Русь 3
На что здесь, в связи с нашей темой, стоит особо обратить внимание? Конечно на имя вождя Кола..Ведь оно историкам Причерноморья очень хорошо знакомо! Упомянуто оно ещё самим "отцом истории" Геродотом, рассказавшим о трёх сыновьях скифского вождя Таргитая, младшим из которых как раз и был Кола-ксай (ксай, он же кшатрий и т.п., что значит вождь-царь, также кай-сак или даже прямо— казак..)"В их цар-ствование на Скифскую землю с неба упали золотые предметы: плуг, ярмо, секира и чаша. Первым увидел эти вещи старший брат. Едва он подошёл, чтобы поднять их, как золото запылало. Тогда он отступил, и приблизился второй брат, и опять золото было объято пламенем. Так жар пылающего золота отогнал обоих братьев, но, когда подошёл третий, младший, брат, пламя погасло, и он отнёс золото к себе в дом. Поэтому старшие братья согласились отдать царство младшему, Колаксаю..." (Геродот, История IV, 5-7).Упомянут сей царь также в поэме Валерия Флакка «Арго-навтика»,где он именуется скифским царём Колаксом.Он назван сыном Юпитера(Зев-са)и "нимфы со змеями" Оры..Он сражается и гибнет от руки предводителя аргонав-тов Ясона..Заметим, среди союзников Колакса упомянут и герой Авх (Абх), «пришедший с единодушными тысячами, выставляя напоказ киммерийские богатства. У него издавна белые волосы — прирождённый знак; пожилой возраст уже образует простор на голове. Обвивая виски тройным узлом, он спускает со священной главы две повязки…» Пожалуй, оного героя следует почитать родовичем абхазов (античных абасгов)... Подробно о древней истории, мифах абхазов и адыгов и других родах сей земли, я уже рассказывал в книге "Атлантида и Древняя Русь", и к этой теме я ещё не раз вернусь далее..Здесь же речь идёт о вожде Кола и о его роде..Итак, наш рассказ о древнем вожде Кола, пришедшем из Пенджа вместе с родами Яруны (согласно "Велесовой книге")... И в самом деле, в сей земле слились два потока : условно говоря роды хатто-атлантские (абхазо-адыгейские) и роды индо-арийские (скифо-славянские). И в топонимике, и в античных названиях местных племён мы видим ту же картину: одни имена отсылают нас далеко на юг (многие топонимы имеют прямые аналоги в Абисинии-Эфиопии, включая самоназвание страны Апсны,о чем я рассказывал в упомянутой книге),но находятся и прямо индоевропейские,индоарий-ские имена.Среди племён,населяющих в древности Восточное Причерноморье,мы нахо-дим и,например,индов.Их столица Синдика(современная Анапа).А ведь инды— это то же самое,что и венды-винды(вспомним прародителя Венеда,сына Скифа,из дощечек). Есть и ахейцы(потомки заблудившихся участников Троянской войны).Вообще,античные источники говорят и о древнейшей колонизации сего берега потомками аргонавтов,и о особенно братьев Диоскуров,участников похода за Золотым руном.Они и дали имя Диоскуриаде— а это античное имя совр.города Сухуми.Однако у сего города и окре-стностей,похоже,есть и более древнее имя: Коласур(Келасур,Кяласур), оставшееся доныне как имя соседнего местечка,реки и Великой Келасурской Стены,о коей я уже рассказывал в прошлой статье.И оно нас отсылает опять-таки к мифическому герою Кола.А поелику мы заговорили об индоарийских древностях,то пожалуй стоит здесь помянуть и героя ведических индийских легенд— Кали-асуру.Он крайне похож на на-шего славянского Кола Сурича,правда,опрокинутого в тень.Что и не удивительно, ведь в Индии наши ясуни(они же и скандинавские асы и т.п.)обратились в демонов асуров,противостоящих дэвам.Но если сбросить древние ярлыки,кои набрасывали на врагов в тех войнах,то можно увидеть следующее:Кали-асур— сын Брахмы(нашего Сварога,коего греки отождествили с Зевсом,вспомним об отце Колаксая).Заметим также,что сына Кали-асура в Индии так и зовут,совсем по славянски,Сварожич (Svarocish).Он,как асур,потомок царя асур Тарикасура(он же у скифов-иронцев Таргитай,у славян Тарх Дажьбог и т.п.)И вообще-то,Кали-асура— дед Сварожича Ману,одного из прародителей человечества.Он выступает как царь и демиург,давший людям цивилизацию.Многое в ней,разумеется,не устроило последователей дэвов,но то такое.И не только мясоедение,что по Ведам Индии грех(особенно поедание говядины) ,также роскошь,азартные игры и проч.Последователями асуров,подвластных Майе(кст-ати, матери или бабушке Кали-асуры,как у нас Коляды),ортодоксы в Индии называли всех северных варваров,а значит и нас,славян.Однако,если поразмыслить,то выхо-дит,что для нас не такой уж Кали и демон.Да и вообще-то,его именем названа сама Кали-юга,в коей мы живём.И тут заметим, в Пуранах дано множество мифов и заним-ательных историй о нём,относящих нас в допотопные времена.И эти мифы часто пере-секаются и со славянскими легендами о Коляде,сыне Златы Майи(также,бывало,сотр-ясавшим Сваргу),и с кавказскими(вайнахскими)легендами о нарте Колай-Конте и даже с итальянской сказкой о рыбо-человеке по имени Кола.А ещё и с христианскими мифами о Николае-угоднике,как о покровителе моряков.И все эти легенды,похоже, имеют также и локализацию на Кавказе и вообще в Причерноморье и в частности на земле Абхазии,о чём и будет следующий наш рассказ."
