Ч. 31 Их ничто не пугало
В дневниках капитанских жён и в вахтенных журналах, которые они иногда вели по поручению своих мужей, эмоции не просматриваются. Скупо сообщается о штормах и ураганах.
Сейчас мы все, даже живущие далеко от морей и океанов, благодаря интернету, прекрасно понимаем, какую угрозу представляют эти явления природы.
Чтобы ярче себе представить мужество женщин, сопровождавших своих мужей в море, приведу описание шторма, которое сделал Иван Александрович Гончаров во время его плавания на фрегате «Паллада».
Фрегат – большое парусное судно с экипажем триста с лишним человек. Суда, на которых плавали женщины, были маленькими, с командами 20-30 человек. Во время шторма этим скорлупкам доставалось намного сильнее, чем фрегату.
Итак, впечатления классика русской литературы: «…Ветер ревел; он срывал вершины волн и сеял их по океану, как сквозь сито: над волнами стояли облака водяной пыли…судно летит в бездну,
но новая сила толкает его опять вверх и потом становит боком….Тут громадный вал вдруг ударил в сетки, перескочил через борт и разлился по палубе, облив ноги матросам.
Горизонт весь в серой пыли. Правильного волнения почти нет: вода бурлит, как кипяток; волны потеряли очертания… Качка была ужасная. Вещи, которые крепко привязаны были к стенам и к полу, отрывались и неслись в противоположную сторону, оттуда назад.
В кают-компании, в батарейной паубе вода лилась ручьями и едва успевала стекать в трюм. «Фок разорвало»,- говорят. Спустя полчаса, трисель вырвало. Наконец разорвало пополам и фор-марсель…Ванты ослабли, бензеля поползли, и грот-мачта зашаталась, грозя рухнуть…
Каждый представлял, как она упадёт, , как положит судно на бок, пришибёт сетки (то-есть край корабля), как хлынут волны на палубу: удастся ли обрубить скоро подветренные ванты, чтобы избавить судно от напора тяжести на один бок.
Иначе оно, черпнув глубоко бортом, может быть уже не встанет более…»
А теперь вернёмся к спутницам капитанов. Эмма Прей, жена капитана одного из судов, наблюдала с берега в Гонконге в 1888 году, как в бухту входило небольшое парусное судно «Carrier Dove», попавшее в тайфун.
Судно лишилось мачты, все шлюпки были разбиты в щепки, надстройки на палубе также разбиты. У капитана Форсайта, которого волна ударила о надстройку, нога была сломана в двух местах.
Во время шторма его носили на руках, когда он командовал действиями экипажа. Муж Эммы Прей, Самуил, был другом Форсайта. Он сразу же поспешил на судно друга. Жена Форсайта была в очень нервном состоянии.
Прей отправил её к своей жене, а сам вызвал хирурга и организовал доставку Форсайта в госпиталь. Оказалось, что главным переживанием от тайфуна у жены капитана Форсайта было беспокойство по поводу состояния её волос.
Все десять дней, пока длился шторм, она не могла сделать себе причёску: волосы были перепутаны и мокрые от морской воды. Она успокоилась, только выпив чашку чая, после того как Эмма с большим трудом расчесала её волосы.
Миссис Труфант, жена капитана барка «Caspian», оказалась обязанной своей жизнью собаке. Она, её сестра и двое её детей находились на борту судна, когда оно налетело на скалы у Баия-Хонда на переходе в 1857 году из Нового Орлеана в Бостон.
Капитан Труфант от сотрясения судна при столкновении со скалами упал за борт. Его тело, запутавшееся в мангровых зарослях, нашли на следующий день. Не осталось никого, кто руководил бы эвакуацией с судна, а люди на берегу, видевшие, что случилось, не могли подать помощь на лодках.
Миссис Труфант, вдохновлённая отчаянием, привязала конец шпагата, скрученного в клубок, к ошейнику своей маленькой собачки и бросила её в воду. Собачка доплыла до берега, стоявшие там люди, подхватили шпагат.
Другой его конец из размотавшегося клубка на корабле привязали к канату, который зрители, находившиеся на берегу, вытащили за шпагат и прочно его закрепили.
На канат навесили беседку, в которой красят борта судна, и в ней переправили на берег женщин и детей. Затем так же переправились на берег и остальные члены экипажа.
В декабре 1855 года чайный клипер «Living Age», который шёл на всех парусах, наскочил на риф в Южно-Китайском море. На корабле началась паника. Люди бегали по палубе и кричали, что сейчас всех захватят китайские пираты. Где был и что делал капитан, непонятно.
Но его жена появилась на палубе в мужской одежде и с кортиком на поясе. Она спокойно стояла на мостике, глядя на метавшуюся команду. Все онемели от этого зрелища. Её появление произвело отрезвляющее впечатление на матросов.
Представителям мужского пола стало стыдно, паника улеглась, и они занялись делом по переправе на остров, у которого судно наскочило на камни. На острове не оказалось ни пиратов, ни вообще людей. Подробности их пребывания на острове мне неизвестны.
Жена капитана, миссис Роберта Холмс, оказалась единственной среди мужчин. Их всех спасли через месяц, сняв с острова. Но я не удивился, прочитав, что больше эта супружеская пара в море не ходила.
Не всегда подобные происшествия оканчивались так благополучно. Судно «Golden Star», направлявшееся из Мобила в Ливерпуль с грузом хлопка, погибло во время шторма в районе мыса Данрейвен около десяти часов вечера 1 января 1861 года.
Судно выбросило на скалы, и оно развалилось на части. Погибли капитан Уильям Генри Стэпл, его жена, стюардесса, второй помощник, плотник, повара, десять матросов и два юнги.
Перый помощник, Чарльз Пибоди, и семь матросов спаслись.
Капитан привязал к себе жену, которая не умела плавать, но им не повезло. Их тела волны потом выбросили на скалы.
Но никакие трагические события не пугали женщин, которые отправлялись в плавание со своими мужьями.
Тема пребывания женщин на кораблях необъятная. Я писал о них и в книге «Жестокость и милосердие» (http://proza.ru/2017/12/18/2129), поэтому, не прощаясь с женскими судьбами, завершаю эту серию очерков о жёнах капитанов судов.
Свидетельство о публикации №224110101151