Единый ГЭ уже всё или?
В то время целью образования было создать у ученика единую и целостную картину мира, ребята получали надёжные знания, навыки. На аттестат зрелости сдавали выпускные экзамены почти по всем предметам. Сейчас статус этого документа нулевой, так как нужен для галочки. А тогда было важно, в какой бы ты ВУЗ не собрался, сдавай, доказывай, что созрел для жизни в обществе и физически, и духовно, и интеллектуально.
Было непросто, но справлялись. Нас вели учителя. К экзаменам готовили железобетонно: расчерчивалась тетрадь на развороте – по вертикали фамилии экзаменующихся, а по горизонтали номера билетов. Пришел в назначенный день и сдал, рассказал учителю билет, который выучил. Получай за это крест против своей фамилии и оценку в журнал. Ещё и экран подготовки к экзаменам вывешивался на видном месте, где было видно, кто билет сдал и крест получил. Лентяев этот экран бодрил знатно, заставлял пошевеливаться. К экзамену все клеточки заполнялись крестиками.
Это вам не в егэшные тесты тыкать. А на выпускном экзамене по литературе при написании сочинения были нестандартные случаи: девочка написала сочинение на заданную тему в стихотворной форме. Это вызвало полный восторг у экзаменаторов. А у меня вопрос: как сегодня эту работу оценил бы ЕГЭ? Зарубил бы. А то. Тебе велено по форме-скелету работать вот и работай в рамках.
Сегодня представление о том, что полноценное образование должно опираться на целостную картину мира утрачено. Отсюда очевидные недостатки нынешнего российского образования. Правильнее будет сказать не недостатки, а беда, которой скоро как четверть века. Я о великой диверсии против нашей страны – о ЕГЭ.
20 лет назад, обыкновенным учителям было очевидно, что пропихиваемая либералами реформа, это катастрофа для народа, обещающая страшные последствия. Я попыталась своё скромное слово сказать в статье «ЕГЭ-ГЕ-Е» (http://proza.ru/2014/03/13/23), но «Учительская газета» - тогдашний глашатай реформы - не напечатала её.
Что я, если не напечатали даже основателя газеты «Первое сентября» Симона Соловейчика, который больше, чем кто-либо другой в нашей стране противился приходу ЕГЭ. Его знаменитая статья «Дорогая цена мнимого порядка» просто взбесила тогда министра образования г-на Филиппова.
И эксперимент по введению ЕГЭ в России пошёл, круша всё на своём пути, несмотря на нарушения прав детей и их родителей. На все социометрические и социологически исследования по закону необходимо добровольное согласие человека на желание подвергнуть себя данному испытанию. А в прошедшем эксперименте исследованиям подвергались несовершеннолетние дети. Родителей, как законных представителей ребят, никто не спросил! А зачем? Вдруг не согласятся. Кто же тогда решал судьбу несовершеннолетних? Оказалось, губернатор, орган управления образованием и Совета ректоров.
Но вернусь к тому январю 2004 года, когда пять тысяч специалистов от дошкольного образования до специалистов послевузовского образования собрались в Кремлёвском дворце съездов чтобы послушать министра-реформатора г-на Филиппова. Не только послушали, но и получили вспомогательный материал в виде брошюры «Мировые тенденции развития системы образования». Какова же была главная идея выступающего? Российское образование должно ориентироваться на западные образовательные лекала.
Ну, да, а то своих мозгов чтобы учить детей нам не хватает, будем в рот западу глядеть, подумала я тогда. Понимала, это же не лучшие образцы и брать там нечего. Когда моя дочь десятиклассница в те годы поучилась в обычной американской школе, она с недоумением сказала: они на уроках математики учат то, что мы в 7 классе прошли. Но неуёмный в своём реформаторстве г-н Филиппов ещё за год до этого съезда в 2003 году сделал всё, чтобы правительством была принята федеральная целевая программа развития образования. Вот она-то и стала основной платформой для дискуссии на мероприятии в Кремлёвском дворце съездов. Профессиональное преподавательское сообщество просто обязано было её поддержать. Ключевое слово тут «обязано».
И народ наш под шумок получил документы, в которых мало, что понял. Люди выживали, не до того было. А в них были такие вкусные плюшки как улучшение финансирования преподавательского состава и самих учебных заведений, оснащения их компьютерами, доступом в интернет, укрепления материально-технической базы в целом. Но были и горькие пилюли кардинального изменения школьных программ. Под нож пошли все основные предметы советской школы. По три часа в неделю получили русский язык, математика, естествознание, иностранный язык, обществознание. Остальные дисциплины получили статус «дополнительных модулей», направленных на «гуманизацию, гуманитаризацию», получение навыков коммуникации и т.д. И венчало всё это великолепие тестирование знаний учащихся, оформленное позднее законодателями, как Единый государственный экзамен (ЕГЭ).
Этим, правда, занялся уже другой министр, не менее одержимый реформированием, Андрей Фурсенко, сменивший Владимира Филиппова, покинувшего свой пост под давлением общественной критики. Эти господа министры так уработались во славу российского образования, что были награждены Орденами «За заслуги перед Отечеством IV степени». Так хочется создать орден за антизаслуги, чтобы награждать особо отличившихся за успешный развал российского образования.
Повторюсь: ЕГЭ – самая злостная и самая эффективная диверсия против всей нашей страны. Много лет радетели егэшных радостей утверждали и утверждают о "ликвидации коррупции" и о "социальных лифтах". Заметьте, о формировании гармонично развитой личности речь не идёт. Об этом в СССР заботились. Других "достоинств" системы ЕГЭ нет. Их не могут назвать даже ее инициаторы и разработчики.
