Из детства Кати Черепановой

 Мой дядя, Юдай Иванович, организовал первое коллективное хозяйство в Быстроистокском районе. Как не агитировал Юдай моего отца - своего родного брата, чтобы вступил в колхоз, но его усилия были напрасны. Отец не хотел вступать в колхоз, потому что на общее пользование отдавать ему было нечего. Семья была очень большая - лишнего не было.

 Отец поехал к старшему сыну в Барнаул, чтобы посоветоваться. Андриан Михайлович  был чекистом, знал положение дел в стране, как никто. Отцу сказал: «Тятя, в колхоз нужно обязательно вступить, чтобы не было проблем у тебя и у меня. Я тебе дам своего коня. Отдай его в колхоз и сам работай конюхом!».

Вся наша семья с утра уезжала на колхозное поле. Родители работали  там целыми днями.  Рано утром выезжали все колхозники из дому, ехали на телеге по улицам с песнями.  В поле были образованы полевые станы, их называли бригадами. Летом так и жили многие подростки там.  Работы в колхозе «Красный боец» хватало и взрослым людям, и  детям - подросткам.

Повариха готовила обед на всех, варила лапшу. А тем колхозникам, кто работал на сенокосе, возили еду в поле. Зарплаты не было, писали трудодни на каждого работавшего человека. Вот и приходилось выходить в поле всей семьей, чтобы трудодней было больше. После уборки урожая выдавали зерно на заработанные трудодни. А уж продавать его или молоть на муку, решали сами колхозники. Свои огороды обрабатывали поздним вечером, а для своей коровы сено косили до ночи. Все селяне жили очень дружно. Зла друг на друга не имели. Все были равны, все - бедны. Бедность сопутствовала всему моему детству. Ведь в семье было шесть детей.

 Мои старшие братья, Григорий и Михаил, уходили осенью в школу. Одни сапоги – на двоих, поэтому ходили через день. По вечерам они выполняли домашнее задание. Я стояла у них за спиной и слушала, заглядывала в их тетради, потом начинала наизусть говорить то, что они учили. Братья сердились на меня, отгоняли подальше от себя. Но мне их было слышно хорошо, и я все запоминала быстро.

 В школу я пошла, когда исполнилось 9 лет. К этому времени умела читать и писать –  от братьев научилась. В первом классе проучилась только два месяца. Учительница повела меня к  директору школы. Они проверили мои знания программы за первый класс и посадили во второй класс. Во втором классе училась я лучше всех. Проучилась здесь  пять месяцев, до наступления весны. Снег начал таять, валенки быстро намокали, поэтому с весны уже в школу не ходила. Не было обуви. Всё-таки в третий класс меня перевели - училась хорошо. За один год окончила два класса. Осенью начался новый учебный год для меня уже в третьем классе.

 Не все дети пришли в сентябре в школу. Родители многодетных семей не имели возможности обуть всех своих детей. Со стороны дохода они не имели, так как  работали в колхозе. Если продать заработанную пшеницу или рожь осенью, чтобы купить обувь детям, то зимой кормить их будет нечем. А ведь ещё и зимнюю одежду каждому купить надо было – люди бедствовали.

 В это время в Быстром Истоке, как и по всей стране, проходила ликвидация безграмотности. А мне ещё не было и одиннадцати лет. Ростом  была самая маленькая в третьем классе, а училась лучше всех. Память у меня с детства была хорошая. Учительница попросила меня помогать в учёбе тем детям, которые в школу не ходили. Она давала задание, говорила, чему детей учить.

 Я приходила к ним домой вечером. Дети и их родители усаживались  за стол и слушали меня внимательно. Старательно выполняли все задания, которые я им давала, а если ошибались, то я им помогала сделать всё правильно. За осень и зиму  научила их читать, писать, решать примеры. Так за вечер я, бывало, схожу в две или три многодетных семьи, и все были рады моему появлению. Каждый раз узнавали что-то новое от меня.

 А весной опять растаял снег. Тут моя учеба и моя педагогическая деятельность по ликвидации безграмотности закончилась, так как  у меня не было ботинок или сапог для весенней распутицы, но меня перевели и в 4 класс.

 Всё лето и осень до холодов можно было ходить босиком. В сентябре я уже в тапочках шла в пятый класс. Подшитые валенки достались от братьев, до весны ходила в них в школу. Хвалила меня учительница, всё быстро запоминала, помогала на перемене  другим ученикам понять материал. Раньше ученики не списывали домашнее задание у своих одноклассников, старались сами понять решение задачи или примеров.

 С весны сидела дома,в распутье в тапочках не пройти было по дороге, но в шестой класс решением педсовета меня перевели. А седьмой класс я окончила уже в Барнауле, когда райком комсомола послал меня в школу шоферов. Здесь я осваивала теорию и получила навыки вождение. Те ребята, у кого не было образования, осваивали по вечерам школьную программу за седьмой класс. Я получила водительское удостоверение и Свидетельство об окончании седьмого класса.

Фотомонтаж. Екатерина Черепанова.


Рецензии
Здравствуйте, Алифтина Павловна!
Ох и досталось им! И голод, и холод, и разруха. Читал и вспоминал рассказы мамы из глухой сибирской деревни. Всё это они пережили! Ни дай Бог, чтобы это повторилось!
Спасибо за этот рассказ!
С уважением!

Андрей Портнягин-Омич   31.10.2024 14:15     Заявить о нарушении
Андрей, Вам спасибо за прочтение и отклик. Рада Вам. Заходите на огонёк.

Алефтина Павловна Попова   31.10.2024 15:11   Заявить о нарушении
Спасибо!
С удовольствием!

Андрей Портнягин-Омич   31.10.2024 15:47   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.