Размышления над главой Игры в бисер Гессе. Миссия
Размышления над шестой главой « Игры в бисер « Гессе .
« Миссия «
Миссия может сообразовываться с мессианством .
Хотя многие не согласятся с этим моим утверждением .
Так секулязировалось понятие мессианства .
Но я пытаюсь возвратить слову « миссия « то значение , которое , как я думаю , присуще этому слову .
Мессия выступает от имени бога , которому он служит .
Кто же такой мессия ?
Тот , кто является только во времени « кайрос « - времени , которое употребляет апостол Павел , и которое можно перевести как « Пора « : полнота времени и призыв к активному действию в этом слове .
Есть только Один Истинный Мессия - Иисус Христос , и множество лжемессий , которые должны появляться в конце времён по Писанию .
Мессия Истинного Бога - Бога богов , и мессии тех так называемых ложных богов - лжемессий .
Притом времена , которые могут имитировать кайрос , приходят и уходят , оставляя разочарование .
Тот же , кто высокомерно считает себя мессией , считает , что он должен подготовить народ к концу мира .
Но не только , он должен предвестить новый , рождающийся на глазах народа , мир .
В Германии это Фридрих Бабаросса , прихода которого ожидают те , кто погружается в бессознательное народа .
Даже не осознавая , всё покоится глубоко в сердце .
И может активироваться .
Есть теория в физике о том , что энергию можно черпать во времени . Время как часть временно - пространственного континуума , обладающее энергией , черпаемой из увядания .
Притом время выступает не единственным источником энергии по словам Юрия Лотмана :
Знаки обладают способностью энергетически неравноценного воздействия . На этом основана СИЛА СЛОВА .
Действие , которое оно производит , не может быть сопоставлено с затратой энергии на его произнесение « .
Интересное мнение о времени и вечности высказал философ Славой Жижек , с высоты , как он думает глубоко в себе , положения , пишет о муках Бога именно в вечности :
« Что если вечность меньше времени ? Что , если вечность - это стерильная , БЕССИЛЬНАЯ , БЕЗЖИЗНЕННАЯ область чистых потенций , которые , чтобы полностью актуализировать себя , должны пройти через временное существование ? ( с этим утверждением я согласна по отношению к вечности без Бога - вечность запертых духовных существ , противников Бога . В отношении второго утверждения я не согласна , потому как должен существовать независимый Кто - то , Кто установил это долженствование и тогда всё верно в отношении Люцифера ).
Что , если нисхождение Бога к человеку было не актом благодати , а ЕДИНСТВЕННЫМ СПОСОБОМ ДЛЯ БОГА достичь полной актуальности и ОСВОБОДИТЬСЯ от УДУШАЮЩИХ ОКОВ ВЕЧНОСТИ ? «
А время тогда выступает как своего рода Сатурн , пожирающий своих детей , для запертых во времени .
И высвобождение огромных энергий во времена так называемых сатурналий , в которые люди добровольно отдают свои жизни за обещание перемены их участи - в естественной жизни - за обещание стать господином .
И единицам удаётся .
А остальные , как считал Нечаев - идеолог сатурналий в русской истории , могут быть использованы « избранными « богами революции как « топливо « .
Это ницшеанство , проросшее на российской почве .
Более как призыв к действию .
Русские революционеры услышали от времени кайрос призыв « Пора ! « и откровенно брали энергию от убийств . Лжемессианство в этом и заключается забор энергии от последовавших за лжемессиями .
Вот о чём я размышляла , увидев название главы « Миссия «
И о том , что мы все учили в школе « Манифест « Маркса , провозвещавший приход призрака коммунизма , мессией которого и был Карл Маркс .
Время для так называемых « проклятых « , для тех , кто не может войти в Царство Божье по Писанию , но может взамен построить Царство для себя на земле . Время кайрос , побуждающее к немедленному действию : « Вставай , проклятьем заклеймённый , весь мир … «
И время это продолжается до сих пор .
Так называемые « проклятые « меняются .
Притом строго по Писанию .
Лжемессии возвещают о том , что в наступивших сатурналиях они займут место наследующих благословение .
Проходят так называемые парады гордости .
Гордые хотят наследовать землю .
