовленная известным московским музыкантом Андреем Бочко. Но, именно к этому времени относится самое раннее изображение гуслей-псалтиря. Оно было найдено на одной из миниатюр в новгородской симоновской (хлудовской) псалтири. Царь Давид играет на гуслях, имеющих изогнутое вовнутрь основание, и потому подобных многострунному луку. В 1970-х годах в Новгороде на берегу Волхова была найдена небольшая, с утратами, свинцовая литая накладка XIII-XV веков. На ней изображен гудец с гуслями, корпус которых походит на лук. Играть на псалтири можно следующими способами...

- Ну, занудил, - отчетливо послышался голос из первых рядов, - кому это всё на х.й нужно!

Зная Борю, и видя, как он занервничал, я было подумал, что сейчас концерт может закончится так толком и не начавшись. Но Боря взял себя в руки и исполнил первый Псалом, оглушив автора текста лавиной звуков и многоголосия.

Далее Боря продолжил чередовать Псалмы с представлением инструментов и стал описывать донскую лиру или, как её еще называют, донской рылей.

- Это древний музыкальный инструмент донских казаков.
Рылешники, песничьи или песельники в прошлые века были главными казачьими «историками» и хранителями традиций, передававшими из поколения в поколение народные идеалы в устной форме. Старинные казачьи песни и былины воспевали отвагу, доблесть и мужество предков, их воинские подвиги, верность товарищам и почтение к родителям, волю «во чистом поле». Эти казацкие поэты-музыканты представляли последнее приемничество «гусляров и дидов» - певцов славянских дружин самой глубокой древности. Некоторые из старинных Донских песен сохранились в народной памяти и поныне.
Донская лира состоит из резонансного плоского, овального ящика, к которому на общей нижней деке прикреплена довольно длинная и широкая, суживающаяся к конику, полая внутри «шейка» - гриф с помещенной на ней клавиатурой. В головку горизонтально вставлены четыре колка («закрутки») для четырех струн, из которых три находятся над декой, а четвертая внутри под правой тонкой деревянной «щечкой». 

- За...л конкретно! - в зале снова раздался уже знакомый всем хриплый голос, окрепший после очередного глотка.

- Это точно конец! - подумал я, и уже было собрался пройти в «ложу», из которой раздавалось всё это речевое великолепие, но Боря неожиданно проявил не свойственную ему невозмутимость, подошел к клавишам и врезал очередным псалмом по сусалам «искусствоведа».

Боря продолжал исполнять «Псалмофонию», а я в очередной раз удивлялся божественному звучанию этой музыки и самой музыкальной эклектике, в которой Базурову было доступно буквально всё от вологодского рожка до самого современного синтезатора, от древнерусского распева до джаза, арт-рока и симфонической музыки. Он быстро познавал и применял самые современные технологии, удачно сочетая собственное творчество с техническими познаниями. Хотя казалось бы к чему всё это, когда сами по себе традиционные стили этнической музыки за тысячелетия сумели подняться к вершинам человеческого духа и мастерства без услуг техно-прогресса и классической письменности.

После выступления к нам подошел человек из администрации Дома культуры и пригласил на чаепитие.

- Я не пойду, - сказал мне Боря, когда человек скрылся из виду.

- Нельзя, - ответил я, - это не рядовой концерт, мы всё-таки при делах. Это будет расценено, как неуважение и через нас экстраполировано на кандидата. И вообще, не надо уничижать людей, у которых есть ключ и печать. У кого ключ - тот Царь, а у кого печать - Бог. А у кого и то и другое, - тот сам Господь Бог и Царь в одном лице.

Когда мы вошли в комнату, где был накрыт длинный стол, на нас не обратили особого внимания, более того, нам даже пришлось спросить, куда бы мы могли присесть. Народ шумно общался между собой, обсуждал урожаи прошлых лет и домашние заготовки, родственников и соседей, пил чай из плохо помытых с трещинами кружек, ел бутерброды с заветренной колбасой и прогорклым сыром, об который могла сломать зубы очень голодная мышь. Спиртного не было. Время шло, но к нам по-прежнему никто не обращался и не задавал никаких вопросов, да и вообщем-то даже не смотрел в нашу сторону. После трудного дня хотелось нормально поужинать и лечь спать.

-Пойдем отсюда, - предложил Боря, - и я тут же согласился, когда кто-то вдруг встал со своего места и многозначительно сказал: "Товарищи, нам очень повезло, что сегодня здесь вместе с нами находится наш замечательный ... руководитель и мы бы хотели её попросить"...

