Под крылом самолёта
А в девяностые годы в России быстро появилось множество авиакомпаний, и началась новая эра полётов по родной стране и за её пределы. Я, по сравнению с некоторыми моими друзьями и знакомыми, налетал совсем немного, но вспомнить некоторые забавные, и не очень, случаи, связанные с этими полётами, довольно интересно.
Первый полёт состоялся у меня, конечно, в Египет. Эту экзотическую страну пирамид у Красного моря, наряду с Турцией, быстро стали называть «всероссийской здравницей» и это, судя по количеству побывавших там на отдыхе соплеменников - совершенно справедливо. Ещё бы: чистое и теплое море, с огромным количеством разноцветных рыб и кораллов, верблюды и пустыня, увлекательнейшие экскурсии к пирамидам и сфинксам, жаркая погода и доступные (в те годы) цены.
В тот первый раз наша компания состояла из пяти человек: мы с братом, товарищ с дочерью и внучкой пяти лет, у которой, несмотря на юный возраст, был уже пятый полёт на отдых за границу! Билеты на поезд до Москвы были взяты у нас в разные вагоны и, выходя утром на Ярославском вокзале, я увидел брата, который в ответ на мой вопрос: - где остальные? - рассказал невероятную историю.
В тамбуре купейного вагона маленькая пигалица, которая бежала впереди всех, запнулась о коврик и упала в узкую щель между вагоном и бетонным перроном. Металлические трапики проводники тогда не выдвигали - да и кому в голову могло прийти, что туда можно провалиться. Но она ухитрилась, а высота там около полутора метров: кругом бетон, рельсы, колёса и буксы вагона - и то, что она не переломала там свои ножки и ручки - чудо из чудес! Её дед, в ту же секунду, прыгнул за ней и, подхватив на руки, выставил на край платформы. Выбрался оттуда сам: ухитрившись, при выполнении этого циркового трюка, отделаться только синяками и порванными джинсами. Дальше было так: подбежавший носильщик помог закинуть на тележку их багаж, посадил сверху ревущую девочку, у которой из разбитого лба лилась кровь, и они, всей компанией, рванули в вокзальный медпункт. Надо отдать носильщику должное: когда у медпункта ему предложили деньги - тот категорически отказался. Мы с братом тоже отправились туда и, обсудив дальнейшие действия, поехали в аэропорт, а они остались ждать скорую, вызванную работниками медпункта. А через три часа, в Домодедово, мы с радостью увидели, что все трое высаживаются из такси и идут в здание. Девчонке наложили шов, она уже успокоилась и опять с любопытством крутила своей головкой (с белой нашлепкой на лбу) и тащила маму с дедушкой к киоскам смотреть сувениры и игрушки. И так бывает! Всегда надо соблюдать технику безопасности: и в путешествиях и в жизни, и на работе!
В те годы в аэропортах ещё не было ни стоек для самостоятельной регистрации на рейс, ни возможности регистрироваться через интернет, и мы с братом, выстояв длинную очередь на регистрацию - упросили девушку посадить нас у иллюминатора, чтобы нам, первый раз летящим, было о чём рассказать друзьям - лесорубам по приезду в свою глухую деревню, затерянную в архангельской тайге. Она сжалилась над нами и вскоре, оказавшись в огромном Боинге -747, мы уселись на свои места, и стали крутить головами на 360 градусов получая новые впечатления. В этом лайнере кресла расположены так: по три с двух сторон у иллюминаторов и четыре в середине, между двух проходов. Нумерация идёт латинскими буквами начиная с А,B,C и первые два, у иллюминатора, были наши. Третье место сначала пустовало, но через несколько минут к нам подошла женщина с мальчиком лет восьми и, сразу взяв «быка за рога», обратилась к нам с настойчивой просьбой поменяться местами: нам с братом пересесть на их места, где-то в середине лайнера, а им сесть на наши, рядом с сыном, у которого как раз место «С». Мы слегка опешили от такой наглости, не понимая, почему бы ей не посадить сына с собой, а к нам отправить мужа? Но нет - сыну хочется ближе к иллюминатору! То что нам туда не хочется, и мы находимся на своих законных местах её не смущало и, когда мы отказались от её предложения - она очень удивилась. Сказав ей, что парня обижать никто не собирается - мы стали готовиться к взлёту. Женщина, устроив сына на сиденье и что-то ему сказав, обиженно ушла. Я спросил как парня зовут и сказав: - не дрейф, мы добрые и не кусаемся - вдруг увидел, что к нам приближается красавица - стюардесса, которая наклонившись ко мне, стала что-то говорить, озаряя всё вокруг ослепительной улыбкой. Я смотрел на неё как завороженный и пришел в себя только услышав голос брата, который сидел подальше, и на него не подействовали чары этой небесной феи:
- девушка, ну мы же сказали, что пересаживаться не будем, и с парнем ничего не случится - она опять улыбнулась и уплыла в сторону кабины пилотов. Мы, успокоившись, смотрели в иллюминатор пытаясь ничего не пропустить. Но тут, сзади, прозвучал мужской голос и, обернувшись, я увидел рядом мужчину интеллигентного вида, в очках и с бородкой, который начал произносить уже знакомую песню про обмен местами и прочее и прочее и прочее. Поняв, что в ход пошла тяжелая артиллерия, уже в виде отца мальчика, я начал закипать, но всё-таки сдержался и объяснил, что если он не хочет, чтобы рядом с нами сидел его сын, то может сам сесть на его место, или отправить сюда свою жену, а мы на своих местах, нам здесь очень нравится и мы с места не сдвинемся. Он тоже, почему - то, очень обиделся на нашу несговорчивость и, разочарованный, ушел на своё место. Скоро объявили взлёт, все пристегнули ремни, лайнер тронулся и мы уставились в иллюминатор.