(ст."Рарог – огненный сокол славян",Мусагет(мифы,легенды,сказания),2023)
"Рарог– одно из воплощений бог солнца и огня Семаргла,брат других светлых ипост-асей ясуней Стратима и Алконоста,огненный сокол,образ которого получил самую
широкую известность в ведическом фольклоре.Не отставала от него и воинская гер-альдика,так,например,в «Валькирии» Марии Семёновой содержится описание висящих в оружейной щитов «и на каждом грозная птица Рарог,сокол огня».Однако,что же стало причиной такой популярности этого персонажа славянской мифологии? Сокол Рарог не случайно был выбран славянами в качестве базового воинского символа– по свидет-ельствам хроник наших западных «заклятых друзей» славяне чаще всего предпочитали такой тип боестолкновений, как фронтальная атака.Это не является свидетельством неискушённости наших достославных предков в военном деле,славянские воеводы,без-условно,владели всеми необходимыми тактическими приёмами,однако открытый бой, нёсший в себе элементы божьего суда мечом,более соответствовал славянскому мент-алитету,основанному на законах Прави.В этом контексте примечательно,что тактика охоты и боя сокола фактически позволяет констатировать,что он был братом по духу славянским воинам.Так, этот пернатый хищник тоже предпочитает честный бой, фронтально атакуя врага или потенциальную добычу, при этом, однако, не злоупотребляя тактическими приёмами. Также надо отметить, что, не сумев убить свою жертву в ходе первой атаки, он никогда не работает на добивание, ожидая, пока та сможет вновь подняться в небо. Такое благородное поведение выгодно отличает сокола от многих других хищных птиц – например, орлу, пожирающему ещё живую добычу свойственны жестокость и циничное хладнокровие. Именно это благородство сокола и определило его выбор славянами в качестве одного из главных воинских тотемов.«Огненный» аспект образа Рарога определяется тем, что его избрал для своего воплощения в мире Яви бог огня Семаргл, посещавший людей, дабы передавать им волю Горнего мира, что и определило вторую специализацию Рарога – выступать в роли посредника между мирами богов и смертных. При этом Семаргл «одолжил» Рарогу и огненный ореол, не только окончательно определивший его образ, но и подчёркивающий его чистоту и благородство, ибо огню свойственны очищающие функции и защита от зла во всех его проявлениях. Поэтому иногда встречаются версии о том, что этот персонаж славянской мифологии является богом огня, что не только не верно, но и абсурдно – Рарог не бог, а лишь его ипостась и имеет совершенно другой функционал.Согласно ведическим легендам он также способен перемещаться в виде огненной бури, причём не только в пространстве, но и во времени. В этом своём облике, он нередко посещает дома людей, где в зависимости от образа жизни хозяев может оказаться как вежливым гостем, так и губителем, принёсшим пожар и смерть.Поэтому в славянском фольклоре он может фигурировать и в образе огнедышащего дракона и в образе светлого духа огня и домашнего очага. В каком-то смысле русская печка является его резиденцией в мире Яви – здесь он может тихо отдохнуть, совершенно не беспокоя своим присутствием хозяев, которые могут лишь заметить, что пламя в печи неожиданно разгорелось ярче, послав в печную трубу сизый дымок.Сакральным символом Рарога является одноимённый знак, который также присутствует в геральдике бога Семаргла.Оценивая его значение в верованиях можно констатировать, что Рарог– аллегория искренности и прямоты, чести и поединка по законам Прави, а в более широком смысле – символ человека, отринувшего кривду и подковёрные игры. Поэтому огненный сокол чаще всего является символом воина, нередко успешного полководца, осенённого милостью богов,что и определило его широкое распространение в воинской символике славян."
(ст."Зодиакальные руны славян.4 знак: Стрела Кресня в Яви и Стрела Кресня в Нави— образы Стрельца",А.Асов,2024) "Руны славян— изначальные звёздные руны,что родились вместе со Вселенной.В них заключено знание об устройстве Мироздания. Это священные знаки,коими передавались звуки речи.Ими были записаны «Веды».Ими писались гимны,молитвы,прославления.Заклинание на священном праязыке,переданное сими рунами,многократно усиливает воздействие..1).Стрела Креcня-Стрельца в Яви. Эта руна напоминает о том,как Кресень,явившийся на Земле, пустил стрелу.Этою стрелой он сбил звезду,чтобы люди обрели свет ведического знания.Явившись в наш мир Кресень вступил в борьбу с Чёрным богом и Картавиром-демоном.И так,являясь сам Сыном Закона,он установил в мире Законы Прави.И он пожертвовал собою,также приняв стрелу,для того,чтобы мир совершенствовался.Он принёс себя в жертву люд-ям,дабы спасти мир.2) Стрела Кресня в Нави.Стрела направленная Креснем в Небо, достигла до Полярной звезды.Явление звезды-дракона состоялось,и она возвратилась на Землю.В античности полагалось что звёздную сферу(глобус)создал кентавр Хирон (он же у нас Эсегель,а потом также Мерлин).И он предназначил на нём два созвез-дия для кентавров.Себе он,конечно,выделил весьма важное зодиакальное созвездие: Стрельца.Ведь именно в Стрельце находится точка зимнего солнцестояния.И, кстати, в том же Стрельце помещается центр Галактики, скрытый за облаками межзвёздной пыли; и «стрела» созвездия Стрельца,точно указывает именно на сей центр.Но пот-ом,по козням(посредством вмешательства в храмовые мистерии)его давнего соперника Хирона— кентавра Кротоса(он же у нас жрец Картавир),сие важное место занял имен-но он.А Хирону пришлось довольствоваться местом попроще— созвездия Центавра(т.е. Кентавра).Потому на небе теперь мы видим сразу два созвездия кентавров(т.е.двух соперничающих волшебников).Мантический смысл.1).Знак говорит вам,что вы включи-лись в дело,которое потребует от вас большой отдачи сил.Ваш пример будет путево-дной звездою для всех.Идите вперёд без страха и упрёка,не боясь того,что для достижения цели вам придётся пожертвовать многим,возможно и жизнью.И обретение этой руны может означать для нас, возможность обретения бессмертия в духе,если ваша цель высока.2).Вас оберегают от вредных внешних воздействий,вы усиливаете внутреннюю волшебную силу.И настаёт время для просвещения,одаривания.Главное событие свершилось,теперь ждите последствий,пошёл новый отсчёт времени."