А кто же у нас разработчики? Назову их имена, «героев» надо знать. Это господа Виктор Болотов (научный руководитель Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ), Исаак Калина (бывший замминистра образования РФ, Александр Асмолов (академик Российской академии образования, бывший замминистра образования РФ, директор Федерального института развития образования – ФИРО – с 2005 по 2018 ГГ.) и Ко. Последняя фигура списка особенно интересна. Что такое ФИРО?
Это тот самый флагман разработок основных ведомственных документов. ЕГЭ в большей степени и их продукт, как и весь вал бумаг, под которыми пропадала тогда и пропадает сейчас наша школа. Постарались господа на горе поколений, которые мы уже потеряли, поколение, которое теряем, и будем терять, если не одумаемся.
Господин Асмолов до 2022 года вершил наши с вами судьбы, будучи членом Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, а в марте 2022 года вышел из его состава из-за «несоответствия происходящего вокруг правам человека». В феврале 2022 он подписал открытое письмо российских учёных и научных журналистов с осуждением вторжения России на Украину и призывом вывести российские войска с украинской территории.
Нас это не должно удивлять, поскольку его сын — Григорий Александрович Асмолов -доцент Королевского колледжа Лондона, эксперт в области развития интернета, социальных сетей и кризисных коммуникаций, лауреат премии Рунета (2010), доктор философии (PhD) по специальности «Медиа и коммуникации» мог бы пострадать. Там бы бездействие папы сына-доцента не поняли бы и не приняли.
Советская система при всех её недостатках была системой, а нынче мы имеем набор идиотских технологий, которые между собой не связаны, набор псевдонаучных программ. Советская система имела замечательные учебники, созданные крупнейшими авторитетами страны. А ещё тогда было единство образовательного процесса на всей территории огромной страны. Приехал ребенок из глубинки в столичную школу и нормально адаптировался к учебному процессу, ничем не отличаясь от ребят.
Уровень подготовки учителей был высоким. Не забуду никогда свои вступительные экзамены с конкурсом восемь человек на место. Это был экзамен глаза в глаза. Экзаменатор оценивал нее только знания, но и личные качества поступающего. Выслушав мой ответ, произнесла: вы очень убедительно говорите. Это я не для похвальбы себя ненаглядной, а о том, что знания ВУЗ даст, но природных задатков к учительству таких как способность донести до детей и внушить знания, может и не быть. Сегодня никакой ЕГЭ этого на вступительных экзаменах выявить не спо-со-бен! Не потому ли у нас так много случайных людей в учительской профессии. Но это тема отдельного разговора.
В той советской системе набор обязательных предметов с чётко выверенной программой и нормальным количеством часов на изучение был очень разумным. И всё это позволяло в итоге выпустить из стен школы достаточно образованного человека. Нам надо было бережно в советскую систему ввести современные методики преподавания, в эффективности которых убедились, вместе с компьютерными технологиями, делающими процесс обучения интересным, зрелищным и насыщенным. Так что к отказу от разумных современных методик не призываю.
А теперь, что же мы получили в результате егэшного насилия?
Клиповое, правильнее будет сказать рваное, мышление детей и абсолютная фрагментарная бессвязность их знаний. Разрушена вся система подготовки школьников и вся система преподавания предметов в школе. Так что дебилизация нации, привет!
ЕГЭ улучшить не-воз-мож-но! Почему? А в нём заложена вот эта самая клиповость мышления, человек не может во всём объёме воспринимать тот материал, который должен усвоить, сколько бы вы ФГОСов не сочинили. А потому предметные связи не создаются, образование разваливается на фрагменты и единое целое не составляется. Так что грандиозная диверсия произошла, награды выданы, всё отлично! Живём дальше.
Но снова вернусь к началу реформы. Справедливости ради надо сказать, что критика Филипповской реформы началась сразу после съезда, потому что в школе ещё сохранилось много учителей, привычных к советским стандартам обучения. Было непонятно, как это взять и убрать из учебного процесса целые дисциплины (астрономию, черчение, например), а базовые предметы безжалостно порезать.
Учителя-предметники лишались половины своих учебных часов. Из-за этого снижался их заработок. Принципиальных педагогов беспокоило также и ожидаемое снижение качества образования. Теперь школьники могли получить лишь фрагментарные знания. Так вскоре и произошло. Это почувствовали не только профессиональные педагоги, но и общество, которое ужаснулось хамской как бы шутке актриски о генерале Дмитрии Карбышеве. Мем «поколение ЕГЭ» это теперь не только про школьников.
У учителей есть методическое правило: ученик учит так, как с него спрашивают. В разговоре со старшеклассниками иногда звучало вполне прагматичное: «А мне это не понадобится на экзамене». Мне иногда на это хотелось ответить: эх, знать бы, что кому понадобится.
Но вернусь к ЕГЭ.В его основе лежат тесты, а это достаточно опасно. Опасно тем, что сознание подростка эластично и воспринимает, использует чаще те виды информации, которые в него вкладываются. Основными недостатками тестовой проверки являются невозможность понять насколько глубоко усвоена изучаемая тема, каков уровень овладения выпускником основными научными понятиями и терминами, навыками логического мышления, насколько он способен выстраивать причинно-следственные связи и на основе этого делать выводы, умение конкретизировать какие-либо умозаключения, доказывать правильность своих выводов, владение грамотной речью, наконец. По тестам невозможно выявить сформированность личности выпускника, но можно выявить разве что количество информации, которое ученик смог зазубрить,
Директор одной из московских школ А. Тубельский, участвуя в обсуждении ЕГЭ на страницах «Учительской газеты», напомнил, «в США, где система тестов очень развита, сейчас развернулось целое движение против стандартизации личности. Ребёнок – личность, а не товар, который маркируют штрих-кодом».
