043 Речь Марка Твена Как избавиться от речей 1884

043 Речь Марка Твена «Как избавиться от речей» (1884)

Выдающийся американский писатель, автор всемирно известных произведений о Томе Сойере, Геке Финне, принце и нищем, лектор-просветитель, публицист, общественный деятель Марк Твен (настоящее имя Самюэль Лэнгхорн Клеменс; 1835—1910) при жизни стал литературным классиком, «королем смеха», получавшим письма со всего света даже по адресу «Америка, Марку Твену». Прославился Твен и как оратор, искрометно выступавший по любым злободневным вопросам — литературным, политическим, житейским. Знаменитую речь «Как избавиться от речей» Марк Твен произнес в 1884 г.

31 декабря 1900 г. в одной из нью-йоркских газет было напечатано «Приветствие девятнадцатого столетия двадцатому», словно прилетевшее из XVIII в. от Джонатана Свифта: «Я передаю тебе почтенную матрону, именуемую Христианской цивилизацией, которая вернулась, замаранная кровью и потерявшая честь, из пиратских набегов на Кьяо Чао, Маньчжурию, Южную Америку, Филиппинские острова. Душа ее полна низости, карманы набиты ворованным добром, на языке — ханжеская ложь. Дай ей мыло и полотенце, но спрячь зеркало». Так приветствовал новое столетие Марк Твен, передавая ему еще и собрание своих сочинений, которые и ныне не нуждаются в рекламе.

Помимо того, что Марк Твен был великим прозаиком и публицистом, он еще был непревзойденным насмешником. А еще Твен был редким оратором, счастливо совмещавшим в своих речах первые три таланта. К сожалению, многие его речи канули в Лету, поскольку не записывались и не публиковались. Тем не менее сокровищница его выступлений весьма велика и включает весь спектр речей — от шутливых, уморительно смешных, часто на грани фола, до  антиимпериалистических, исполненных гнева и сарказма.

В 1879 г. на торжествах, посвященных вице-президенту США Улиссу Гранту, Марк Твен произнес речь, в которой изящно прошелся по косноязычию политика, заставив расхохотаться Гранта и весь зал.

В 1886 г. прозвучала «бомбоподобная» речь Твена «Рыцари труда» — новая династия», которую тут же запретили даже упоминать в СМИ, поскольку это был «гневный рассказ о трагической судьбе трудового народа, … торжественный гимн во славу нового владыки мира — рабочего». (М.О. Мендельсон). Небольшая выдержка из нее: «Все короли, какие до сих пор правили в мире, сочувствовали и покровительствовали кликам, классам и кланам раззолоченных бездельников, ловких казнокрадов, неутомимых интриганов, возмутителей общественного спокойствия, думающих только о своей выгоде… Дайте власть кому угодно — и эта власть будет угнетать… Можно проследить шаг за шагом весь путь от императора до Компании конно-железных дорог, и мы увидим, что всюду, где есть власть, она используется для угнетения… Много раз мне случалось видеть, как бьют лошадь, и я глубоко сожалел, что не знаю лошадиного языка и не могу шепнуть: «Дурачина, ты же сильнее! Ударь его копытами!» Миллионы трудящихся во все века были теми же лошадьми. Чтобы стать хозяевами положения, им нужен искусный вождь, который собрал бы воедино их силу и научил их, как ею пользоваться...».

В 1900 г. Твен выступил в защиту боксерского восстания китайского народа против империалистических захватчиков, в т.ч. и США, войска которых бесчинствовали на китайской земле. «Боксер — патриот... — заявил Твен. — Я желаю ему успеха!»

Начав в 1866 г. читать увлекательные лекции в Калифорнии, Марк Твен пользовался бешеным успехом, и уже не мог жить без речей. И хотя он мог слёту сразить аудиторию, всё же предпочитал тщательно готовиться к каждому выступлению — поскольку требовалось «более трёх недель, чтобы подготовить хорошую речь экспромтом». Твен повторял: «Человеческий мозг — великолепная штука. Он работает до той самой минуты, когда ты встаешь, чтобы произнести речь». В этой шутке было 100 % правды. Твен постоянно тренировал память, использовал приемы актерского мастерства, придумал метод запоминания, который был известен еще эллинам, — совмещал текст с мысленными картинками, которые также мысленно прикреплял к разным предметам.

Несмотря на популярность и ощутимую статью дохода, Твен подумывал, как бы ему вовсе отказаться от лекций. Но он и тут остался верен себе, выступив в 1884 г. с «послеобеденной речью» «Как избавиться от речей». Юмористичная речь с парадоксальным для признанного оратора названием имела оглушительный успех,