Построив царство своего бога на земле .
И строят .
И необходимы идеологические оправдания .
Чем , по моему мнению , и занимаются игроки в бисер .
Наделённые даром писательства .
О каком же времени предвещает Йозеф Кнехт ?
Я хочу разобраться в этом .
Учитывая то , что предполагается медитация на дерево Игдрасил , которое дарует знание в обмен на жизнь познающего . И познающие знали об этом .
И Новалис , и Ницше , и Юнг , и Гессе .
Начинается глава « Миссия « мирно и витиевато .
Витиеватостью полны речи настоятеля бенедиктинского монастыря Гервасия . Он уверен в том , что время « кайрос « не может ворваться в их орден , наполненный торжеством прошедших веков над временем .
Он нетороплив , и не хочет пускать время , требующее действий , в монастырь . И уверен в том , что традиция , установившаяся в веках , защитит от новшеств .
Орден , который решил
изучать историю , а не делать её .
Хотя девиз ордена : « Молись и работай « , но постепенно девиз был переведена в бытовую плоскость .
Были установлены устраивающие обитателей ордена правила . И настоятель монастыря Гервасий
« взял тот дразнящее - иронический тон , который установился для выражения не совсем ещё ясных дружеских отношений между церковным и касталийским орденами … «
Говоря о пришедшем письме из Касталии :
« Мне он написал по - латыни , бог весть почему : ведь когда вы , касталийцы , что - нибудь делаете , никогда не знаешь , что у вас на уме - вежливость или насмешка , почесть или нравоучение … «
Аналогично поступает и сам настоятель , который иронично поступает с посланниками других орденов .
Взяв этот тон , по словам Гессе , от отца Иакова .
Судя по всему Гессе знал этот тон - тон Касталии , который он взял от Томаса Манна , носителя этого тона .
И не только от Манна . Ибо у отца Иакова есть прототип , далёкий , впрочем , от католицизма .
А настоятель продолжает витийствовать :
« .. мне этот ДОСТОПОЧТЕННЫЙ ( учтите , это титул настоятелей ордена , но может быть использован в тоне тонкой иронии , исполненной вместе с тем вежливостью , первый носитель этого титула Беда Достопочтненный , по легенде , получил свой титул от Ангела ) dominus написал по - латыни , причём на такой латыни , на которую сейчас во всём нашем ордене никто не способен , кроме разве что отца Иакова ( наличие такой латыни внушает Гервасию истинное уважение похоже , он - ценитель наличия латыни высшего рода во времена вульгарной латыни , которая началась ещё во времена схоластики , и Гервасий наслаждается настоящей , по его мнению , латынью ) Это латынь как бы непосредственно цицероновской школы и всё же сдобренная хорошо взвешенной щепоткой церковной латыни ( то есть носитель такой латыни читал не только римских классиков , но и церковных писателей , и Гервасий считает это как бы оправдывающим в его отношении к Касталии , которое находится в каком - то взвешенном состоянии , и потому он говорит о намерениях писавшего , чтобы была возможность резкого разрыва отношений ) … о которой опять таки , конечно , не знаешь , пущена ли она в ход наивно , КАК ПРИМАНКА ДЛЯ НАС , ПОПОВ , или иронически , или возникла просто из НЕУКРОТИМОЙ ПОТРЕБНОСТИ В ИГРЕ , СТИЛИЗАЦИИ И УКРАШАТЕЛЬСТВЕ … простите , далеко не все тонкости этого послания я сумел по достоинству оценить , да этого , наверно , и не ждал от меня магистр Томас … «
« В письме , врученном Кнехту , его от имени администрации кратко уведомляли , что ему предоставляется отпуск для отдыха и для беседы начальством …. « Изложенное на превосходной латыни .
