Пчела-трудяга
2005 ГОД
За пятнадцать минут до начала занятия в кабинет вошла невысокая, опрятная женщина. Пока учащиеся активно о чём-то беседовали, преподаватель подготовила всё к предстоящей работе. Загудел компьютер, подключился проектор, было проверено наличие всего необходимого материала для проведения урока. Прозвенел звонок.
После того как этап проверки материала предыдущего урока подошёл к концу, педагог вывела необходимые элементы наглядности на проекционный экран и с императивной интонацией объявила:
— А сейчас — всё внимание на презентацию!
Преподаватель с учащимися пересмотрели один за другим слайды, после чего педагог принялась за пояснения.
— На первом кадре вы увидели полуразрушенное здание с сорванной крышей и повреждённой несущей стеной. Построено оно было отнюдь не в дореволюционный период, а каких-то жалких десять лет назад. Пострадали дети. На второй картинке — отвалившееся колесо автомобиля выкатилось на шоссе и стало причиной серьёзного ДТП, в котором опять-таки было несколько пострадавших. А на третьем слайде вы увидели молодую красивую девушку, которой не было оказана соответствующая медицинская помощь. Из-за неправильно поставленного диагноза. К сожалению, её спасти не удалось. В качестве «вишенки на торте» хочу напомнить вам о чудовищной катастрофе ХХ века — гибели «Титаника». Обшивка дна гигантского лайнера была сделана из стали с большой примесью серы, что сделало металл очень хрупким… Я думаю, вам будет несложно догадаться, о чём сегодня пойдёт речь. У всех этих примеров есть кое-что общее…
Несколько учащихся принялись наперебой делиться своими предположениями… Часть из них оказались правы в своих догадках.
— Ну а сейчас откройте конспекты и запишите новую тему, — озвучил очередную просьбу преподаватель.
— А можно я сегодня не буду писать? Во-первых, я ручку дома забыл, а во-вторых, у меня слегка порезан палец! — раздалось с предпоследней парты. — И вообще, зачем этой ерундой голову забивать? Моё дело в будущем — заниматься производством строительных изделий и железобетонных конструкций. А качеством пусть голову себе забивает какой-нибудь инженеришка по качеству!
— Денегин Алексей, запомни: то, что ты сегодня забыл дома ручку — это не страшно. Я дам тебе свою на время. Но из отдельных твоих безответственных поступков позже сформируется привычка. И однажды ты забудешь добавить в бетон арматуру. Контролёр по качеству не заметит данный брак. А позже плита пойдёт на строительство какого-нибудь социально значимого объекта. Допустим, детского сада, в который ты сам позже поведёшь своих детей… Мне дальше продолжать?
— Не надо. Понял уже.
— Вот и молодец! Следующий раз я тебя первого спрошу. Так что, подготовься как следует!..
НАШЕ ВРЕМЯ
Елена зашла в родной подъезд серой панельной девятиэтажки, где проживала по-прежнему её мама. В глаза сразу бросилась стерильная чистота, которой отродясь в этом подъезде не было. Уж она-то точно это знала, поскольку выросла в этом доме. Уборщицы их ЖЭУ исправно делали свою работу, не нарушая графика. Но в основном это было так: маханули разок-другой веником, тряханули несвежей тряпкой, подняли пару бумажек на придомовой территории — и всей работы. Сейчас же было не просто чисто, а безупречно чисто. Как в аптеке.
— Ой, Леночка! У нас же новая уборщица! — с радостью мама принялась делиться новостями. — Марией Фроловной зовут. Женщина недавно на пенсию вышла. Поговаривают, что внучку платно учит в университете, вот деньги и нужны. Мы не нарадуемся на неё! После её уборки всё блестит и светится. Ты же помнишь, что лифт наш особо никто не вымывал. Так, для виду смочат пол и хватит. А Мария Фроловна всё драит: пол, кнопки, стенки кабины лифта… Ты же знаешь, что из соседней школы раньше подростки курить бегали в наш подъезд. Мы устали с ними бороться. Они код от входной двери знали и прямиком топали на перемене к нам. После них между первым и вторым этажами вечно были горы окурков. А потом Мария Фроловна появилась у нас. Она им даже баночку поставила, чтобы не гадили на пол… Так знаешь что? Они перестали к нам ходить. Кто-то слышал, как школота так и заявила:
— В первый дом не ходим: там чисто. А некоторые так и вовсе бросили дурную привычку. Вот такая мудрая женщина сейчас на нашем участке убирает, — хвасталась вовсю мама.
***
Позже появились нехитрые цветы в горшках между этажами. Загаженные голубями балконы общего пользования были вычищены, продезинфицированы и приведены в армейский порядок. Почтовые ящики уже и знать забыли свой первоначальный вид. За многолетней грязью и копотью было сложно увидеть родной светло-зелёный цвет. Но это лишь до тех пор, пока Мария Фроловна не натянула резиновые перчатки и не прошлась по ящикам тряпкой с соответствующим чистящим средством. Преобразилась и придомовая территория: появились цветы и аккуратные маленькие кустарники. Невысокая изгородь, поваленная навзничь сильным ветром, была поправлена и подкрашена. Обновилась краска и на скамейках при подъездах. Урны у дома убирались своевременно и никогда не стояли переполненными.
— Она святая! — говорили соседи с любовью о своей новой уборщице. — Получает за свой труд небольшую зарплату, а работы выполняет на миллионы. Наша пчёлка-трудяга.
Так её и звали все три года, которые Мария Фроловна посвятила заботе о чистоте и порядке в серой панельной девятиэтажке.
***
Исчезла пчёлка-трудяга также незаметно, как и появилась. Просто однажды с тряпкой жильцы увидели уже другого работника ЖЭУ.
— Леночка, переманили нашу Фроловну, — пожаловалась при встрече мама. — Кстати, ты его должна знать. Лёшка Денегин из твоего параллельного класса. Она у него вроде что-то преподавала в техникуме. Мужчина увидел её и предложил пойти к нему работать за хорошую зарплату. Ей ещё год внучку учить, поэтому согласилась. Алексей вроде каким-то крупным застройщиком стал. Вот из-за него мы и осиротели.
— М-да, мам, к хорошему быстро привыкаешь. А про Денегина я неоднократно слышала: который год входит в тройку лучших застройщиков. Ещё ни разу не было нареканий на качество построенного им жилья.
— Ещё бы! — отреагировала мама. — Знакомые поговаривали, что летом проще было снега дождаться, чем у Марии Фроловны «удовлетворительно» с первого раза получить. А уж если она ставила «хорошо», то ты и вовсе — Михайло Ломоносов.
— Да, мама, качество не терпит суеты и небрежности, — в ответ произнесла рассудительная Елена и, причмокивая от предвкушаемого удовольствия, положила в тёплый чай большую ложку василькового мёда*.
***
*Сбор василькового мёда — занятие кропотливое. Плантации этого растения довольно малы, а медоносные цветы дают совсем немного желанного нектара. Лишь луговые произрастания васильковых полян могут принести значительный урожай.
Свидетельство о публикации №224103001898