Русь 2
"У древних славян было поверье,что те просватанные невесты,которые не дожили до венца и умерли молодыми,превращаются в богинь-берегинь.Считалось,что если девушка перед свадьбой умирает от болезни или погибает от рук врагов,то она автоматически входит в пантеон славянских божеств.В языческой мифологии берегинями становятся и те девушки,которые сводят счеты с жизнью после совершенного над ней надругате-льства.Став берегиней,девушка не мстила своим обидчикам.Но она становилась защит-ницей тех достойных людей,которые живут верой и правдой и не нарушают законы пред-ков.Славяне в языческой мифологии Берегиню отождествляли с русалками и феями,жи-вущими на берегах рек,ручьев и других водоемов.Этой богине подвластно все,потому что она сотворила жизнь на земле.Ее считают создательницей и покровительницей духов вод,воздуха,леса и прочего.Подземными богатствами тоже владеет Берегиня.
В языческой мифологии Берегиня– женский собирательный образ древней могучей силы. Берегиня живет везде: в лесах,в полях,в водах.Имя «Берегиня» произошло от слова «беречь».Она защищает природу и людей от зла и погибели.Замужняя женщина несет в себе силу Берегини,потому что ее задача– хранить свой дом,свою семью и свой очаг. Берегиня– женщина-мать,защищающая своих детей.Богиня носит и другие имена,нежные и звучные: Лада,Леля,Жива,Дана.Эту богиню изображали в виде березы или русалки.В ведической истории священными деревьями Берегини считаются береза и плакучая ива. На иве очень любят сидеть русалки,греясь в лунных лучах.Славяне верили,что береза охраняет дом от нечистой силы, олдунов и ведьм.Поэтому часто перед своим домом высаживали небольшие березовые рощицы или аллейки.Ну или хотя бы одно деревце,да посадят! А уж какими целебными свойствами обладают березовые веники! До сих пор любители попариться в русских баньках прихватывают с собой парочку-другую сухих березовых веничков.Хотите приворожить любимого мужчину? Принесите из лесу березовую веточку и положите на порог дома своего избранника. Дождитесь,пока он переступит ветку,возьмите ее и произнесите заклинание: «Как этот прут сохнет,так пусть(тут нужно произнести имя молодца)от любви ко мне сох-нет».А дальше нужно веточку спрятать в сухое тайное место.Успех гарантирован!
А праздник этой богини устраивали тогда,когда начинали созревать хлеба: в самой середине июля: 15 числа.Славяне собирались на поле и обращались не только к Берегине, но и ко всем верховным богам с просьбами о защите и помощи.Готовили куклы-обереги берегини, которые приносили в дом.Вот какая Берегиня– одна из верховных славянских богов в языческой мифологии,покровительница и защитница рода людского."
(ст."Кто такой Кот Баюн?",История Тут,2018) "Имечко-то это кошачье какое мяконькое: Бааа-юююн…мур-мур,баю-баюшки,баю…Кажется,что котик сказочку-историю рассказывает и ластится, ластится..Добрый такой котеночек,тепленький и пушист-енький.А вот и нет: и не добрый,и не ласковый.В русских сказках кот Баюн– огром-ный и свирепый котище-людоед.Его волшебный тихий мурчащий голос усыпляет путник-ов,очаровывает,заманивает,а потом когти его расправляются и вонзаются в спящих. И спасения нет от этих страшных клыков и острых когтей!Имя кота произошло от слова «баять»- говорить,усыплять,баюкать.Это прозвище стало нарицательным: баюн – значит,хороший рассказчик,говорун,краснобай– за словом в карман не лезет,гов-орит красиво,складно.Живет кот Баюн очень далеко за синими морями в тридесятом царстве в густом непроходимом лесу.В этом лесу нет никакой живности: всех съел котяра.Восседает Баюн на железном столбе.С какой целью он туда забрался,сказки умалчивают.Предположим,что ждет кот доброго молодца,чтобы дать ему бой,а потом съесть.Но в лесу на столбе одному сидеть скучновато,поэтому иногда кот живет в избушке у Бабы-Яги.Да и бабусе в радость.Молва об опасном коте-сказителе далеко разлетелась по окрестным странам.Находились добрые молодцы то Иван-царевич,а то Андрей-стрелок,которые одевались-снаряжались и в путь собирались,чтобы добыть Баюна и приручить его.Брали с собой доспехи непростые: обязательно три железных колпака на голову для защиты от гипноза и сильных котовых лап,рукавицы и цепи тоже из железа,чтобы себя уберечь и Баюна приковать.Сказки всегда кончаются сча-стливо: свирепый кот был побежден и стал обычным мирным ученым котом.Так попал кот Баюн в Лукоморье.Железные цепи поменяли на золотые для блеска и привлечения туристов,а коту программу составили: вниз пойдешь по цепи– песни пой,наверх–ска-зку скажи.Так что,управу на сладкоголосых певунов найти можно легко: главное ко-лпак на голову не забыть,да цепи поближе держать случись что. Такая вот забавная история."
