Пушкин. Верхняя одежда гения словесности
2. Бекеша = Бекеша, бекеш — старинное долгополое пальто сюртучного покроя (ватный или меховой сюртук)
3. Накидка Тальма
4. Сертук (сюртук)
5. Фрак
6. Мундир придворного
Прим.
1) Пальто – сие слово в Словаре языка Пушкина (в 4 т Отв. ред. В. В. Виноградов. 2-е изд., доп. М. Азбуковник, 2000) отсутствует. "Палето", французский термин, который довольно свободно использовался в конце века, обозначал в 1830-х короткое пальто с гладкой спинкой или с коротким разрезом и без шва на талии.
2) Предметы одежды в ЭРЖД = романе «Евгений Онегин» ( из «Словаря языка Пушкина» по подборке tanya_mass) :
Берет – мягкий, свободно облегающий головной убор. Кто там в малиновом берете //С послом испанским говорит?
Боа – женский широкий наплечный шарф из меха или из перьев. Он счастлив, если ей накинет //Боа пушистый на плечо...
Боливар – мужская шляпа с очень широкими полями, род цилиндра. Надев широкий боливар, //Онегин едет на бульвар...
Жилет – короткая мужская одежда без воротника и рукавов, поверх которой надеваются сюртук, фрак. Здесь кажут франты записные //Свое нахальство, свой жилет...
Кафтан – старинная русская мужская одежда по фигуре с маленьким воротником или без него. В очках, в изорванном кафтане, //с чулком в руке, седой калмык...
Корсет – широкий упругий пояс, охватывающий торс и под платьем стягивающий талию. Корсет носила очень узкий...
Кушак – пояс длиной в несколько метров, к которому пристегивались различные предметы. Ямщик сидит на облучке //В тулупе, в красном кушаке...
Лорнет – оптическое стекло, к оправе которого прикреплена ручка, обычно складная. Двойной лорнет, скосясь, наводит //На ложи незнакомых дам...
Панталоны – мужские длинные штаны со штрипками без отворотов и заглаженной складки. Но панталоны, фрак, жилет –//всех этих слов на русском нет...
Платок – предмет одежды; кусок ткани, обычно квадратный, или вязаное изделие такой формы.
С платком на голове седой.
Телогрейка – женская теплая кофта без рукавов со сборками по талии. Старушку в длинной телогрейке...
Фероньерка – узкая, надеваемая на лоб ленточка с драгоценным камнем посередине.
Халат – домашняя одежда, запахивающаяся или застегивающаяся сверху донизу. А сам в халате ел и пил...
Чепец – женский головной убор, закрывающий волосы и завязывающийся под подбородком. У тетушки княжны Елены //Все тот же тюлевый чепец...
Шлафор – домашняя одежда, просторный халат, длинный, без застежек, с широким запахом, подпоясывался шнурком с кистями. И обновила наконец //На вате шлафор и чепец.
Также распространенной мужской одеждой был сюртук, в переводе с французского – «поверх всего». Первоначально сюртук надевали на фрак или мундир. Он заменял современное пальто
В первой трети XIX столетия мужчины надели каррики – пальто, имевшие множество (порой до шестнадцати) воротников. Они рядами, наподобие пелерин, спускались чуть ли не до пояса. Одежда эта получила свое название по имени знаменитого лондонского актера Гаррика, который первым отважился появиться в пальто столь чудного фасона. в 30-е годы прошлого столетия в моду вошел макинтош. Студеными зимами в России традиционно носили меховые шубы, которые веками не выходили из моды.
Отправляясь на свою последнюю дуэль, Пушкин сначала надел бекешу (утепленный кафтан), но затем вернулся и велел подать шубу – на дворе в тот роковой день было холодно…
3) От Катрин-арт:
Но сегодня мы – не о кулинарии, а о моде. Да, именно о ней. И завязкой для этой небольшой истории станет прекрасный портрет кисти Бориса Кустодиева – «Пушкин на берегу Невы».
Несмотря на очевидно прохладную погоду, столь свойственную Санкт-Петербургу, даже урожденный москвич Пушкин чувствует себя весьма комфортно. Наверняка благодаря отличному плащу, который мы обычно называем «крылатка», но его исконное название – «Альмавива». И можно даже с уверенностью сказать, кто сию «Альмавиву» пошил, и где именно Александр Сергеевич ее приобрел!
Пошил ее знаменитый петербургский портной Конрад Руч. Первый адрес его мастерской – Невский проспект, 8, дом, который сегодня называется «Дом Перкина – Дом Сафоновых». Но, скорее всего, Пушкин обшивался у Руча уже напротив, в доме №9, куда маэстро-златошвей переехал по мере роста своей популярности. Далеко переезжать смысла не было: начальный участок Невского уже тогда являлся своеобразным «портняжным кластером».
Так вот: моду на плащ, названный по имени одного из персонажей «Севильского цирюльника», в российской столице ввёл именно Конрад Руч. Проявив себя при этом не только как прекрасный портной, но и как незаурядный специалист по рекламе и, можно даже сказать, по агрессивному в хорошем смысле маркетингу.
Точнее сказать, Руч активно продвигал на рынок сразу две новых для России модели: собственно «альмавиву», а также «каррик», длиннополое пальто с большим воротником. Наверняка и «каррик» имелся в гардеробе Пушкина, просто благодаря портрету Кустодиева вся слава досталась «альмавиве».
… на Черную речку Пушкин отправился в сюртуке от Руча. И остался ему еще должен 405 рублей: не самый, конечно, крупный его долг, но тем не менее...
Еще больше задолжал Пушкин в Английском магазине совсем рядом с мастерской Руча, но сейчас не о деньгах. Возможно, в этом самом магазине он видел совсем маленькую тогда падчерицу управляющего, по имени Лавиния
Свидетельство о публикации №224103101374