Адресованное Йозефу Кнехту в тот момент , когда он начинает понимать , что на протяжении двух лет « к Мариафельсу он привязан больше , чем подозревал сам … обладал в лице отца Иакова , незаменимо … «
И « он , Йозеф , набрался храбрости обратиться к нему с великой просьбой , чтобы тот по его , Кнехта , возвращении НЕМНОГО ПОУЧИЛ его хотя бы по часу или два в неделю . Иаков , отнекиваясь , засмеялся и снова отпустил несколько ИЗЫСКАННО - НАСМЕШЛИВЫХ комплиментов беспримерно многосторонней касталийской образованности , перед которой такой простой чернец , как он , может только умолкнуть в немом восторге , качая головой от удивления … Иаков ласково сказал ему … что он , Иаков , с радостью сделает всё , что в его силах… «
Кнехт « ощутил , что он … уже не свободный , а настороженный , озабоченный , связанный - ( чем ? )
… внезапно взглянув сейчас на себя , он увидел , что непонятным образом ВРОС И ВЖИЛСЯ В САМ ОРДЕН , в саму иерархию … держали тебя , подпирали и одновременно отнимали у тебя свободу , как кол , к которому привязывают молодое деревце , ЛИШАЛИ ТЕБЯ НЕВИННОСТИ , хотя они как раз и требовали от себя всё более ясной чистоты … « ???
Вот какие противоречивые чувства возобладали над ним .
Когда он отправлялся в отпуск .
« В Монтепорте он навестил прежнего мастера музыки , который сам некогда в молодости гостил в Мариафельсе , изучая бенедиктинскую музыку … Кнехт отметил , что он спросил его об органе , о нотных шкафах и о хоровом пении в Мариафельсе , поинтересовался также , стоит ли ещё ДЕРЕВО в монастырском дворе …
Я слышал , - сказал он как бы шутливым тоном , - что ты стал чем -то вроде дипломата .
Поприще вообще - то не самое лучшее … будь осторожен … мне кажется , тебя хотят поймать .
Отбивайся , у тебя есть на это право … это предостережение … носил в себе словно занозу … «
От чего предостерегал Кнехта его наставник ?
Я прочла вот это о Бенедиктинском ордене , которое запечатлено в Чехии , стране , где сделан « голем « :
« Книга , которая хранит в себе ВСЕ знания Бенедиктинского Ордена , начиная от Ветхого Завета , заканчивая Чешской хроникой . Скорее всего , книга была написана в конце 13 - го века в чешском городе Храст
( название города в своём корне , если говорить о древнем еврейском письме , в котором не было огласовок , может натолкнуть на разные аналогии : Х р с т )
До сих пор остаётся тайной , как была написана столь огромная книга , ведь на написание такого труда ушло бы не менее двадцати лет . Так же не ясно , кто был автором .Возможно разделы кодекса дополняли разные авторы . Хотя анализ почерка указывает на то , что книгу писал один человек . Это - самая большая книга , дошедшая до нас с средневековья . Она весит 75 килограмм , высота её страниц - 90 сантиметров , ширина - 50 .
По легенде , эту книгу создал за одну ночь средневековый монах затворник ГЕРМАН , которого собирались замуровать в стене за некое тяжкое прегрешенье . Но он пообещал , что произведёт книгу , которая будет содержать все знания человечества и прославит монастырь . Герман не мог своими силами создать книгу к восходу солнца , поэтому призвал на помощь дьявола . За это данная книга имеет ещё одно название « Библия дьявола « «
Независимо от того , насколько правдива эта легенда , легенда очень символична и может нести в себе много интерпретаций , хотя о самом содержании книги не сообщается .
Но то , что орден оброс многими легендами , я думаю , несомненно . На какие из них указывает магистр музыки , а вместе с ним и Герман Гессе , неизвестно .
Но веяние каких - то тайн подразумевается .
« Мне кажется , - сказал Кнехт своему другу Тегуляриусу в конце восторженной похвалы Вальдцелю и Касталии , - мне кажется , будто все здешние годы я провёл как бы во сне … счастливо … но как бы неосознанно … «
Пребывание в бессознательном как во сне может быть .
При этом высказывании Кнехта мне приходит на ум и то , что работа Фрейда « Толкование сновидений « начинается с эпиграфа : « Если я не могу УБЕДИТЬ ВЫСШИЕ СИЛЫ , то , по крайней мере , ПРИВЕДУ В ДВИЖЕНИЕ НИЗШИЕ « .
