Литовские староверы в истории Москвинской общины
Mосквинские староверы никогда не были изолированы от других своих братьев по вере. Хранительница истории деревни Москвинo Аполинария Емельяновна Филимонова, делясь воспоминаниями о своем отце Емельяне Федоровиче (1889 г.р.) и дедушке Воробьеве Феодоре Феодоровиче (1850 г.р.), сказала, что в былые времена в Москвино часто съезжались разные попы. У них здесь были какие-то собрания. Поэтому, наверное, не случайным оказались среди семейных снимков и фотографии конца 19 – начала 20 века, на которых изображены наставники разных толков. Есть фотографии сделанные в Двинске (ныне Даугавпилс), Пскове, в Житомире.
Среди рукописных экземпляров также находятся интересные послания, возможно середины 17 – начала 18 веков, которым необходима экспертиза археографа.
Собирая информацию о духовных наставниках Москвино заметила, что в 1891 сюда приехал батюшка из Литвы - Михаил Ульянович Иванов. Во Всеобщей Переписи населения Российской Империи по Витебской губернии Двинскому уезду Прельской волости на 1897 год в деревне Москвино проживал Иванов Михаил Ульянов, 57 лет, раскольнический наставник, живет на общественной земле, образование домашнее.
В Посемейном списке вместе с ним указаны:
Харитиния Ульянова, 45 лет, сестра;
Травин Андрей Иванов, 13 лет, племянник, грамотный – училище Министерства народного образования;
Иванова Анна Савельева, 15 лет,племянница.
Все приписаны к Рокишской мещанской управе
В Москвинской старообрядческой моленной и поныне хранится книга, изданная в Виленской типографии в 1857 году. Открыв книгу, можно увидеть автограф: «Сия книга преднамерит Златоуст Москвинской общины 1891 мая 12 наставник Михаил Ульянович Иванов». В общине Михаил Ульянович Иванов в Москвино служит примерно до 1904 года. В книге «Материалы съезда старообрядческих наставников и прихожан Северо-Западного края и Прибалтики 1906 года в Вильно» в списке среди участников есть строка : «наставник Иванов Михаил – Ковенская губерния, Ново-Александровский уезд, Ракишская волость, д.Милюцы». Скорее всего, что там он продолжил свое пастырское служение. Ныне это территория Рокишского района Литовской Республики.
В 1923 году в Москвино появляется новый наставник. Это Трифон Филатович Семенов. Об этом мы узнаем из общинных книг записей о крещении. Первая его подпись появляется в книге за 1923 год.
К сожалению, несколько лет назад никто ничего не мог вспомнить об этом духовном наставнике.
Имя «Трифона отца» было найдено в нескольких Поминаниях москвинских прихожан.
Как-то в руки попал мне сборник «Старообрядцы Литвы. Материалы и исследования. 1996-1997 года». В статье Пятраса Блажявичюса «Староверы Рокишского края» упоминается имя Трифона Семенова, который с 1910 по 1922 года был наставником Манеевской старообрядческой общины. Следующим источником был государственный исторический архив Латвийской Республики. Здесь находится документ о разрешении подданному другого государства служить наставником в Москвинской старообрядческой общине. В документе пишутся следующие данные: «Семенов Трифон Панфилович, родился в 1852 году в Виленской губернии Дисненского уезда Богинской волости. Подданный Польши. Образование домашнее. На территории Латвии находится с 29 июня 1915 года.»
Далее, в сборнике «Стоглас Староверов» №3 за 2000 год в статье В. Михайлова «Голоса намолчавшихся. Изустная история жизни Неонилы рожденной Семеновой» читаем:
- «Добра, што дет Трифон к старысти вярнулся с Трифынихый дамой к сыну – нашыму папашки. Филатьивич наш наставничыл где-та кыла Литвы ти Латвии гараст долга. Ён в маленный трудничыл и ны зямли у рядовку с другим хазяиным рыбатал. Там, у маленный было 17 актарыв зямельки, вмести с Трифынихый яны тую землю и паряткывыли. Вышенный был дет, видный, 101 гот пражыл. У маленный, бывала, как начнет чытать ти петь уси бягом у маленную: голыс яму был дадиный – аш душа калотитца: кажныя славина ны слуху, как ны листу написаныя»
Последнюю информацию я нашла в книге В.Барановского «Вековые святыни»: Трифон Филатович Семенов служил с 1904 по 1911 г.г. в Руденской (Руданской) старообрядческой общины.
В конце апреля 2004 года в Риге проходила международная конференция. На заключительном заседании моим соседом оказался литовский ученый и издатель В. Михайлов. Я обратилась к нему с просьбой помочь мне найти информацию об одном из наших наставников. Он, перебивая меня, говорит о том же, но найти надо его прапрадеда Трифона Филатовича Семенова!
- Я уже опросил 5 наставников из латгальских приходов, просмотрел книги в этих общинах – ничего!» Я рассказала ему о своих находках. И от счастливого праправнука, получила фотографию бывшего духовного наставника.
9 октября 2004 года Вениамин Сергеевич Михайлов, приехал в латвийский город Прейли на международную конференцию, посвященную 275-летнему юбилею Москвинской общины. Bместе с причтом храма, отслужил праздничную службу в моленной, где с 1922 по 1926 г.г. нес пастырскую службу его прапрадед.
Обращаясь вновь к работе Пятраса Блажявичюса «Староверы Рокишского края», мы находим информацию о Круглякове Евлампии Григорьевиче.
C1937 по 1938 г.г. он упоминается как наставник Бобришской старообрядческой общины.
С 1932 по 1950 г.г. Евлампий Григорьевич был наставником в Сипайлишской моленной.
В 1955 году Евлампий Григорьевич Кругляков приезжает на службу в Латвию, духовно он окармляет Москвинскую старообрядческую общину. Об этом свидетельствует запись в кассовой книге Москвинской общины от 22 мая 1955 года: Дано 400 руб. На перевозку попу своих вещей из Вильнюса в Москвино.
В течение 11 лет, в трудное советское время, о. Евлампий выполняет свой пастырский долг. Евлампий Григорьевич был примерным наставником, отличался безупречным поведением, хорошим знанием св.Писания и духовным прилежанием в служении. В 1966 году он был награжден грамотой Высшего Старообрядческого Совета. В том же году он переходит на службу в Рижскую Гребенщиковскую общину. В декабре 1968 года внезапно тяжелая болезнь прервала его духовное служение.
Духовному наставничеству он отдал 45 лет. Свой жизненный путь он окончил в родной семье в г.Вильнюсе. Евлампий Григорьевич скончался 27 июня 1971 года на 81 году жизни. Похоронен о.Евлампий Григорьевич на Вильнюсском кладбище.
В 1978 году в Москвинскую старообрядческую общину приезжает на службу Макаров Фалелий Исидорович.
В книге В. Барановского «Вековые святыни» упоминается, что Фалелий Исидорович Макаров служил какое-то время в Зарасайской общине. Вероятнее всего, это было после Москвино.
Наши москвинские староверы, вспоминая о. Фалелия, отмечали его искренность и человеколюбие, которые притягивали и располагали любого человека. Умение петь и толковать Святое писание снискали уважение и авторитет среди многих прихожан и наставников. Фалелий Исидорович Макаров избирался членом Высшего Старообрядческого Совета. году Ф. Макаров уезжает служить на недолгое время в родную Зарасайскую общину. Затем до конца дней свои служит Даугавпилсе. Там же он покоится на одном из старообрядческих кладбищ.
Москвино, 2008.
Свидетельство о публикации №224103101057