(ст."Где находится остров Буян?",История Тут,2018) "Прагматичные люди историям и сказкам не очень доверяют и частенько пытаются найти какой-нибудь подвох.Вот вы,например,задумывались когда-нибудь,где находится остров Буян? Что он такое: реален или все-таки этот островок мифический персонаж и порождение фантазии Ал-дра Сергеевича?Сразу скажем,что Пушкин А.С.только сделал хорошую рекламу этому острову Буяну.На самом деле в русском фольклоре город-остров известен очень даже хорошо и в сказках выполняет весьма солидные функции.Во-первых, в самом центре острова Буяна растет дуб,на котором висит сундук,а в сундуке спрятаны утка,яйцо и игла– смерть кащеева.Во-вторых,на острове Буяне богатыри частенько находят вс-якие волшебные вещи,которые помогают им справиться со злой нечистой силой и раз-ными пакостниками.А в-третьих,где-то недалеко от сокровенного кащеева дуба спря-тано каменное изваяние– алтарь.Вот если какому путешественнику посчастливиться найти это место и дотронутся до идола,то тогда этот человек может загадывать лю-бые желания: все они исполнятся.Ведь алтарь тот непростой,а центр всего мира.Вот какая история.Исследователи сначала считали,остров Буян– черноморский островок Березань.Но никаких волшебных вещей там не нашли и стали искать его в других местах.Потом подозрение пало на остров Рюген или Руян,что в Балтийском море.Сей-час эта земля принадлежит Германии,а вот раньше!На острове Руяне жили сильные люди, покорившие прибрежных жителей.Руяны или руги собирали дань со всего окрес-тного поморского населения.По мнению историков на острове обитало древнее славя-нское племя.Их предводитель называл себя королем.А соседские народы,германцы и поморы,звали его хакан-рус и трепетали перед могуществом вождя.ак пишут летопи-си.Славяне-руяны были язычниками,поклонялись Светлым Богам и чтили заповеди Пре-дков своих.Но,как бы то не было,а прямых доказательств на то,что это тот самый остров Буян,нигде не найдено пока.Чтобы споры поутихли, решено было дать имечко Буян небольшому недавно открытому островку в Северном Ледовитом океане.Конечно, трудно себе представить,чтобы купеческие корабли с товарами,которые следовали в царство Салтана,пробирались сквозь льды и айсберги архипелага Северная Земля ми-мо пустынного и холодного острова Буяна.Каким бы ветром их туда занесло?Но вот название острова вполне соответствует: буян– это базарная площадь,место, которое находится на возвышенности и открыто все взорам.И плывут мимо острова Буяна вов-се не торговые парусные корабли,а ледоколы и подводные лодки."
(ст."Гиперборея: новая легенда из старых сказаний и мифов",История Тут,2019)
"Приветствую вас,уважаемые читатели канала "История Тут".Надеюсь,эта статья буд-ет вам интересна и полезна.Историю народов мира всегда сопровождают легенды.И если одни были красивыми сказаниями о героях прошлого,то другие вели людей на новые свершения.Великие полководцы,например,Александр Македонский или Чингисхан, искали край мира,границу.Завоеватели Нового Света стремились найти загадочный Эльдорадо– город из чистого золота.Но ряд легенд прославился тем,что породил на своей основе новые мифы.Примером такого могут послужить сказания о Гиперборее.
Заветный край счастья и благополучия.Сама по себе Гиперборея возникла у эллинов – так ими была прозвана страна «далеко на севере».В греческих мифах загадочный край располагался за землями скифов.Солнце практически не покидало небесный свод ,суровые ветра и непогода не беспокоили великий народ.Гиперборейцы представля-лись грекам как целители,философы,предсказатели,ученые,стремящиеся к новым знан-иям и удовольствию.Они не ведали горя и были фактически бессмертны– прерывали жизнь,только если жизнь им наскучивала и решали,что на их век хватит.С северным этносом тесно связывался Аполлон– покровитель и герой гипербореев.Его служители, Аристей и Абарис,учили эллинов разным наукам.Богатое общество далекой страны ре-гулярно приносило щедрые дары грекам.Гиперборея– типичный пример неведомой стра-ны,где нет горя и болезней,где все сыты и счастливы,этакий «лучший мир» в грече-ской мифологии.Новая легенда из старых сказаний.Довольно необычной выглядит гип-отеза,возникшая в конце минувшего столетия: славянские этносы– потомки гипербо-реев,продвинутые,развитые,создавшие свою цивилизацию задолго до Эллады и Рима, Вавилона,индусов и шумеров.Непонятно,почему для мифических предков славян испол-ьзовано именно древнегреческое название.Если гиперборейцы действительно сущест-вовали,они должны были оставить по себе некоторое самоназвание,письменность,ос-татки.Интересным выглядит и доказательная основа: греческий миф обосновывается другими мифами индусов,шумеров и иных цивилизаций Востока.Наиболее приводимый пример– легенда о завоевании Индии ариями,выходцами с севера,двинувшимися на юг из-за ухудшения климата.Но здесь прослеживаются различия: гиперборейцы– ученые-гедонисты,довольные жизнью.Арии же– исследователи-завоеватели,далеко не бессме-ртные,погибавшие не только от скуки и пресыщения земными благами.Странно так же то,что плоды науки людей севера индийцы не смогли применить для защиты своей ро-дины: кочевники и даже греки умудрялись наносить им поражения и диктовать свои условия.У западных цивилизаций сведений о «просвещенных северянах» мало.У римлян Гиперборея известна по трактатам Плиния Старшего.Однако реальных подтверждений существования далекой страны латины не имели,а «гостей» с севера– германцев– сл-ожно воспринять как миролюбивую и развитую цивилизацию.Возможно,каменные лабир-инты на Большом Заяцком острове имеют некоторое отношение к гипербореям?Сами же греки,кроме двух прислужников Аполлона,почти не располагали именами гипербореев, а скифы,даки и сарматы(балканские и черноморские соседи эллинов)не владели свед-ениями о «рае на севере».Предположительные места страны гипербореев– Кольский полуостров и полярные границы России– изучены слабо.Крупные группы людей здесь почти не задерживались,возможные святилища, стоянки не изучены в полной мере(да и нужна ли была религия счастливым,бессмертным и просвещенным полубогам?).К тому же сложно понять,построены ли гроты и места поклонения рукотворно или были лишь временно обжитыми первобытными людьми.ерсия Гипербореи как прародины славяно-ариев все же противоречива и недостаточно проработана. Мифическую обитель Апол-лона проблематично отнести к реально существовавшей цивилизации."