Цитату из « Энеиды « Вергилия Фрейд привёл по латыни :
Flectere si nequeo superos, acheronta movebo . – , которая переводится так :
« Приведённые в действие , эти силы проникают в нашу жизнь в виде навязчивых призрачных явлений . «
Вергилий пророчествовал и о грядущем Сатурновом царстве : « Дева грядёт к нам опять , грядёт Сатурново царство «
, которое почему то было принято как возвещённое им рождение Иисуса Христа , но я с этим не согласна .
Вергилий писал во славу Римской империи .
Которая грезила своим золотым веком , Сатурновым царством . Но , по моему мнению ,
Сатурново царство , которое предполагает ломку всех иерархий , может быть именно как пришествие времени « кайрос « с пожиранием детей всякой революции …
И пришествием лжемессий - « избранных « именно Сатурном
И Ницше начинал своего « Заратустру таким образом :
« … сновидением казался мне тогда мир и стихотворением Бога , цветным дымом перед глазами Божественного неудачника … « , говоря словами Гессе , за словами Кнехта « мне кажется , будто все здешние годы я провёл как бы во сне … счастливо … но как бы неосознанно … «
А Кнехт тем временем « наслаждался своим отпуском , как праздником ( Тема праздника поднята Томасом Манном в романе « Иосиф и его братья « … особенно играми и дискуссиями … в кругу ЭЛИТЫ … Magister Ludi об отце Иакове готов был слушать сколько угодно и , то и дело о нём заговаривая , ловил каждое слово Йосефа об этом человеке … « направив его к Дюбуа , начальнику « полиции « « Ты сделал своё дело отлично , - сказал тот и с тихим смешком прибавил :
« То , что , кроме настоятеля , ты расположил к себе и заставил подобреть к Касталии ещё и великого отца Иакова , - это много … « выдвинули Кнехта в « круг кандидатов на высокие должности , это … воздвигло между ним и рядовыми элиты ощутимый вскоре барьер … «
Так что в элите элитной самой по себе Касталии существовали весьма непростые отношения , надо отметить … « он тотчас же получал приглашение от местных ВЫСОКИХ инстанций , в эти несколько недель он фактически познакомился со всем правлением Ордена и большинством магистров и руководителей учебных заведений … вживаясь изо всех сил в тот благородный мир Игры , чьё волшебство казалось ему таким же неотделимым и неотъемлемым от его же жизни , как волшебство музыки
( нахождение наверху иерархии как волшебство ) … И , вспомнив о своей миссии в бенедиктинском ордене , « … становясь всё серьёзнее и деловитее … рассказал …. об одном плане администрации , которому большинство магистров , а также господин Дюбуа придают очень большое значение , а именно о намерении учредить постоянное представительство Касталии при царском престоле в Риме
Настал или вот - вот настанет исторический момент , объяснил мастер Томас в своей приятной манере , со свойственной ему отточенностью формулировок , НАВЕСТИ МОСТ ЧЕРЕЗ ДАВНЮЮ ПРОПАСТЬ МЕЖДУ РИМОМ И ОРДЕНОМ , в предстоящих опасностях они столкнутся , вне всякого сомнения , с ОБЩИМ ВРАГОМ , будут ТОВАРИЩАМИ ПО СУДЬБЕ и естественными союзниками , да и не может долго сохраняться прежнее недостойное в сущности , положение , когда две мировые державы , чья историческая задача - сохранять и утверждать духовность и мир , жили бок о бок почти как чужие друг другу .
Римская церковь , несмотря на тяжкие потери , выдержала потрясения и кризисы последней военной эпохи , обновилась и очистилась в них , а тогдашние светские очаги науки и образованности сгинули с гибелью культуры вообще ; на их - то развалинах и возникли Орден и касталийская идея ( на развалинах культуры ) .
Хотя бы уже поэтому и хотя бы из - за её почтенного возраста ПЕРВЕНСТВО НАДО УСТУПИТ ЦЕРКВИ , это старшая , более благородная , испытанная в более многочисленных и мощных бурях ДЕРЖАВА . Пока речь идёт о том , чтобы и у римлян пробудить и утвердить сознание родства обеих ДЕРЖАВ и их взаимозависимости во всех возможных впредь кризисах … Тут Кнехт подумал :
« Вот как , они хотят , значит , послать меня в Рим и , чего доброго , навсегда ! « - и , памятуя предостережение бывшего мастера музыки , внутренне сразу же приготовился к обороне . « Мастер Томас продолжал :
« Важный шаг в этом процессе , к которому давно уже стремится касталийская сторона , был сделан мариафельской миссией Кнехта . Миссия эта , вообще - то лишь некоторая попытка , некий ни к чему не обязывающий жест вежливости , была без задних мыслей затеяна благодаря приглашению оттуда , иначе для неё выбрали бы , разумеется , не какого - то там несведущего в политике умельца Игры , а какого - нибудь , например , молодого служащего из подчинённых господина Дюбуа .
