Квентин Дюпьё против Дали и народа
Не некогда я насиловал себя общением с очень неприятной из-за внутренней пустоты женщиной, которая эту пустоту заполняла алкоголем, и под его воздействием давала волю своему тщеславию. Это тщеславие выражалось в том, что она пыталась изобразить себя человеком культурным, разбирающимся в искусстве. С важностью дипломированного искусствоведа, она оценивала всех художников, от Да Винчи, до Джексона Поллока. Она была уверенна в том, что предметы искусства создаются для того, чтобы заработать денег, а деньги платят за то, что радует глаза большинства, а большинство, это она. Она говорила, что ей нравится Дали, и не нравится Поллок, с видом судьи, выносящего смертельный приговор. Она была уверена в том, что именно ей определять, что красиво, а что нет, потому что она платит деньги и заказывает музыку, а вернее картины. Такие суждения были для меня не новы, меня от них тошнило, но я считал своим долгом снизойти до этой женщины, которая говорила мне, что она бедная и несчастная, потому что никто не хочет с ней общаться. Особенно мне не хотелось обсуждать с ней искусство, но она настаивала именно на обсуждении живописи, хотя и не понимала, что такое живопись, а что такое рисунок, но была уверена в том, что все, что нужно, она знает и понимает, что знать и понимать в этой области больше ни нечего.
Все мои попытки объяснить пьяной женщине, в жизни которой были только измены мужу, интриги на скучнейшей работе, алкоголь и сигареты, да полностью неосознанный шоппинг, что такое искусство, потерпели сокрушительный провал, в силу её неспособности воспринимать какую-либо информацию. И тогда я решил поинтересоваться, что же именно ей нравится в творчестве Дали. Я не надеялся, на то, что она различает цвета на его картинах, ей было абсолютно безразлично, отношение цветов, если бы картины стали вдруг черно-белыми, то она бы этого не заметила. Ей импонировало то, что ей было понятно, какие предметы изображены на картинах, и то, что они были изображены подробно. Но главное, что её привлекало в творчестве этого "художника", так это, конечно, необычные сюжеты. Удлиненная ягодица у Ленина на подпорке её сначала шокировала, потом насмешила, и она была горда собой по поводу того, что поняла, что это Дали изобразил свой сон.
Конечно, было излишне объяснять этой мадам, что с появлением фотографии рисунок, да и сюжет начали постепенно уходить из живописи. Художников и раньше не особо интересовало, какой именно предмет изображать, их интересовала игра света и тени, да отношения цветов, рисунок и сюжет остались только в карикатуре. Все эти объяснения, её только раздражали. Она не то, чтобы не могла, а не хотела понимать, зачем Сезанн по двести часов писал простое яблоко, пока оно ни сгнивало. Яблоко, конечно, может быть вкусным, можно повесить на стену изображение вазы с яблоками, чтобы иногда посмотреть на них и съесть полезный для здоровья фрукт, закусить яблоком водочку. Но зачем же ставить цену в несколько миллионов за картину, изображающую яблоко? Да на базаре можно такую за пять евро купить, и намалевал её художник за полчаса. Молодец художник с базара, а этот Сезанн двести часов с яблоком ковырялся, только чтоб цену себе набить. А может он и не двести часов это яблоко писал, а тоже полчаса, но всех обманул?
Представителей народа, самого разного уровня образования и достатка жутко бесит, что для того, чтобы употребить нечто изысканное и роскошное, нужно долго учиться. К примеру, чтобы отличить блюдо приготовленное в самом дорогом ресторане от того, что было приготовлено в самом дешевом бистро, надо хоть что-то понимать в еде, нужно самому быть поваром, какой-то квалификации. Чтобы понять философскую литературу, недостаточно заплатить за книгу большие деньги, недостаточно эту книгу просто прочитать, её надо понять, а чтобы её понять, нужно до этого прочесть очень много книг попроще, нужно постоянно тренировать свой мозг. И это раздражает людей от сохи, которым на голову внезапно свалились большие деньги. Они хотят, за минуту стать мудрецами, при этом ничего не делая, просто заплатив за это деньги. Гала это прекрасно понимала, но главное то, что она умела применить на практике мудрость из сказки о голом короле. Она торговала не картинами своего Дали, а званием ценителя искусства. Вы не цените Дали? Значит вы ничего не понимаете в искусстве! Вы выложили миллион за эту мазню? Да, вы все понимаете в искусстве, вы ценитель истинного искусства! И все, что требовалось от заурядного Дали, так это шокировать публику, и не только своими работами, но и своими заявлениями, по поводу святости Франсиско Франко. Он удивлял публику своими усами, заявлениями, что Аманда Лир на самом деле мужчина, что он жил с двумя женщинами сразу, и в то же время распускал слухи о своем целомудрии по причине импотенции.
