Тревожная тенденция

15 августа 2015 г. распоряжением Правительства Российской Федерации была утверждена «Концепция государственной политики по увековечению памяти жертв политических репрессий».

Издание этого правового акта явилось важным шагом в деле применения Федерального Закона № 1761-I «О реабилитации жертв политических репрессий», принятого Верховным Советом РСФСР 18 октября 1991 г.

Преамбула Закона гласит: «За годы Советской власти миллионы людей стали жертвами произвола тоталитарного государства, подверглись репрессиям за политические и религиозные убеждения, по социальным, национальным и иным признакам.

«Осуждая многолетний террор и массовые преследования своего народа как несовместимые с идеей права и справедливости, Федеральное Собрание Российской Федерации выражает глубокое сочувствие жертвам необоснованных репрессий, их родным и близким, заявляет о неуклонном стремлении добиваться реальных гарантий обеспечения законности и прав человека.

«Целью настоящего Закона является реабилитация всех жертв политических репрессий, подвергнутых таковым на территории Российской Федерации с 25 октября (7 ноября) 1917 года, восстановление их в гражданских правах, устранение иных последствий произвола и обеспечение посильной в настоящее время компенсации материального ущерба» (Закон РФ от 18.10.1991 N 1761-I "О реабилитации жертв политических репрессий" (с изменениями и дополнениями) | ГАРАНТ).

В соответствии с Законом, «Политическими репрессиями признаются различные меры принуждения, применяемые государством по политическим мотивам, в виде лишения жизни или свободы, помещения на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения, выдворения из страны и лишения гражданства, выселения групп населения из мест проживания, направления в ссылку, высылку и на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы, а также иное лишение или ограничение прав и свобод лиц, признававшихся социально опасными для государства или политического строя по классовым, социальным, национальным, религиозным или иным признакам, осуществлявшееся по решениям судов и других органов, наделявшихся судебными функциями, либо в административном порядке органами исполнительной власти и должностными лицами и общественными организациями или их органами, наделявшимися административными полномочиями» (I Общие положения. Ст. 1).

Подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации признаются «дети, находившиеся вместе с репрессированными по политическим мотивам родителями или лицами, их заменявшими, в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении; дети, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей или одного из них, необоснованно репрессированных по политическим мотивам» (I Общие положения. Ст. 1.1.).
 
Закон «без каких-либо исключений» распространяется на «граждан РФ и иных названных в нем лиц, которые начиная с 25 октября (7 ноября) 1917 года подверглись политическим репрессиям на территории РФ в ее исторических границах (в том числе, следовательно, на граждан РФ, которые в указанный период были принудительно выселены с территории Крымской области, входившей в состав РСФСР до ноября 1954 года); на граждан Российской Федерации, граждан государств - бывших союзных республик СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства, подвергшихся политическим репрессиям на территории Российской Федерации с 25 октября (7 ноября) 1917 года; на лиц, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, репрессированных советскими судебными и административными органами, действовавшими за пределами СССР, либо военными трибуналами, либо центральными судами Союза ССР и внесудебными органами (Верховным Судом СССР и его коллегиями, Коллегией ОГПУ СССР, Особым совещанием при НКВД-МГБ-МВД СССР, Комиссией НКВД СССР и Прокуратуры СССР по следственным делам); на иностранных граждан, репрессированных по решению судов Союза ССР или внесудебных органов за пределами СССР по обвинению в деяниях против граждан СССР и интересов СССР. Вопросы реабилитации иностранных граждан, репрессированных по решению судов Союза ССР или внесудебных органов за пределами СССР на основании международных законов за деяния против интересов Объединенных Наций во второй мировой войне, решаются в соответствии с международными соглашениями Российской Федерации с заинтересованными государствами» (I Общие положения. Ст. 2).

Пострадавшими от политических репрессий признаются «дети, супруга (супруг), родители лиц, расстрелянных или умерших в местах лишения свободы и реабилитированных посмертно» (I Общие положения. Ст. 2.1.).

Реабилитации подлежат «лица которые по политическим мотивам были: а) осуждены за государственные и иные преступления; б) подвергнуты уголовным репрессиям по решениям органов ВЧК, ГПУ-ОГПУ, УНКВД-НКВД, МГБ, МВД, прокуратуры и их коллегий, комиссий, "особых совещаний", "двоек", "троек" и иных органов, осуществлявших судебные функции; в) подвергнуты в административном порядке ссылке, высылке, направлению на спецпоселение, привлечению к принудительному труду в условиях ограничения свободы, в том числе в "рабочих колоннах НКВД", а также иным ограничениям прав и свобод; г) необоснованно помещены по решениям судов и несудебных органов в психиатрические учреждения на принудительное лечение; д) необоснованно привлечены к уголовной ответственности и дела на них прекращены по нереабилитирующим основаниям; е) признаны социально опасными по политическим мотивам и подвергнуты лишению свободы, ссылке, высылке по решениям судов и внесудебных органов без предъявления обвинения в совершении конкретного преступления» (I Общие положения. Ст. 3).

Не подлежат реабилитации «лица, перечисленные в статье 3  настоящего Закона, обоснованно осужденные судами, а также подвергнутые наказаниям по решению несудебных органов, в делах которых имеются достаточные доказательства по обвинению в совершении следующих преступлений: а) измена Родине в форме шпионажа, выдачи военной или государственной тайны, перехода на сторону врага; шпионаж, террористический акт, диверсия; б) совершение насильственных действий в отношении гражданского населения и военнопленных, а также пособничество изменникам Родины и фашистским оккупантам в совершении таких действий во время Великой Отечественной войны; в) организация бандформирований, совершавших убийства, грабежи и другие насильственные действия, а также принимавших личное участие в совершении этих деяний в составе бандформирований; г) военные преступления, преступления против мира, против человечности и против правосудия. Кроме того, не подлежат реабилитации направленные в административном порядке на спецпоселение лица из числа репатриированных советских граждан (военнопленных и гражданских лиц), служивших в строевых и специальных формированиях немецко-фашистских войск, полиции, если имеются доказательства их участия в разведывательных, карательных и боевых действиях против Красной Армии, партизан, армий стран антигитлеровской коалиции и мирного населения, за исключением тех, кто впоследствии принимал участие в боевых действиях против немецко-фашистских войск в составе Красной Армии, партизанских отрядов или в движении Сопротивления» (I Общие положения. Ст. 4).

Закон признал «не содержащими общественной опасности нижеперечисленные деяния» «а) антисоветскую агитацию и пропаганду; б) распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный или общественный строй; в) нарушение законов об отделении церкви от государства и школы от церкви; г) посягательство на личность и права граждан под видом исполнения религиозных обрядов; д) побег из мест лишения свободы, ссылки и спецпоселения, мест привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы лиц, которые находились в указанных местах в связи с необоснованными политическими репрессиями, то есть по статьям 70  (в редакции, действовавшей до Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 11 сентября 1990 года: «Агитация или пропаганда, проводимая в целях подрыва или ослабления Советской власти либо совершения отдельных особо опасных государственных преступлений, распространение в тех же целях клеветнических измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй, а равно распространение либо изготовление или хранение в тех же целях литературы такого же содержания - наказывается лишением свободы на срок от шести месяцев до семи лет или ссылкой на срок от двух до пяти лет. Те же действия, совершенные лицом, ранее осужденным за особо опасные государственные преступления, а равно совершенные в военное время, - наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет» https://nnov.hse.ru/ba/law/igpr/sov_gos/14_ugol_kodeks), 190.1 («Недонесение о преступлениях», предусмотренных «политическими» статьями), а также по статьям 142 («Нарушение законов об отделении церкви от государства и школы от церкви - наказывается исправительными работами на срок до одного года или штрафом до пятидесяти рублей») и 227 («Создание группы, причиняющей вред здоровью граждан. Создание группы, деятельность которой, проводимая под предлогом проповедования религиозных вероучений, сопряжена с причинением вреда здоровью граждан или половой распущенностью, а равно руководство такой группой или вовлечение в нее несовершеннолетних - наказывается лишением свободы на срок до пяти лет со ссылкой или без таковой, с конфискацией имущества или без таковой») Уголовного кодекса РСФСР и аналогичным нормам ранее действовавшего законодательства». Лица, осужденные за эти деяния, реабилитируются независимо от фактической обоснованности обвинения (I Общие положения. Ст. 5).