Но эта попытка , эта маленькая невинная миссия дала неожиданно хороший результат , благодаря ей ведущий ум нынешнего католицизма , отец Иаков , познакомился с касталийской духовностью несколько ближе и получил об этой духовности , которую он до сих пор начисто отвергал , более благоприятное представление .
Йозефа Кнехта благодарят ЗА СЫГРАННУЮ ИМ ТУТ РОЛЬ … « « Поручение , которое я должен тебе передать , - продолжал магистр , таково . Мы собираемся раньше или позже учредить постоянное представительство нашего ОРДЕНА при Ватикане , возможно на основе взаимности .
Мы , как младшие , готовы вести себя в отношениях с Римом хоть и не раболепно , но очень почтительно … мы с радостью удовлетворимся вторым местом и уступим ему первое . Может быть - ни я , ни господин Дюбуа не знаем этого , - папа примет наше предложение уже сегодня , но чего мы должны избежать во что бы то ни стало , так это отказа оттуда . Теперь у нас есть ДОСТУП к человеку , чей голос имеет огромный вес в Риме , - к отцу Иакову . И тебе поручается вернуться в бенедиктинский монастырь , жить там , как прежде , заниматься научными изысканиями , нести НЕВИННЫЙ курс Игры и направить все свои силы на то , чтобы МЕДЛЕННО РАСПОЛОЖИТЬ К НАМ отца Иакова и ДОБИТЬСЯ , ЧТОБЫ ОН ПООБЕЩАЛ ТЕБЕ ЗАМОЛВИТЬ ЗА НАС СЛОВЕЧКО В РИМЕ . На этот раз , стало быть , конечная цель твоей миссии точно определена …
Слушай же : ты ОБЛАДАЕШЬ ДАРОМ НРАВИТЬСЯ И БЫТЬ ЛЮБИМЫМ , злопыхатель мог бы назвать тебя чуть ли не ОБОЛЬСТИТЕЛЕМ , наверно … не злоупотребляй этим даром … ( мессия и должен обольщать !!! )
и вскоре уехал назад в Мариафельс . Там он почувствовал всю благотворность уверенности , которую даёт чётко очерченное задание … как можно больше сблизиться с отцом Иаковом и добиться тесной дружбы с ним … ( Задание !!! )
НЕ БУДУЧИ УЖЕ НЕВИННЫМ в подобных вещих , он сделал из этого свои выводы …
В кругу его дел и обязанностей курс Игры в бисер занимал на сей раз далеко не первое место , а об изысканиях в музыкальном архиве и о товарищеском сотрудничестве с органистом речи уже и вовсе не было .
На первом месте стояли теперь занятия у отца Иакова , занятия по многим сразу историческим дисциплинам …
Его недоверие к касталийскому мышлению в целом всегда оставалось бдительным ; не находя в этом мышлении никакой религиозной основы , он сомневался в том , что оно способно и достойно воспитать тип человека , которого стоит действительно принимать всерьёз , хотя в лице Кнехта перед ним был такой благородный плод этого воспитания … окончательно это недоверие так и не утихло …
( препятствие на пути проникновения касталийского ордена в Рим , а , значит , и на вершину земной политики , высшее руководство Касталии посчитало именно отца Иакова , и потому определило задание для избранного ими : завоевать приятие Касталии в лице обольстителя - мессии . И тогда они вступят в союз с Римом , и этот союз Касталии и Рима - как цель Ордена )
Патер попытался сформулировать понятие касталийства : « - Вы , касталийцы , великие учёные и эстеты , вы измеряете вес гласных в старом стихотворении и соотносите его формулу с формулой орбиты какой - нибудь планеты . Это восхитительно , но это ИГРА .