Взлёт прошел нормально, полёт начался и выйдя на заданную высоту, загорелся сигнал, что ремни можно отстегнуть. Лететь до Хургады около четырёх часов и, размяв ноги прогулкой по самолёту, мы даже не заметили как наступило обеденное время. А после обеда столкнулись с тем, что с незавидной регулярностью повторяется в новостях - хулиганством на борту воздушного судна. К сожалению, не обошлось при этом без прекрасной половины человечества. Впереди, через 3 ряда кресел, на таких же местах как у нас, сидели двое мужчин. Они спокойно разговаривали между собой, никого не трогали и, видимо, потихоньку выпивали. Рядом с ними, на месте «С», сидела женщина, а через проход её муж. Начало инцидента я пропустил, но ситуация была аналогична нашей: женщине очень хотелось, чтобы её благоверный сидел рядом, а мужчины, не соглашались. Но там всё усугублялось тем, что все участники конфликта были под хорошим градусом, не исключая и даму и когда соседи сидевшие рядом не поддержали её желание воссоединиться с любимым, она ему пожаловалась. Муж, встав со своего места, громко и нецензурно обратился к мужчинам. Те тоже встали и начался кулачный бой. Виновница этого безобразия вжалась в кресло и громко верещала, так как над ней пролетали кулаки мужа и её соседей, под аккомпанемент громких ругательств. Через несколько минут к месту битвы подтянулись несколько мужчин - стюардов, которые стали разнимать дерущихся. Неприятная, конечно, ситуация и хотя сейчас авиакомпании пытаются навести порядок, и не допускать такого безобразия - совсем искоренить хулиганство у них не получается. Наконец, процесс как-то разрулили, участники битвы потихоньку успокоились, и все стали готовится к приземлению.
Две недели отдыха пролетели быстро: мы купались в теплом море, ездили в Каир, где осмотрели каирский музей, пирамиды и сфинкса. Посетили Луксор, «райский» остров и ещё многие экскурсии Египта. Загорелые и отдохнувшие, мы погрузились в автобус, который собирал на чартерный рейс улетающих с разных отелей Хургады. Каково же было наше удивление, когда в автобус села эта же семейка. Мало того - мы снова летели с ними в одном самолёте, потом ехали вместе в вагоне аэроэкспресса до Курского вокзала, а уж когда узрели их на Ярославском - даже немного испугались, что встретимся с ними и в поезде. Но обошлось. Как, всё-таки, тесен мир!
Потом была Турция, Вьетнам и Таиланд, Индия, Израиль и Камбоджа, полёты продолжительностью по девять - десять часов и я очень радовался, что несколько лет назад бросил курить. Так как курение в самолётах категорически запрещено, мне было бы не выдержать без табака столько времени. Это ещё один повод задуматься тем, кто не может отказаться от этой пагубной привычки.
Конечно, намного интереснее лететь днём, любуясь сверху на море, очертания берегов, рек и поселений. А какое чудесное зрелище - вид сверху на горы. Самолёт летит на высоте более девяти тысяч метров, а горы бывают и пять тысяч, и выше, и если нет облаков их заснеженные вершины смотрятся нереально красиво и величественно - даже начинаешь немного понимать альпинистов, которые рвутся к вершинам рискуя своими жизнями. В некоторых Боингах, в спинках кресел, встроены экраны, на которых, чтобы не скучать в полёте, можно смотреть фильмы, клипы, слушать музыку. Но есть там и специальная программа, которая показывает маршрут, скорость и схему полёта, карту местности над которой движется лайнер. Читаешь названия на экране и, посмотрев в иллюминатор, видишь всё это в реальности. Помню, как первый раз прочитав на экране название реки Ганг - одной из величайших рек мира, священной для индусов, протекающей в Индии, Бангладеш, Китае, Непале, и увидел её в иллюминаторе - ощутил невероятные чувства. С юности эта река была связана для меня со сказочной Индией, героями книг Редьярда Киплинга: Маугли, Рикки-Тикки-Тави, питоном Каа, с затерянными на века городами в джунглях, и даже когда в будущем увидел её вблизи, такую грязную и обычную - такого ощущения не испытал. Так же и с названиями горных вершин. Увидев на экране название - Саланг, вспомнилось как часто читал про этот перевал в газетах, когда в Афганистане гибли наши парни.