В Законе регламентируется порядок реабилитации и перечислены её последствия. В заключительной статье 18.1. указывается: «Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в рамках своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе осуществлять меры  по увековечению памяти жертв политических репрессий и поддерживать  деятельность организаций и граждан, направленную на увековечение памяти жертв политических репрессий, в частности деятельность по выявлению и благоустройству мест захоронений жертв массовых репрессий, выявлению архивных документов по истории политических репрессий, созданию и пополнению музейных экспозиций».

Таким образом, меры по увековечиванию памяти жертв политических репрессий и по поддержке общественной деятельности в данной сфере Закон относит не к обязанности, а к праву органов власти.

Реализуя это право, Правительство Российской Федерации утвердило своим распоряжением № 1561-р «Концепцию государственной политики по увековечению памяти жертв политических репрессий» от 15 августа 2015 г. (https://rg.ru/documents/2015/08/18/jertvy-site-dok.html; дата обращения 29 октября 2024 г.).

Принятие Концепции было осуществлено в рамках «разработки эффективной государственной политики в области обретения обществом согласия по вопросам формирования наиболее значимых социальных ценностей», с полным пониманием, что таковое согласие не может быть достигнуто на основе отрицания или замалчивания ошибок и преступлений, имевших место в истории нашей Родины.

Поэтому в Концепции честно провозглашалось: «Россия не может в полной мере стать правовым государством и занять ведущую роль в мировом сообществе, не увековечив память многих миллионов своих граждан, ставших жертвами политических репрессий.

«Особенно важным в этой связи является осознание трагического опыта России, пережитого страной и ее гражданами после октябрьских событий 1917 года, который характеризуется разрывом традиций, утратой преемственности культурного опыта, разрушением межпоколенческих связей.
 
«Вследствие репрессий страна пережила масштабные социальные катаклизмы. Помимо колоссальных потерь, понесенных в период Гражданской и Великой Отечественной войн, Россия пережила целый ряд иных трагедий, в числе которых: гонения на представителей религиозных конфессий; послереволюционная эмиграция наиболее образованной части населения, многолетняя дискриминация тех представителей дореволюционной элиты, кто предпочел остаться в России; коллективизация, повлекшая за собой многочисленные жертвы среди высланных и раскулаченных, а также разрушение индивидуального крестьянского хозяйства, которое было основой экономики страны на протяжении веков; связанный с насильственной коллективизацией голод, унесший жизни миллионов людей; массовые репрессии, в ходе которых миллионы людей были лишены жизни, стали узниками ГУЛАГа, были лишены имущества и подвергнуты депортации».

Далее в Концепции достаточно подробно излагалась история реабилитации жертв политических репрессий в СССР и РФ с 1953 г. Выводом данного раздела концепции было глубоко правильное и законное утверждение: «Недопустимыми являются продолжающиеся попытки оправдать репрессии особенностями времени или вообще отрицать их как факт нашей истории».
 
В разделе II «Общие положения, цели и задачи настоящей Концепции» перечислялись правовые акты, лежащие в её основе, и основные направления, формы и методы деятельности по увековечению памяти жертв политических репрессий.

Среди принципов реализации Концепции, наряду с положениями о «признании преемственности исторического развития Российской Федерации»; «необходимости объективного анализа как достижений советского периода, так и его трагических страниц, в том числе массовых политических репрессий»; «осуждении идеологии политического террора» содержался тезис об «осознании трагичности общественного раскола, повлекшего за собой события 1917 года, Гражданскую войну, массовые политические репрессии».

Раздел III “Основные направления деятельности по увековечению памяти жертв политических репрессий» содержал перечисление мероприятий, первым из которых указывалась «мемориализация, то есть формирование и развитие в местах массовых захоронений жертв политических репрессий памятных мест, увековечивающих память жертв политических репрессий». Кроме общих «научно-исследовательских работ по выявлению мест массовых захоронений жертв политических репрессий» отдельно упоминались также археологические работы. Отдельным пунктом значилось «обеспечение доступа к архивным материалам с учетом требований законодательства Российской Федерации».

При перечислении этапов реализации Концепции в разделе IV при характеристике II этапа, предусматривающего «завершение работ по реализации наиболее значимых проектов в области увековечения памяти жертв политических репрессий», подчёркивалось «Особенно важным представляется реализация завершающего этапа в связи с тем, что на 2017 год приходятся сразу две памятные даты - 100-летие революционных трансформаций 1917 года, повлекших за собой раскол общества и огромные потери населения страны, и 80-летие событий 1937 года, на который приходился пик политических репрессий в отношении гражданского населения».

При «оценке ожидаемой эффективности и результативности реализации настоящей Концепции» в разделе VI предполагалось, что её реализация, в первую очередь, «позволит сформировать единую мемориальную сеть по увековечению памяти жертв политических репрессий».

Что касается эффективности, то первым её показателем объявлялось «увеличение количества мемориальных объектов (постоянных экспозиций, произведений монументального искусства и др.) в сфере увековечения памяти жертв политических репрессий, количества созданных экспозиций по теме увековечения памяти жертв политических репрессий».

«Концепция государственной политики по увековечению памяти жертв политических репрессий» являлась обоснованным с правовой и исторической позиций актом. Её первоначальная редакция и редакция от 26 марта 2019 г. (распоряжение Правительства РФ № 522-р) позволяли утверждать, что государственная власть современной России признаёт объективные данные о массовых репрессиях тоталитарного богоборческого коммунистического режима и руководствуется стремлением восстановить справедливость в отношении их жертв.  (ПОЛНЫЙ ТЕКСТ ПРЕЖНЕЙ РЕДАКЦИИ КОНЦЕПЦИИ СМ. В ПРИЛОЖЕНИИ).

Когда в Российской Федерации были объявлены иностранными агентами  и (или) ликвидированы некоторые организации, использовавшие тему страданий жертв массовых репрессий для прикрытия политической деятельности, направленной на разрушение традиционных российских духовно-нравственных ценностей и распространение иностранного влияния, можно было, ссылаясь на Концепцию от 15 августа 2015 г., уверенно утверждать, что государственная власть современной России справедливо борется с политизацией мемориальной работы, но сама имеет чёткую позицию в отношении массовых репрессий, основанную на совокупности исторических источников в их системной взаимосвязи, и исключает в данной сфере любые недомолвки, искажения, а тем более, «попытки оправдать репрессии особенностями времени или вообще отрицать их как факт нашей истории».

К огромному сожалению, распоряжение Правительства Российской Федерации № 1564-р от 20 июня 2024 г. не только фактически исключило Концепцию из числа подобных аргументов, но и обозначило проблему, гораздо более серьезную, чем вопросы полемики с иноагентами и их покровителями.

В «очередной редакции» Концепции заменены идейные обоснования и историческое осмысление массовых политических репрессий. По сути это новая Концепция.

Само по себе обновление правовых актов является неизбежным явлением. За последние годы приняты поправки к Конституции РФ (вступили в силу 4 июля 2020 г.); изданы такие важные государственные документы как Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» № 474 от 21 июля 2020 г. (http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726); Указ Президента Российской Федерации "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" № 400 от 2 июля 2021 г. (https://base.garant.ru/401425792/); Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» № 809 от 9 ноября 2022 г.  (https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405579061/); Указ Президента Российской Федерации от 08.05.2024 г. № 314
«Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области исторического просвещения» (Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области исторического просвещения). Во всех этих актах содержатся важные положения, прямо или косвенно затрагивающие тему увековечивания памяти жертв массовых политических репрессий тоталитарного режима.