Да ведь и ваши величайшие тайны и символ - тоже игра , ИГРА В БИСЕР . Признаю , вы пытаетесь возвысить эту красивую игру , превратить её во что - то вроде таинства или хотя бы в средство , с помощью которого можно было бы вознестись душой . Но таинства не возникают из таких усилий , ИГРА остаётся ИГРОЙ … его не знаете - человека , не знаете ни его животного начала , ни его богоподобия .
Вы знаете только касталийца , касту , оригинальную попытку вырастить какой - то особый вид … «
( Отец Иаков заметил то , что касталийцы - не люди .
И потому , может быть , заинтересовался ими .
Как учёный , как историк , которым он ощущал себя более , чем даже членом Ордена бенедиктинцев .
Он был любопытен как всякий учёный .
И пытался всеми средствами утолить своё любопытство . )
Но сам Кнехт « .. уже вскоре Иозеф испытывал какие - то угрызения совести , ибо находил что - то постыдное и недостойное в той безоглядной доверчивости , с какой сидел напротив него … « отец Иаков .
А тот говорил ему : « Но я не уверен , что и вы , друг мой , и особенно те , кем вы посланы и у кого состоите на службе , выиграете от этого столько , сколько , может быть , надеетесь выиграть … я находил , что цель вашего пребывания у нас не совсем ясна и вам самому …
Если хотите , можете расценивать мой образ действий как своего рода урок .
Мы - два дипломата , а общение дипломатов - всегда борьба , даже если она принимает дружественные формы … вы знали больше , чем я … «
Кнехту же « куда более важным представлялось ему как можно большему у того научиться и быть в свою очередь этому учёному и могущественному человеку надёжным ПРОВОДНИКОМ в касталийский мир . «
Кнехт « одновременно учился и учил , брал и давал , покорялся и покорял , дружил и тесно сотрудничал …
Не был ни одной своей победой со времён Старшего Брата и Бамбуковой Рощи так счастлив , как этой , ни одна не вселяла в него такого , как эта , чувства , что его одновременно наградили и посрамили , одарили и подхлестнули … он не только получил общую картину методов и средств научно - исторического исследования и первый опыт их применения , он , что гораздо больше , открыл для себя , ощутил историю не как область знания , а как действительность , как жизнь , а это значит - соответственно превращать , возводить в историю собственную , индивидуальную жизнь … Иаков … был … помимо всякой учёности , созерцателем и мудрецом . Он , кроме того , жил и творил ; местом , на которое его поставила СУДЬБА … открывал свой кабинет ветрам мира и впускал в своё сердце нужды и предчувствия эпохи , он участвовал в событиях своего времени , разделял вину и ответственность за них , имея дело не только с обзором , систематизацией и толкованием давно минувшего и не только с идеями , но не меньше с упрямством материи и людей . Вместе с одним недавно умершим иезуитом , его сотрудником и соперником , он считался истинным основоположником дипломатического и морального могущества и высокого политического авторитета , вновь приобретённого римской церковью после времён бессилия и прозябания .
Хоть в разговорах между учителем и учеником современная политика почти не затрагивалась - не только из - за умения патера молчать и сдерживать себя , но не меньше и из - за боязни младшего быть втянутым в дипломатические и политические дела , - политическая позиция и деятельность бенедиктинца пронизывала его изложение всемирной истории настолько , что в каждом его мнении , в каждом его прикосновении к путанице мировых передряг проглядывал и практический политик , не честолюбивый политикан , не правитель , не вождь … и не карьерист , а советчик и посредник , чья активность была смягчена мудростью , а целеустремлённость - глубоким пониманием несовершенства и нелёгкости человеческой природы , но муж , которому его слава , его опыт , его знание людей и обстоятельств и не в последнюю очередь его самоотверженность и личная безупречность дали немалую власть …
Большинство обитателей Касталии жило в политической невинности и наивности , нередко и в прежние эпохи свойственных учёному сословию ; активных политических прав и обязанностей там ни у кого не было … ещё больше страшились современности , политики , газет умельцы Игры , которые считали себя истинной элитой Провинции и всячески старались ничем не омрачать лёгкую , утончённую атмосферу своей учёно - аристократической жизни … ( истинно боги Олимпа - Волшебной Горы , которую описал и Томас Манн . )
Если , общаясь с отцом Иаковом , он сильно развился и наторел и в политическом отношении , то произошло это не потому , что Кнехт почувствовал такую потребность … произошло это невольно , как бы невзначай … Кнехт привёз с собой из Вальдцеля литературу об укладе и по истории Провинции , о системе элитных школ и о становлении Игры в Бисер … Некоторые из этих книг - с тех пор он ни разу не заглядывал в них - сослужили ему службу уже двадцать лет назад - во время ЕГО БОРЬБЫ с Плинио Дезиньори ; другие , которые тогда ещё нельзя было давать ему , поскольку написаны они были специально для служащих в Касталии , он прочёл впервые только теперь .