Начав с того, что ему надоело произносить речи, и он не раз тщетно зарекался от выступлений, Твен развернул забавную картину разных типов «добропорядочных» «бедных страдальцев, ставших жертвой пагубной страсти произносить речи», исправимых и неисправимых. К неисправимым оратор отнес тех, «кто уже привык к успеху, к восхитительному опьянению, вызываемому аплодисментами, и уже не может сейчас или в будущем отказаться от своего предосудительного образа жизни. Они в совершенстве постигли тонкое искусство произносить речи и больше не испытывают мучительной застенчивости, неуверенности и боязни провала — чувств, которые одни только и способны пробудить у оратора желание исправиться. Эти люди стали мастерами своего дела после долгих наблюдений и многих неудач; теперь-то они знают, что подлинный экспромт всегда хуже и бледнее заранее придуманного; знают, что наибольший успех ожидает ту речь, которая тщательно подготовлена в тиши кабинета и отшлифована перед гипсовым бюстом, пустым креслом или любым другим ценителем, готовым сохранять спокойствие, пока оратор не добьется своего и не придаст будущему экспромту должного правдоподобия. Специалисты это умеют. Неплохо действуют вкрапленные кое-где, якобы случайно, грамматические погрешности, — часто они рассеивают подозрения скептически настроенных слушателей. Такие ошибки заранее расставляют по местам; ведь истинно случайные ошибки не помогут, они наверняка окажутся там, где не надо. Кроме того, опытный оратор оставляет кое-где пробелы, — оставляет, чтобы заполнить их подлинными экспромтами, которые подбавят в его речь естественности, не нарушив ее общего направления. На банкете, слушая других ораторов, он придумывает остроты в ответ на их замечания и методично вставляет эти остроты в пробелы для экспромтов. Когда такому специалисту предоставляют слово, он поднимается и оглядывается вокруг с видом крайнего изумления. Непосвященные не понимают, в чем тут дело, посвященным же все ясно.

Посвященные знают, что произойдет. Когда стихнут аплодисменты и топот, этот ветеран скажет: «Господин председатель, поскольку час поздний, я не хотел изменять своему решению, принятому в начале вечера: если мне вдруг дадут слово, просто подняться, поблагодарить за честь и уступить место более достойным — тем, кому есть что сказать. Но, сэр, меня, так потрясло замечание генерала Смита о падении нравственности, что...» и т.д. и т.п. И не успеете вы оглянуться, как от комплиментов генералу он незаметно переходит к своей заранее составленной речи, и вы, хоть убей, не припомните, где и когда он сумел связать их воедино. И вот он уже парит на крыльях превосходно тренированной памяти, чуть грешит против правил грамматики здесь, якобы не нарочно повторяется там, нет-нет ловко разыгрывает легкое замешательство, кое-где запинается и заикается в поисках нужного слова, отвергает одно, другое, наконец, находит подходящее, единственное в своем роде, и произносит его с довольным видом человека, который вышел из затруднительного положения или по счастливой случайности — и даже на сотню долларов не променял бы эту случайность; и всю речь он пересыпает остротами, касающимися предыдущих выступлений. Наконец, уже опускаясь на место, он с величайшим искусством вдруг спохватывается, будто его осенило, наклоняется над столом и пускает последний фейерверк, который затмевает своим блеском звезды на небесах и заставляет всех рты разинуть от восхищения. Между тем и фейерверк и поза — результат примерно недельной тренировки...»

И т.д., так же правдиво и смешно. Речь эта есть в Интернете.


Рисунок из Интернета. Марк Твен
https://o.quizlet.com/SdC0WDOfQSVzih9zQpP22Q.jpg


Рецензии
Спасибо большое за знакомство с такой стороной творчества Марка Твена! Замечательные у него наблюдашки насчёт речей!

Марка Твена глубоко уважаю. Он был больше, чем сатирик... Чувство юмора у него прекрасное, как и владение словом. Правда, иногда его юмор и сатира становились жёсткими, грубыми, до чёрного, — но таковы уж были эпоха и общество, которые его на творчество вдохновляли). То же самое можно сказать и о другом великом юмористе и сатирике, Ярославе Гашеке: он, как правило, бьёт за дело, хотя бьёт порой жестоко. Но Марк Твен - особая величина...

Рассказы "Как меня выбирали в губернаторы" и "Журналистика в Теннесси" - это шедевры!!

А ещё меня очень впечатлил и очень затронул душу рассказ "Путешествие капитана Стормфилда в Рай". Смех смехом, а если бы я не была крепка в своём уже сформировавшемся мировоззрении, то пожалуй, поверила бы в тот Рай, который нарисован Марком Твеном: очень уж там всё логично и... не идеально, но достаточно справедливо и разумно устроено! Наполовину юмор, наполовину философия на тему "Что человеку нужно для счастья". И идея о том, что рая заслуживает куда более широкий круг людей, чем считают некоторые слишком суровые церковники. Понравилось про отдел Рая для инопланетян: чем они-то хуже, если жили честно?

А последнее, что я читала из творений Марка Твена — "Дневник Адама". Увлекательная исповедь "первого человека на свете", ещё несмышлёного и бестолкового, но любознательного и познающего мир. Под конец порадовало: "После всех этих переживаний я вижу, что прежде ошибался насчёт Евы. Лучше жить с нею вне рая, чем без неё в раю. ... Я благословляю несчастье, которое свело нас и научило меня ценить доброту её сердца и нежность её характера."

Дарья Оленина   30.11.2024 22:00     Заявить о нарушении
Думаю, Марк Твен был бы доволен Вашими словами, Дарья! Обо мне и говорить нечего.
Хорошего дня!

Виорэль Ломов   03.12.2024 16:42   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.