Ректор МГУ Виктор Садовничий однажды поделился: «Я у одного турецкого коллеги (университет Анкары) спросил: у вас тесты приняты, и как вы к этому относитесь? Он говорит: ужас, конечно, но у нас это политическая линия, нам диктуют…». Вероятно, и нам диктуют.
В своём выступлении на слушаниях в Государственной думе академик В.И. Арнольд предупредил (газета «Известия» от 06.12.2002 года, а ЕГЭ начнут внедрять в 2004 году! ): «…уровень подготовки школьников опустится гораздо ниже обычного уровня реальных училищ царского времени, а кое в чем - даже ниже уровня церковноприходских училищ. Этот план производит общее впечатление плана подготовки рабов, обслуживающих сырьевой придаток господствующих хозяев: этих рабов учат разве что основам языка хозяев, чтобы они могли понимать приказы. Не случайно подготавливаемая реформа финансируется иностранцами, давно мечтавшими избавиться от конкуренции со стороны российской науки и техники. Насколько я сумел понять планы, они сводятся в основном к снижению нашего уровня образования в средней школе до американских стандартов».
А уж об американских стандартах в образовании академик Арнольд знал не понаслышке. Вот читайте: «Чтобы составить впечатление о последних, напомню только, что комитет по подготовке школьников штата Калифорния… принял несколько лет назад решение требовать при поступлении в университеты штата следующего стандарта знаний по математике: школьники должны уметь делить 111 на 3 без компьютера. Этот уровень требований оказался для американских школьников непосильным, и вашингтонские федеральные власти (по-моему, даже сенат) потребовали отменить эти "антиконституционные" и "расистские" стандарты».
Возникает вопрос: за что же они так сами себя? Не враги же они себе? Академик Арнольд и это объяснил. Оказалось очень просто: «Все это делается не по невежеству, а, как мне объяснили мои американские коллеги, сознательно, просто по экономическим причинам: приобретение населением культуры (например, склонности читать книги) плохо влияет на покупательную способность в их обществе потребителей, и вместо того, чтобы ежедневно покупать новые стиральные машины или автомобили, испорченные культурой граждане начинают интересоваться стихами или музыкой, картинами и теоремами и не приносят хозяевам общества ожидаемого дохода».
Выступление в Госдуме академика Арнольда состоялось в 2002 году, а сегодня на дворе 2024 год - эпоха ЕГЭ и силикона, а ещё эпоха людей с тремя дипломами о высшем образовании и знаниями, близкими к нулю.
Под натиском наступившего на народ широким фронтом ЕГЭ проблемы стали очевидны: наши выпускники, разучившись говорить и рассуждать на заданную тему, получают возможно более тренированную память, но менее развитое мышление.
Откуда развиться мышлению, если ЕГЭ несовместим, например, с исследовательской работой. В особенности исследовательская работа стала бессмысленной в 11 классе на обязательных для ЕГЭ предметах. Ребята учатся не комплексу знаний, а тому, как правильно поставить галочки в тесте. В результате неграмотность, небольшой словарный запас, пробелы в истории и литературе. Читать сегодня некогда, да и никто не любит, потому как почти разучились.
А как можно тестом определить развитие и уровень знаний по гуманитарным предметам? Последнее, что хранило нашу нравственность, после Церкви, была классическая литература и, прежде всего, литература в школе. И сегодня её спасительное влияние нещадно уничтожается. Литературу государство просто вышвырнуло из школы.
Ощущение, что составляли программу те, кто лишён трёх важнейших качеств, составляющих человеческую личность, о которых говорил русский философ XIX века Владимир Соловьёв (не Рудольфович): «Для того, чтобы превратить человека в животное, надо лишить его: первое – чувства стыда, второе – чувства сострадания и жертвенности, и третье – благоговения перед святынями».
Сегодня мы всё это сделали.
Россия, как бы это кому не нравилось, ведущая европейская держава. Русские летописи старше на сто лет французских и итальянских хроник, немецкие вообще появились только в XIV веке. Наш Нестор писал одновременно с греческими и латинскими авторами. Мир стоит и держится русским искусством и русской мыслью.
Обидно, что отдельно от школы живут золотые россыпи русской речи, народное творчество: песни, сказания, легенды, былины, пословицы, поговорки, потешки, обрядовая поэзия. Почему весь мир читает Достоевского, Толстого, Чехова? Почему русская классическая литература – ведущая в мире? Потому что она рождена Православием. Как и величайшая музыка, как и живопись, вышедшая из иконописи.
Вот пишу эти строки, а по ТВ в новостях японец подтверждает мои слова: «Музыка позволяет нам всем быть вместе, несмотря на политические проблемы. Люди, которые ценят искусство, знают, что без России мировая культура немыслима. Мы приехали из Токио, потому что у нас из-за этих никому не нужных санкций российские артисты сейчас не могут выступать, хотя в Японии очень любят и Гергиева и вообще русскую музыку».
Пушкина как-то спросили о даме, с которой он долго разговаривал: «Умна ли она?» Пушкин искренне ответил: «Не знаю, мы говорили по-французски».
По-хорошему и жизни не хватит, чтобы овладеть величием русской словесности, а школа наша всё включает в программу изучение иностранных языков. Уж не подрядилась ли наша просвещенческая власть поставлять для мирового сообщества англоязычных ЕГЭ-недоумков. Сегодня на русский язык всего на весь курс обучения 840 часов, а на иностранный – 939 . С 2015 г – 2-й иностранный язык был обязателен, сегодня вроде как с согласия родителей.