… вот почему и получилось , что как раз в то время , когда область его занятий так расширились , он был вынужден пересмотреть , осмыслить и укрепить собственную духовную и историческую базу … оказалось , что те всемирно - исторические условия , которые сделали когда - то возможным и вызвали возникновение Ордена … может представить себе лишь схематично и бледно … он пытался изложить историю касталийского Ордена , а Иаков во многом помогал ему верно увидеть и пережить эту историю и найти её корни во всеобщей истории мира и государств . .. Сколь внимательно прислушивался к объяснениям Кнехта и в какой мере узнал и признал благодаря им Касталию патер , показало всё его поведение в дальнейшем ; существующее поныне , начавшееся с доброжелательного нейтралитета и порой дораставшее до подлинного сотрудничества и союзничества согласие между Римом и Касталией - заслуга этих двух мужей .
Даже с теорией Игры - что он поначалу с улыбкой отверг - патер пожелал познакомиться , чувствуя , видимо , что тут кроется ТАЙНА ОРДЕНА и в какой - то мере его ВЕРА И РЕЛИГИЯ , а уж раз он , Иаков , задался целью проникнуть в этот знакомый ему понаслышке и малосимпатичный дотоле мир , то и устремился с обычной своей энергией и ХИТРОСТЬЮ к самому его центру , хотя игроком не стал – для этого он был , помимо всего прочего , стар , - дух Игры и Ордена вряд ли приобретал когда - либо за пределами Касталии более серьёзного и ценного друга , чем этот великий бенедиктинец … ( Как и в ордене иезуитов , орден Касталии направлял всё своё внимание и умение покорять на ключевые фигуры в том месте , куда они смогли прийти )
они играли по очереди или вместе … Кроме такого ученичества и учительства у патера , кое - как продолжаемого курса Игры в монастыре и от поры до поры китайский коллоквиумом с настоятелем Гервасием … он участвовал … в ежегодном состязании вальдцельской элиты … это состязание … превращалось в соперничество наиболее сильных претендентов на НОВЫЕ ЗНАКИ ИГРЫ … предложенные … ДОПОЛНЕНИЯ К ГРАММАТИКЕ И ЛЕКСИКОНУ ИГРЫ получали официальное признание , вносились в её архив и язык … лет 25 назад этой редкой чести удостоился ВЕЛИКИЙ ТОМАС ФОН ДЕР ТРАВЕ , теперешний , magister Ludi за его новые аббревиатуры для алхимического значения знаков ЗОДИАКА …
( Фон Траве - псевдоним для Томаса Манна .
Он , насколько я могу судить , не занимался вплотную алхимией , а вот кто занимался , так это Карл Юнг ) впоследствии магистр Томас делал многое для познания и привлечения алхимии как интересного условного языка …
( Опять таки этим занимался Карл Густав Юнг ) Кнехт … партию построил … современную и личную по структуре и темам , но прежде всего прозрачно ясную , классическую по композиции и строго симметричную , лишь умеренно орнаментированную , старомодно - изящную по разработке …
Различали два типа Игры , формальный и психологический …
Кнехт предпочитал говорить не о « психологическом способе Игры « , а о « педагогическом « .
Формальная Игра стремилась к тому , чтобы создать из реальных , то есть математических , языков , музыкальных и так далее … значений партии как можно более плотное и целостное , формально совершенное гармоническое единство.
