Чеч. мифу об одиноком волке присущи мнг. черты

Из цикла "Параллельный Эль. Монгольско-нахско-дагъестанские встречи"/ Зэрэгцээ Эл. Монгол-Нах-Дагестаны уулзалтууд.


Чеченский миф об Одиноком Волке и монг. речевой конструктор.


"По волчьему следу, по лунному свету..."



В известном чеченском мифе, который мы не станем пересказывать мы видим не просто какой-то абстрактный букет древних представлений о волках, а именно монгольский след.

То что он монгольский или парамонгольский указывает буквально всё. Начиная с того, что волк остался один и кончая тем, что космический ветер срывает с него шкуру. А также и тот момент где указано, что земля из за апокалиптического ветра станет такой круглой, что если на одном краю света положить яйцо, то его можно будет увидеть с противоположного конца света.

Мы связываем этот мифологический сюжет с тейпом МАЛХИЙ.

Турецким националистам этот миф известен под названием "миф об одиноком волке и северном ветре". Чеченский его вариант лишь часть не дошедшего до нас цикла.

У турецких авторов о нём в реальности нет никаких представлений, но знакомые нам турецкие националисты утверждают , что он якобы "тюркский" и они якобы слышали о нём. Мы сомневаемся, так как нигде в турецкой националистической библиотеке его не нашли. Единственный, действительно, популярный среди тур. националистов волчий миф - это ЭРГЕНЕКОН МАГЪАРАСЫ. Но он явно монгольский.

Суть чеченского варианта мира в том, что "волк умнее всех и сильнее всех, только Всевышний не дал ему об этом знать". В этом якобы слабость волка. И сделал он это специально, чтобы обезопасить мир людей. Но когда грядёт конец света* волку предстоит узнать об этом. Грядёт космический ветер и люди будут сметены им как мусор. Останется лишь последний волк, который превозмогая все чудовищные испытания окажется  наиболее стойким.Он столь отчаянно вцепится в землю, что с него живого начнёт сползать шкура  И тогда перед гибелью он поймёт, что не люди, а волчий род был самым стойким, самым сильным на земле. И после этого придёт конец всему живому.

Что конкретно указывает на мнг. истоки мифа?

1. Волк в мифе остался один. Он - одинокий волк под луной. "Один" в мнг. НЭГ. Присутствует в ауарском отражается как "раз" - НУХ. В чеченском нет сегодня, но могло быть когда-то.

2. "Земля станет столь очищенной, что яйцо на одном полюсе земли можно будет увидеть с другого конца земли". Это мнг. МОЬЛОЬХ "выравнивать, обрубать ( напр. ветки). Мифический волк, прижавшийся к земле, превращается как бы в черепаху - мнг. ЯСТ МЭЛХИЙ. Здесь можно вспомнить, что легендарного прародителя гёктюрков враги "разделывают как Бог черепаху" и швыряют в болото. И далее мы видим, что мнг. МОЬЛХОЬОЬ - это один из эвфемизмов, означающих "волк". МОЬЛХОЬОЬ "четвероногий", ср. ав. диал. МАЛИХОГИЛИЩ "чеивёртый палец руки".

Мы уверены, что мифе о прародителе враги не отсекают руки и ноги полностью, а калечат, оставляя обрубки, то есть это как бы нечто ковыляющее на обрубках существо, не способное встать. От него и рождает волчица новое поколение племени.

Получается так, что всё погибло и надежд никаких, но  чудесным образом волчица спасает человеческое дитя. Гумилёв пишет, что это сказание о роде АШИНА, возглавлявшего древних тюрков. Но при этом он сам же утверждает, что род - монгольский по происхождению. гёктюрков он считает анимистами, а не тотемистами как Ашина.

В этиологических мифах - чудесное рождение какого-нибудь гибридного создания со всякого рода героическими миссиями - свидетельство о сохранении в памяти народа факта смешения их предков с иноплеменниками. Мохнатое же существо из пещеры всегда первопредок или один из них. В родословной самих монголов фигурируют сивый волк и каурая лань. Здесь ХЁХЧОНО - волчий тотем.

Почему ветер срывает шкуру с волка? Мнг. речевой конструктор указывает нам на мнг. НЭХИЙ "овчина" ( ср. ав. НУХИ "пряжа, моток шерстянные ниток), НЭХМЭЛ "ткань", НОХОЙ** "собака"(ав. hot ), диал. hwe), НЭХЛИЙ - "ребёнок родившийся после смерти отца или чей отец неизвестен" (со. ав. НАХЪ ("назад, позади, последующий"). Так как "шкура" это всегда спина, то здесь можно выделить и дагурское НОЬКЧ "хребет, позвонок".

Напомним, что у самих монголов практиковал обычай почётной казни своей знати методом перелома хребта. Шкура сорванная ветром с волка в чеченском сказании о конца света символизирует перелом хребта. И так как этот метод умерщвления не предусматривал проливание крови на землю, то по логике вещей у данного волка есть шансы на возрождение.




* В германо-скандинавской мифологии волк тоже связан с концом света.

** Собака часто является иносказанием о волке, в том числе у самих монголов


Рецензии