Однако в случае с принятием «Концепции государственной политики по увековечению памяти жертв политических репрессий» в редакции 20 июня 2024 г. (http://government.ru/docs/all/153932/; дата обращения 30 октября 2024 г.) наблюдается не усовершенствование системы мемориализации, а явно политизированная тенденция, которую, мягко говоря, затруднительно признать способствующей обретению согласия в обществе, объективному анализу трагических страниц и осуждению идеологии политического террора.

В редакции 2024 г. ПОЛНОСТЬЮ ИСКЛЮЧЕН анализ «трагического опыта России, пережитого страной и ее гражданами после октябрьских событий 1917 года, который характеризуется разрывом традиций, утратой преемственности культурного опыта, разрушением межпоколенческих связей» вместе с перечислением основных трагедий – антирелигиозных гонений, стратоцида, насильственной коллективизации и связанного с ней голода, массовых репрессий во всех их проявлениях – от лишения жизни до депортаций и конфискаций имущества.

Исторический обзор процесса реабилитации существенно сокращён и начат с любопытной перестановки слов.

В редакции 2015 г. после ныне полностью изъятого перечисления репрессий сообщается: «В 1953 году руководством СССР была начата реабилитация жертв политических репрессий». В редакции 2024 г. уже без всякого упоминания истоков и причин массовых репрессий, та же фраза звучит по-иному: «Работа по реабилитации жертв политических репрессий инициирована руководством СССР в 1953 году».

Казалось бы, какая разница? Но каждому, кто, во-первых, осведомлен об исторических реалиях, а во-вторых, способен чувствовать речевые особенности, будет заметно: В первом случае мы имеем дело с подлинной историей: руководство СССР проводило массовые политические репрессии, но в 1953 г. начало реабилитацию их жертв. Во втором случае – нечто странное: получается, что руководство СССР инициировало реабилитацию жертв, репрессированных неизвестно кем.

Далее: по мнению составителей новой редакции, гражданам  России уже не нужно знать, что «в 1955-1962 годах родственникам расстрелянных органы ЗАГС по представлениям соответствующих органов выдавали свидетельства о смерти с вымышленными датами и причинами смерти расстрелянных. С 1963 года органы ЗАГС стали выдавать свидетельства о смерти, в которых была указана точная дата расстрела, однако вместо причины смерти ставился прочерк. При этом места массовых казней и погребений не были преданы огласке, а документы о них остались засекреченными». Остаётся непонятным, почему же в действительности потребовался «следующий этап реабилитации» в 1980-х гг.

Совершенно необъяснимо, почему из новой редакции Концепции исключен перечень достижений в сфере реабилитации жертв политических репрессий и увековечивания их памяти (См. Приложение).

Указание на эти изменения в Концепции кому-то могут показаться придирками. Дескать, зачем упоминать и так известные факты. Но составители первой редакции Концепции тоже были людьми достаточно сведущими. И они понимали, что исторический обзор главнейших событий и принятия предшествующих правовых актов НЕОБХОДИМ для обоснования в Концепции дальнейших мер, проводимых на государственном уровне.

Однако сокращение данной части – это цветочки. Ягодки впереди…

В редакцию Концепции от 2024 г., из которой изъяты упоминания важнейших актов о РЕАБИЛИТАЦИИ жертв политических репрессий, включен новый абзац: «Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 сентября 1955 г. "Об амнистии советских граждан, сотрудничавших с оккупантами в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг." объявлена всеобщая амнистия, которая в последующем в том числе привела к реабилитации по формальным критериям и обелению пособников нацистов и изменников Родины, служивших в прибалтийских, украинских и иных карательных подразделениях, сформированных по национальным признакам, участников подпольных националистических и бандитских формирований».

Оговоримся сразу: реабилитация изменников Родины, лиц, совершивших военные преступления и преступления против человечности; вообще, всех перечисленных в статье 4 Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий", НЕЗАКОННА, АМОРАЛЬНА И КАТЕГОРИЧЕСКИ НЕДОПУСТИМА. И если подобные случаи по ошибке или с умыслом были допущены, то эти акты реабилитации конечно же должны быть отменены.

Но зачем упоминать об этой проблеме в «Концепции государственной политики по увековечению памяти жертв политических репрессий»? Неужели реабилитация нацистских преступников приобрела в России массовый характер, и их память увековечена в масштабах, требующих вмешательства Правительства РФ? Где факты, что амнистия 1955 г. «привела к реабилитации по формальным критериям и обелению пособников нацистов и изменников Родины»?

Напомним, что амнистия – это мера, применяемая по решению органа государственной власти к лицам, совершившим преступления, в соответствии с которой эти преступники полностью или частично освобождаются от наказания, либо суровое наказание заменяется им на более мягкое, либо они освобождаются от уголовного преследования. Но преступления продолжают признаваться преступлениями. При амнистии речь идет лишь о смягчении кары за него, а не об оправдании преступника.

Реабилитация же – это признание невиновного человека, репрессированного от имени государства по социальным, классовым и религиозным мотивам, незаконно и несправедливо осужденным, восстановление его в гражданских правах, восстановление его чести, достоинства и доброго имени, устранение прочих последствий незаконного преследования.

Так повторим, кого же из военных преступников, палачей и бандитов реабилитировали и, тем более, «обелили» вследствие амнистии 1955 года? То, что немало из достойных виселицы или многолетнего заключения ушли от справедливой расплаты благодаря амнистии – это факт. Но причем здесь реабилитация, обеление и увековечивание памяти?

Создаётся впечатление, что малоуместное В ДАННОЙ КОНЦЕПЦИИ упоминание об амнистии 1955 г. включено для подспудной дискредитации всего процесса реабилитации, создания предпосылок для её пересмотра отнюдь не только в отношении пособников нацистов.

И почва для такого впечатления, увы, уже появилась. Например, 9 августа 2024 г. прокуратура Ростовской области отменила решение от 14 мая 1992 г. о реабилитации исповедника митрополита Алма-Атинского и Казахстанского Иосифа (Чернова).

Иосиф (Чернов) впервые был репрессирован ещё в сане игумена в 1925 г., получив 2 года заключения. Будучи епископом Таганрогским вторично арестован в 1935 г. и приговорен к 5 годам лишения свободы. В 1940 г. он вернулся в Таганрог, но продолжал подвергаться гонениям и притеснениям; ему не давали возможности открыто совершать богослужения и выслали в Азов.

После оккупации немцами Таганрога верующие получили возможность открыть храмы. Сейчас мы знаем, что эти пропагандистские акции со стороны нацистов были обманным маневром, ибо в перспективе они планировали уничтожить Православную Церковь. Но в тот момент верующие не могли не использовать открывшуюся возможность начать возрождение религиозной жизни. Владыка Иосиф получил возможность возобновить своё архиерейское служение. Он сохранил верность местоблюстителю патриаршего престола митрополиту (затем Патриарху) Сергию (Страгородскому), не запятнал себя какими-либо преступлениями, но был вынужден поддерживать определенные официальные отношения с оккупационными властями. Когда немцы в пропагандистских целях перенесли демонтированный большевиками памятник Императору Петру I Великому в центр города, епископ Иосиф не видел причин не одобрить этот шаг и присутствовал на церемонии. Также он опубликовал две статьи, в которых написал о гонениях на Церковь, проводимых коммунистической властью.