- Ну, что вы, право, не надо, - картинно смутилась руководительница, кокетливо отведя глаза в сторону и прижав руки к груди.

- Ну, мы вас очень, очень просим, - почти хором заверещали присутствовавшие. Пожалуйста, спойте нам что-нибудь!

- Ой, ну, ладно, вы меня уговорили, - сказала она, и отойдя в угол комнаты, чтобы её всем было хорошо видно, запела: «Соловей, мой соловей...»

P.S.ДИСКОГРАФИЯ:

1.CD "ПУГАЧЁВЩИНА", 2015, ArtBeat Music
2. ART-BEAT Collection, “Cossack Bolero”, 2012
3. АВТОХТОНИКА, Борис Базуров [experience] : CD-приложение журнала “STEREO&VIDEO”, 2011
4.AUTOHTONICA live solo CD (с) Boris Bazurov [experience] ,2009-11, (p) mp3 - CDBaby, Amazon, itunes, etc.,
5. DVD Ethno-rock opera "RURIK the konung of RUS", 2006 © Boris Bazurov
6. “Boris Bazurov”-from”Contemporary Russian Classic”series “IDDK”, CD-Rom, 2002, Moscow, Russia
7. “The Pure Nature Music” two sampler tracks, CD, 2000, CA, USA
8. “The Psalmophony 2000” “ARC-system”, CD, 1999, Moscow, Russia
9. “Mediterrange” 2000, CD by mp3*com, CA, USA
10. “Chekhov & Tolstoy” 2000, CD by mp3*com, CA, USA
11. “The Psalmophony 2000” 2000, CD by mp3*com, CA, USA
12. “Cossack Razin Stepan” opera, part 1 2000, CD by mp3*com, CA, USA
13. “Cossack Razin Stepan” opera, part 2 2000, CD by mp3*com, CA, USA
14.“Apocryphas" 2000, CD by mp3*com, CA, USA
15.“Folk Opera archives” 2000, CD by mp3*com, CA, USA
16.“Rusalies” 2000, CD by mp3*com, CA, USA
17.“La Poule Russe” soundtrack by motion picture “Ryaba my chicken” directed by A.Konchalovsky, music by Boris Bazurov, 1995, CD, “La Bande Son”/”BMG” France
18. 9CD-Rom’s box - “Russian Folk Tales” music by B.Bazurov “1C”/”VX Multimedia”, 1996, Russia
19. “Echo of Pagan Russia” ethnic suite by FolkOpera under B.Bazurov “BSA rec”,CD, 1992, Russia
20. “Kazak Razin Stepan” a ethno-rock opera, 2CD’s “BSA records”1992, Russia
21. “Folk Opera”, folk-rock group under Boris Bazurov LP, “Melodiya”, 1989, USSR
22. “Rusichi”, Ensemble under B.Bazurov, LP, “Melodiya”, 1987, USSR
23. “Folk Opera under B.Bazurov” -single by “Club Magazine”, 1987, USSR
24. “Boris Bazurov and his FolkOpera”-single by “Melodiya Magazine”, “Melodiya”, 1988

КИНОГРАФИЯ:

«КУРОЧКА РЯБА» - режиссер А.Кончаловский,
оригинальная музыка, исполнение, аранжировка,
Каннский фестиваль 1994, CD саундтрек на “BMG France”

«ВОРОБЕЙ» - режиссер Ю.Шиллер,
основная программа ММКФ, 2009 г.,
художественный фильм, представлявший РФ,
оригинальная музыка, исполнение, аранжировка

«ЧЕРВЬ» - режиссер А.Мурадов,
основная программа ММКФ, 2006 г.
художественный фильм, представлявший РФ,
оригинальная музыка, исполнение, аранжировка

«ИГРА В ШИНДАЙ» - режиссер А.Разумовский,
внеконкурсный показ на ММКФ, 2006 г.,
оригинальная музыка, исполнение, аранжировка

«НОЧНЫЕ ПОСЕТИТЕЛИ» - режиссер И.Масленников,
Художественный телефильм, 2007 г.,
оригинальная музыка, исполнение, аранжировка

«МУР ЕСТЬ МУР» - режиссер Д.Брусникин,
телесериал - 3 части, 24 серии, 2003-05 гг.,
оригинальная музыка, исполнение, аранжировка

«ЧЕЛОВЕК ВОЙНЫ» - режиссер А.Мурадов

Музыка для спектаклей


Рецензии