(ст."Сакральное место энергетической силы– Синь-камень",История Тут,2019)
"Старожилы говорят,что рядом с этим камнем происходят невероятные вещи: пропада-ют не только предметы,но и люди; вдруг,откуда ни возьмись,при ясной погоде возн-икают огненные шары,летящие по воздуху; как само собой разумеющееся– не работает Интернет,разряжаются мобильные телефоны.А еще этот камень блуждающий: сам может передвигаться с места на место.Ученые считают,что все загадочные явления случа-ются потому,что камень притягивает к себе энергетические силовые линии.Для магов ,чародеев и колдунов место,где располагается волшебный камень,знаковое: здесь можно хорошенько подзарядиться энергией.Называется этот валун– Синь-камень,Синий Камень.Лежит он на берегу древнего Плещеева озера у города Переславля-Залесского в национальном парке,который так и называется «Плещеево озеро».Самому водоему насчитывается более 30 тыс.лет.Озеро возникло в конце ледникового периода,тогда, когда в Европе началось отступление континентальных ледников: таяние льда и сне-га наполнило карстовую глубокую котловину водой.Камень огромен: ок.12 тонн.Лет 40 назад он был выше человеческого роста,а сейчас потихоньку уходит в землю.На самом деле темно-синий цвет появляется только после дождя.А так цвет такой же, как и у большинства камней– серенький.Во времена язычества,да и в период уже устоявшегося православия,люди обожествляли камень и поклонялись ему.Возможно, повинна в колдовской силе Синь-камня возвышавшаяся рядом Ярилина гора,которую позже стали называть Александровой: на ней издавна стояли идолы и проводились языческие обряды.В истории есть данные о магической силе синего валуна.В 17 в.в описании жизни преподобного Борисоглебского монастыря Иринарха Ростовского ука-зывалось на то,что священники,решив навсегда убрать языческий фетиш с глаз людс-ких,приказали дьякону Онуфрию закопать камень.Что тот и сделал.И вдруг дьяк стал сильно болеть.Монах вылечился от лихорадки только тогда,когда закопал валун- это версия.Как бы то ни было,но Синь-камень по-прежнему лежит на поверхности: то ли монах поспособствовал этому,то ли сам валун через некоторое время выбрался из заточения.Лет через 100 после этих событий хотели камень положить в фундамент строящейся церкви.С трудом погрузили на санную подводу и повезли по озерному ль-ду.Разумеется, лед треснул под такой-то тяжестью,или же валун не захотел стать частью церковного фундамента,но Синий Камень утонул.Прошло еще около 100 лет,и камень выполз на берег– не любит он влагу.Истории,предания и суеверия связанные с чародейским валуном:Считается,что этот громадный валун наделен врачебной маги-ей: женщин лечит от бесплодия,а мужчинам дает силу.Можно посидеть на камне– тоже будет терапевтический эффект.Прикосновение к камню гарантирует успех в делах и удачу в жизни.Нужно только принести ему небольшую жертву: копеечки или конфетки будет достаточно.Реагирует камешек на погодно-климатические явления: если он больше обычного погружен в землю,то ожидаются сильные холода.А на солнышке быв-ает наоборот: камень любит тепло и выползает наружу из грунта,когда наступает жара.Странно,но снег на камне не лежит: вокруг лед и сугробы,а на камне пусто.
И еще Синий Камень обожает гулять.Как он это делает,воочию никто не видел,но свидетельства есть– любит ходить с места на место и менять свое пристанище на новое.История невероятная! Если не верите,то проверьте сами– вот вам наводка: адрес– Переславль-Залесский,Плещеево озеро."
(ст."Кто построил каменные лабиринты на Соловках?",История Тут,2019)
"Доброго времени вам, уважаемые читатели! Благодарю за то,что посетили мой канал "История Тут".Среди множества интересных и загадочных строений,которые достались нам в наследство от древних времен,выделяются лабиринты.Что такое– «лабиринт»? Обычно так называют строение,конструкция которого включает помещения и запутан-ные пути,приводящие или к выходу,или в тупик.Лабиринты,построенные человеком, известны у разных народов,начиная с далекой древности,и встречаются во многих уголках земного шара.Уже во времена неолита,где они изображены в виде наскальных рисунков.В Древнем Египте около 4 тыс.лет назад был построен лабиринт в пирамид-ном комплексе фараона Аменемхета III.Он использовался для того,чтобы скрыть мум-ию египетского царя от возможных грабителей.Но больше всего известен критский лабиринт,который,по мифическому преданию,был построен Дедалом для чудовища Мино-тавра.Это было одноходовое сооружение из семи кругов.Подобная форма имела широ-кое распространение.Лабиринты строились и в Древнем Риме,и в странах Древнего Востока.Лабиринты известны и на русском Севере.В этом крае особо можно выделить подобные сооружения на Соловках.У входа в Онежскую губу в водах Белого моря рас-положен Соловецкий архипелаг.Лабиринты на этих островах начали строиться еще пять тысяч лет назад,в период неолита.Всего здесь открыто 35 подобных сооружений .Наибольший интерес вызывают лабиринты из камня,которые построены на Большом Заяцком острове.Это целый комплекс из 14 лабиринтов.По площади они занимают поч-ти половину квадратного километра.Основным материалом для сооружения лабиринтов был булыжник местного происхождения.Размеры лабиринтов различные: диаметр самого маленького лабиринта составляет почти шесть метров,а диаметр самого большого– более 25 метров.