(ст."Хорс: бог солнца,счастья и самого доброго слова",Мусагет(мифы,легенды,ск-ания,2023) "Яркий и весёлый,храбрый и сильный Хорс каждый день совершает путеше-ствие в огненной колеснице,одаривая светом землю.Древние славяне посвящали ему праздники,ритуалы и даже танцы.Какие тайны скрыты в имени бога? И какое волшеб-ное слово Хорса мы используем по сей день?Покровитель яркого светила.Когда наст-упают первые солнечные деньки,а тепло лучей согревает землю,всё живое радуется появлению могущественного и ласкового светила в небе.Древние славяне считали его покровителем яркого бога Хорса,который воплощал в себе солнечную энергию,блеск, славу и неповторимость.Что интересно,у солнца было несколько богов,однако Коля-да,Ярило или Купала воплощали его силу в разное время года,а Хорс– само движение солнечного диска по небосводу.Ежедневно в своей колеснице он мчится по небу,исч-езая с наступлением вечера,но его путь не кончается– озаряет собой он иной мир. Именно поэтому танцем,посвящённым Хорсу,стал хоровод,что представлял собой круг, то есть маршрут солнца во Вселенной,какая была в славянском мировоззрении.Наряду с другими верховными божествами Хорс упоминается в «Повести временных лет».Лето-писец Нестор отмечает,что идол ему был установлен князем Владимиром неподалёку от Киева.Позднее это капище ещё несколько раз фигурировало в древних источниках. Однако это– лишь письменные свидетельства почитания Хорса,а большая часть расс-казов о нём сохранилась в народном творчестве.Родственники и «коллега» Гелиос
Отцом Хорса был великий Род,сотворивший жизнь,богов и людей.Вместе с ним на свет появилась и Дивия,сестра Хорса и покровительница лунного сияния.На мой взгляд, очень яркое сочетание– солнечный бог и лунная богиня,что замещали друг друга, когда менялись день и ночь.А вот супругой Хорсу приходится красавица Заря-Заря-ница,что провожает своего мужа на небосвод поутру,а вечером встречает его.Одно из преданий о Хорсе рассказывает о своенравии его сына Денницы.Тот захотел про-катиться на колеснице отца,который вынужден был уступить настойчивому отпрыску. Поездка эта закончилась трагедией– Денница не справился с огненными конями Хорса ,упал с колесницы и разбился о землю.Если вы знакомы с древнегреческими мифами ,то наверняка заметили общие черты этого рассказа с преданием о Фаэтоне и его отце,солнечном Гелиосе.Как же такое заимствование могло появиться в славянских преданиях? Я думаю,что причина кроется в торговых связях славян с греками,кото-рые привносили заимствования в свои верования или наоборот,делились своими.Пос-кольку давность легенды установить невозможно,то неизвестно,кто решил по-своему пересказать трагическую историю– славяне или греки.Среди учёных бытует предпо-ложение,что связана она с каким-то природным катаклизмом.Храбрость,хороводы и «хорошо».Другое сказание открывает нам Хорса как воина и целителя.Когда Перун был похищен Скипер-Зверем,несколько богов объединились против чудища и освобо-дили Перуна.Однако тот был умерщвлён зверем,а потому Хорс использовал живую воду ,чтобы оживить бога молний и пламени.Если Даждьбог символизирует всякий свет,в том числе и солнечный,то Хорс являлся воплощением светила и лишь того света,что дарят его лучи.В глубокой древности люди приметили,насколько весело становится на душе,когда светит солнце,насколько улучшается настроение.Всё это можно выраз-ить в одном слове– «хорошо».И здесь часть «хоро» снова указывается на влияние Хорса.Её мы встречаем не только в названии народного танца,хоровода,но и в опре-делении человека,наделённого качеством Хорса– храбростью(в старину произносили «хоробрость»).Образы бога.Погода,которую приносил Хорс,могла быть только хоро-шей.Нередко он появлялся на зимнем небосклоне,заставляя снег сверкать,словно ро-ссыпи самоцветов.Наши предки представляли Хорса как статного,румяного и улыбчи-вого мужчину.Одежда его соткана из светлых облаков,а плащ– лазурный как само небо.Иногда Хорса описывали как мудрого старца,что продолжал свой путь и ночью. Озарённый лунным сиянием,он шёл вместе с волками,совершая свой обычный путь до рассвета.Кстати,волк и белый конь считались священными животными бога.Иногда Хорс и вовсе принимает их облик,путешествуя по небу быстроногим конём,а ночью проходя всю землю диким волком.Почитание солнечного Хорса.Несмотря на то, что Хорс воплощал в себе силу и свет солнца,его главный праздник отмечали в день зи-мнего солнцестояния.Пусть вокруг ещё было снежно и морозно– добрый бог уже наме-кал,что весна не за горами.В этот день не только водили хороводы,но и совершали ритуал,посвящённый солнечному богу.В самый разгар празднества народ выбирал выс-окую снежную горку,с которой скатывали колесо,набитое подожженной соломой.Что оно напоминало? Конечно же,племенное солнце,что мчится по небу.А вот в день лет-него солнцестояния,когда снова чествовали Хорса,влюблённые пары давали друг дру-гу клятвы верности, уподобляясь самому Хорсу и его возлюбленной Заре-Зарянице, которые стали неразлучны во всех делах.В честь Хорса строили особенные святилища – хоромины.Они напоминали невысокие деревянные дома,крыши которых непременно украшали коньки,вырезанные мастерами.Такие изображения лошадей напоминали о сол-нечных конях,что ежедневно везут Хорса по небу.Позднее коньки стали популярным украшением на многих жилищах,а не только капищах Хорса.Богатые дома стали назы-вать хоромами,и здесь,надо сказать,тоже есть немало скрытого смысла.Хорс дарил богатство и блеск,процветание и радость.До сих пор сохранилась волшебная сила главного слова этого бога– «хорошо».Мне кажется,что для людей Хорс воплощал не только ясное светило,но и то,что вызывало радость,улыбки и чувство счастья. Этот бог сам по себе является воплощением света и добра,ведь дарит надежду и чудеса. Одним своим именем он словно говорит о наступлении хорошего времени,по-настоя-щему солнечных дней,что он щедро дарит всем народам."