Несмотря на эти жесты, 6 ноября 1943 г. он был арестован гестапо в Умани как «агент Москвы» и содержался под арестом до середины января 1944 г. После освобождения Умани он не скрывался и не пытался покинуть Родину, а напротив, отправился в Москву для встречи с Патриархом Сергием (Страгородским). По дороге его арестовали 4 июня 1944 г. в Киеве и в феврале 1945 г. приговорили к 10 годам заключения. Свой срок он отбывал в Челябинске и Караганде, с 1954 г. находился на положении ссыльного.  Освобожден в 1956 г.

Патриарх Алексий I назначил владыку Иосифа на служение в Алма-Атинскую епархию. Он стал епископом Петропавловским. В 1958 г. Иосиф (Чернов) возведен в сан архиепископа. В 1960 г. назначен на Алма-Атинскую кафедру. В 1968 г. получил сан митрополита. В 1970 г., после кончины Алексия I, был одним из кандидатов на патриарший престол. Скончался в 1975 г.

Митрополит Иосиф и при жизни и после смерти чрезвычайно любим верующими. В Казахстане православные считают его местночтимым святым и собирают материалы для официальной канонизации. Останки Митрополита Иосифа торжественно перенесены с кладбища в Софийский собор Иверско-Серафимовского монастыря. На его гробнице служатся панихиды; прихожане молятся ему; встречаются и его иконы. Имя Иосифа (Чернова) является важным духовным символом для Православной Церкви и Русского Мира.

За что же отменили акт о его реабилитации? За присутствие на открытии памятника всероссийскому императору и пару статей, в которых правдиво говорилось о гонениях на Церковь? К тому, что это было сделано при оккупантах, можно относиться негативно (особенно если не понимать обстоятельств; не принимать во внимание, что владыка Иосиф спас ряд евреев, обреченных на уничтожение, что поддерживал по мере сил партизан, что твёрдо отказался перестать поминать законное священноначалие, что после освобождения Умани жертвовал и призывал к пожертвованиям на нужны Красной Армии и даже был членом комиссии по расследованию преступлений нацистов). Но деяния Иосифа (Чернова) в период оккупации точно не заслуживали лишения свободы. Пособником нацистов он не был, военных преступлений и преступлений против человечности не совершал.

Отмена реабилитации митрополита Иосифа (Чернова) противоречит статье 5 Федерального Закона «О реабилитации жертв политических репрессий». Его деяния не подпадают ни под один из пунктов статьи 4 того же Закона. Конечно, дереабилитация этого видного иерарха Русской Православной Церкви может и должна быть оспорена. Но данный прискорбный факт на данный момент – реальный плод той же тенденции, которая привела к изменению Концепции государственной политики по увековечению памяти жертв политических репрессий.

Самое печальное, что из новой редакции I раздела  Концепции полностью изъят абзац: «За прошедшее после 1953 года время в России процесс реабилитации не был завершен. Точное число репрессированных лиц остается неизвестным. Общенациональный памятник жертвам политических репрессий не установлен. До сих пор не проведена необходимая работа по выявлению мест захоронения жертв репрессий. В ряде регионов (Алтайский край, Республика Коми, Республика Татарстан, Псковская и Самарская области и др.) в изданных книгах памяти названы почти все репрессированные, но в некоторых субъектах Российской Федерации таких книг памяти до сих пор нет. Недопустимыми являются продолжающиеся попытки оправдать репрессии особенностями времени или вообще отрицать их как факт нашей истории».

А ведь мы по-прежнему не знаем точного числа репрессированных. Фантастические «100 миллионов жертв» вызывают обоснованную критику, но и попытки занизить численность погибших от репрессий и свести их к количеству осужденных в полном соответствии с законами и процедурами того времени явно несостоятельны. Закон "О реабилитации жертв политических репрессий" гласит о «миллионах людей, ставших жертвами произвола тоталитарного государства». И это правда – таких людей миллионы. Но сколько миллионов – ещё только предстоит подсчитать.

Не установлен и общенациональный памятник жертвам политических репрессий. Далеко не окончена работа по выявлению мест массовых захоронений казнённых и публикации данных о подвергшихся всем видам репрессий.

Что касается «попыток оправдать репрессии особенностями времени или вообще отрицать их как факт нашей истории», то они в последнее время чрезвычайно участились и распространились. Поэтому особенно зловещим выглядит отказ от указания в Концепции на недопустимость этих наглых и кощунственных выходок необольшевицких реваншистов.

Авторы новой редакции Концепции постарались уйти от исторической действительности настолько, что вовсе исключили из числа принципов «осознание трагичности общественного раскола, повлекшего за собой события 1917 года, Гражданскую войну, массовые политические репрессии», а в абзаце о необходимости «объективного анализа как достижений советского периода, так и его трагических страниц, в том числе массовых политических репрессий» заменили слова «советского периода» на «Российского государства».

Что же, разве общественный раскол, приведший к революции, не является трагедией? Думается, этого не станет отрицать ни один здравомыслящий человек, не только правых, но и левых убеждений. Осознание трагичности раскола – именно ПРИНЦИП, нерасторжимо связанный с подлинным «признанием преемственности исторического развития Российской Федерации».

Политические репрессии, конечно, имели место во все периоды истории Российского государства. Но масштабы политических репрессий в СССР беспрецедентны даже при самых заниженных подсчётах жертв. Закон, действующий с 1991 года, предусматривает и регламентирует реабилитацию только тех лиц, которые репрессированы после прихода к власти политического режима, возведшего террор в ранг государственной политики – 25 октября 1917 года. При этом, действительно, недопустимо «вычёркивание» или тотальное очернение советского периода. Фраза об объективном анализе как его достижений, так и трагических страниц» в первоначальной редакции Концепции была логична и органична. Замена же словосочетания «советского периода» на «Российского государства» очевидно преследует цель ослабить в общественном сознании понимание, что именно в советский период политические репрессии приобрели наиболее трагичный и массовый характер.

Если в первой редакции Концепции «мемориализация, то есть формирование и развитие в местах массовых захоронений жертв политических репрессий памятных мест, увековечивающих память жертв политических репрессий» стояла на первом месте в перечне основных направлений деятельности, то в новой редакции этого пункта ВООБЩЕ НЕТ. Полностью исключен из этого раздела и пункт об «обеспечении доступа к архивным материалам с учетом требований законодательства Российской Федерации». В области выявления мест массового захоронения жертв политических репрессий оставлены научно-исследовательские работы, но убрано упоминание об археологических работах. Кто хотя бы немного знаком с законодательством, поймёт, что это изъятие имеет важное и отнюдь не благоприятное для научно-исследовательской и мемориальной деятельности значение.

Нет более в новой редакции признания того, что революционные трансформации 1917 года, повлекли за собой раскол общества и огромные потери населения страны. Не упоминается теперь и дата «событий 1937 года, на который приходился пик политических репрессий в отношении гражданского населения».

Исключены в новой редакции Концепции положения о сформировании «единой мемориальной сети по увековечению памяти жертв политических репрессий» и об увеличении «количества мемориальных объектов (постоянных экспозиций, произведений монументального искусства и др.) в сфере увековечения памяти жертв политических репрессий, количества созданных экспозиций по теме увековечения памяти жертв политических репрессий».

Приходится с болью и разочарованием констатировать, что на важнейшем направлении государственной политики по восстановлению законности, справедливости и исторической правды, без чего невозможно действительное и прочное обоснование преемственности исторического развития Российской Федерации, произошёл опасный регресс.

Изменения, внесённые в «Концепцию государственной политики по увековечению памяти жертв политических репрессий», являются явной уступкой реваншистским политическим силам, активно оправдывающим массовые политические репрессии и зачастую не скрывающим своего желания вновь их развязать.

 Деятельность этих сил и потакание им со стороны представителей государственной власти чреваты распространением правового нигилизма, попытками решить проблемы государственной и общественной жизни путем насилия, попрания достоинства личности и ценности человеческой жизни, и как следствие - нагнетанием общественной напряженности, новыми расколами и противостояниями.