Размер камней,используемых при строительстве лабиринтов,состав-ляет от 30 до 40 см.Лабиринты на острове имеют форму спирали,а в отдельных случ-аях двух спиралей,которые представляют собой две линии(в виде змей),направлен-ные к центру.Спираль представляет собой линию,которая из центра раскручивается к внешнему краю(от хвоста змеи к ее голове).Всего насчитывают пять вариантов ост-ровных лабиринтов,но все они имеют только один вход(он же и выход)и большинство этих входов расположено на южной стороне сооружения.Некоторые входы устроены на юго-западной или западной части лабиринтной фигуры.Каменная лента спиральных ли-ний имеет различную толщину.Хотя при сооружении лабиринтов использовались дово-льно примитивные средства(камни-валуны),можно говорить об определенной художест-венной ценности этих сооружений,принимая их как памятники первобытного искусст-ва.Особенно это заметно,если учитывать,что сам лабиринт есть аллегория свернутой змеи(или змей),а в змея в жизни людей первобытного общества была символом зла и смерти.Об это наглядно показано в эпосе «Калевала».Лабиринты на Заяцком острове сочетаются с каменными валами,составляя вместе целый комплекс сооружений.Таких валов известно 250 штук и нередко они используются как курганы.Здесь археологи находили человеческие кости.Характерная особенность этого комплекса состоит в том,что лабиринты находятся на западе острова,а валы– на востоке.Есть еще два элемента комплекса– солярные (солнечные)символы,которые сложены из камней и рас-полагаются в замкнутых контурах,и дольмены.Каково же предназначение этих камен-ных лабиринтов? Точно неизвестно.Есть различные гипотезы,которые пытаются объяс-нить это творение рук человека.1.Лабиринты– граница между двумя мирами: людей и духов.В лабиринтах проводились специальные ритуалы,помогающие душам умерших лю-дей попасть в свой мир.2.Лабиринты– ловушки для рыб,которые во время прилива за-плывали в концентрические круги,а после ухода воды оставались в лабиринте.3.Ла-биринты– своеобразные календари.4.Изотерическая теория объясняет сущность лабир-интов как символ приобщения человека к миру духов,как возможность путешествия души человека в потусторонний мир и обратно.5.Лабиринты– остатки культуры людей, которые жили в стране Гиперборея.Когда-то эта страна находилась на побережье Се-верного Ледовитого океана,там был мягкий климат,хорошие условия для существова-ния древней прародины ариев.После наступления похолодания,арии ушли,а лабиринты остались как свидетельство существования их цивилизации.То,что лабиринты появля-ются в древних эпохах,сомнению не подлежит.Они в основном однообразные по форме (концентрические линии– символ змеи),но различные по размерам.Однако,на сегодня нет единой гипотезы(теории),объясняющей предназначение этих сооружений.Эту зага-дку нам еще предстоит решить."
(ст."Озорная нечисть анчутка",История Тут,2018) "Никогда не произносите это имя вслух! Иначе маленький злобный чертенок тотчас же явится перед вами,а что потом случится– предсказать невозможно.Этот бесенок перемещается мгновенно,мож-ет невидимым стать или перевоплотиться в любое живое существо и ну проказничать! Чистое наказание! В славянской мифологии анчутками называют маленьких озорных злых духов,которые наносят вред людям.Как-то один особо смелый анчутка досадил волку-оборотню так,что тот со злости погнался за ним.Оборотень догнать анчутку не догнал,зато пятки у чертика откусил.Теперь все анчутки живут без пяток.А выг-лядят они так: тело шерстяное,волосатое,а на голове: голенько и гладенько– лысо. А бывает и наоборот– кому как анчутка покажется.Обитают они везде: в бане,в во-доемах,в поле.Так и называются: анчутки банные,водяные и полевые анчутки.Самыми снисходительными и безвредными считаются полевые анчутки.Селятся они в разных растениях.Особого зла людям не делают,но придают вершкам и корешкам неприятный горький вкус.Банные анчутки весьма проказливы: любят пугать моющийся люд разными страшными звуками и радуются.Или нашлют сон на распаренного человека,тот и умер-еть может во сне,коли вовремя не разбудят.А то вот был случай: превратился анчу-тка в голую девицу и по двору шасть в баню! И так проказничал не раз,и не два. Мужики дивятся.Решили ту девицу изловить.Окружили баньку,зашли внутрь.Глядь,а там нет никого.Только следы лап без пяток на полу мокреют.Как ни жаль,а пришлось ту баню сжечь и новую отстроить.Больше анчутка не приходил.С домовым анчутка не дружит: боится.Конкуренция.Домовой сильнее.И если хозяева радушные и с домовым ладят,то никакой злой дух не страшен.Не любят анчутки домашних животных: кошек и собак и сторонятся их: а вдруг примут за мышь да как схватят! И еще,как вся неч-исть,анчутки боятся соли.На всякий случай нужно соль сыпать понемножку везде,где могут проявиться недобрые духи.Самый злой и погибельный– анчутка водяной.Может зазевавшегося пловца на дно утащить,наслав на ноги-руки судороги.Или опутает тиной и водорослями тело так,что не шевельнуться.Вот и тонут люди.Водяные анчут-ки боятся железных изделий.Вот почему всегда надо иметь при себе булавку: и беса отпугнешь стальной иглой,и себе поможешь при судорогах.Не любят люди анчутку. Оттого и называют его отвратительным,гадким,мерзким,ужасным бесенком.Даже жаль его.А он ведь ни в чем не виноват– ему на роду написано таким быть."