(ст."Остров Буян: как отыскать таинственный остров из сказок и преданий?",Му-сагет(мифы,легенды,сказания),2023) "Каждый из нас слышал о нём хотя бы раз в жизни.Но неужели Остров Буян существует только в сказках и старинных заговорах? Конечно,нет.Историки продолжают высказывать предположения об этой прекрасной стране,но,может быть,«ларчик» открывается проще,чем кажется? Какие тайны откры-вает нам Буян,затерянные в океане? Как найти его в просторах Вселенной?Название острова– уже волшебство.Сказки Пушкина нельзя не любить,а ведь в них– не только чудесный авторский слог,но и память о многих народных преданиях и легендах.На мой взгляд,одним из самых загадочных сказочных мест является Остров Буян,что затерян где-то в океане,что стал местом обитания самых необычных созданий.Что примечательно,Буян появляется уже в древних русских заговорах,а значит,наши предки о нём знали ещё в старину.Где же он находится? Что или кого можно встре-тить на таинственном острове?Древние славяне верили в силу этого чудо-острова, причём,могущество его было таким безграничным,что достаточно было только упомя-нуть Остров Буян в заговоре,чтобы тот подействовал.Известно,что Буян является обиталищем Стратим-птицы.Согласно некоторым поверьям,в эту птицу мог превраща-ться великий Стрибог,повелитель ветров.Стоило Стратим-птице подняться над волна-ми,океан тут же начинал бушевать,а корабли тонули во время страшного шторма.Одно дыхание птицы могло быть губительным для судна,поскольку вызывало сильную бурю. Выходит,на Буяне сила Стратим-птицы становилась меньше или просто временно исч-езала,поскольку в своём жилище она была безобидна.Алатырь,Ирий и священный дуб
Ещё одна достопримечательность Буяна– Алатырь-камень.Его часто ассоциируют с янтарём,правда,Алатырь имел гораздо больше свойств.В частности,он считался волш-ебным и воскрешающим минералом,что мог вылечить любые болезни или исполнить все желания человека.А ещё на Буяне отдыхало Солнце.Куда же оно ещё могло деваться во время ночи или после коротких зимних дней? Наши предки верили,что светило, совершив свой путь по небу днём,непременно опускается на чудесный остров,чтобы отдохнуть от долгой и непростой работы.За солнцем следовали и птицы,поэтому Буян нередко сравнивали со страной вечного лета Ирием.В украинских сказаниях сохрани-лось другое название– Вырий,куда улетали на зиму птицы и уползали змеи.В вот чехи верили,что именно с Острова Буяна прилетают к нам семена цветов,трав и даже деревьев.Кстати,главным деревом острова считался могучий дуб,который ветвями по-дпирал небо,а корнями сдерживал землю.По сути,благодаря этому дубу весь мир не рушился,а находился в гармонии.Здесь важно понимать,что славяне считали это дер-ево объединителем трёх миров– небесного,земного и подземного, а значит,на Буяне контролировалось равновесие этих сфер.Алатырь,Ирий и священный дуб.Ещё одна дос-топримечательность Буяна– Алатырь-камень.Его часто ассоциируют с янтарём,правда ,Алатырь имел гораздо больше свойств.В частности,он считался волшебным и воскре-шающим минералом,что мог вылечить любые болезни или исполнить все желания чело-века.А ещё на Буяне отдыхало Солнце. Куда же оно ещё могло деваться во время ночи или после коротких зимних дней? Наши предки верили, что светило,совершив свой путь по небу днём,непременно опускается на чудесный остров,чтобы отдохнуть от долгой и непростой работы.За солнцем следовали и птицы,поэтому Буян нередко сравнивали со страной вечного лета Ирием.В украинских сказаниях сохранилось дру-гое название– Вырий,куда улетали на зиму птицы и уползали змеи.В вот чехи вери-ли,что именно с Острова Буяна прилетают к нам семена цветов,трав и даже деревьев .Кстати,главным деревом острова считался могучий дуб,который ветвями подпирал небо,а корнями сдерживал землю.По сути,благодаря этому дубу весь мир не рушился, а находился в гармонии.Здесь важно понимать,что славяне считали это дерево объе-динителем трёх миров– небесного, земного и подземного,а значит,на Буяне контро-лировалось равновесие этих сфер.В народных заговорах о Буяне нередко упоминается Смерть,что сидит на ветвях в образе птицы с железным клювом.На чудесном острове она не имеет власти,а потому ищет своих жертв за его пределами.Возможно,именно поэтому сказочный Кощей спрятал свою смерть в игле на этом самом острове? Возле Алатырь-камня возлежит не менее опасное создание– огненная змея Горафена.Она ни на кого не нападает,однако хранит тайны древних заговоров,что таит остров,а потому далеко не всякому ведуну удаётся задобрить её и познать силу волшебных слов.Руян, Березань или Хортица.Почему же остров называется именно Буяном? На этот счёт у историков есть самые разные версии,причём некоторые из них указывают на вполне реальные участки суши посреди моря.К примеру,М.Болтенко высказал вер-сию,что Буяном могли называть Березань,остров,окружённый водами Чёрного моря.На нём было построено немало капищ самых разных богов,а значит,земля эта считалась священной,находящейся под защитой множества божеств.Совсем иного мнения В.Вилин-бахов.Он считает,что название Буяна могло произойти от слова «Руян»,что является устаревшим названием острова Рюген.В прошлом веке Буяном был назван один из ост-ровов архипелага Северная Земля,но,согласитесь,это всё– не то.Я считаю,что наиб-олее точное определение слова «буян» можно встретить в словаре В.Даля.Автор отм-ечает,что это определение сходно с тюркским «майдан»,что означает «открытое мес-то»,«площадь».По всей видимости,Буяном назвали остров только потому,что он пред-ставлял собой «площадку» суши посреди бескрайнего океана.Но где же его искать? Пожалуй,это самый сложный вопрос.Одни исследователи называют Буяном остров Хорт-ица неподалёку от Запорожья или остров Белый в Карском море.Единственное указа-ние расположения Буяна встречается у Пушкина.Мимо него можно было попасть в«цар-ство славного Салтана».По мнению фольклористов,здесь имеются в виду владения турецких султанов,к которым можно было попасть,проплыв мимо Хортицы или Белого. Но,конечно,никаких чудес на этих землях не встречалось.Остров Буян– центр миро-здания.Согласно описаниям острова и созданий,что населяют его,он является цент-ром всех миров.Там и волшебные существа чувствуют себя как дома,и предки всех птиц и зверей обитают,и человек чувствует себя счастливым и беззаботным– словно на заре своего появления.Люди неспроста упоминали Буян во всевозможных заговорах – остров должен был «поделиться» с ними частичкой своего света,исполнить завет-ные желания.Наверное,Буян– «сердце» Вселенной,что заставляет её приходить в дви-жение,изменяться и просто жить.Сможет ли человек хотя бы в далёком будущем найти это волшебное место?Конечно,в сказках и легендах мы встречаем не только вымысел, но и истины,которые находятся совсем рядом.Итак,где же он,Буян? На мой взгляд, мы не замечаем того,что находится в нас самих.Чудесный остров является воплоще-ние творческой энергии,идеи,вдохновения,что дарит человеку счастье и создаёт но-вые миры,украшает нашу жизнь.Наши предки хотели сказать нам,что главное чудо скрыто в нас самих,и с этим нельзя поспорить."