ЕГЭ убивает Россию. Китайский академик Цзинь Сычжан исследовал системы образования в мире за последние 30 лет в 43 странах и отметил, что падение уровня образования в России просто устрашающее. Выступая перед студентами МГТУ им. Баумана, он сказал: «Это не просто катастрофа, это верный путь к уничтожению знаний. В Советском Союзе была лучшая в мире система образования. Теперь же Запад провёл против вас величайшую диверсию, навязав вам гибельную систему ЕГЭ, уничтожающую знания, готовящую рабов и биороботов… В то время, как остальной мир идёт вперёд, ваши школьники обречены на деградацию и вечное отставание». (Газета «Слово» 22 марта-4 апреля 2019 г.). Это было сказано ещё пять лет назад!
Китайскому учёному вторит президент Всероссийского фонда образования, профессор Сергей Комков: «…мы за 20 лет школу просто угробили. В первую очередь нужно всю систему образования возвращать в то русло, из которого она была в лихие годы выведена. А это значит, что как минимум в школы должны вернуться нормальные уроки литературы, программа этой дисциплины и сам принцип ее преподавания должны быть кардинально изменены. Сейчас же мы идем по американскому пути, когда все упрощается до безобразия, когда произведения классиков дети уже не изучают, они с ними «знакомятся». Сами произведения им уже читать не обязательно - достаточно знать их в кратком изложении и «быть в курсе» главной идеи, которую писатель в своем романе выразил. То есть нынешняя программа по литературе построена по принципу американских комиксов. …возвращаться именно к этому формату надо. Да, это дело не быстрое, но иначе мы рискуем скатиться в полную деградацию, рискуем выпускать из школ полных идиотов».
Как показывает реальность, в полную деградацию мы уже скатились и идиотов получили, если судить по тому, о чём написала в 2016 году доцент кафедры стилистики русского языка МГУ Анастасия Николаева о феноменальных результатах студентов, набранных с помощью ЕГЭ, среди которых есть и стобалльники(!).
Первокурсники писали установочный проверочный диктант по русскому языку для выявления уровня знаний. Обычно с ними не справляются 3—4 человека. Но результаты 2016 года оказались чудовищными. Из 229 первокурсников на страницу текста сделали 8 и меньше ошибок лишь 18%. Остальные 82%, включая 15 стобалльников ЕГЭ, сделали в среднем по 24—25 ошибок. Почти в каждом слове по 3—4 ошибки, искажающие его смысл до неузнаваемости. Догадайтесь, что такое «рыца». Ответ: рыться. А вот ещё шедевр: поциэнт (пациент), удастса (удастся), врочи (врачи), нез наю (не знаю), генирал, через-чюр, оррестовать. Это перлы студентов групп газетного отделения!!!
А я-то всё удивляюсь и ругаюсь, когда с экрана слышу незабвенные «портЫ» вместо пОрты, да числительные, произнесённые с ошибками. А тут вон чего! Анализ показал: главная причина – ЕГЭ. Первокурсники объяснили, что последние три года в школе они не читали книг и не писали диктантов с сочинениями — все время лишь тренировались вставлять пропущенные буквы и ставить галочки. А потому не умеют не только писать, но и читать: просьба прочесть коротенький отрывок из книги ставит их в тупик.
Настолько очевидно, что ЕГЭ уничтожил наше образование на корню. Это бессовестный обман в национальном масштабе. Вот такой суровый, бесчеловечный эксперимент над нормальными здоровыми детьми, и мы ещё ой как расплатимся за это. Люди, которые не могут ни писать, ни говорить, становятся медиками, физиками-ядерщиками, химиками, инженерами.
И это еще не самое страшное. Дети не понимают смысла написанного друг другом. А это значит, что мы идем к потере адекватной коммуникации, без которой не живет ни одно общество. Мы не на краю бездны, мы уже на дне. Не о нём ли говорил Сергей Капица: «Молодое поколение не думает о будущем. Единственное, что после них останется, — цифровой след в интернете. Ведь раньше писали письма, рассказы, книги. А сейчас перебрасываются парой слов с отсутствующим смыслом. И даже разговор у них стал звучать как СМС-ки».
На вступительном экзамене в ВУЗ по математике, рассказывает преподаватель, абитуриент не знает, что такое диагональ параллелограмма. Другой преподаватель с советским стажем в шоке от первокурсников, говорит, что с каждым годом ситуация деградирует в геометрической прогрессии.
Кстати, сами американцы, чью систему мы радостно передрали, давно поняли, что со своим образованием натворили. Наиболее известные тамошние представители интеллектуальной сферы открыто признают, что американская школа окончательно превратилась в школу идиотов, которая просто перестала готовить тех, кто был бы способен выпускать интеллектуальный продукт. В частности, об этом еще в 2005-м году говорил Билл Гейтс. Но нам нравятся грабли. Американские. И мы всё танцуем по американским граблям-блям-блям.
Учителя давно говорят о том, что ЕГЭ это всего лишь срез базовых знаний, тест на минимальную грамотность. И ни в коем случае не показатель того, насколько талантлив и развит ученик. Высокий балл ЕГЭ не является гарантией ума и образованности.
А теперь же ещё катастрофа, которая настигла нас после 20 с лишним лет господства ЕГЭ. Уже в школы идут «учителя», которые учились в рамках системы ЕГЭ и другой не знают. И вот теперь у нас станет совсем всё «прекрасно». И ни о каком возврате к иной системе обучения и экзаменования уже не будет идти речь ни-ког-да! Учителя, выращенные системой ЕГЭ, просто не сумеют по-иному, потому что не знают, а как было, а как можно по-другому. Уходит поколение тех учителей, которые знают, помнят, умеют. Успеть бы поучиться у них, пока совсем не ушли. Но ни у кого на эту тему душа не болит.