(ст."Новгородский князь Рюрик: реальность и вымыслы",История Тут,2019)
"Версии происхождения легендарного новгородского князя Рюрика,родоначальника 1-й древнерусской династии,и основные направления деятельности.Начало истории Росси-йского государства теряется в веках,и оно тесно связано с легендарной личностью князя по имени Рюрик.Теория призвания варягов.Его имя первый раз упоминается в «Повести временных лет»,где описываются события о призвании варягов на правление в Новгородскую землю.История эта темная и не имеет однозначного толкования.Суть ее заключается в том,что северные славянские и другие соседние племена прогнали варягов, которые собирали с них дань,а попросту грабили.После это они стали сами управлять своим краем,но у них начались междоусобицы.И тогда они решили пригла-сить себе в правители князя со стороны.Для управления пригласили Рюрика,который прибыл со своими братьями.Рюрик стал править в Новгороде,а братья Трувор и Сине-ус получили Изборск и на Белоозеро.Так написано в летописи,но некоторые историки считают,что летопись прочитана неправильно.Так,Л.Гумилев обоснованно указывает, что никаких братьев не было,что эта путаница произошла от неправильного понима-ния летописей.Нужно это место в летописи понимать так: Рюрик,его родственники (sine hus)и дружинники(thru woring).И тогда выстраивается логичная линия: призв-али Рюрика,он взял своих родных,свою дружину и пришёл к славянам.Но не все одно-значно воспринимают это событие.Некоторые историки считают,что Рюрик силой захв-атил власть над славянами,а летописец позже обосновала законность прав его пото-мков на власть.Другие считают,что Рюрика действительно приглашали,но только для ведения военных действий с соседями,а он,по окончании войны,захватил власть.Лет-опись это событие помещает под 862 г.Основная деятельность Рюрика.Обосновавшись в Новгороде,Рюрик начал укреплять свою власть.В 864 г.он подавил восстание како-го-то местного правителя Вадима Храброго,опиравшегося на местных бояр,волхвов и купцов.Чтобы обезопасить себя от подобных восстаний,раздал своим дружинникам го-рода,чтобы создать для себя верную опору.Во внешней политике прослеживается стр-емление к расширению своих владений за счет новых территорий.В летописях указыв-аются города и территории,которые подчинялись Рюрику.Это Новгород(расселение славян),Полоцк(расселение кривичей),Ростов(расселение мери),Белоозеро(расселе-ние веси),Муром(расселение муромы).Здесь явно и чётко наблюдается линия движения ,как на запад,так и на восток.Не оставались без внимания и южные рубежи княжест-ва.Правителями в Киеве тогда были Аскольд и Дир. С ними Рюрик 866-70 гг.вел вой-ну,которую он выиграл.Правители Киева вынуждены были заплатить выкуп.Версии,поя-сняющие происхождение Рюрика.Норманская версия: Рюрик называется варягом,а посл-едних отождествляли со шведами или норманнами.Отсюда следует,что Рюрик родом из Скандинавии.Вторая нормандская версия: Рюрик– конунг шведского города Уппсала Эйрик Эмундарсон.Датская версия: Рюрик– датский викинг Рорик Ютландский,брат или племянник потерявшего трон датского короля.Западнославянская версия: Рюрик про-исходит от западных славян(ободриты,руяны,поморяне).Версия М.В.Ломоносова: счи-тал Рюрика выходцем из племени пруссов.Версия Иоакимовской летописи: в Новгороде был старейшина Гостосмысл.Рюрик приходится ему внуком.Он родился от брака его средней дочери и неизвестного князя-варяга.Рюрик скончался в 879 г.В качестве наследника у него остался малолетний сын Игоря.Его опекуном стал родственник или ближайший родственник ли сподвижник Олег.В целом можно отметить,что Рюрик не являлся князем всей Руси,а был лишь князем Новгородской земли.Но его историч. место в русской истории состоит в том,что он стал основателем первой династии Рюриковичей,которая правила на Руси,а потом и в Московском государстве до начала 17 в.То есть,в определенной мере,он был основателем государства на Руси."
(ст."Не бесславьте понапрасну князя Игоря!",История Тут,2019) "Я решила обра-титься к теме,которая уже не раз уже мелькала на просторах Дзена: по названию статьи,я думаю,что вы уже догадались,о ком сегодня пойдет речь.Дело вот в чем.В советский период история твердо стояла на позициях марксизма-ленинизма.И правил-ьно делала,мыслится мне.Но все ж некие перегибы присутствовали.Так,у подрастаю-щей молоди четко формировалась «активная гражданская позиция» и классовая точка зрения.Следовательно,бунт,восстание,а еще лучше– революция– были за наших,за красных,и против эксплуататоров.На этом фоне князь Игорь подавался как неудачн-ик: и поход на Византий провалился,и с древлянами непонятки вышли,и,вообще,путь свой закончил как-то бесславно и трагично.И эта характеристика тянется уже ого-ого! сколько лет.А как же было на самом деле? Прикинем все "за" и то,что нам еще известно.Летописи указывают,что Игорь был сыном Рюрика,а также,скорее всего,как-им-то потомком Гостомысла(внуком?).О дате его рождения имеются противоречивые сведения: от 871-79 гг.Хотя большинство историков склоняется к 862 или 878 г. Еще при жизни Рюрик определил к Игорю опекуна,своего родственника Олега.После кончины Рюрика Игорь с Олегом какое-то время правили в Новгороде,укрепляли вла-сть,а потом двинулись на юг с целью поставить под контроль путь «из варяг в гре-ки».Удача им сопутствовала,они захватили Смоленск и другие попадавшиеся на пути города,а в 882 г.овладели Киевом.Вот тут прилетает первая ласточка: недальновид-ным политиком Игорь не мог быть. При таком мудром советнике, как Олег,недотепой мог стать только неадекват,а Игорь был далеко не простофиля и науку Олегову впи-тывал.