Сейчас в самолётах, из - за случаев хулиганства на борту, запретили употребление спиртных напитков, но это не останавливает желающих снять стресс от полёта. В аэропортах работают дьюти фри - магазины беспошлинной торговли и, от выставленного там на продажу спиртного, разбегаются глаза даже у меня - трезвенника с многолетним стажем. А что уж говорить о человеке, который вырвался в отпуск и хочет быстрее его отметить. А ещё есть и боязнь полётов и как тут не прихватить с собой бутылочку - другую. Интересно, гуляя по самолёту перед посадкой, видеть весёлые компании молодых людей, уже предвкушающих прекрасный отдых. Главное, чтобы без хулиганства.
На обратном пути, у некоторых отдохнувших граждан, иногда тоже возникают проблемы. В конце августа 2014 года, мы с женой летели из Шарм-эль-шейха в Москву. Был обычный чартерный рейс, компания «Когалымавиа», аэробус А321, в котором с каждой стороны располагаются по три кресла, а между ними длинный центральный проход. Мы взлетели, на положенной высоте отстегнули ремни, и полёт пошёл в штатном режиме. В этот раз я сидел у прохода: смотреть в иллюминатор возможности не было, экранов в креслах тоже, и прогулявшись, наблюдал за жизнью лайнера, Скоро моё внимание привлёк мужчина, который ходил по проходу туда и обратно. Стюардессы стали развозить обед, потом собрали использованную посуду, а он продолжал своё хождение. Мне стало любопытно: если бы он просто гулял - понятно, человек бережёт здоровье и наматывает свои ежедневные тысячи шагов. Но он регулярно наклонялся к пассажирам, причём только к мужчинам, и что-то у них спрашивал. Получив отрицательный ответ, он опять начинал свой путь. Ничего не придумав, я задремал и вдруг услышал, что этот «марафонец» меня о чём-то спрашивает: - слушай земляк - шептал он - нет у тебя что-нибудь выпить? Не успел купить в аэропорту, тяжко после вчерашнего! Ты не думай, у меня доллары есть! - но получив отрицательный ответ, снова пошел по своему маршруту, приглядываясь к пассажирам. Правда, минут через двадцать он, всё-таки, сделал правильный выбор, обратившись к пассажиру через несколько кресел от меня, и когда тот достал что-то из сумки - оба быстро двинулись к его месту. Честно говоря, я тогда даже порадовался за него, такая целеустремлённость вызывает уважение!
А через год всю страну облетела страшная весть. Над Синайским полуостровом 31 октября 2015 года был взорван наш самолёт Airbus A321– 231, летевший из Шарм-эль-Шейха в Санкт-Петербург, компании «Когалымавия» (торговая марка «Metrojet»), и в нём погибли все находящиеся там 224 человека: 217 пассажиров и 7 членов экипажа. Услышав по телевидению название авиакомпании, которое я хорошо запомнил, так как запрашивал у них справку для оплаты билетов в пенсионном фонде, и зная, что у этой авиакомпании было 7 таких самолётов, я выразил в «Одноклассниках» соболезнование всем родным погибших, поставил на страничке своё фото на фоне самолёта в Шарм-эль-Шейхе год назад, и подписал его: «Перед посадкой, на фоне такого же самолёта авиакомпании «Когалымавия». И вдруг товарищ прислал мне фото обломков взорванного лайнера, и написал: - сравни номер самолёта на своём фото и номер на этом - это тот же самолёт! - и вот тогда у меня прошел мороз по коже: оказывается год назад мы с женой летели с Шарм-эль-Шейха в Москву именно на этом лайнере: по нему тогда гулял, страдая от похмелья, упорный мужик. Те самые стюардессы, разносили нам обеды и напитки, рассказывали как пользоваться спасательными жилетами. Тот же экипаж управлял воздушным судном во время полёта, и его командир здоровался с нами по громкой связи перед взлётом, а все пассажиры дружно хлопали после посадки, выражая им свою благодарность за мастерство!
И вот теперь они ушли в небо навсегда! Вечная им память!
Свидетельство о публикации №224103101382