Трансцендентная медитация на Вселенское Существо

Публикуемое является вводной частью книги Комментариев к Мандукья Упанишаде Свами Кришнананды, перевод которой выполняется вашей покорной слугой...
Предлагаемая медитация на Вселенское Существо способствует трансцендентному преображению сознания...


ВВЕДЕНИЕ
Тема Мандукья-упанишады — это толкование Мистического слога «Ом»
для тренировки сознания в медитации с целью достижения свободы,
постепенно, так чтобы индивидуальная душа стала настроена на Высшую Реальность.


Основа этой медитации объясняется в Видье (слово в данном случае в значении «медитации» - прим. пер.), известной как Вайшванара-видья.
Это секрет познания Вселенского Существа, обозначаемого как Вайшванара.
Простая форма Его понимания — это перенос человеческих качеств
на Божественное Существование, и наоборот.
В этой медитации человек созерцает Космос как свое Тело.
Так же, как, например, когда человек созерцает свое индивидуальное тело,
он одновременно осознаёт правый глаз, левый глаз, правую руку, левую руку,
правую ногу, левую ногу, голову, сердце, желудок и все составляющие тела
в одно и одно и то же время, и он не считает различные части тела
каким-либо образом отличными друг от друга, все части только внешне различны,
но на самом деле связаны с одной личностью,
так и в этой медитации сознание должно быть перенесено на Вселенское Существо.
Вместо того, чтобы созерцать себя как индивидуальное тело,
человек созерцает себя как Вселенское Тело.
Вместо правого глаза - солнце. Вместо левого глаза - луна. Вместо ног - Земля.
Вместо головы – небеса и так далее.
Члены Космического Существа отождествляются с космическими элементами,
и наоборот, так что нет ничего в космосе, что не являлось бы органической частью
Тела Вирата, или Вайшванары.
Когда вы видите перед собой огромный мир, вы видите часть своего собственного Тела.
Когда вы смотрите на солнце, вы видите свой собственный глаз.
Когда вы смотрите на небеса, вы видите свою голову.
Когда вы видите всех людей, движущихся вокруг,
вы видите различные части своей собственной личности.
Необъятный ветер – это ваше дыхание.
Все ваши действия - космические движения.
Все, что движется, делает это из-за вашего движения.
Ваше дыхание - это Космическая Жизненная Сила.
Ваш разум - это Космический Разум.
Ваше существование - Космическое Существование.
Ваше счастье - Космическое Блаженство.


Хотя Мандукья Упанишада дает определенные символические примеры
идентификации составляющих частей тела с Космическим Телом,
медитирующий, по сути, может выбрать любой символ или символы
для такой формы идентификации.
Творение состоит не только из некоторых частей, упоминаемых в Упанишаде.
Есть много других вещей, которые могут прийти нам на ум, когда мы размышляем.
Итак, мы можем начать нашу медитацию с любого набора форм,
которые явятся в наше сознание.
Мы можем сидеть в своих комнатах, и первое, что привлечет наше внимание,
может быть объектами, рассредоточенными в комнатах.
Когда мы отождествляем эти объекты с нашим Телом,
мы обнаружим, что есть также объекты и за пределами комнат.
И, аналогично, мы можем медленно расширять свое сознание на всю землю,
а затем, за пределы земли, в солнечные и звездные области,
так что мы расширяемся настолько, насколько может вместить наш разум.
Все, что может помыслить наш ум, становится объектом для ума;
и этот объект, опять же, должен стать частью Тела медитирующего, на космическом уровне.
И в тот момент, когда объект, задуманный умом, отождествляется с Космическим Телом,
объект прекращает волновать ум; потому что этот объект больше не является внешним;
он становится частью Тела медитирующего.
Когда объект становится частью нашего собственного тела, он больше не раздражает нас,
поскольку это вообще не объект.
Это субъект. Объект стал Космическим Субъектом, - в медитации Вайшванара.


Эта Видья берет свое начало, на самом деле, в Ригведе, в знаменитой Сукте, - гимне,
называемом Пуруша-Сукта.
Пуруша-Сукта Ригведы начинается с утверждения, что все головы, все глаза и все ноги,
которые мы видим в этом мире, являются головами, глазами и ногами Вират-Пуруши,
или Космического Существа.
Одной головой Вират молча кивает; с другим лицом Он улыбается; с третьим - Он хмурится;
в одной форме Он сидит; в другой форме Он движется;
в одной форме Он близок; в другой форме Он далек.
Таким образом, все формы, какими бы они ни были, и все движения и действия,
процессы и отношения становятся частями Космического Тела,
с которыми Сознание должно быть одновременно отождествлено.
Когда вы думаете, вы думаете обо всех вещах одновременно,
«во всех десяти направлениях»; точнее, всеми способами.


В Чхандогья Упанишаде подводится итог этой Видьи утверждением,
что тот, кто медитирует таким образом на Универсальную Личность Себя как Вайшванары,
становится Источником пропитания для всех существ.
Так же, как дети сидят вокруг своей матери, голодные, и просят пищи,
все существа в творении будут сидеть вокруг этой Личности и жаждать её благословений;
и так же, как пища, потребляемая телом, поддерживает все члены тела одновременно,
этот медитирующий, если он вкушает пищу, немедленно передаст свои благословения
всему космосу, ибо его Бытие есть, воистину, Все-Бытие.
Мы можем вспомнить известную историю о том, как Шри Кришна взял крупицу пищи
из рук Драупади в лесу Камьяка, когда она позвала Его на помощь,
и этим маленьким зерном, которое он принял, вся вселенная наполнилась,
и все люди были удовлетворены, потому что Кришна стоял там,
в образе Вселенского Вирата.
Так же обстоит дело и с любым человеком, который в состоянии медитировать на Вирата,
тем самым Вирату уподобляясь.
Вся Вселенная станет дружелюбной с этой Личностью;
всё существование будет просить поддержки и благословения у этого Вселенского Существа.
Этот медитирующий больше не человек; он, поистине, Сам Бог.
Медитирующий на Вайшванару - это сам Вайшванара, Превышний Вират.


Рецензии