(ст."Кто такая кикимора болотная?",Мусагет(мифы,легенды,сказания),2023)
"Эта нечисть известна ещё и под такими именами,как мара или суседка.Кикимор все-гда считали взбалмошными,вредными существами.Иногда даже в адрес женщины можно услышать подобное выражение.Это значит,что особа смогла так чем-то разозлить собеседника,что он не постеснялся применить по отношению к ней это определение.
Народ издавна представлял мару как маленькую девочку,но тоненькую и скрюченную, словно карлик или старушка.Увидеть её наяву могли только избранные,те,кому кики-мора сама хотела показаться,о чём-то предупредить,но чаще напугать.Иногда люди становились жертвами её шуток.Запоздавший путник мог увидеть на дороге одинокого ребёнка,сжалиться и забрать с собой.А оказывалось,что это в образе дитя являлась мара.Натешившись над своим добродетелем,она исчезала,ставив вместо себя полено.
Эти существа отличались способностью быстро перемещаться и далеко видеть.Неуг-омонные,как дети,они любили пошалить,пошуметь и посмеяться над хозяевами.Как и домовые,кикиморы предпочитают селиться в избе,например за печкой.На улицу не вс-егда решались выходить,поскольку боялись,что их просто сдует ветер.Но,в отличие от домового,есть разные виды мар.Например,те,которые обитают в бане,в заброшен-ном доме или вообще на болоте.В такие места в тёмное время суток человеку лучше было не ходить и девушки предпочитали мыться в печи,чтобы кикимора под «половицы не утянула».Если говорить об одежде,то назвать мару модницей будет весьма сложно .Обычно её наряд состоял из рваных лохмотьев или рубахи.А порой кикимора и вовсе могла ходить нагишом.Можно сказать,что эта сущность предпочитала вести активный образ жизни ночью,когда все домашние ложились спать.А для кикиморы как раз начи-нался период веселья.Она могла мотаться по избе,прятать вещи,особенно неравноду-шны мары к ниткам и пряже.Утром хозяйка,которая не убрала свою работу,обнаружи-вала вдруг новые стежки на полотне,но выполнены они были нерадиво и неровно.По всему видно «суседка постаралась».Какие ещё приметы могли подсказать законным обитателям жилья,что рядом с ними поселилась именно кикимора? Эта «дамочка» ост-авляла за собой мокрые следы,могла мучить и изводить домашних животных,например ,выстригать у овец шерсть или выдирать перья у кур.Откуда же появлялись эти сущ-ества?К кикиморам всегда было особое отношение,потому,что считалось,что это мла-денцы,которые умирали,ещё не успев принять крещение.Марами могли стать уродцы или выкидыши,а так же мёртворождённые.Родительское проклятье всегда имело особую силу,оно как бы позволяло нечисти властвовать над душой ребёнка.И проклятые ста-новились кикимарами.Каким же образом эти существа выбирали себе место,где решали поселиться?Всё было не так просто.И место выбиралось особое.Например,если под избой был похоронен труп ребёнка,если в доме некогда находился неотпетый покой-ник или самоубийца или по неизвестной причине умер младенец– такие избы были просто идеально для обитания мар.Для того,чтобы защитить себя от этой сущности необходимо просить помощи у Бога и читать специальные молитвы.И что вовсе удиви-тельно– браниться.Существовал и ещё один способ – поймать кикимору и выстричь ей волосы в форме креста.Тогда существо приобретало образ человека.Но оставался какой-то недостаток.Это могло быть заикание,слабоумие или сутулостьУдивительно, но иногда это существо проявляло по отношению к хозяевам добро.Например,могло укачать плачущего младенца или помочь хозяйке по дому.С такими кикиморами дру-жили,даже подкармливали,считали,что это супруга домового и нет необходимости выгонять их из избы.Если попросить,то кикимора может дать о себе знать– опреде-лить её присутствие можно по стуку.Увидеть мару не к добру– так говорили на Руси.Сущность могла показаться хозяевам перед плохими событиями.Если был слышен плачь или стук,то жди неприятности.А если кикимора бралась за рукоделье– плела и пряла,то умирал кто-то из близких.Рассказы о марах передавались из уст в уста. Так один мужичок просто извёлся от того,что кикимора постоянно донимала овец и решил даже переехать в другое место.Он уже сложил все вещи и спросил своих род-ных всё ли они взяли.На что услышал тонким голоском:«Не знаю,всё ли взяли.Но я ножницы взяла!».А вот второму герою истории помогли избавиться от баловницы цыг-ане.Мара так довела хозяев,что они решили просто бросить место своего обитания. В заброшенном доме поселились цыгане.Но не одни,а с медведем.Кикимора раньше никогда не сталкивалась с таким существом,поэтому решила тоже над ним пошутить. Но не тут то было.Зверь её изрядно помял.Тогда бестии пришлось покинуть избу. Узнав т том,что в доме стало спокойно,семья вернулась."