На верху российского образования, видимо, о чём-то таком начали подозревать, а потому придумали теперь уже и ЕГЭ для учителя, о чём СМИ и поведали нам 11.07.2024 г.
Вот интересное дело, люди, которые ни дня, ни часа не проработали в обычной школе, вырабатывают те правила, по которым все учителя должны работать. И вот эта публика, не знающая специфику работы школы, будет проверять, как работают учителя по ими установленным правилам.
Педагогов планировали массово проверять на профпригодность уже с 1 сентября 2024 года. Назову главного «героя» этого мероприятия. Это руководитель Рособнадзора Анзор Музаев.
Он заявил о том, что такой подход даст более объективные данные того, что происходит в реальности в образовании всей страны. Ну да, раньше мы эту реальность не знали. А вот теперь же, как он сказал, «мы сформировали пул вопросов», которые помогут определить степень подготовки учителей. Ведь можно, как он выразился, «быть вундеркиндом, знать информацию очень хорошо, но, если ты не можешь, не обладаешь методиками, не знаешь психологии детей, не можешь довести эту информацию до детей, то …»
Индекс качества образования, который начнут применять в школах с сентября, будет включать 69(!) показателей. Которые, в свою очередь, затрагивают три области: уровень подготовки детей, компетенции учителей и качество образовательной инфраструктуры. Результаты таких проверок, считает Музаев, станут «докладной записочкой для любого губернатора или главы муниципалитета».
Анзор Ахмедович ставит под сомнение компетенции учителей, получивших дипломы об образовании? А как же аттестация, многочисленные курсы? Этого мало? Рособрнадзор, видимо, не смущает тот факт, что учителей в стране дефицит. Скоро кому-то придется работать уже на три ставки, потому что люди просто начнут массово увольняться из школы.
Образование и так каждый год теряет квалифицированных специалистов. Учителя уходят — кто в частную школу (где зарплаты соответствуют нагрузке), кто — в репетиторы, кто вообще меняет сферу деятельности. Господа чиновники, ау-у-у, эй, вы там наверху, на какой планете живёте? Вместо того, чтобы серьезно заняться решением по-настоящему важных вопросов школьного образования, например, оплаты труда педагогов, вы решили проверить учителей на компетентность? Их и так постоянно контролирует руководство школ, а вы для них еще подготовили, оказывается, целый «пул вопросов».
У меня вопрос: Анзор Ахмедович. А вы хоть один класс в простой российской школе вынянчили, выучили, выпустили из её стен? Слёзы и соплюшки ребятне вытирали? В глаза детям-школьникам заглядывали? Нет! Два года преподавания в нефтяном институте в Грозном – это не два года в обычной школе, где год идёт за пять.
Наверное, вы хорошо возглавляли два года работу отдела патриотического воспитания молодёжи в Комитете правительства Чечни, но это не школа! Даже четыре года работы ректором Чеченского государственного университета, а потом министром образования Чечни, это тоже не школа! Думаю, на своих постах вы хорошо работали, коль имеете благодарность Правительства Российской Федерации, звание «Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации», «Заслуженный учитель Чеченской Республики», медаль Столыпина П. А. II степени, но учителем обыкновенной школы вы не работали ни-ког-да!
Но «пул вопросов» для учителей разработали. У меня вопрос к министру образования г-ну Кравцову: вы кого назначаете на должности? Люди, ни дня не работавшие в школе, не знающие её специфики, диктуют правила учителям, обязательные для соблюдения. Эти же люди будут проверять, как учителя работают.
Хотя, кому я вопрос задаю? Нынешний министр образования г-н Кравцов в 2006-м начал работать помощником главы Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) под началом главы службы Виктора Болотова. Да, да, тот самый, о котором я упомянула в начале, говоря о «героях» ЕГЭ. Это деятель известен как идеолог введения в школах единого государственного экзамена (ЕГЭ).
В 2008–2009 годах Кравцов работал директором Федерального центра тестирования. Это учреждение помогает Рособрнадзору в проведении ЕГЭ — собирает данные об участниках, тиражирует экзаменационные материалы, организует их проверку и т.д. Так что с его именем связана разработка и внедрение в стране единого государственного экзамена).
Весь славный путь министра Кравцова описывать не буду, скажу только в 2013 году Кравцов возглавил Рособрнадзор, и назначил его премьер-министр Дмитрий Медведев. А вот тут прошу внимания! Одна из ключевых задач Рособрнадзора — проведение государственной итоговой аттестации школьников после девятого (основной государственный экзамен — ОГЭ) и 11-го классов (ЕГЭ). С.С. Кравцов сделал всё, чтобы на ЕГЭ не списывали, а задания ЕГЭ не утекали в Интернет. Не списывают. Не утекают. Поработал на славу.
В январе 2020 года Кравцов стал министром образования в правительстве нового премьер-министра Михаила Мишустина. Повышение Кравцова это «ожидаемая награда за выросшее доверие к ЕГЭ и улучшение показателей PISA» - Programme for International Student Assessment, или PISA, — это международное исследование качества образования. В 2018 году Россия улучшила свои показатели в нем, в частности ее отнесли к успешной группе стран.
Во как! Министр Кравцов постарался. Ура-а-а, Запад нас похвалил: соответствуем. А мы-то, глупые, мечтали, что молодой министр осознает необходимость перемен и из контролёра процесса обучения превратится в противника отрицательного влияния этого контроля на процесс обучения и отменит свой родной выстраданный им ЕГЭ. Но нынешний министр – это вам не Тарас Бульба, то, что породил, ни за что не убьёт.