Понимание сути трагедии нашего Отечества в ХХ веке, уважение к принципу законности, недвусмысленное осуждение тоталитарных идеологий и террористических политических методов, сохранение и развитие традиционных российских духовно-нравственных ценностей – это показатель здорового состояния государства и общества. Увековечивание памяти жертв политических репрессий – общее дело государства и гражданского общества; каждого гражданина.

Если мы решим, что нас это не касается; что нужно «перевернуть страницу» и забыть о страданиях миллионов соотечественников, то рискуем повторить их судьбу, став заложниками безумцев, которые и сами в большинстве своём перемалываются в жерновах развязываемого ими террора, но успевают погубить множество людей.

 Президент Российской Федерации В.В. Путин, выступая 30 октября на открытии в Москве памятника «Стена скорби», сказал:

«Для всех нас, для будущих поколений, что очень важно, важно знать и помнить об этом трагическом периоде нашей истории, когда жестоким преследованиям подвергались целые сословия, целые народы: рабочие и крестьяне, инженеры и военачальники, священники и государственные служащие, учёные и деятели культуры.

«Репрессии не щадили ни талант, ни заслуги перед Родиной, ни искреннюю преданность ей, каждому могли быть предъявлены надуманные и абсолютно абсурдные обвинения.

«Миллионы людей объявлялись «врагами народа», были расстреляны или покалечены, прошли через муки тюрем, лагерей и ссылок.

«Это страшное прошлое нельзя вычеркнуть из национальной памяти и, тем более, невозможно ничем оправдать, никакими высшими так называемыми благами народа.
«В истории нашей страны, как и в любой другой, немало сложных, противоречивых этапов. О них спорят, обсуждают, предлагают разные подходы для объяснения тех или иных событий.

«Это естественный процесс познания истории и поиска истины. Но когда речь идёт о репрессиях, гибели и страданиях миллионов людей, то достаточно посетить Бутовский полигон, другие братские могилы жертв репрессий, которых немало в России, чтобы понять – никаких оправданий этим преступлениям быть не может.

«Политические репрессии стали трагедией для всего нашего народа, для всего общества, жестоким ударом по нашему народу, его корням, культуре, самосознанию. Последствия мы ощущаем до сих пор.

«Наш долг – не допустить забвения. Сама память, чёткость и однозначность позиции, оценок в отношении этих мрачных событий служат мощным предостережением от их повторения.

«Поэтому два года назад Правительством Российской Федерации принята Концепция государственной политики по увековечиванию памяти жертв политических репрессий, создан Фонд памяти. (…)

«И в заключение хотел бы попросить разрешения у Наталии Дмитриевны Солженицыной, хотел бы процитировать её слова: «Знать, помнить, осудить. И только потом – простить». Полностью присоединяюсь к этим словам.

«Да, нам и нашим потомкам надо помнить о трагедии репрессий, о тех причинах, которые их породили. Но это не значит – призывать к сведению счетов. Нельзя снова подталкивать общество к опасной черте противостояния.

«Сейчас важно для всех нас опираться на ценности доверия и стабильности. Только на этой основе мы можем решить задачи, которые стоят перед обществом и страной, перед Россией, которая у нас одна»
 (http://www.kremlin.ru/events/president/news/55948).

Той «Концепции государственной политики по увековечиванию памяти жертв политических репрессий», которую имел в виду Президент В.В. Путин, увы, с 20 июня 2024 г. больше нет.

Но никто не сможет отменить, переиначить или сократить мудрые и точные слова главы современного Российского государства: массовые репрессии «нельзя вычеркнуть», «невозможно ничем оправдать»; они являются «преступлением» и «трагедией всего нашего народа»; «наш долг – не допустить забвения»; «знать, помнить, осудить. И только потом – простить»; «нам и нашим потомкам надо помнить о трагедии репрессий, о тех причинах, которые их породили» - и всё это «не для сведения счётов», а чтобы «память, чёткость и однозначность позиции, оценок в отношении этих мрачных событий служили мощным предостережением от их повторения».

Ориентируясь на эти принципы и действуя активно, в строгом соответствии с Конституцией РФ и Федеральным Законом «О реабилитации жертв политических репрессий», нужно всеми силами постараться не допустить дальнейшего развития тенденции, приведшей к деградации «Концепции государственной политики по увековечению памяти жертв политических репрессий».

ПРИЛОЖЕНИЕ

Концепция государственной политики по увековечению памяти жертв политических репрессий  (утв. распоряжением Правительства РФ от 15 августа 2015 г. N 1561-р).

I. Общая характеристика и современное состояние правоотношений в сфере увековечения памяти жертв политических репрессий

Развитие Российской Федерации на современном этапе характеризуется повышенным вниманием общества к таким важным факторам устойчивого развития страны, как рост благосостояния граждан и совершенствование общественных отношений. В связи с этим возникает необходимость разработки эффективной государственной политики в области обретения обществом согласия по вопросам формирования наиболее значимых социальных ценностей. Это предусматривает создание необходимых социальных и экономических условий для инновационного развития страны, конструктивного взаимодействия структур государственного управления с институтами гражданского общества.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, ведущая роль в инновационном развитии страны отводится формированию человеческого капитала, а значит - созданию такой социально-культурной среды, в которой четко обозначены цели развития общества, а также сформулированы такие задачи построения национальной идентичности, как:

формирование правового государства, в основе которого заложено соблюдение прав человека, социальных и этнических групп населения страны;

гармонизация межэтнических отношений внутри страны и укрепление ее позитивного образа за рубежом;

поддержание нравственных ориентиров развития общества, включающих формирование деятельного патриотизма.

Россия не может в полной мере стать правовым государством и занять ведущую роль в мировом сообществе, не увековечив память многих миллионов своих граждан, ставших жертвами политических репрессий. Особенно важным в этой связи является осознание трагического опыта России, пережитого страной и ее гражданами после октябрьских событий 1917 года, который характеризуется разрывом традиций, утратой преемственности культурного опыта, разрушением межпоколенческих связей. Вследствие репрессий страна пережила масштабные социальные катаклизмы. Помимо колоссальных потерь, понесенных в период Гражданской и Великой Отечественной войн, Россия пережила целый ряд иных трагедий, в числе которых:

гонения на представителей религиозных конфессий;

послереволюционная эмиграция наиболее образованной части населения, многолетняя дискриминация тех представителей дореволюционной элиты, кто предпочел остаться в России;

коллективизация, повлекшая за собой многочисленные жертвы среди высланных и раскулаченных, а также разрушение индивидуального крестьянского хозяйства, которое было основой экономики страны на протяжении веков;

связанный с насильственной коллективизацией голод, унесший жизни миллионов людей;

массовые репрессии, в ходе которых миллионы людей были лишены жизни, стали узниками ГУЛАГа, были лишены имущества и подвергнуты депортации.

В 1953 году руководством СССР была начата реабилитация жертв политических репрессий. Она осуществлялась по заявлениям пострадавших от репрессий, а также их родственников. В 1955-1962 годах родственникам расстрелянных органы ЗАГС по представлениям соответствующих органов выдавали свидетельства о смерти с вымышленными датами и причинами смерти расстрелянных. С 1963 года органы ЗАГС стали выдавать свидетельства о смерти, в которых была указана точная дата расстрела, однако вместо причины смерти ставился прочерк. При этом места массовых казней и погребений не были преданы огласке, а документы о них остались засекреченными.

В 1987 году процесс реабилитации был возобновлен. К этому времени в СССР оставались нереабилитированными миллионы жертв репрессий.