(ст."Бог Велес: вор,судья,мудрец и даже чародей",Мусагет(мифы,легенды,сказа-ния),2023) "В наше время об этом боге чаще всего говорят как о покровителе паст-ухов и домашних животных,однако такая характеристика– лишь одна из граней слож-ной натуры Велеса.Как вор превратился в судью? С чего начался многовековой конф-ликт Велеса с его могущественным «коллегой»? Почему храмы бога располагались ли-шь в низменностях? Таинственное рождение.Не секрет,что в любой мифологии есть более молодые и более древние божества.Среди славянских богов есть те,что стоят у истоков верований,а значит,их культы являются самыми загадочными,ведь уводят нас во времена глубокой древности,когда мировосприятие наших предков лишь начин-ало зарождаться.Разведение домашнего скота давало возможность жить и развиваться славянским племенам,а потому неудивительно,что именно Велес(Волос),«скотий бог», стал одним из главнейших богов древнего пантеона.Но через время под окнами появ-илась старушка.Никто и догадаться не мог,что это кикимора приняла человеческий образ и решила проведать своих прежних хозяев.Но ей не повезло.Она поинтересо-валась у детей– на месте ли большая кошка,имея ввиду медведя.Те ответили,что да, ещё и котят привела.И огорчённой маре ничего больше не оставалось,как уйти восв-ояси.Великий бог является не просто покровителем скотоводов– он путешествует в трёх мирах,устанавливая в каждом свои законы,основы которых– справедливость и гармония.Его появление на свет овеяно загадками.В одних мифах говорится,что Велеса создал верховный бог род,другие же рассказывают,что родила Земун,священ-ная корова.На мой взгляд,вторая история является отражением деятельности самого бога.По всей видимости,народ связывал его с домашними животными,которым покрови-тельствовал бог,а потому и приписывал ему происхождение от коровы.Опасный оберег
Велес– настоящий чародей.Он умело меняет облики,чаще всего являясь быком,волком или медведем.Он– один из немногих богов,что чувствуют себя как дома в совершенно разных мирах.Велес из привычного мира Яви путешествует в таинственную и пугающую Навь,не боясь духов и других божеств.Его власть и могущество делают его власти-телем разных миров.Что интересно,в древности люди изготавливали амулеты Велеса, что могли защитить своего обладателя от зла и невзгод.Часто они представляли собой медвежью или волчью лапу(или просто имели их вид).Вот только носить такой оберег мог далеко не каждый.Если человек был недостаточно силён по своему духу, он не мог справиться с силой,заключённой в амулете.Велес не любил слабаков,пер-еоценивших свои возможности,а потому оберег становился магнитом несчастий и неу-дач.Кто против Перуна?Если заглянуть в «Повесть временных лет»,то найдём интере-сное противопоставление богу.Практически в каждом упоминании о нём,Велес предс-таёт противоположностью Перуна,с которым у него непростые отношения.Приведу и ещё один факт,указывающий на это.Если капища Перуна в древности строили на возв-ышенностях,то святилища Велеса обычно располагались в низинах.Почему же? Дело в том,что первый из богов ассоциировался с небесными силами и явным миром,а Велес – с тёмными мирами и тайными знаниями.По сути,оба бога противопоставлялись друг другу,а потому их храмы невозможно было найти поблизости друг с другом.«Дуэль» двух богов.Почему же два бога не поладили между собой? Это объясняет один из мифов,что раскрывает противоречивый характер Велеса.Согласно преданию,бог был обладателем самых больших богатств,что находились на земле и под землёй.Радова-ться Велесу мешала зависть.Конечно,он был богат,но как часто он смотрел на небо, где прогуливались бесчисленные стада Перуна,и каждая овечка напоминала пушистое облако.Задумал однажды Велес похитить такие сокровища у великого бога.Сделать это было несложно,ведь он умел обращаться в самых разных существ.Принял Велес облик змея,согнал всех овец с неба и закрыл их в своих тёмных пещерах.Что же произошло после этого? Только представьте: на небе не стало облаков,перестали идти дожди,медленно стала терять жизнь земля.А Велеса,казалось,совсем не трогали эти проблемы,ведь теперь он был самым богатым среди божеств.Когда же Перун уви-дел бескрайнее небо без единого облака,услышал страдания Матери-Земли,понял,ср-азу понял,кто является похитителем.Помчался он,меча молнии,к пещерам Велеса и вызвал его на честный поединок.Богу-оборотню не помогли его перевоплощения в бо-рьбе с воинственным Перуном.Как ни пытался скрыться от него Велес,принимая облик самых разных животных,всегда узнавал его бог-воин по золотому пятну,что выдавало стремление к богатству.В конце концов Велес был вынужден спрятаться под воду,а Перун,вернув свои стада,стал главным среди божеств.Как мне кажется,эта история несёт немало поучительного смысла.В одно мгновение верховный бог потерял уваже-ние и власть.Бог магов и певцов.Несмотря на все потрясения,Велес так и остался вторым по значимости среди божеств.Возможно,после происшествия с Перуном он стал мудрее и спокойнее.Велесу известны многие тайны мирозданья,которыми он охотно делится с разумными людьми.Кроме того,он ценит талант и искусство.В «Слове о полку Игореве» певец носит имя «Велесова внука»,а значит,что бог этот покровите-льствовал людям творческим и способным.В старину многие волхвы и чародеи считали Велеса своим наставником и защитником.Этот бог знает многие премудрости,законы Вселенной,а также может одарить своих почитателей сокровищами,о которых ведомо лишь ему.В какой-то мере Велеса можно назвать богом потустороннего мира.Наши предки верили,что после смерти человек предстаёт перед этим богом.Велес рассма-тривает жизненный путь умершего и принимает решение,чего заслуживает душа– покоя или вечных страданий.Согласитесь,судьёй древние славяне могли назначить только справедливого и необыкновенно мудрого бога.В славянском пантеоне не так часто встречаются неоднозначные,но всё-таки положительные боги.Велес является именно таким.Что примечательно,он на своём примере показывает,что искупить прегрешения может каждый,главное– заниматься достойным делом и жить по справедливости.И сег-одня есть люди,которые верят в особенную силу этого бога.Велес– сила духа и муд-рость,а эти качества,без сомнения,помогают достичь успеха в любые времена и эпо-хи."