А при них и супруга его,Ольга,тоже поднаторела и любомудрия набралась.Кст-ати,об Ольге.Вот тут-то женитьба Игоря– тайна за семью замками!В летописи указа-но,что к 903 г.ему привезли невесту по имени Прекраса.Игорю к тому времени уже было лет 25,если верить монаху Нестору.По неизвестной причине ее нарекли Ольгой (не Олег ли посодействовал?).Есть сведения,что она была дочерью Олега(может,по-тому и Ольгой переименовали?).Сколько ей было лет,доподлинно неизвестно.Они ист-очники говорят,было тринадцать,другие– десять лет.Если высчитывать возраст Ольги и женитьбу Игоря по рождению Святослава,то вот что получим:«В год 6454(946).Оль-га с сыном своим Святославом собрала много храбрых воинов и пошла на Деревскую землю..И когда сошлись оба войска для схватки,Святослав бросил копьем в древлян, и копье пролетело между ушей коня и ударило коня по ногам,ибо был Святослав еще ребенок.И сказали Свенельд и Асмуд:"Князь уже начал; последуем,дружина,за княз-ем".(Повесть временных лет).Если принимать эти сведения,то получается,что в мом-ент рождения Святослава ей было плюс-минус 40 лет.Для того времени это было поч-ти нереально.Отдельные летописи говорят,что семья Игоря была намного больше: у его сына Святослава был какой-то брат Улеб(Глеб),также племянники– Игорь-младший и Хакон(Акун).Возможно,Святослав был не первым ребенком,но единственным выжив-шим.Поэтому и возраст матери на момент его рождения был почтенным.А вот вторая ласточка: во время похода Олега на Византию Игорь оставался править в Киеве.Ра-зве оставил бы Олег вместо себя пентюха и несмышленыша? Не для того он окрестные земли воевал,чтобы юнец простак их разбазарил!Достоверно неизвестна дата смерти Олега,поэтому точно неясно,когда Игорь стал единовластным правителем.Но он сразу же столкнулся с проблемой укрепления своей власти.На землях между Припятью и Днепром жило племя древлян,на которых Олег наложил тяжелую дань.Древляне решили, что у молодого и неопытного князя можно добиться уменьшения дани и подняли восс-тание.Однако Игорь в 914 г.подавил мятеж,а дань увеличил еще больше.Древляне вы-нуждены были подчиниться.Последующие 28 лет ничем ярким в летописях не отмечены. Получается,что Игорь просто сидел в Киеве и ничего не делал.Для князей того вре-мени это несколько необычно.Но разумного объяснения такой ситуации нет.Единст-венно,что пришлось киевскому князю сделать,это вести борьбу с печенегами.В 920 г.он совершает поход на печенегов.Это был настолько сокрушительный поход для кочевников,что последующие двадцать лет они боялись разорять русские земли.Возм-ожно,были и еще какие-то события,но летописи об этом молчат.Это третья ласточка, которая говорит в пользу Игоря: и древлян к порядку призвал,и печенегам указал на их место.С 940 г.начинается активная внешнеполитическая деятельность,направ-ленная,прежде всего,на Византию.Скорее всего,здесь у князя были торговые интере-сы.Игорь контролировал весь днепровский путь,по которому торговые караваны отно-сительно безопасно могли плыть в море и далее к грекам.Всего Игорь совершил два похода против Византии.Он собрал большое войско,которое погрузилось на ладьи,и в 941 г.направился вдоль берегов Черного моря в Царьград,грабя все по пути.Гречес-кий император,узнав от болгар о движении русских воинов,закрыл вход в гавань св-оей столицы и ждал флотилию Игоря у пролива Босфор.Используя «греческий огонь», противник сумел зажечь русские ладьи.Древнерусское войско потерпело поражение. Много воинов погибло,только Игорь с небольшой дружиной на десяти кораблях верну-лся домой.В 943 г.Игорь совершил второй поход на Константинополь.Он собрал бол-ьшое войско из варягов,славянских и угро-финских племен,даже участвовали печене-ги.Греческий император, знав о приближении такого огромного войска,не решился вступить с ним в сражение.Он прислал послов с богатыми подарками.Результатом 2-го греческого похода Игоря стал договор 944 г.Он был прописан в Киеве,куда приб-ыли византийские послы.Договор имел торгово-военное содержание.Он касался в осн-овном купцов и пленных воинов.По итогам этих походов: да,была неудача.Но учли ошибки и свое таки взяли.Немало непонятного связано и со смертью Игоря.В ее лет-описном описании князь выставляется жадным и недальновидным человеком.Есть нес-колько версий смерти князя.Древлянская версия: осенью 945 г.Игорь послал собира-ть дань с древлян своего сподвижника Свенельда.Но воины княжеской дружины были недовольны тем,что они остаются без добычи.Игорь пошел сам собирать дать,а воин-ам разрешил грабить и убивать древлян.Затем он совершает необъяснимое действие: отпускает дружину домой,а сам лишь с десятью воинами решил еще пособирать дань. Обозленные древляне во главе со своим князем Малом наказали Игоря недалеко от города Искоростень.Германская версия: Игорь со своей дружиной отправился собир-ать дань с каких-то германцев,которые проживали у Варяжского моря,но был убит. Хотя некоторые историки считают,что это описание одних и тех же событий,прирав-нивая «германцы»– «древлянцы».Интересен тот факт,что погиб один Игорь,а основная часть дружины вернулась домой.Возникает еще одна версия,что смерть Игоря– заказ-ное убийство,которое совершили его дружинники,но обвинили во всем древлян.Так что,князь Игорь не был каким-то неудачным правителем,как пытаются нас убедить некоторые летописи и историки.Он внес свой вклад в развитие Древнерусского госу-дарства.Вот поэтому память о нем сохранилась через века,а мы до сих пор о нем говорим."
