Петербург и некоторые инсталляции
Не стану обсуждать выставленные там, с позволения сказать произведения, и не потому что они, своим «символизмом», не пробуждали мысли – нет – потому, что эти мысли ничего хорошего в душе не вызывали. Можете называть меня солдафоном (хотя всю жизнь стремился приобщиться к прекрасному, а в молодости был увлечён импрессионизмом), но единственная инсталляция привлекла моё внимание (говорю об этом с улыбкой) – это «С добрым утром!», Сержа Есаяна (195), так как всегда был поборник утренней гимнастики и строевого шага, особенно последнего в исполнении роты почетного караула.
После этого современного искусства я вышел из дворца с нестерпимым желанием вздохнуть свежего воздуха, но, как оказалось, инсталляции меня не отпускали. В тупике дворика Мраморного дворца, как раз напротив входа в него, я обнаружил арт-объект под названием «Фонтан из камней», представляющий из себя фрагменты человеческих и животных тел в камне, собранных в металлические конструкции в виде брызг фонтана. Глядя на очередную инсталляцию первая «символическая» мысль в голове, обращённая к автору этого арт-объекта: «Если у тебя есть фонтан, заткни его; дай отдохнуть и фонтану, – прав был Козьма Прутков».
Этот шедевр из, как его метко назвали, «археологического мусора» принадлежал нашему современнику Каминкеру Дмитрию Давидовичу, российскому скульптору, заслуженному художнику Российской Федерации (2013), член-корреспонденту РАХ (2021). В собрании Государственного Русского Музея находятся семнадцать работ скульптора. Произведения Каминкера также представлены в Государственной Третьяковской Галереи, в Государственном центре современного искусства, музее городской скульптуры Санкт-Петербурга, музеях других городов России, а также США, Великобритании, Канады, Дании и других стран. Его творения частично представлены мною (№2 – фрагмент «Фонтана из камней», №4 – три «шедевра» Каминкера).
В этот день я был заражён символизмом, и мне показалось, что очень иносказательно, что памятник Александра III (№3) – самого русского из царей, словно статуя пушкинского командора, присматривает за российской моральной целостностью, защищая её от чуждых нам инсталляций из фрагментов «археологического мусора». Словно памятник Александра III выражал суть целостности, монументальности нашей страны против западного, постоянно навязываемого нам, хаоса.
То, что этот памятник выполнен в стилистике импрессионизма, в частности такого его направления как синтетизм, с задачей скульптора передать прежде всего собственные ощущения с помощью упрощённых художественных приёмов, вызывая соответствующий эмоциональный отклик у зрителя, передавая общую идею без излишней детализации, можно сказать, общими существенными чувственными формами. Для меня он олицетворение русского богатыря – Ильи Муромца – полная аллегория.
Автор этого монумента Павел Петрович Трубецкой (1866-1938), родившийся в Италии, итальянский и русский скульптор и живописец, представитель скульптурного импрессионизма. Одно время профессор Московского училища живописи, ваяния и зодчества (1898–1906). По мнению Огюста Родена (1900), Трубецкой положил начало «русскому триумфу в мире». Имя Трубецкого с тех пор на Западе стало ассоциироваться с русской скульптурной школой. Как известно первоначально памятник Александру III был установлен в 1909 году на Знаменской площади (ныне площадь Восстания) при выходи на Невский проспект с Николаевского вокзала Санкт-Петербурга.
Признаюсь, некоторые направления современного искусства типа инсталляции «Фонтана из камней» мне откровенно не нравятся. По крайней мере это моё мнение. На этом можно было бы и закончить. Но меня смущает следующие высказывание одного из европейцев: «Кубизм, дадаизм, футуризм, импрессионизм и тому подобное ничего общего с нашим немецким народом не имеют. Потому что все эти термины ни старые, ни современные, но они являются лишь искусственным лепетом людей, которых Господь лишил благодати истинно художественного таланта и вместо этого наделил их даром болтовни или обмана… Только не говорите, что эти художники именно так видят».
Мне совсем не хочется, чтобы моё неприятие некоторых видов современного искусства ассоциировали со взглядом одного из вождей немецкой нации, высказанным им (1937) на открытии выставки: «Дегенеративное искусство» (Entartete Kunst).
И ещё исходя из вышесказанного: к творчеству, в широком смысле художников, считаю надо подходить очень осторожно, тщательно анализируя не только формы их произведений, но и их содержание. Тем не менее повторюсь, памятник Александру III, скульптора импрессиониста Трубецкого, полагаясь на свое впечатление (impression) - мне нравится…
Свидетельство о публикации №224103100917
Как художник, соглашаюсь с вами на все сто процентов.
считаю: эти современные инсталляции - пародия на искусство, и ничего более.
С грустными размышлениями,
Светлана Петровская 04.11.2024 11:48 Заявить о нарушении
Соглашусь и я с Вами - в жизни много такого, что навевает грусть. Впрочем, радостных моментов тоже не мало.
Остаюсь с отрадными мыслями,
Сергей Десимон 04.11.2024 15:39 Заявить о нарушении