Один коллега, декларировавший свое обожание российской поп-музыки, сказал мне, что его совершенно не интересует творчество Пугачевой и прочих исполнителей, подобных ей, его интересуют только сплетни о них в газетах и журналах. Даже самую незатейливую музыку надо слушать, напрягаться, а вот сплетни о том, как кто-то оказался геем или начал принимать наркотики и заниматься копрофагией, как-то сами лезут в уши народу, потому что там нечего понимать. И в картинах Дали, как и в сплетнях про него нечего понимать, это невидимый наряд для короля, который якобы видят только особо просвещенные, потому никто никогда не скажет, что Дали на самом деле голый, то есть самый заурядный мазила, скучный, неинтересный.
Но надо отдать должное Дали, ведь он так и не был разоблачен и забыт до старости, и даже после его смерти его работы не обесценились. Не смотря на отсутствие художественной ценности, они продолжают цениться, как памятники человеческому невежеству, тщеславию и глупости. И главное в них то, что они до сих пор шокируют народ и кажутся ему чем-то необычным, как и личность самого Сальвадора, и это потому, что они не способны видеть сути, а видят только внешнюю оболочку, принимают декорации за реальность.
Я ничего не имею против людей, которые не интересуются искусством, но только тех, которые честно в этом признаются. Один мой бывший работодатель, предприниматель из девяностых, искренне отмахивался от любых излишеств. Для него было бы кощунством купить какую-то картину и повесить своем кабинете. Он вообще не любил сидеть с заказчиками в кабинете, от тащил их в цех, в мастерские, объяснял, по какой технологии он изготавливает свои продукты. Другой работодатель, из тех же девяностых, терпеть не мог заходить в мастерские, его вообще не интересовало, что там в этих мастерских творится. Его интересовало только то, какое впечатление он лично произведет на заказчиков и деловых партнеров, потому он постоянно покупал дорогие часы, дорогую обувь, дорогой автомобиль, причем ни в чем из этого он ничего не понимал. И в этом его наборе для произведения впечатления, была и пара картин на стенах кабинета. В искусстве он совершенно ничего понимать не хотел, но всем подчиненным рассказывал на корпоративах о том, что эти картины он купил у художника, который ещё при совке свалил в штаты и умер там из-за передозировки наркотиков. Этим он объяснял то, что трудно было понять, что именно изображено на картинах и тут же оговаривался, что он толерантно относится ко всяким художникам, даже картины у них покупает, потому что человек культурный, а не какой-то там лапотник от сохи.
Был, конечно, и Джей Пи Морган, который не просто тупо скупал предметы искусства и антиквариат, но и к неудовольствию своего строго отца, интересовался историей искусства, прочел множество книг, потратил на это много времени, как и на беседы с разными искусствоведами. И его не интересовало, какие наркотики употреблял Модильяни, его интересовало почему по его условным, и на первый взгляд примитивным рисункам, можно узнать в толпе незнакомых людей. Это все потому, что он не хотел вместе с толпой притворно восхищаться несуществующими изысканными нарядами голого короля. И в отличии от своего отца он понимал, что чтобы быть первым в банковском деле, нужно инвестировать деньги во что-то новое и перспективное, а не в старое и проверенное. А чтобы понять что является перспективным, а что нет, нужно вникать в новости науки. И он понимал, что искусство - это не средство для зарабатывания денег, путем развлечения народа, а тоже наука, исследование нового, непонятного большинству.
А что же Дюпьё со своим фильмом про Дали? Вообще у него все фильмы ни сколько фильмы, сколько пародия на кинематограф. А фильм про Дали является двойной пародией и на Дали и на кино. Продолжительность фильма небольшая, потому что пародировать эпатажного и пустого внутри художника долго невозможно. И главное, что почитатели таланта Дали и его Галы, эти снобы, которые только и думают о впечатлении, которое производят на окружающих, уже через пять минут взбесятся, поставят фильму дизлайк и выключат, а самые активные из них еще и гневный комментарий настучат. Так что снимать трехчасовой фильм было бы излишним...
Свидетельство о публикации №224103000879
«Даааааали!» (2023) Франция, реж. Дюпьё
Дюпьё остаётся верным себе. Мыслит парадоксально сам и заставляет также мыслить зрителя (во всяком случае, меня). Абсурд – главная ценность этого фильма. Он превращает лёгкий комедийный сюжет в серьёзный фильм.
А сюжет прост. Молодая журналистка пытается взять у Дали интервью и на его основе написать статью в журнале. Дали начинает капризничать и издеваться над журналисткой в своё удовольствие, надеясь, что она в конце концов отстанет.
Но самое главное, что Дали только в таком поведении ощущает себя великим человеком. Ему мало признания его величайшим художником, ему ещё надо популяризировать себя необыкновенным оригиналом в жизни и быту. И ему это удаётся. А абсурд, сопровождающий эту личность в фильме, только усиливает этот эффект. После очередного каприза он соглашается на интервью и прерывает его по пустяковой причине. И так несколько раз.
Только богатая фантазия режиссёра заставляет зрителя не потерять интерес в этом кавардаке.
А здесь о других фильмах.
http://proza.ru/2024/07/26/1354
Валерий Варуль 30.10.2024 21:42 Заявить о нарушении