(ст."Как Аскольд и Дир Царьград воевали",История Тут,2018) "Об этом походе очевидцы,современники и летописцы более позднего времени оставили много свидете-льств.Так в «Повести временных лет» монах Нестор писал:«Аскольд же и Дир оста-лись в этом городе,собрали у себя много варягов и стали владеть землею полян…В год 6374(866).Пошли Аскольд и Дир войной на греков и пришли к ним в 14-й год ца-рствования Михаила.Царь же был в это время в походе на агарян…»Аскольд(сканди-навское Haskuldr или H;skuldr,в летописях Асколдъ и Осколдъ)и Дир(Диръ– по скан-динавски «зверь»)были варягами-воинами из дружины Рюрика.Затем стали княжить в Киеве.Очевидно,у них была достаточно большая и боеспособная дружина,если они смогли угрожать более могущественному соседу.Причины похода на Византию в 860 году не совсем ясны. Есть несколько версий.Стремление установить контроль над торговым путем «из варяг в греки».Взять богатый выкуп и разграбить окрестности Константинополя.Византийский император Михаил III не стал подтверждать мирный уговор,заключенный его отцом Теофилом.Киевские князья решили продемонстрировать свою воинственность.Византийцы учинили притеснение купцам русов.Эта причина вы-зывает сомнения у некоторых авторов.Военный набег был хорошо подготовлен. Войско сплавлялось по Днепру на ладьях,число которых было от 200 до 360.Так,Иоанн Диа-кон,хронист X-XI вв.из Венеции,насчитал 360 судов.Византийцы-очевидцы писали, что русы прибыли на 200 ладьях.Каждая ладья вмещала 30-40 дружинников.Таким обр-азом,под знамена Аскольда и Дира собралось от 6000 и более 10000 воинов.Разведка у киевских князей работала хорошо и донесла, что основное войско греков во главе с императором Михаилом III ушло воевать с арабами,а византийский флот гонялся за пиратами в Средиземном море.В столице для защиты и поддержания порядка оставался небольшой отряд во главе с эпархом(градоначальником)Орихом.Константинополь не ожидал нападения и не успел приготовиться к обороне,потому что ладьи русов подо-шли к стенам города неожиданно и тайно.Несколько лет ранее до набега русов у Византии была налажена очень действенная сигнальная система оповещения о вторже-ниях врагов: на возвышенностях строились небольшие укрепления,снабженные зерка-лами и большими фонарями.Блики от фонарей,отраженные зеркалами,очень быстро дос-тигали столицы.Но однажды враги появились у границы во время соревнования коле-сниц в Царьграде.Михаил III уже был готов стартовать,как гонец сообщил об угрозе .Император,рассерженный тем,что ему сорвали соревнования,приказал уничтожить всю систему оповещения.Вот поэтому русы смогли подойти к городу незамеченными.Ладьи варягов прошли цепи,преграждавшие вход в бухту Золотой Рог и стали на виду у го-рода.Со стороны моря защитные стены у Царьграда были не так высоки и крепки,как со стороны суши.Город оказался в осаде.Нападающие стали рыть подкоп под его укр-епления и возводить земельный вал,чтобы по нему взойти на стены.Русы стали граб-ить окрестности столицы и острова в Мраморном море.Византийский патриарх Фотий записал свои проповеди о том времени.С ужасом он повествовал о жертвоприношениях варягов,которые не жалели ни младенцев,ни их матерей,ни животных.Император Миха-ил III прибыл в Константинополь один без войска: его он не мог увести из Кападо-кии ввиду угрозы и опасности от близкого соседства арабов.Всю ночь он и Фотий, распростертые на полу,молились во Влахернской церкви.Утром процессия во главе с патриархом,несшем ризу Богородицы,подошли к морю.С удивлением смотрели русы на происходящее: ворота города были открыты,множество народа с торжественным пением безбоязненно шло за Фотием.Тот с молитвою опустил край ризы в море,омочив ее.
И тут случилось чудо: вдруг насыпь,с таким трудом возводимая варягами,на глазах изумленных русов и горожан стала медленно оседать: подкоп был разрушен,а на море разыгралась буря.Враги спешно стали грузиться в ладьи и покидать Золотой Рог.И это было чудо,которое сотворила Богородица.Впрочем,так повествует церковная лег-енда.На самом деле переговоры с византийцами шли успешно для русов.Они получили богатую дань с Царьграда,взяли грабежом приличную добычу и сняли осаду.Но этот поход остался в памяти многих летописцев и изменил историю.Нестор,например,счи-тал,что после этого военного набега страна «народа с севера»,как называл русов Фотий,стала называться Русской землей:«В год 860 стала прозываться Русская зем-ля».А Фотий подытожил:«Народ,неизвестный до сих пор,получил большую славу со времени похода на нас».Вот так громко русы отличились: сходили в поход,всех напугали,пограбили,взяли знатную добычу и оставили о себе память,как о непобе-димом и воинственном народе.Это было в 860-61 гг."
(ст."Начало: восточные славяне",История Тут,2019) "Невозможно построить буду-щее,не ведая ошибок прошлого.Без опыта и знания нельзя представить успешную жи-знь человека,общества,страны.Русское государство начало развиваться около VI в. н.э.Как же это происходило? Кем были наши предки,и кто дал начало населениям России и восточно-европейских стран? С чего же началось появление русской госу-дарственности?Прародителями современных жителей Восточной Европы считаются слав-яне.В истории России ученые выделяют 3 основные территориальные группы: вост., южные и западные.Вост.славяне,согласно автохтонной теории расселения,всегда жили на территории Вост.-Европейской равнины.Другая теория,миграционная,доказывает, что расселение славян шло из Европы от реки Висла.Еще одна,достаточно логичная версия,свидетельствует о том,что славяне перешли от южного побережья Балтийского моря по Ладожскому озеру и расселились на Восточно-Европейской равнине.Как бы то ни было,но предположение,что восточные славяне являются предками русского и нек-оторых европейских народов не лишено смысла.Язычество(политеизм– многобожие)было основной религией древних племен.Славяне поклонялись тысячам богам.Каждая община выбирала себе главного бога.Особо почитаемым был Перун.Ему,в первую очередь,дов-еряли дружинники князя.Культура восточных славян формировалась вокруг религии: идолы богов в скульптуре и архитектуре,сказки и былины о чудесных божественных явлениях в литературе.Религия обогащала внутренний мир людей,расширяла их позна-ния,регламентировала отношения в обществе.Восточные славяне активно занимались земледелием в лесных и лесостепных зонах Восточно-Европейской равнины.Но в отли-чие от южных славян,которые использовали пашенное земледелие,они предпочитали переложную и подсечно-огневую систему обработки земель.Бортничество,охота и рыб-оловство давали дополнительные продукты питания.Славяне разводили домашний скот: крупнорогатый и овец,коз,а также лошадей,свиней,различную птицу.Были распростра-нены множественные ремесла.Подсечно-огневое земледелие требовало совместных уси-лий всех мужчин племени.Вот поэтому первоначально у восточных славян основу общ-ественных отношений составляли родовые общины.Роды заселяли одну территорию,вла-дели совместным имуществом,сообща вели хозяйство,ухаживали за общим скотом.Но вскоре из-за влияния и распространения торговых связей усиливается неравенство внутри родовых общин.Им на смену пришли соседские общины.Они также имели общие элементы хозяйства,но у каждой семьи появилось свое имущество,и все работы выпо-лнялись силами домочадцев.Но земля по-прежнему находилась в общественном польз-овании.Соседние племена и народы оказывали сильное влияние на развитие восточных славян.Происходил обмен культурами посредством торговли и мирного общения.Возн-икли торговые связи с самым развитым государством того периода– Византией: был создан путь из варяг в греки по рекам до Черного моря.Впрочем,с византийцами славяне не только торговали,но и совершали военные набеги.Доказано,что славяне не были таким уж мирным народом и досаждали соседям не хуже германских племен.
