Жалость и революционная природа
В правящих образованных классах нет жалости. По причине, что «управленец» относится к управляемому механизму — будь то общество, экономика или армия — без излишней жалости. Хирург не очень-то боится крови. Жалость живет в низших, необразованных классах. Пребывающих в иллюзии. Детски-человечных, несмотря на свою тёмность. В этом диалектика. По пути к свету («ученье — свет») массы утрачивают наивность, а в борьбе приобретают жесткость. Трудно человека сделать сильным, умным и, одновременно, добрым (испытывающим сострадание, жалость). Постоянно что-то мешает.
Кл.
31.10.24
Иллюстрация: Мичурин, Горький. Маркс и революционная сакура. Кл. 31.10.24
PS.
...борьба против религии есть косвенно борьба против того мира, духовной усладой которого является религия.
Религиозное убожество есть в одно и то же время выражение действительного убожества и протест против этого действительного убожества. Религия — это вздох угнетённой твари, сердце бессердечного мира, подобно тому как она — дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа.
Упразднение религии, как иллюзорного счастья народа, есть требование его действительного счастья. Требование отказа от иллюзий о своём положении есть требование отказа от такого положения, которое нуждается в иллюзиях. Критика религии есть, следовательно, в зародыше критика той юдоли плача, священным ореолом которой является религия.
Критика сбросила с цепей украшавшие их фальшивые цветы— не для того, чтобы человечество продолжало носить эти цепи в их форме, лишённой всякой радости и всякого наслаждения, а для того, чтобы оно сбросило цепи и протянуло руку за живым цветком. Критика религии освобождает человека от иллюзий, чтобы он мыслил, действовал, строил свою действительность как освободившийся от иллюзий, как ставший разумным человек; чтобы он вращался вокруг себя самого и своего действительного солнца. Религия есть лишь иллюзорное солнце, движущееся вокруг человека до тех пор, пока он не начинает двигаться вокруг себя самого.
Задача истории, следовательно, — с тех пор как исчезла правда потустороннего мира, — утвердить правду посюстороннего мира. Ближайшая задача философии, находящейся на службе истории, состоит — после того как разоблачён священный образ человеческого самоотчуждения — в том, чтобы разоблачить самоотчуждение в его несвященных образах. Критика неба превращается, таким образом, в критику земли, критика религии — в критику права, критика теологии — в критику политики.
Карл Маркс (1818 - 1883)
К критике Гегелевской философии права (1843)
PPS.
Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник.
(с) Тургенев
из романа «Отцы и дети» (1862)
...
Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее — наша задача.
(с) Мичурин
из вступления к 3-му изданию (1934)
...
Человек! ... Это звучит... гордо! Надо уважать человека! Не жалеть... не унижать его жалостью, уважать надо!
(с) Максим Горький
из пьесы «На дне» (1902)
Свидетельство о публикации №224103101273