28 сентября 1987 г. была учреждена Комиссия Политбюро ЦК КПСС по дополнительному изучению материалов, связанных с репрессиями, имевшими место в период 30-40-х и начала 50-х годов. 4 июля 1988 г. было принято решение "О сооружении памятника жертвам беззаконий и репрессий".

16 января 1989 г. был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР "О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 30-40-х и начала 50-х годов". Подлежали отмене внесудебные решения "троек" и "особых совещаний". Поддерживались инициативы по созданию памятников жертвам репрессий, а также содержанию в надлежащем порядке мест их захоронения.

14 ноября 1989 г. и 7 марта 1991 г. были признаны незаконными и отменены репрессивные акты против народов, подвергшихся насильственному переселению. 13 августа 1990 г. репрессии середины 1920-1950-х годов были признаны незаконными, а права всех жертв политических репрессий - подлежащими восстановлению.

В 1989 году началась массовая реабилитация. Был найден и предан гласности ряд мест массовых погребений, среди них Куропаты, Левашово, Бутово, Коммунарка. Появились первые книги памяти о погибших и пропавших без вести от репрессий.

После событий августа 1991 г. Правительство Российской Федерации продолжило программу реабилитации, подкрепив ее законодательными актами. Принципиально новым стало признание факта политических репрессий в досталинское и послесталинское время. 18 октября 1991 г. был принят и действует до настоящего времени Закон Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий". Был установлен День памяти жертв политических репрессий - 30 октября.

В 1992 году были созданы комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий и приняты следующие нормативные правовые акты по указанным вопросам:

Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 22 мая 1992 г. N 2822-I "О событиях в городе Новочеркасске в июне 1962 года";

Указ Президента Российской Федерации от 10 января 1994 г. N 65 "О событиях в г. Кронштадте весной 1921 года";

Указ Президента Российской Федерации от 24 января 1995 г. N 63 "О восстановлении законных прав российских граждан - бывших советских военнопленных и гражданских лиц, репатриированных в период Великой Отечественной войны и в послевоенный период";

Указ Президента Российской Федерации от 14 марта 1996 г. N 378 "О мерах по реабилитации священнослужителей и верующих, ставших жертвами необоснованных репрессий";

Указ Президента Российской Федерации от 18 июня 1996 г. N 931 "О крестьянских восстаниях 1918-1922 годов";

постановление Правительства Российской Федерации от 10 октября 1996 г. N 1247 "О создании мемориальных комплексов в местах захоронений советских и польских граждан - жертв тоталитарных репрессий в Катыни (Смоленская область) и Медном (Тверская область)".

Указом Президента Российской Федерации от 7 ноября 1996 г. N 1537 день 7 ноября был объявлен Днем согласия и примирения.

После 1996 года из важных событий можно отметить реабилитацию в 2008 году членов императорской фамилии.

Были изданы сотни книг памяти с именами репрессированных, тысячи исследований и сборников документальных материалов о репрессиях, установлены памятные знаки и монументы жертвам репрессий, продолжалась работа с архивными материалами, создавались тематические музейные экспозиции.

В 1991-2014 годах были реабилитированы 3510818 человек, а также признаны подвергшимися политическим репрессиям и реабилитированы 264085 человек (детей репрессированных лиц).

В связи с вступлением в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" издан Указ Президента Российской Федерации от 21 апреля 2014 г. N 268 "О мерах по реабилитации армянского, болгарского, греческого, крымско-татарского и немецкого народов и государственной поддержке их возрождения и развития", в соответствии с которым прогнозируется увеличение количества заявлений о предоставлении государственной услуги по выдаче справок о реабилитации жертв политических репрессий от лиц из числа этих народов.

За прошедшее после 1953 года время в России процесс реабилитации не был завершен. Точное число репрессированных лиц остается неизвестным. Общенациональный памятник жертвам политических репрессий не установлен. До сих пор не проведена необходимая работа по выявлению мест захоронения жертв репрессий. В ряде регионов (Алтайский край, Республика Коми, Республика Татарстан, Псковская и Самарская области и др.) в изданных книгах памяти названы почти все репрессированные, но в некоторых субъектах Российской Федерации таких книг памяти до сих пор нет. Недопустимыми являются продолжающиеся попытки оправдать репрессии особенностями времени или вообще отрицать их как факт нашей истории.

II. Общие положения, цели и задачи настоящей Концепции

Настоящая Концепция разработана на основе положений, содержащихся в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. При подготовке настоящей Концепции учтены положения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российский# Федерации от 12 мая 2009 г. N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года", Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года", государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры и туризма" на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 315, а также Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014-2016 годах и ряда программных выступлений Президента Российской Федерации.

Настоящая Концепция предусматривает основные направления, формы и методы деятельности по увековечению памяти жертв политических репрессий. Основными стратегическими целями настоящей Концепции являются:

разработка и реализация эффективной государственной политики в сфере увековечения памяти жертв политических репрессий, а также деятельного патриотизма;

создание необходимых социальных условий для инновационного развития страны, реализуемых на основе активного взаимодействия с институтами гражданского общества;

развитие интеллектуального и духовного потенциала личности.

Для достижения этих целей в рамках реализации настоящей Концепции должны быть решены следующие задачи:

создание условий для укрепления морального здоровья общества, в том числе путем формирования принципов деятельного патриотизма в партнерстве с религиозными и другими общественными объединениями;

создание условий для свободного доступа пользователей к архивным документам и иным материалам, связанным с вопросами политических репрессий, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;

формирование инфраструктуры, связанной с увековечением памяти жертв политических репрессий, и использование ее в качестве ресурса развития территорий;

обеспечение доступности для населения мемориальных объектов, посвященных памяти жертв политических репрессий;

создание образовательных и просветительских программ по указанной проблематике.

Реализация настоящей Концепции должна осуществляться в соответствии со следующими принципами:

признание преемственности исторического развития Российской Федерации;

осознание трагичности общественного раскола, повлекшего за собой события 1917 года, Гражданскую войну, массовые политические репрессии;

необходимость объективного анализа как достижений советского периода, так и его трагических страниц, в том числе массовых политических репрессий;

осуждение идеологии политического террора.

III. Основные направления деятельности по увековечению памяти жертв политических репрессий

В рамках увековечения памяти жертв политических репрессий планируются следующие мероприятия:

мемориализация, то есть формирование и развитие в местах массовых захоронений жертв политических репрессий памятных мест, увековечивающих память жертв политических репрессий;

обеспечение для пользователей доступности архивных документов и иных материалов, связанных с вопросами политических репрессий, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;

разработка образовательных и просветительских программ по этой теме с их последующим включением в общеобразовательные программы основного общего и среднего общего образования и в сетку теле- и радиовещания страны;

проведение научно-исследовательских работ и циклов мероприятий, направленных на увековечение памяти пострадавших от репрессий;

укрепление базы музейных, архивных, образовательных и иных организаций для ведения научно-исследовательской, научно-архивной, библиотечной, музейно-мемориальной, образовательной и просветительской работы в области увековечения памяти жертв политических репрессий, а также для патриотического воспитания молодежи;

обеспечение размещения в соответствующих музейных учреждениях экспозиций, отражающих историю советского периода в соответствии с принципами, изложенными в разделе II настоящей Концепции;

археологические и научно-исследовательские работы по выявлению мест массовых захоронений жертв политических репрессий;

создание общероссийской информационной системы для музейно-мемориальной сети, единой мультимедийной книги памяти, а также баз данных в сфере увековечения памяти жертв политических репрессий;

обеспечение доступа к архивным материалам с учетом требований законодательства Российской Федерации;

разработка учебных пособий и программ.

IV. Этапы реализации настоящей Концепции

Реализацию настоящей Концепции предусматривается осуществить в 2015-2019 годах.