(ст."Кто такой леший и в чем его роль?",Мусагет(мифы,легенды,сказания),2023)
"Согласно ведическим поверьям любой природный объект обладает живущим в нём дух-ом,а если таких объектов много,как деревьев в лесу,то один из духов становится старшим над остальными.Применительно к лесу роль такого старейшины играет Леший, стоит,однако отметить,что принадлежность этого духа к лагерю светлых или тёмных богов часто бывает неопределённой.Так что же он представляет собой на самомделе? Леший– воплощение бога Велеса в мире,ответственное за каждую конкретную лесную экосистему,где он управляет всеми растениями и животными.Стоит также отметить, что за волков он особо отчитывается перед богом Ярилой прозванным «волчьим паст-ырем».В остальном Леший в принципе волен распоряжаться вверенным ему лесным мас-сивом по своему усмотрению,но должен помнить об ответственности перед вышестоя-щим руководством.Какой леший живет в вашем лесу? Итак,если лес имеет вид светло-го со свободно растущими сильными деревьями,то это признак работы сильного и то-лкового лесного духа; если же он тёмен,захламлён буреломами и болотами,то Леший либо продался Чернобогу,либо погиб в схватке с его слугами или бродячим лешаком, вознамерившимся занять его место.Впрочем,хотя эти духи и смертны– умирают они весьма нечасто,ибо обладают значительной физической и магической силой и порож-дениям Нави приходится неслабо постараться для того,чтобы их уничтожить.Если становится понятно, что Леший перебежал на сторону дасуней (Понятие антипод, трактуется как тёмная сила и обозначает «Тёмное Царство»), рано или поздно его изгоняет из леса сам Велес; если же у этого бога до него попросту не доходят вовремя руки,то тогда за это дело берутся ведуны,выполняющие специальный обряд. Тем не менее,«правильный» лесовик– обычно проводит линию светлых богов.Поэтому, если пришедшие в лес люди соблюдают правила поведения в нём,а кроме того почтили хозяина,оставив на каком-нибудь пеньке ему подношение,то он может и навести их на поляну с грибами и ягодами,помочь сориентироваться,не дать столкнуться с хищ-никами и отбить магические атаки дасуней.Тех же,кто нечист душой,Леший может долго «водить» и даже отправить на суд своего патрона– в медвежью берлогу или попросту в топь.Шалости и дары лешего.Любит он иногда и побаловаться,«украв дор-огу» у грибника или туриста,но в этом случае он никогда не подвергнет человека серьёзной опасности.Однако если он очень уж «достал» своими шутками можно отпуг-нуть его несколько раз повторив слово «чеснок» или извлечь припасённую специа-льно на такой случай головку этого растения.Также можно вывернуть наизнанку одежду или поменяться ей со своими спутниками.Однако 4 октября,когда в преддве-рии зимы «Леший бесится»,начиная крушить всё вокруг,никакие средства защиты не помо-гут– в этот день в лес лучше не ходить.Будучи подчинённым Велеса,лесной дух также наделён способностями перекидываться в животных,предпочитая тех же,что и его патрон– медведей,рысей,воронов.Может он принимать и человеческое обличье,в котором если придётся и общается с людьми– его отличительными признаками являет-ся наличие пуговиц и бляшки опояски на левой стороне,также он имеет зелёные или оранжевые исполненные энергией глаза и,присаживаясь,всегда закидывает левую ногу поверх правой.Однако его настоящим обличьем является облик человекообразного ве-ликана,ростом с самые высокие в лесу деревья.Стоит отметить,что общение с Лешим весьма полезно,так как он может поведать немало интересного о тайнах мироздания, кроме того,с ним можно заключить договор к удовольствию обеих сторон о своеоб-разном обмене продуктами– он очень любит яйца и сыр,поэтому за такое подношение охотно укажет грибные и ягодные места.Также с лешими при помощи ведунов догова-риваются пастухи,отдавая ему одну корову из стада и выполняя ряд дополнительных условий,в том числе и о тайности этого соглашения– после этого можно не опаса-ться нападений волков,кроме того местный Леший будет помогать договорившемуся с ним пастуху в его работе.В общем,Леший– хозяин леса,заинтересованный,прежде всего в сохранении порядка и оптимизации всех процессов на подконтрольной ему территории.Будет он добрым или злым по отношению к тем,кто придёт в его владения в немалой степени зависит от их поведения здесь."
(ст."Четыри вида славянских Русалок",Мусагет(мифы,легенды,сказания),2023)
"Согласно ведическим поверьям любой природный объект обитает живущим в нём духом или духами,как это имеет место быть в случае с русалками,которые обитают в реках и озёрах.Стоит отметить,что это весьма привлекательные создания,однако встреча с ними вполне может стать для человека фатальной.Так,кто же они такие и чем опасны для людей?Русалки– водяные духи,некогда бывшие обычными женщинами,но умершими «неправильной» смертью,то есть трагически погибшие,покончившие с собой или те, кого утащили на дно их будущие товарки,заботящиеся о продолжении рода водяных дев.Стоит отметить,что существует несколько основных видов русалок,которые разл-ичаются между собой по виду,степени опасности для людей и средствам защиты от них.Итак,это:Водяницы– выглядят как призрачно-бледные молодые женщины,так как они фактически являются бесплотными существами.Их специализацией является присл-уживание хозяину конкретного водоёма– Водяному.Обладают лёгким,весёлым характе-ром и для человека практически не опасны,максимум неприятностей которые они мог-ут причинить– слегка пощекотать его в воде.На берег практически никогда не выби-раются.Могут на ограниченное время принимать облик лебедей или экзотических рыб.
Лоскотухи – их отличительным признаком является прозрачная спина, через которую видны внутренние органы. К людям по большей части относятся враждебно, заманивая своей красотой парней в воду,могут шутки ради защекотать его до смерти или же просто утопить.Тем не менее,они боятся стали и серебра,чеснока и полыни.Мавки– первой из них стала богиня Кострома,бросившаяся в воды Волги,после того как в результате стечения обстоятельств вышла замуж за собственного брата Купалу.Мавки известны тем,что по ночам дефилируют вдоль берега реки и если какому-то парню «повезёт» на них нарваться,то они,сами впадая в некий вариант транса,очаровы-вают его своим великолепным пением и заманивают в омут,где он и погибает,а мавки придя в себя,горько сожалеют о случившемся.Стоит отметить,что это единственная порода русалок опасная исключительно для молодых парней,прочие тащат в воду всех независимо от пола,а иногда и возраста.Им не опасны вышеперечисленные средства защиты от русалок,но от них можно отшутиться или откупиться,подарив гребень–мав-ки любят расчёсывать свои роскошные зелёные гривы.Лобасты– это наиболее матёрые русалки,сознательно вставшие на путь службы тёмным богам.Они совершают нападения на людей или даже на их группы из прибрежных камышей или зарослей осоки.Имеют некоторые признаки обычных женщин,но при этом обладают немалой силой.Невозможно не откупиться от них,не отпугнуть– единственный способ спастись от атаки лобасты – снести ей голову или пронзить грудную клетку в области сердца,неважно каким оружием.При этом стоит иметь в виду,что оно не способно причинить лобасте вред такой же как человеку,кроме того на ней всё заживает как на собаке.Одним общим физиологическим признаком всех русалок являются их непропорционально длинные ру-ки,что,в общем,не слишком бросается в глаза и рыбий хвост,который высыхая,стано-вится обыкновенными ногами.Оценивая их функционал надо констатировать,что хотя нередко встреча человека с ними становится для него фатальной,далеко не все они являются слугами Чернобога,просто действуют так исходя из соображений необходи-мости сохранения популяции,из особенностей своей природы (мавки)или же сводят счёты со своими врагами из прошлой человеческой жизни.Известны случаи когда рус-алки спасали тонущих людей, выводили в ночное время суток заблудившихся детей из леса– хотя опять же непонятно,что определяло в каждом конкретном случае такое их необычное поведение.В общем,русалки– духи воды,достаточно опасные,особенно в пе-риод Русальной недели(конец мая– начало июня),когда к водоёмам вообще лучше не соваться,но в большинстве случаев от них можно защититься или откупиться,если знать как.Однако водить дружбу и пытаться как-то целенаправленно взаимодейство-вать с этими достаточно неблагосклонными к людям существами всё-таки не стоит."
