Искупительная сила красоты
Театр и кинематограф немыслимы без красоты актеров. Плюс талантливый сценарист и режиссёр - и получается шедевр, который может охватывать годы жизни, исчерпать тему до дна. При этом участниками жизненной сложной ситуации являются актеры потрясающей красоты и мастерства, где каждой черточкой лица, каждым жестом переживания передаются не только точно как в жизни, а с высшей степенью выразительности. Одной из таких творческих удач является фильм "Фрекен Жюли" 1999 года с Саффрон Берроуз в главной роли по пьесе Августа Стриндберга режиссёра Майка Фиггиса. Посмотрев этот фильм что же думает зритель, попавший в аналогичную трудную ситуацию? А думает примерно вот что:"Если уж такая красавица угодила туда же, куда и я, то дело не в моих несовершенствах, а сейчас разберёмся в чём, фильм исчерпал тему, актрисе в фильме досталось, но она по сути искупила в фильме всю тяжесть проблем". Груз с души, годами не получающий чётких формулировок и решений, вдруг уходит благодаря сценаристу, режиссёру и красоте актрисы. Не это ли искупительное качество красоты имел в виду Достоевский в своем утверждении "Красота спасёт мир"? Ведь если бы в главной роли была актриса, не обладающая красотой, великолепный текст Стриндберга оставил бы зрителя равнодушным. И даже неважно для современного зрителя, чем кончилась постановка, произошла или нет непоправимая трагедия, в нашем мире понятна множественность исходов, важно, чтобы диалогами и монологами актёров тема была исчерпана до конца, а красота, как яркая вспышка, высветила все нюансы проблемы и не оставила тёмных углов. И когда это непостижимым образом удаётся, тогда неисчерпаема благодарность зрителей. Видимо, в нашем мире проблемы не могут решаться без участия красоты, решать проблему без красоты это всё равно, что биться головой об стену. Красота даёт чувство достоинства, надежды, терпения, это рука Бога, протянутая человеку. Красота оставляет по боку все несовершенства, за которые прежде всего готов уцепиться лукавый ум стремясь дать ложную оценку событий, превосходит эти ложные подходы, отбрасывает их как нечто второстепенное и несущественное и позволяет, наконец, понять истинные причины событий, красота в силе своего совершенства ближе всего подходит к истине.
Зрителю приятно думать ещё и о том, что решив сложные проблемы в фильме и погибнув, актриса на следующий день будет продолжать свою обычную жизнь, как будто ничего и не произошло. Как будто красота невредима, бездонна, и, как говорится, с неё, с актрисы, не убудет. Как у Ф.И.Тютчева:"Весне и горя мало: Умылася в снегу И лишь румяней стала Наперекор врагу". Это ещё одно свойство подлинной красоты - она дарит людям свои подарки не убывая.
*Саффрон Берроуз в фильме «Фрёкен Юлия» по одноимённой пьесе Августа Стриндберга, снятом в 1999 году Майком Фиггисом.
Рецензии