В рамках реализации настоящей Концепции предусмотрены следующие этапы выполнения работ:

I этап (2015-2016 годы) - этап, предполагающий проведение основных мероприятий, связанных с созданием основных музейно-мемориальных комплексов и тематических экспозиций по увековечению памяти жертв политических репрессий, а также разработку методических материалов по формированию учебных пособий образовательных программ, создание баз данных, книжно-журнальной и аудиовизуальной продукции, проведение научно-исследовательских работ, конференций, семинаров и иных мероприятий;

II этап (2017-2019 годы) - этап, предусматривающий завершение работ по реализации наиболее значимых проектов в области увековечения памяти жертв политических репрессий. Особенно важным представляется реализация завершающего этапа в связи с тем, что на 2017 год приходятся сразу две памятные даты - 100-летие революционных трансформаций 1917 года, повлекших за собой раскол общества и огромные потери населения страны, и 80-летие событий 1937 года, на который приходился пик политических репрессий в отношении гражданского населения. Завершение работ по увековечению памяти жертв политических репрессий должно способствовать выработке основ для дальнейшего партнерского взаимодействия государства и гражданского общества.

V. Финансовое обеспечение реализации настоящей Концепции

Настоящая Концепция реализуется за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также средств внебюджетных источников.

VI. Оценка ожидаемой эффективности и результативности реализации настоящей Концепции

В ходе реализации настоящей Концепции предполагается достижение следующих результатов:

укрепление единства культурного пространства страны как условия сохранения государственной целостности России при многообразии населяющих ее народов;

создание благоприятных условий для социокультурной, научно-исследовательской и просветительской деятельности;

увеличение доступности предлагаемых населению услуг по архивному и музейному направлениям, а также информации, связанной с политическими репрессиями, с учетом норм законодательства Российской Федерации;

активизация социально-экономических процессов, способствующих развитию музейно-мемориальной инфраструктуры федерального и регионального уровней;

повышение конкурентоспособности молодых специалистов в области музееведения, архивного дела и информационных технологий;

увеличение объемов негосударственных ресурсов, привлекаемых в указанную сферу.

Достижение экономического эффекта от реализации настоящей Концепции предполагается обеспечить за счет привлечения дополнительных инвестиций в рамках государственно-частного партнерства. Формирование музейно-мемориальной среды приведет к расширению разнообразия инфраструктуры паломнического, познавательного и событийного туризма, увеличению посещаемости мемориальных мест, а также позволит создать дополнительные рабочие места. Направленность настоящей Концепции на создание и сохранение объектов культурного наследия позволит предотвратить возрастание расходов на эти цели в перспективе.

Реализация настоящей Концепции позволит:

сформировать единую мемориальную сеть по увековечению памяти жертв политических репрессий;

обеспечить адресность, последовательность, преемственность и контроль инвестирования государственных средств в реализацию политики страны по увековечению памяти жертв политических репрессий;

создать условия для продвижения ценностей, направленных на развитие гражданского общества в Российской Федерации;

разработать и внедрить инновационные информационно-коммуникационные технологии для решения вопросов увековечения памяти жертв политических репрессий.

Эффективность достижения целей настоящей Концепции по годам ее реализации определяется исходя из увеличения:

количества мемориальных объектов (постоянных экспозиций, произведений монументального искусства и др.) в сфере увековечения памяти жертв политических репрессий, количества созданных экспозиций по теме увековечения памяти жертв политических репрессий;

количества созданных передвижных экспозиций по теме увековечения памяти жертв политических репрессий;

численности работников организаций социокультурной сферы всех организационно-правовых форм, получивших дополнительное профессиональное образование по тематике сохранения исторической памяти;

количества публикаций в федеральных печатных средствах массовой информации и научных трудов по теме увековечения памяти жертв политических репрессий;

количества подготовленных и размещенных в эфире федеральных радио- и телеканалов просветительских программ (сюжетов, фильмов) по теме увековечения памяти жертв политических репрессий;

количества подготовленных и размещенных в эфире федеральных радио- и телеканалов социальных роликов по теме увековечения памяти жертв политических репрессий;

количества пользователей интернет-ресурсами по теме увековечения памяти жертв политических репрессий;

количества проведенных научных и культурно-просветительских мероприятий межрегионального, всероссийского и международного уровня по теме увековечения памяти жертв политических репрессий;

численности студентов, аспирантов и молодых исследователей, принимающих участие в олимпиадах, конкурсах научно-исследовательских работ, форумах, конференциях и вебинарах, проводимых по теме увековечения памяти жертв политических репрессий.

(https://rg.ru/documents/2015/08/18/jertvy-site-dok.html; дата обращения 29 октября 2024 г.).

***

Открытие мемориала памяти жертв политических репрессий «Стена скорби», 30 октября 2017 г.

По окончании заседания Совета по развитию гражданского общества и правам человека Владимир Путин и члены Совета приняли участие в церемонии открытия мемориала памяти жертв политических репрессий «Стена скорби» на проспекте Академика Сахарова. 30 октября 2017 года

* * *

В.Путин: Дорогие друзья!

Сегодня особая памятная дата: 30 октября – вот уже более 25 лет – отмечается в нашей стране как общенациональный День памяти жертв политических репрессий.

Для всех нас, для будущих поколений, что очень важно, важно знать и помнить об этом трагическом периоде нашей истории, когда жестоким преследованиям подвергались целые сословия, целые народы: рабочие и крестьяне, инженеры и военачальники, священники и государственные служащие, учёные и деятели культуры.

Репрессии не щадили ни талант, ни заслуги перед Родиной, ни искреннюю преданность ей, каждому могли быть предъявлены надуманные и абсолютно абсурдные обвинения. Миллионы людей объявлялись «врагами народа», были расстреляны или покалечены, прошли через муки тюрем, лагерей и ссылок.

Это страшное прошлое нельзя вычеркнуть из национальной памяти и, тем более, невозможно ничем оправдать, никакими высшими так называемыми благами народа.

В истории нашей страны, как и в любой другой, немало сложных, противоречивых этапов. О них спорят, обсуждают, предлагают разные подходы для объяснения тех или иных событий.

Это естественный процесс познания истории и поиска истины. Но когда речь идёт о репрессиях, гибели и страданиях миллионов людей, то достаточно посетить Бутовский полигон, другие братские могилы жертв репрессий, которых немало в России, чтобы понять – никаких оправданий этим преступлениям быть не может.

Политические репрессии стали трагедией для всего нашего народа, для всего общества, жестоким ударом по нашему народу, его корням, культуре, самосознанию. Последствия мы ощущаем до сих пор.

Наш долг – не допустить забвения. Сама память, чёткость и однозначность позиции, оценок в отношении этих мрачных событий служат мощным предостережением от их повторения.

Поэтому два года назад Правительством Российской Федерации принята Концепция государственной политики по увековечиванию памяти жертв политических репрессий, создан Фонд памяти.

Идея о памятнике жертвам политических репрессий родилась ещё в далёкие годы «оттепели», но такие мемориалы стали создаваться только в последние десятилетия.

Сегодня в центре столицы мы открываем «Стену скорби». Грандиозный, пронзительный монумент – и по смыслу, и по своему воплощению. Он взывает к нашей совести, нашим чувствам, к глубокому, честному осмыслению периода репрессий, состраданию их жертвам.

Огромная благодарность автору монумента – скульптору Георгию Вартановичу Франгуляну, правительству Москвы, взявшему на себя основные расходы по финансированию, гражданам, которые внесли свои личные средства на создание памятника.

И в заключение хотел бы попросить разрешения у Наталии Дмитриевны Солженицыной, хотел бы процитировать её слова: «Знать, помнить, осудить. И только потом – простить». Полностью присоединяюсь к этим словам.

Да, нам и нашим потомкам надо помнить о трагедии репрессий, о тех причинах, которые их породили. Но это не значит – призывать к сведению счетов. Нельзя снова подталкивать общество к опасной черте противостояния.