Во главе восточнославянских племен находился князь.При родовых общинах эта долж-ность была выборной,так как предполагала только военные обязанности: защита пле-мени от нападений и набеги на соседей.С углублением неравенства выборная должн-ость князя становится наследственной.Происходит переход к военной демократии– такой форме государственности,при которой власть князя и его дружины ограничива-ется народным собранием(вече).Вече решало все важные вопросы путем открытого голосования свободных мужчин племени.Укрепление княжеской власти и становление государственности у восточных славян проходили отнюдь не мирно и спокойно.Так, княгине Ольге пришлось жестко подавить восстание древлян.Но в итоге власть кня-зей упрочилась,и русское государство постепенно стало набирать мощь и силу.Так начиналась Киевская Русь.."
(ст."Великий русский князь-полководец Святослав",История Тут,2019)
"О Святославе много уже говорено и написано,но я все же решилась тоже отметиться статьёй,так как к этому князю у меня теплые чувства еще с розового детства,со школьных уроков истории :-) Я всегда представляла его справедливым (чего только стоит его предупреждение «Иду на вы»)и героическим князем.Эта статья– продолже-ние,первая была посвящена детству и отрочеству князя.Итак,возмужав,князь Свято-слав становится полновластным правителем Руси.Его внутренняя и внешняя политика была продолжением деяний его отца и деда.Внутреннее управление державой не при-влекало большое внимание князя.Она не была активной и ограничилась небольшими изменениями в политику своих предшественников.В частности,ее главное направление – укрепление государства он стремился осуществлять путем привлечения для этого своей дружины.При нем была окончательно проведена реформа системы сбора податей. Устраивались погосты– специальные места,куда свозилась дань покоренных племен,и князь не ездил по стране для ее сбора.Святослав окончательно усмирил непокорных вятичей.Когда у него родилось три сына,то каждому дал в управление город: Яропо-лк стал правителем Киева,Новгород был отдан Владимиру,а земли древлян получил Олег.В целом внутренняя политика больше находилась в заботливых руках Ольги,кот-орая усердно помогала сыну.Внешняя политика больше привлекала внимание Святосла-ва.Традиционная борьба русских князей за контроль над водным путем по Днепру в основном успешно закончилась еще при Игоре. Поэтому Святослав начал осваивать новые внешнеполитические направления.Во-первых,его внимание привлек торговый пу-ть по реке Волге,по которому из Средней Азии в Скандинавию двигались арабские купцы.Это путь приносил большую прибыль в виде серебряных арабских монет тому, кто его контролировал.И здесь главным соперником Руси был Хазарский каганат.Во-вторых,Святославу предстояло довести до логического конца противостояние с Виза-нтией,урегулировать всех споры и преодолеть различные препятствия в торговых от-ношениях.Также его внимание привлекает торговый путь по реке Дунай в Западную Европу.Святослав начал решение внешнеполитических проблем с первой задачи.Для начала он совершает поход против Волжской Булгарии.Сведения об этой войне сохра-нились только в арабских летописях.В 964-65 гг.он совершает два похода против главного противника– Хазарского каганата.Он разбивает хазарское войско,берет их город Саркел(Белая Вежа).Одновременно он покоряет племена ясов и касогов.Счита-ется,что тогда же он положил начала Тмутараканскому княжеству.Не доведя до конца решение проблемы контроля волжского торгового пути,молодой князь переключает св-ое внимание на западное направление.Вероятно,он посчитал,что в тот момент выясн-ение отношений с Византией и Болгарией было первостепенным.Интрига отношений между Русью и Византией состояла в том,что греки хотели взаимно использовать Русь и Болгарию,что одновременно их ослабить,получив от этого выгоду для себя.
Все началось с того,что в возникшем конфликте Византии и Болгарии,греческий им-ператор призвал на помощь Святослава.В 968 г.древнерусский князь перешел границы Болгарского царства.Он быстро разгромил болгар и обосновался в дунайском устье. Тем самым Святослав установил свой контроль над выходом в Черное море и мог ока-зывать влияние всю дунайскую торговлю.Византии этого не понравилось.Отношения с Русью начали портиться.Не без помощи византийцев в этом же году Киев осаждают печенеги.Святослав вынужден вернуться домой.Через год умирает Ольга,которая в отсутствие сына руководила внутренними делами Русской земли.Князь привлекает к управлению государством своих детей,наделяя каждого его частью,а сам решает вер-нуться назад в Болгарии.В борьбе со Святославом,болгары обращаются за помощью к грекам,Но не получив от них помощи,заключили договор со Святославом.Объединен-ное русско-болгарское войско,к которым еще присоединились печенеги и венгры,в 970 г.проиграло битву.Оно было разгромлено.Через год произошла еще одна битва греков с русскими полками.И опять Святослав проиграл битву.Он вынужден уйти из Болгарии,хотя торговлю с греками восстановил.В 972 г.Святослав возвращался дом-ой.По дороге он узнал,что путь по Днепру в районе порогов перекрыт печенегами. Он попытался прорваться через печенежскую засаду,но был убит.Печенеги жестоко расправились со Святославом.Так закончил жизнь один из славнейших князей-витязей Древней Руси.В заключение можно отметить,что Святослав стремился установить кон-троль над важными торговыми путями.Для того времени эта задача оказалась невып-олнима.Хотя князь и потерпел поражение в сражениях с Византией,но важнейший рез-ультат его действий– установления «сфер влияния» Руси и Византии на Причерномор-ских землях.После Святослава русские князья прекратили походы на Византий-Кон-стантинополь,зато широкое развитие получает торговля.Греки поняли,что с Русью лучше сотрудничать,чем воевать.Из Византии на Русские земли потекли греческие товары,пришла христианская религия, а с нею культура.Русские купцы имели в торг-овые льготы,русские воины служили в греческом войске."
Свидетельство о публикации №224103000149