Да, а учителем, как пишет о себе сам г-н Кравцов, поработал. Учил математике 5 - 6-й классы около двух лет. Но народ у нас внимательный, всё знает, помнит. И вот читаю: «Контролировать умеем все, а вот преподавать - только 2 года в 5,6 классах. Классно!!!», «Ну, если он закончил вуз в 1996 году, а с 1997 года работал в институте управления образованием, то когда в школе-то успел поработать??? Где эти почти 2 года? Как-то у математика с математикой не складывается...», «Когда он учил 4 и 5 класс? Кто у него учился? Если он почти сразу ушел в научные сотрудники».
Понятно: ни одного выпуска школьников как учитель Кравцов не сделал. Ну, да ладно, увлеклась г-ном министром.
Ни одну из поставленных задач ЕГЭ не выполнил. Когда начинался эксперимент, идеологи ЕГЭ обещали, что тестовый экзамен решит две главные задачи: первое - повысит качество образования, второе - решит проблему коррупции при обучении и поступлении. Ну, и как? Решил? До сих пор нет реальной научной экспертизы «проекта»! Серьёзный анализ не сделан! Засекречены и результаты «эксперимента» и несколько десятилетий мы движемся с закрытыми глазами.
Напрашивается вывод: видимо, кому-то было очень выгодно надеть родительскому сообществу такую вот повязку на глаза. Свои аргументы высказывали многие учёные, педагоги, политики, эксперты, но они не были услышаны. Власть мощно продавила своё видение реформ. Коррупция не была ликвидирована. Образование стало еще дороже, поскольку моментально расплодились репетиторы, которые «правильно готовят к ЕГЭ». Весь материал по тестовой части (задания и правильные ответы), оказывается, увидеть вообще нельзя. Система железно защищает саму себя от несанкционированных утечек информации о недоработках и слабых местах в проверке.
За 20 лет ЕГЭ стало очевидно: правила игры явно заранее придуманы не в пользу ребенка. И даже взрослые ничего не могут сделать, потому что учитель не видит ни заданий, ни правильных ответов. При таком недоверии и неуважении к учителю надо вообще закрыть все школы! Почему работа в период итоговой аттестации студентов вузовскими преподавателями не ставится под сомнение, а работу школьных учителей требуют оценивать независимой структуре?
Реформируя классическое советское образование, мы, к сожалению, растеряли огромное количество многолетних наработок и научно обоснованных стандартов. А теперь у нас на выходе поколения, верящие любому бреду из интернета. Зато ЕГЭ оказался хорошим способом натаскивания на тесты и формирования «кроссвордной культуры», поэтому новых Королёвых, Курчатовых, Ломоносовых с помощью единых госэкзаменов ты, Родина, не жди.
Российская школа теперь это всего лишь место, где оценивают результаты индивидуальных занятий репетиторов со школьниками во внеурочное время. Отечественная общеобразовательная школа, измученная тестовой системой оценки знаний учащихся, а теперь ещё и в более извращенной цифровой форме, фактически не имеет доступа к пестованию природных способностей ребёнка, а лишь выдаёт упрощенные программы и проводит срезы знаний.
Итак, к падению уровня образования пришли за счет упрощения учебных программ и внедрения тестовой системы - «угадайки». И возникает у меня подозрение: не для того ли это всё делается, чтобы окончательно и бесповоротно в итоге перевести вербальные коммуникации школьника, лишив его тем самым полноценного общения с учителем и работы в коллективе сверстников, а для того, чтобы перевести в формат диалога с компьютером «тет-а-тет»?
Никто особо не анализирует последствия такого цифрового общения, а про влияние на здоровье учащегося самих цифровых технологий среди чиновников вообще уже не принято говорить. И что получим? Ученика, лишенного полноценного человеческого общения, которое ему заменяет машина. Школьник, которому тот же самый компьютер прочертил некую индивидуальную траекторию развития, на основании каких-то алгоритмов. В итоге – формирование портфолио с набором достижений и успехов в «боевой и политической подготовке». Еще одна пакость, придуманнная в рамках этого ЕГЭ, и которая многое рубит под корень.
Компьютер позволяет организовать дистанционное обучение для народа попроще. Богатым – элитные школы с живыми учителями. Стране не нужны здоровые, умные граждане? Возникает крамольный вопрос: а зачем власти люди, которые умеют думать? Анализировать? Спорить? Убеждать?
По постулатам, господина Грефа, человек должен уметь расписываться в кредитном договоре и знать четыре действия арифметики. Остальное – лишнее. А с чего бы вдруг глава Сбербанка полез в вопросы образования? Ответ на этот вопрос на целое исследование потянет. Напомню только, что не так давно Сбербанк объявил лицом Петербургского международного экономического форума, который проводится под патронажем Сбербанка, был выбран… закомплексованный кривляка-тиктокер Даня Милохин, который может только разве что мычать. Молодой человек не осилил даже профтехколледж в Оренбурге. Сбербанк показал, вот он герой нашего времени. Вот оно будущее нашей страны. Оболваненно-послушное. Где-то мы такое уже видели. На Украине. Сначала деградация образования, за ней подмена ценностей, потом мягко обработано сознание и получите «славоукраинцев».
Наши граждане, знающие каким должно быть нормальное образование, понимают, что со школой происходит что-то неправильное. Данные опроса сервиса SuperJob показывают, что 72% россиян поддерживают возможную отмену ЕГЭ и возвращение к традиционному формату сдачи экзаменов. Только 13% жителеи; страны выступили против отмены, 15% — еще не определились со своим мнением по этому вопросу.
Пока идут споры о ЕГЭ, слышен родительский и детский стон на всю страну на предмет единой государственной экзекуции.