Сейчас важно для всех нас опираться на ценности доверия и стабильности. Только на этой основе мы можем решить задачи, которые стоят перед обществом и страной, перед Россией, которая у нас одна.

Хочу ещё раз поблагодарить автора памятника, хочу поблагодарить всех, кто принял участие в создании этого монумента. Он важен для нас, важен для всей страны сегодня и ещё важнее для молодых людей, для завтрашнего, для будущего России.

Большое спасибо.

***

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл:

Глубокоуважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые дамы и господа! Братья и сестры!

Сегодняшнее событие, собравшее нас вместе у этого монумента, побуждает ещё раз задуматься о страшной трагедии, происшедшей в России в ХХ веке. Мы знаем, что происшедшие трагические события ещё долго будут осмысляться, но год столетия революции должен стать особенно важным для такового осмысления.

Вглядываясь в эти трагедии, мы задаёмся вопросом: как такое могло произойти? Почему жители одной страны, соседи, сослуживцы преследовали и убивали друг друга? Каким образом грандиозная идея построить мир свободным и справедливым привела к крови и беззаконию?

В то время люди мечтали о мире без эксплуатации, без бедности, без войн, о мире, где наука решит все проблемы и исцелит все болезни. Но мечта для многих обернулась кошмаром. В чём была ошибка? Не в том ли, что люди стремились построить гуманное и справедливое общество, отвергнув духовные основы человеческой жизни и поставив нравственность в положение, подчинённое идеологии, что привело к оправданию несправедливости и к жестокости на пути построения «светлого будущего»?

Опасность отхода общества от нравственных норм ведёт к кризисам. Эту точку зрения разделяют представители всех традиционных религий России, между последователями которых репрессивная машина не делала различий.

И сегодня всем нам следует осознать, что никакого светлого будущего не будет, если вновь в стремлении к таковому будущему уже под влиянием новых идеологий станет разрушаться нравственная и духовная основа человеческого бытия. Нынешнее поколение не имеет права на повторение исторических ошибок: ненависть не должна руководить нами в нашем стремлении построить мирную, справедливую и благополучную жизнь.

Потому и трагические страницы нашего прошлого не должны быть поводом для разжигания ненависти и усиления напряжённости, а осуждение террора не должно из нравственного акта превращаться в политический ритуал.

При этом мы призваны никогда не забывать об этих страшных событиях, ведь жертвы братоубийственной войны, голода, религиозных и сословных гонений – это не безликая масса, а абсолютно конкретные люди. Это наши предки, которые живут в нашей памяти, фамилии которых мы продолжаем носить и имена которых помним или должны помнить в наших молитвах.

Памятники нужны для исцеления человека. Приходя сюда, вспоминая трагические события нашей истории, люди не должны чувствовать уныние и отчаяние. Они должны думать о своих потомках и о том, какую страну и какую историю они оставят им в наследство.

Пусть Всемилостивый Господь поможет всем нам сделать правильные выводы из прошедших ста лет, из трагических событий, которые начались сто лет назад, и поможет нам никогда не повторять ошибок наших предков.

Да хранит Бог землю русскую от всех врагов видимых и невидимых!

(http://www.kremlin.ru/events/president/news/55948)

***

Из Обращения главы Российского императорского дома Романовых великой княгини Марии Владимировны в связи со 100-летием Революции 1917 года (4 ноября 2017 г.).

(…) Для людей, истинно любящих Родину, независимо от их религиозной, национальной, социальной и партийной принадлежности, не могут быть приемлемыми богоборчество, тоталитаризм, террористические методы управления и массовые репрессии, варварство в отношении историко-культурного наследия. Эти явления суть Зло, в каком бы обличии и под какими бы лозунгами они ни существовали.

В послереволюционной России всё это, к сожалению, имело место. Но были и беспримерный героизм, и непревзойденный трудовой энтузиазм, и высокий полёт научной и творческой мысли. Наряду с безжалостными и жестокими методами управления обществом и хозяйством страны, повлекшими неоправданно большое количество жертв, в истории СССР имеется и положительный опыт решения социально-экономических проблем, который может и должен быть востребован.

Посему ни в коем случае недопустимо пытаться вычеркнуть Советскую эпоху из истории России или изображать её исключительно в чёрных тонах.

«Белый» реванш, иллюзия которого появилась после распада СССР, столь же неприемлем, сколь и «красный» реванш, и какой бы ни было иной. Любой реваншизм порождает «эффект маятника», неизбежно вызывает мощное сопротивление и обязательно, рано или поздно, обратную реакцию. Если в борьбе с одними крайностями впадать в противоположные, мы не исправим, а лишь усугубим положение.

Сила народа немыслима без внутреннего мира и солидарности, а мир и солидарность достижимы только в духе взаимных прощения, терпения и уважения.

Неверно добиваться примирения и созидать единство на фальсификациях истории, на замалчивании или сознательном искажении фактов. Грехи и ошибки нельзя забывать, чтобы не повторить их вновь. Все преступления, кем бы они ни были совершены, необходимо осудить.

Но наряду с этим совершенно недопустимо прибегать к двойным стандартам и прощать себе то, за что мы тут же сурово клеймим других. Если мы находим те или иные оправдания своим действиям, то обязаны применить те же критерии и к нашим оппонентам.

Неправильно видеть общенациональное согласие в признании всеми какой-то одной точки зрения. Приведение всех к единомыслию неосуществимо, и даже видимость такого состояния достижима лишь путем насилия.

Подлинное единение зиждется на компромиссе именно между людьми с разными взглядами, которые не отрекаются от своих принципов и приоритетов, но уважают оппонентов и готовы сотрудничать с ними на общей основе любви к своей Родине и добросовестного служения ей.

Жизненно важно уметь видеть, прежде всего, хорошее, а не плохое, находить, прежде всего, не врагов, а друзей, обращать внимание не на то, что разделяет, а на то, что роднит нас друг с другом.

Ради собственного блага и ради будущих поколений мы должны не только прощать тех, кто причинил нам боль, но и просить прощения.

Покаяние — не унизительное, а возвышающее и очищающее состояние. Однако неразумно и греховно требовать покаяния от других, горделиво воображая себя безгрешными судьями. Только подавая пример собственным покаянием мы сможем показать окружающим его спасительный смысл.

Если все мы будем хотя бы стараться поступать в соответствии с этими жизненными установками, Россия не только преодолеет печальные последствия потрясений ХХ века, но обязательно обретет новые силы и воспрянет во всем своем духовном, государственном и культурном величии.

Сегодня по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в храмах Русской Православной Церкви совершаются заупокойные богослужения по всем жертвам смут в нашем Отечестве. По павшим в боях, на чьей бы стороне они ни находились. По казненным и замученным в заключении. По умершим от невыносимых жизненных условий, порожденных беспощадным социальным экспериментированием. По скончавшимся в изгнании вдали от Родины.

Среди них были люди левых и правых убеждений, представители всех религий, национальностей, классов и сословий. Были пламенные борцы с властью и её убежденные сторонники. Большинство было хорошими честными искренними людьми, стремившимися к Правде, хотя и понимавшими её по разному, иногда, увы, с противоположных позиций. Хочется верить, что само по себе это стремление и перенесённые ими страдания хотя бы в последние мгновения приоткрыли для них свет Истины, примирили их в Истории и в Жизни Вечной перед лицом Божиим.

Поминая их вместе, молясь о прощении их вольных и невольных прегрешений, мы более спокойно отнесемся к прошлому и глубже ощутим то, что сближает нас в настоящем.

Да будут нам руководством бессмертные слова св. Императора Николая II Страстотерпца, переданные им незадолго перед казнью через св. Великую Княжну Ольгу Николаевну: «Не зло победит Зло, а только Любовь»».

 


Рецензии