(ст."Ведьмы: нечистая сила в прекрасном обличье",Мусагет(мифы,легенды,сказа-ния),2023) "За дурной нрав и склонность творить зло людям некоторых женщин в народе называют ведьмами.Но есть и такие,которые получают дар колдовства по нас-ледству и просто не могут избежать предназначенной участи.Во все времена к людям ,которые знали несколько больше,чем все остальные или выделялись внешне,относи-лись настороженно.Чужаков сторонились,а часто преследовали.Не исключением были и знахарки.Таких женщин часто называли ведьмами.Как правило,проживали они где-то на края села,либо деревни у самого леса.А иногда и в лесной чаще,чем ещё больше вызывали подозрения и неприязнь местных жителей.Этим бестиям были хорошо извест-ны рецепты различных снадобий из трав и прочих природных ингредиентов.К ведьмам могли обращаться в случае крайней необходимости.Например,если кто-то захворал или если девушке понадобилось приворожить любимого.Ведьма могла помочь за услов-ную плату,часто за натуральные продукты.Но иногда за услугу.Чаще всего Ведьму можно было увидеть в обличье старухи,но она же могла предстать и в образе роско-шной молодой женщины,прекрасной соблазнительницы,способной заворожить и погубить одним лишь взглядом.Неизвестно сколько мужчин стали жертвами таких искуситель-ниц.Если в деревне случалась какое-то беда,то было принято во всём винить ведьму ,особенно когда таковая проживала неподалёку.Эта представительница нечистой силы оказывалась замешена в том,что у коровы пропадало молоко,в том,что происходил неурожай и гибли посевы,в том,что кто-то неожиданно умирал.Всегда подозрения падали только на ведьму и тогда людская месть была беспощадной.В лучшем случае женщину могли просто изгнать из селения,а в худшем забить камнями.Считалось,что ведьмы набирают особую силу перед праздниками.К таким относились Рождество,Пасха или Ивана Купала.В такие ночи бестию можно было увидеть верхом на метле ли в ст-упе,пролетающей над селениями.Все народы верили,что ведьмы могут превращаться в животных,например,в чёрную кошку или ворону.Поэтому именно к таким тварям отно-сились настороженно.Молодым парням следовало остерегаться подобных красавиц, ведь они известны своей любвеобильностью.Но волю наигравшись со своим избранни-ком,ведьма могла его погубить.Или превратить несчастного в осла,но чаще в волку-лаку.И человек в шкуре волка вынужден был вечно скитаться в одиночестве,прожи-вая в пещере и горестно выть на луну.Он становился изгнанником как среди людей, так и среди зверей.И снять наложенное проклятье могла только сама ведьма.Колду-ньи легко могут проживать среди людей и оставаться ничем неприметными.Сложно сказать сколько их,но считалось,что в каждом селении есть хотя бы одна.Ведьмы любят повеселиться,но делают это по своему.Поэтому такой праздник называется шабаш.Происходит он в отдалённом месте,там,где ведьмам никто не сможет помешать. Дамы меряются своими силами,хвастаются злыми делами,устраивают безудержные тан-цы,а иногда даже дерутся.И не приведи бог попасть на этот праздник обычному сме-ртному,живым уйти с этого веселья навряд ли удастся.После их гуляний место стан-овится пустынно.Трава и цветы вытоптаны,деревья засыхают.Не зря в народе облюб-ованную ведьмами возвышенность называют Лысой горой.Одно из самых известных нах-одится в Киеве на Украине.Кому же выпадает участь ведьмы? В большинстве случае этот «дар» передаётся по наследству.Но некоторые женщины специально проводят обряды и изучают колдовство,чтобы принять сторону нечистой силы и делать зло ро-ду человеческому просто так,ради забавы.Живут ведьмы долго,но они не бессмертны. А вот процесс перехода из этого мира в иной у ведьм сложный.Чёрная душа с трудом прощается с телом и агония может длиться несколько дней.Для того,чтобы облегчить страдания необходимо вырубать отверстие в крыше.Но это ещё не всё,ведьма не мо-гла уйти,не передав свои чары. И иногда её последователем могла оказаться любая женщина,которая случайно оказалась рядом и имела неосторожность взять ведьму за руку.На ворожей часто велась настоящая охота.И подозреваемую сжигали на костре. Но иногда в число в руки судей попадали и совершенно невинные либо оклеветанные женщины.И для того, чтобы оправдать себя в глазах народа такой подозреваемой приходилось пройти через жёсткие испытания.Например,так называемую ведьму сажали на метлу и приказывали спрыгнуть с высокой скалы.Если она действительно была связана с нечистой силой,то спасая свою жизнь была вынуждена была полететь у всех на глазах.А вот если нет.То женщину оправдывали,жаль только,что она об этом уже не могла узнать,поскольку разбивалась насмерть.Ещё один обряд, который проводили на Руси заключался в том, чтобы привязать девушку к кресту и пусть по реке. Крест начинал медленно тонуть, увлекая за собой жертву. И у подозреваемой как и в первом случае не оставалось никакого выхода, как либо воспользоваться неземной силой либо утонуть.Иных способов проверки по какой-то причине найдено не было.Единственное утешение для невинно убиенных являлось то,что их позволяли отпеть по всем православным законам и похоронить на общем кладбище,а не за его пределами.Печально,что в некоторых странах и до сих пор на столько бояться кол-дунов,что совершают жестокие расправы над теми,кого народ мог заподозрить в свя-зи с дьяволом.А жертвами становятся самые обыкновенные женщины,правда наделенные необычайной красотой."
Свидетельство о публикации №224103000157