В Карачаево-Черкесии дети испытали унижения и впали в коллективную истерику из-за действий одной чересчур строгой и бдительной дамы. Представитель местного Минобра Лариса Кятова рассвирепела, предположив, что ребята пришли сдавать экзамен хорошо подготовленными – со шпаргалками и спрятанными гаджетами. Она методично заставляла девочек поднимать кофты, мальчиков – задирать рубашки. Но металлоискатель пищал снова и снова, приводя чиновную даму в бешенство. И ребята продолжали проходить унизительную процедуру обыска. Они нарушили какой-то закон и идут в тюрьму, а не, всего лишь на ЕГЭ? Одному мальчику эта фурия пыталась расстегнуть брюки. Шокированный юноша оттолкнул безумную тётку и убежал.
Родители свидетельствуют: "Дети стали выбегать и плакать, мальчики падали в обморок, белые как стена, губы синие. Мы не могли понять, что происходит там с детьми. Стали выбегать и говорят – мы телефоны все сдали. Их стали заставлять снимать все ремни. Ремни сняли, потом всё равно что-то пикало. Она полезла, расстегнула ему ремень, мальчик её оттолкнул. Кятова Лариса Юсуповна заставляла мальчиков поднимать рубашки, они были с голым телом. Моя дочь зашла вообще босиком", – рассказывает одна из мам прессе.
В Екатеринбурге в позапрошлом году девочка пыталась покончить жизнь самоубийством после ЕГЭ. Выпускница рассчитывала на «отлично», а получила балл, коррелирующийся с оценкой "три". Известна история смерти девочки от сердечного приступа во время ЕГЭ. Трагедия произошла в Чебоксарах. Выпускница с пороком сердца сильно переживала и приняла лекарство для снижения пульса. Примеров можно приводить много.
Как видим, главный экзамен превратили в вопиющее унижение наших детей. Зато чиновники от образования с гордостью говорят, как они во всеоружии готовятся принимать у детей главный выпускной экзамен. Не говорится о том, чему научили детей, как обогатили их духовно, а как натаскали их на этот самый ЕГЭ, а потом выставили против этих же самых детей рамки, металлоискатели, полицию, наблюдателей как против матёрых преступников!
Об одном из самых последних вопиющих случаев, о котором узнала вся страна благодаря паблику Набережных Челнов, в котором жительница Нижнекамска выложила свой крик души (орфография сохранена): «Сегодня школьники писали ЕГЭ по химии. Моя сестренка (17 лет) живет в Нижнекамске и там сдавала экзамен. В этом году девочек заставили не только сдавать телефоны, но и снять нижнее белье!!! Проверяющие на мою сестренку давили, заставили снять бюстгальтер и в белой прозрачной шифоновой блузке на голое тело проходить через металлоискатель под пристальным взглядом на грудь двух мужчин!!! Что она могла написать в таком состоянии? У нее началась истерика, два раза вызывали врача, ни отказаться, ни звонить родителям не разрешали! Что это? После такого откровенного садизма просто дрожь берет. И это, на минуточку, происходит в Татарстане, республике с мусульманскими традициями. По словам очевидцев, не хватало автоматов и овчарок на цепях. Нужно думать о том, как не сломать психику нашим детям, а не о том, что у них там запищало в нижнем белье. Но нет же, они выполняют инструкции, им не до детей и не до их ранимой психики. Статья 21 Конституции РФ защищает достоинство и честь гражданина РФ. А действия учителей и охранников в школах перед экзаменами полностью нарушают закон. Приведите статью или закон, где им это разрешено?». Получение знаний это последнее, что интересует педагогов и детей, загнанных в угол мучительной подготовкой к одному из главных испытаний в жизни.
Учительница химии красноярской школы №;32 Ольга Юмашева решила сдать единый государственный экзамен вместе с выпускниками, чтобы выяснить, удастся ли ей набрать высший балл. После экзамена женщина поделилась:
«Бедные дети! Есть задания, которые я вообще впервые видела. Я по логике вещей что-то написала, но не знаю, насколько это правильно. Мне жалко детей! Я за отведенное время даже проверить до конца не успела».
Введение в России ЕГЭ не привело к повышению качества образования в стране. Об этом ректор МГУ им. М.В. Ломоносова Виктор Садовничий заявил на совещании по вопросам повышения качества физико-математического и химико-биологического образования: «Я считал и считаю, что введение ЕГЭ в целом не содеи;ствовало повышению качества образования в стране. Но сегодня это для нас закон, и мы деи;ствуем в его рамках».
И вот 6 июня 2024 г. попалась на глаза новость: «Депутаты Госдумы от фракций ЛДПР, КПРФ и СРЗП внесут в Госдуму законопроект об отмене ЕГЭ в пользу традиционных государственных экзаменов. "Законопроектом вносятся изменения в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", согласно которым ЕГЭ заменяется на проведение государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в форме государственных экзаменов", — написано в пояснительной записке к законопроекту.
Неужели?! Наконец! – подумала я. Но радоваться побоялась. Пообещали даже, что в случае принятия закона, он может вступить в силу с 1 января 2025 года. Ух, ты! Так времени всего ничего, вряд ли успеют.
Читаю дальше: "Последние события вокруг ЕГЭ — от публичных скандалов до откровенных трагедий — просто обязывают еще раз предметно вернуться к вопросу отмены Единого госэкзамена в пользу прежнего, традиционного формата государственной итоговой аттестации школьников. Уж слишком много наломано дров и истерзано душ", — заявил депутат Госдумы, инициатор и один из авторов проекта Ярослав Нилов (ЛДПР).
В пояснительном документе к законопроекту также сказано, что из-за ЕГЭ с каждым годом наблюдается увеличение количества суицидов среди подростков. Кроме того, проведение ЕГЭ требует значительных расходов от государства.
