Пост-Монтрё до Валаама и обратно

Из цикла "Пересечения"
----------------------
     Это был фестивальный круиз в вгусте 1991 года. Он собрал телевизионщиков последних дней страны СССР и кое-каких зарубежных. Назывался «Пост Монтрё». Меня пригласили туда быть ведущей музыкальных программ. И что удивительно, пригласил сам мэтр Евгений ГИНЗБУРГ — режиссер популярнейших музыкальных ТВ программ того времени. Вспомнить хотя бы его знаменитые бенефисы Л.Голубкиной, Л.Гурченко, В.Васильевой, С.Крамарова, фильм «Свадьба соек»... Евгений Александрович увидел меня в телевизоре, где я в те годы частенько мелькала, и дал указание «найти эту девочку». Меня нашли, позвали, одели в какое-то дизайнерское мини- платье, сделали фото на обложку модной газеты «Созвездие» (половину кадра занимали мои ноги и чуть повыше), посадили на корабль и отправили по маршруту Ленинград — Валаам — Ленинград. 
     На корабль так же сели следующие товарищи (кого помню): Александр Белинский (самый крутой режиссер музыкальных фильмов, спектаклей, опер и балетов), Вячеслав Горский (джаз-рок музыкант, композитор), Владимир Чекасин (саксофонист, мировая звезда), Сергей Косач (автор клипов «Кар-Мен», «Комбинации» и др.), Дмитрий Быков (литератор), Андрей «Пацифик» Егоршев («Эхо Москвы»), Павел Шафир (саунд-продюсер, журналист), Лилия Вьюгина (оргкомитет фестиваля)… Из иностранцев по имени-фамилии никого назвать не могу. Запомнилась одна француженка, которую я не видела без сигареты во рту ни разу. Я шибко опасалась,что она насмерть отравится и отравит всех вокруг к концу круиза.  Такой бледный тощий ходячий декаданс в браслетах и перстнях.
     Поводом для круиза, как я припоминаю, был фестиваль в городе Монтрё (Швейцария), куда наших телевизионщиков пригласили и даже чем-то наградили. И вот, значит, наши ответили взаимным приглашением в шикарный круиз по русским рекам и озерам до русской  изюминки — Кижи, Валаам.
     Каждый день на корабле проходили концерты, которые я вела на русском и английском. Дизайнерское платье после съёмки для «Созвездия» у меня отобрали, и я выходила в своём. Благо, что накануне круиза успела съездить на Эдинбургский фестиваль с бэндом «Рыжая Трава» (Red Grass Band) и прикупить там кой-чего европейского.
     И вот после очередного вечернего концерта подходит ко мне сам великий Александр Белинский. Ласково приобнимает за плечики и молвит: «Я бы с удовольствием снял с Вами фильм… Ретро… Что-нибудь из 1930-х… Заходите ко мне в каюту. Потолкуем, обсудим». Я чуть ли не книксен сделала от такой милости мэтра. «Спасибо, зайду». Проходит день, другой. Я как-то затусовалась, затанцевалась и … забыла напрочь про приглашение «зайти в каюту». Может, зря? — теперь думаю. Сколько таких благоприятных шансов выпадало! А я, глупая, не пользовалась.
«Ну что же Вы не зашли, милая?» — только и сказал мэтр при прощании уже в городе Ленинграде (донашивавшем это название последние деньки). «Да так как-то, брат Пушкин...» Улыбнулся. Простил.
     Что еще примечательного случилось в этом круизе?
     Подходим к острову Валаам. Вываливаемся пестрой, веселой интернациональной тусовкой на пристань. Я оказалась рядом с молодым французским телевизионщиком, с которым мы немножко общались на корабле. Забыла, как зовут. Ну пусть хотя бы Жан… И первым на пристани к нам подходит мужичок. Худой такой. Жалкий. Трясет его всего. Достает что-то из кармана и протягивает нам с Жаном: «Купите!» Я смотрю, а это удостоверение лесничего острова Валаам.…………………..У меня перехватило горло... Я понимаю, что это исторически-драматический момент, который мог быть у писателя Достоевского. Или у писателя Короленко. Или у Лескова… Но это было взаправду. То есть мужичку продать было больше нечего. Совсем нечего! Не знаю, понял ли Жан, что происходит. Думаю, что понял. И возможно, использовал этот эпизод в своем французском ТВ творчестве. Удостоверение лесничего у мужичка Жан тогда не купил. Просто дал денег несчастному представителю русской народной беды под названием Perestroika and Glasnost.
     Потом подкатили к нам местные милиционеры на мотоциклах и предложили прокатиться до храма.. Мы согласились. Опрометчиво. Кто ж знал, что мы помчимся на бешеной скорости по лесным тропам с корягами и ухабами! Я вцепилась в спину милиционера и вопила, умоляла остановиться. Было нереально страшно. А товарищ милиционер хохотал себе и гнал что есть мотоцикловой мощи. Француз Жан ехал на таком же мотоцикле и вовсю веселился. О-ля-ля! Русский экстрим! Меня чуть кондратий не хватил. Да ну вас на фиг с вашим адреналином. Больше ни в жисть!  Кстати с таким же ужасом вспоминаю аттракцион «Американские горки» в парке Горького...
     Доехали до храма. Он был в строительных лесах и закрыт. Так что про Валаам могу вспомнить только бедолагу лесничего и гонку сумасшедших милиционеров.
     Ну и чтоб закончить рассказ, про прощальный банкет расскажу. Весь корабль был в курсе, что в последний день намечался заключительный пир. И соответственно готовились. Ну типа нарядиться, кудри завить, глазки подвести…
     Но — опа! — ждали не всех! А только оргкомитет и почетных гостей фестиваля. Иностранцев, само собой. На двери банкетного зала висел заветный списочек. Я себя в нем не обнаружила. А так же не обнаружили себя в нем Сергей Косач, Андрей «Пацифик» Егоршев, Дима Быков и еще целая компашка. Тут я, как девушка гордая и отважная, предложила поставить какие-нибудь столы прямо у дверей банкетного зала и накрыть, чем Бог послал. Народ бодро откликнулся, притаранил откуда-то столы, притащил из кают разной снеди и выпивона. И гитару, само собой. А то и несколько, не помню. Ой, как мы веселились, буянили и горланили песняка! Из банкетного зала на наше безумство потянулись ВИПы. И оставались с нами. Потом были пляски и международный праздник свободы! И это был андерграунд и оппозиция в одном флаконе!))) Зашибись тусовка!..
     
     На утро нас, сонных и пьяных, с едва собранными чемоданами, вытряхнули с корабля в городе на Неве. 
     
     Через несколько дней в стране случился ГКЧП. Тоже сонный и пьяный.
      


Рецензии