Раскрывая сюжеты храмовых росписей. Часть 47

               
                Вознесение Господне

Вознесение Господне – двунадесятый праздник, который был установлен о событии восшествия Спасителя на небо. Оно произошло на 40-ой день после Пасхи. О Вознесении, достаточно кратко, рассказывают евангелисты Марк и Лука.

Апостол Лука, глава 24 (50:53):
И вышел Спаситель со своими учениками из Иерусалима до Вифании, и, подняв руки Свои, благословил их. И когда благословлял их, стал подниматься, отдаляясь от них, и возноситься на небо. Тогда они поклонились Иисусу и с великой радостью возвратились в Иерусалим. И, приходя в храм, всегда прославляли и благословляли Бога.

Чуть больше информации имеется в «Деяниях святых апостолов», глава 1 (4:12):
Когда собрались все двенадцать учеников в пригороде Иерусалима – Вифании, Спаситель повелел им никуда из города не отлучаться и ждать обещанного от Отца. А именно, что они будут крещены Духом Святым. Ученики спросили Спасителя, когда это произойдёт? Иисус ответил им, что не нужно знать про сроки и времена, которые во власти только Его Отца. Но вы примете такую силу, когда Дух Святой на вас сойдёт, что будете Мне свидетелями не только в Иерусалиме и Иудее, но и на всей земле.

И когда Спаситель закончил говорить, Он поднялся у них на глазах, и облако забрало Его и скрыло от глаз учеников. А они глядели на небо, когда Иисус восходил, и вдруг внезапно им предстали два мужа в белых одеждах. Они обратились к ученикам, утверждая, что Иисус, вознёсшийся сейчас на небо, придёт таким же образом, как наблюдали восходящим на небо. После этих слов ученики вернулись в Иерусалим.

Богословы трактуют последнее событие Евангельской истории – Вознесение Господне как сохранение памяти о прощании Учителя с учениками, где Спаситель, исполнив свою миссию спасения человечества, чудесным образом прибывает как Богочеловек вечно.
 
Западные художники не могли не отметить этого события. Это и Джотто с «Вознесением Христовым» (1304–1306 гг.) в капелле Скровеньи. И конечно же, Рембрандт с картиной «Вознесение Христово» (1636–1639 гг.).

Русские художники не отставали от своих коллег. М.В. Нестеров создал эскиз мозаики «Вознесение» иконостаса в 1897 году в церкви Воскресения Христова (Спас-на-Крови) в г. Санкт-Петербург. И не только. Нестеров М.В. в 1903 году пишет другое «Вознесение», в Абастумани, в церкви Александра Невского. К.В. Лебедев пишет своё «Вознесение Господне» в 1888 году.

Изображения находятся:

Калужская область, Красное. Церковь Михаила Архангела, 1905-1910 гг. Современная храмовая живопись.

г. Санкт-Петербург, Центральный район. Собор Воскресения Христова (Собор Спас-на-Крови), 1883-1907 гг. Мозаика 1901-1906 гг.

Фото автора

Корректура М. Зуйкова

Русавкино, ноябрь  2024 г.


Рецензии
Про сроки и день Он сказал раньше в Евангелии, когда описывал Апокалипсис. Но трактовать, что Сын правда не знает День Суда - ересь агноетов и отрицание совершенного Боговоплощения Всеведущего Сына по Божеству или по человечеству не вполне вмещающему якобы. Но надо толковать, как ответ богатому юноше не по букве "почему называешь Меня Благим? Благ только Бог.". Что надо быть в Его состоянии Спасителя, врачующимися и соспасителями, которые как бы ничего не хотят знать о сроках формальных, не высчитывающие, но желающие не погубить никого (кроме открывшегося сына погибели сатаной фарисеем). Как и добрый самарянин передавая на реабилитацию израненного человека (Адама, человечество) даёт и плату искупления, говорит и не высчитывать срок, заповедуя начальнику гостиницы (апостолам) - "но если издержишь более - я на обратном пути расплачусь". Во второе пришествие тоже омоет ноги и особо почтит соискупителей подвижников. Первенцев добрых израненного и плачущего Адама - человечества устыдившегося и спасаемого. Как Иаков Израиль истинный помогший ослепшему при смерти Исааку отцу вместо лжепервенца Исава с прелестью и соблазном дичи.

Дмитрий Хохлов 2   01.11.2024 06:25     Заявить о нарушении