Со ссылкой на экспертов авторы инициативы отмечают, что расходы родителей в результате ЕГЭ переместились на рынок репетиторов, а коррупционная составляющая — из сферы приемных комиссий в сферу олимпиад. …экзамен должен быть основан на применении аналитических знаний и логических рассуждений, а не на простой постановке формул или слов.
Таким образом, по факту ЕГЭ привел к кризису, поскольку качество образования ухудшилось, а сфера коррупции сместилась на уровень олимпиад", — написано в пояснительной записке. Формат ЕГЭ не позволяет раскрыть творческий потенциал школьников, из-за отсутствия личного контакта школьника с преподавателем происходит обезличивание абитуриента.
Ну, вот, понимают же всё, снова подумала я, слушая умного и хорошо образованного заместителя председателя Государственнои; Думы Петра Толстого, который прямо заявил, что введение ЕГЭ и ОГЭ является большои; ошибкои;. Такое мнение он выразил в ходе парламентских слушании; в Совете Федерации. «И эта ошибка, конечно, разрушила ту ткань традиционного русского образования, которая существовала до революции и в Советскои; России», — заключил Толстои;.
Президент Владимир Путин в своём Послании к Федеральному собранию прямо заявил: страна сегодня остро нуждается в квалифицированных кадрах для экономики. Пообещал увеличить бюджетные места для обучающихся по дефицитным специальностям. Перекосы реформы теперь, вроде как, намерены устранять. Подумала: их, этих перекосов столько, что попробуй устрани!
Слушала и боялась радоваться грядущим возможным егэшным переменам. И правильно делала. В августе на сайте Рособрнадзора читаю: «… экзамен подтвердил востребованность как эффективный механизм отбора абитуриентов для поступления в вузы».
Вот и приехали! Новую модель ЕГЭ по математике тестируют в российских регионах. Включат ее в экзамен не раньше 2026 года. Новшество заключается в объединении базового и профильного экзамена и разделении при этом на две разные по сложности части. Снова пытаются в старый сосуд, налить чего-то новенькое, вкусненькое, и думают, что от этого сосуд превратится в совершенство.
Ранее министр просвещения РФ Сергей Кравцов заявил, что ситуация с единым государственным экзаменом в стране за последние несколько лет стала лучше.
Правительство не поддержало законопроект об отмене ЕГЭ.
Значит, с ЕГЭ ситуация стала лучше, г-н Кравцов?!
Я понимаю, что с высоких трибун разные высокие чины много чего говорят. Например, о том, что нужно ещё раз подумать о статусе и судьбе ЕГЭ. Да не о ЕГЭ, а о детях надо думать. О детях! О будущем страны! Понятно, кроме красивых слов, дальше дело не пойдёт до тех пор, пока политика государства в образовании не будет кардинально изменена. Пока государство само себя не спросит: чего мы хотим получить от российской школы? Может, до сих пор не знает ответа на этот вопрос? А нужна образовательная политика государству? Нужна. Мудрая, продуманная.
Во-первых, это подготовка трудовых кадров. СВО показала, что в стране сейчас мы имеем серьёзный кадровыи; кризис: ни рабочих, ни инженеров. Единыи; государственныи; экзамен не поспособствовал улучшению подготовки кадров и мы это сейчас хорошо поняли.
Во-вторых, это воспитание гражданина, и в этом ЕГЭ не помог. Образовательными услугами патриотов не воспитаешь.
В-третьих, многостороннее развитие личности. Для ЕГЭ это совсем не решаемая задача.
А вот и результат шевелений на тему отмены ЕГЭ. 30.10.2024 г.читаю: «Депутаты ЛДПР предложили дать школьникам выбор: сдавать ЕГЭ или обычный экзамен. Профильный комитет заключил, что результаты разных форматов экзаменов не получится сопоставить, что создаст для выпускников неравные условия.
Вопрос о ЕГЭ — непростой, признал в интервью РБК глава РАН Геннадий Красников. «У нас всегда есть специалисты что-то сломать, а потом оказывается, что нет специалистов, чтобы новое построить. ЕГЭ существует уже много времени, и он свою определенную задачу выполнил», — рассказал он. Ученый назвал две стороны экзамена: «Положительная состоит в том, что появилась работающая система, отрицательная — что у детей появился психоз, они стали меньше думать, а больше стали угадывать».
Правда, Рособнадзор поспешил успокоить граждан и предупредил, что готов обсуждать отмену ЕГЭ только при появлении достойной альтернативы — объективного и понятного экзамена. Что тут скажешь? Альтернатива, да ещё достойная, это хорошо, тут главное ХОТЕТЬ эту альтернативу искать и разрабатывать, чтобы явить россиянам объективный и понятный экзамен. Пока искать никто не хочет.
Сейчас никто ЕГЭ отменять не будет до тех пор, пока ещё не уничтожены дух и последние ростки советской системы классического фундаментального образования. Уничтожат их, тогда ЕГЭ и отпадёт за ненадобностью сам собой. Знания каждого ученика в этом случае будет проверять нейросеть по заложенным в её систему алгоритмам, а не учитель или преподаватель. Когда снивелируется человеческое разумное начало, всё сущее отдадут на откуп машине и фактор непредсказуемости возрастёт многократно, и всё совсем будет поздно. Депутат Смолин, комментируя негативныи; отзыв правительства о законопроекте об отмене ЕГЭ, подчеркнул, что в России к изменению ситуации с ЕГЭ не готова «политическая элита». Вот и всё!
Бисмарк как-то высказался о нас: «Русских невозможно победить, мы убедились в этом за сотни лет. Но русским можно привить лживые ценности, и тогда они победят сами себя».
Как же они нас вызнали!
Сегодня сидим над своим почти уничтоженным образованием как над разбитым корытом. «И зарыдало корыто: «Увы, я разбито, разбито!»
Свидетельство о публикации №224103100103