Счастливые дни детства

          Вспоминая детство, я вижу дом, в котором мы жили на улице Ватутина. Должна признаться: не люблю больших городов (кроме Ленинграда, то бишь Санкт-Петербурга). И особенно не люблю мегаполисы. Эти города, мне кажется, равнодушны к своим обитателям. Небрежно и свысока взирают они с высоток и помпезно-парадных административных зданий на людей, снующих с озабоченными лицами по их проспектам, бульварам, улицам, и мало волнуют их заботы и проблемы населения. Да и сами люди безучастны к тем, кто находится рядом с ними. Потому что тот, кто идёт навстречу, вряд ли встретится ещё раз в ближайшие 20-30 лет (если это, конечно, не сосед по лестничной клетке), но и с ним минимальные контакты – столкнулись на лестничном пролёте или проехали вместе в лифте (молча?!).
          То ли дело провинциальные города! Как будто все тебе знакомы. Часто вспоминаю наш дом на улице Ватутина. Двухэтажные, на два подъезда дома, где на одном этаже две квартиры и в каждой – три семьи. И ощущение, что люди, живущие в твоём подъезде, близкие и родные...
          Праздники, дни рождения и другие знаковые события отмечались вместе со всеми – на общей кухне. Каждый приносил что-нибудь к общему столу: соленья, варенья… моя мама пекла пироги, вкус которых незабываем до сих пор … Таких пирогов, которые я ела в детстве, мне больше никогда есть не приходилось. Особенно любила пирожки с тушёной кислой капустой, с луком и яйцами. И хотя сама умею печь, по мнению родных и знакомых, «обалденные» пироги,  но такие, как у мамы, у меня не получаются: ни пироги, ни ватрушки, ни плюшки, ни хворост…
          И я очень хорошо понимаю ностальгию Евгения Евтушенко по коммуналкам, но не по тесноте квадратных метров, а по тесноте и теплоте человеческих отношений.
          Никогда не забыть мне счастливый день, когда наша семья вместе с семьёй моей тёзки, живущей с нами в одной квартире, отдыхала в парке «Победа». Мы со своими родителями и моими тётушками весело крутились на каруселях так, что захватывало дух, раскачивались на качелях, катались на «Чёртовом колесе», с которого хорошо был виден район, в котором мы жили. Переживали за стреляющих в тире наших отцов и радовались выигранным ими призам. Пили шипучую газировку, я – с любимым клубничным сиропом – ели вкусное мороженое, которое было между двумя вафельками. А потом собирали на поляне полевые цветы, моя мама учила нас плести венки, и мы плели их не только себе, но и всем остальным. Пока мы сидели на полянке и плели венки, взрослые беседовали на скамеечке.
          Помню, как я, учась кататься на своём «Орлёнке» и не умея тормозить, влетела с восторженным ужасом в открытые двери соседского сарая. И помню, как мы прыгали во дворе с крыш сараев, взяв тайком из дома простыни. Удивительно, но обходились без переломов, а синяки и ссадины – не в счёт. И как гурьбой приходили в одну из квартир, смотрели телевизор, а родители не ругали нас ни за шум, ни за то, что не сняли обувь, и даже угощали чем-нибудь вкусненьким. Какое это было счастье! А наши игры: в прятки, в чехарду, в салочки, в классики! И с каким упоением мы прыгали через скакалку и хором считали, кто, не сбиваясь, дольше всех будет прыгать поодиночке или вдвоём.
          А ещё любили иногда рисовать на асфальте разноцветными мелками одну общую картину, устраивать конкурс на лучшие клады, помните? В вырытую ямку клали цветочки, камешки и всё это закрывали стёклышками?! А зимой летели с самых высоких горок так, что дух захватывало! На санках, дощечках и просто так: сидя, на животе, на спине… Так что вечером мы возвращались домой в одежде, стоящей колом от налипшего снега, а бабушки и мамы ворча сушили её на батареях. Отогревающиеся в тепле пальцы рук ломило и даже будто покалывало иголочками, но самое удивительное то, что редко кто после этого болел.
          Мы часто вспоминаем своё счастливое детство, как лучшую пору своей жизни, когда время тянулось медленно, вбирая в себя массу интереснейших событий и встреч, не исключая ни радостей, ни огорчений.
          Сколько раз ребёнок споткнётся, пока научится ходить!.. И сколько ни живи – приходится учиться жить. Но чем отличается ребёнок от взрослого?! Ребёнок никогда не говорит миру: «Нет», всегда говорит: «Да!!!» В каждом мгновении своей жизни он живёт ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС. Каждое мгновение его жизни наполнено счастьем бытия. Он готов счастливо улыбнуться всему в этом мире, и мир, поверьте, улыбается ему. И каждый миг этой жизни он не играет – живёт!!! Не потому ли так ярки наши вспоминания о детстве, когда каждый день встречали с радостью, любили и были любимы своими родными и близкими, умели бескорыстно и верно дружить, ценить всё и каждого не за что-то, а потому, что они есть в нашей жизни.
          Эти воспоминания были навеяны моим шестидесятилетним юбилеем.
               


Рецензии