Родительская состоятельность и целостность ребенка

Спроси у Гугла, что такое "целостность личности ребёнка".
Уверена, что многие этого не знают.

Длинная статья с цитатами Кьеркегора и Хорни о родительской цельности.

Только цельная личность может сформировать полноценную и здоровую личность в ребёнке. И ТД. И т.п.

Мне 51 год, и я этого не знаю. Ну, лучше поздно, чем никогда.
Итак...

"Нормальный человек сосуществует в постоянном конфликте с собой и со средой. Нормальный человек осознаёт конфликт, который состоит в том, чтобы сделать выбор между двумя возможностями. Если человек долго не делает этого выбора, то нормальный конфликт перерастает в невротический...

"Невротический конфликт человек не осознаёт, и видит минусы во всех вариантах выбора. Таким образом становится "фатально" ограниченным, то есть ощущает внутреннее и внешнее ограничение. Внешняя ограниченность разрушает человека, так как навязывается ему извне. Он начинает сопротивляться чужим советам и входит в невротический конфликт. Невротический конфликт демонстрирует непоследовательность поведения. Например, сверх заботливая мать забывает о днях рождения своих детей. Человек скупится на расходы для себя, хотя всегда щедр к своим родным. Такой родитель просит помощи у общества, чтобы его "научили жить" с целью переложить ответственность на "виртуального" родителя, либо агрессивно реагирует на то, что его считают несостоятельным родителем. В том и другом случае он одинаково разрушает своего ребёнка, не может стать для него авторитетом и несёт на себе бремя психосоматической или психической болезни. Дети таких родителей во взрослой жизни бросаются из крайности в крайность: не могут выбрать профессию, не жалеют родных, но помогают бездомным животным. Одновременно демонстрируют агрессивность и жертвенность.

К внутренней же ограниченности ребенок должен стремиться с детства. Правильное восприятие внутренних ограничений позволяет в юности определиться со своим пространством в жизни, почувствовать целостность своего бытия, выбрать свой путь.
Нахождение своего места в мире - длительный процесс взросления.
Внутреннее ограничение позволяет человеку ориентироваться в собственном представлении добра и зла, решить, что ценно и значимо для него. И создать крепкое ядро своей личности, которая имеет свою точку зрения, свободна от конформизма и зависимостей, как психологических ( мнение авторитетных людей, негативные состояния, виртуальная реальность), так и физиологических (алкоголизм, наркомания и т.д)...

Ядро личности - это цельное внутреннее ограничение собственного "я", где человек точно знает, что существует, думает, двигается и вступает в контакты с окружающим миром. Отрицая важную воспитательную роль внутреннего ограничения, мы формируем в детях невротическую личность. Замыкается внешний, разрушающий личность, круг и не формируется внутренний, так как личность не может его даже осознать...

Осознание внешнего ограничения не даёт возможности личности из него выйти, но позволяет ей понять, что она "социально больна".
Такая личность будет искать себе подобных "нездоровых" людей, чтобы на их фоне не выглядеть трагично. Так появляются "заядлые жены алкоголиков".
Какие у них рождаются дети, уже известно...

Люди считают, что достигнув определенного возраста, становятся взрослыми.
И это новое качество позволяет им воспитывать других людей, не достигших этого возраста. Однако не всё так просто. Человек взрослеет, обретая цельность и осознанность своего существования, своих ролей и обязанностей, личностных проблем и проблем своих родителей. Одних знаний мало, чтобы воспитать здоровую личность. Нужно сначала родителю стать здоровым, то есть приобрести умения и навыки. Таких курсов нет, а есть программы, дополнительно вводящие в заблуждение и "вгоняющие" в глубинный невроз...

Материнская целостность.

Нельзя человека научить любить. Можно спросить, что он вкладывает в это понятие.
Если оно неврозоподобное, то цельную личность она не воспитает.
"Здоровая" любящая мать умеет быть с ребёнком рядом, помогать ему тогда, когда он просит, и тем самым не создаёт ему внешних рамок.
Материнская целостность - это умение создавать комфортное место для ребёнка.
Что в дальнейшем он переносит на понятие дома и семьи, рабочего места и становления профессионала. Всё то, что создаёт "круг", что называют созиданием.
Отцовская целостность - это уверенность в себе. Это расширение места в обществе, активность, творчество, успех и презентабельность.
Невротический отец может научить ребенка только агрессии, враждебности, умению задавить и унизить собеседника.
"Здоровый" отец научит ребенка не убегать от конфликта, не уступать в споре, роняя себя в своих глазах, не идти даже на компромисс, потому что это тоже потеря, а стремиться к сотрудничеству, то есть вместе решать возникшую проблему. Это нахождение своего места, преодоление внешнего ограничения с нахождением целостного "я"...

"Правильно выполненные роли матери и отца создают полноценную гармоничную "здоровую" личность...

Субстанция "инь" - это покой, а субстанция "Ян" - это подвижность.
Субстанция "Ян" рождает, а субстанция "инь" взращивает.
Неважно, кого "выращивают" такого рода родители, мальчика или девочку, главное, чтобы они не путали свои роли.
Тогда и их дети разберутся в своём предназначении...

Что делать неполноценным семьям в отсутствие одного из родителей?

Вариативность не даёт полноценности личности, однако сохраняет хаотическую разновидность для сохранения системы в целом...

Хаос - неизбежные издержки при последовательном чередовании этапов эволюционного преобразования материи от неживого к живому.
И от живого - через мёртвое - к более совершенному живому...
(Н.К.Оконская)

Хорошо прослеживается родительская целостность при воспитании ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
Преодолев непонимание общества, родители могут научить его саморазвитию, принимая и помогая такому ребёнку сохранить своё внутреннее ограничение (так появляются выдающиеся самоотверженные спортсмены, уникальные люди искусства и т.д)...

Цельность не лишает человека возможности делать ошибки, она даёт ему право разбираться в них. Жизнь в осознании своих желаний, поступков и собственных принципов позволяет при приближении к пожилому возрасту быть довольным прожитой жизнью, своими детьми и внуками. Это называется качеством жизни, передачей опыта значимым и любимым людям, мудростью...

Компетентность родителя проверяется его мотивированностью на нормальное развитие ребёнка, то есть заинтересованность родителя в успешном результате его воспитания.
Компетентностный опыт необходимо накапливать из поколения в поколение.
Ему не могут научить педагоги и психологи, потому что они действуют извне, создавая внешнее искусственное ограничение и обучая ребенка в лучшем случае осторожности и вдумчивости.

Современный родитель - это не тот, кто воздействует на ребёнка, воспитывая в нём значимые качества для общества, а тот, кто стремится принять и понять своего ребёнка, то есть растёт вместе с ним как родитель, осознаёт свои ошибки в воспитании, пытается найти общий язык и советуется с ним, принимая его потребности и стимулируя к развитию".

Список литературы по теме

"Родительская целостность как главное условие здорового поколения":

1. Кьеркегор С. "Страх и трепет".

2. Маслов А.А. Китай: Укрощение драконов. Духовные поиски и сакральный экстаз. 2003. 480с.

3. Оконская Н.К. Энтропия и асимметрия глазами философа.

4. Симанова Н.А. Экзистенционально-философская территория ограниченности// Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2016.

5. Хорни К. Наши внутренние конфликты. 2000. 560с.

31.10.2024


Рецензии