Психологическая же Игра искала единства и гармонии , космической закруглённости и совершенства не столько в выборе , размещении , скрещении , сочетании и противопоставлении этих значений , сколько в следовавшей за каждым этапом Игры медитации . делая на ней особый упор …
( Медитация не сама по себе , у медитации есть центр , на котором сконцентрирован взгляд медитирующего ) педагогическая Игра подводила игрока к ощущению совершенного и божественного чередой строго предписанных медитаций
( именно немцы подняли старые мифы и сделали из них новые , более даже совершенные по их воздействию .
Поднятие мифов о Нибелунгах должно ориентироваться по логике на древо Игрдрасиль , требующее в ответ на получение магического знания для получения власти жизни соискателя тайного знания )…
« Игра в моём понимании , - написал однажды Кнехт прежнему мастеру музыки , - ОХВАТЫВАЕТ , КОГДА ЗАВЕРШЕНА МЕДИТАЦИЯ , игрока так , как охватывает сферическая поверхность свой центр , и отпускает его с чувством , что из мира случайного , хаотического он выделил и вобрал в себя какой - то целиком симметричный и гармоничный мир « …
Однажды отец Иаков задал Йозефу неожиданный вопрос :
« Вы не слышали ничего нового о вашем друге Плинио Дезиньори ? « … Дело было вот в чём : в одном своём политическом памфлете Дезиньори выразил резко антиклерикальные взгляды , довольно энергично напав при этом и на отца Иакова . Тот получил у своих друзей из католической прессы информацию о Дезиньори , где упоминались также его ученье в Касталии и его известные отношения с Кнехтом …
« С удивлением и чуть ли не с испугом , - писал Кнехт Ферромонте , - увидел я нашего Плинио и , как привесок , себя вышедшими вдруг на мировую политическую сцену , о возможности такого поворота я думать не думал « …
Кнехт получил … от Ферромонте
( фамилия говорящая - Железная гора ) копию первую части его знаменитой впоследствии работы , озаглавленной
« Восприятие и переработка славянской народной музыки и немецкой авторской музыки Иозефа Гайдна « …
Учусь я здесь многому , бесконечно многому , но здесь это не увеличивает ни моей уверенности в себе , ни моей профессиональной опытности , а расширяет круг моих проблем . Правда , и кругозор тоже …
И поскольку монастырь - это тоже ведь , в конце концов , некий оберегаемый , мирный и дружественный духовности мирок , а отнюдь не тюрьма , не казарма и не фабрика … я заключаю , что мы , жители Провинции , гораздо избалованнее и чувствительнее , чем сами подозреваем « …
А патер Иаков написал письмо руководству Касталии :
« … всеми любимый здесь умелец игры Иозеф Кнехт « , удостоивший его специального курса de
rebus castaliensibus , был ещё на некоторое время оставлен в монастыре … а патер сказал : « так уж устроены ордены , друг мой , что милее жить в лоне их , чем на периферии …
можете преспокойно , в чьём НЕЧИСТОМ соседстве вы здесь очутились , ибо вы никакой не политик … историк из вас мог бы выйти …
говорил он с Кнехтом … также о смысле и следствиях его миссии , о возможности и ценности сближения и политического единения Рима с Касталией и рекомендовал ему изучать ту эпоху , к плодам которой принадлежали и основание касталийского Ордена …
постепенный подъём Рима после унизительной поры испытаний … порекомендовал он ему также два труда о Реформации и расколе церкви в 16 - ом веке , настоятельно советуя , однако , как правило , предпочитать непосредственное изучение источников … не скрывая своего глубокого недоверия ко всем философам истории …
Очередная миссия мессии завершилась тем , что контакты с интересующим Орден Касталии человеком завершились успешно . С ключевой фигурой в достижении Касталии цели : установить не только дружеские , но и политические отношения , удалось установить обаятельному Йозефу Кнехту .
Какие реальные события стояли за этим символизмом Гессе можно угадать , учитывая то , что цель определял Томас де Траве , магистр Игры , и задание дал именно он .
Это тема для дальнейших размышлений .
Но то , что фигуры , могущие выйти из своей вечности только через избранных ими людей , и совершить актуализацию задуманного , принимают участие , подтверждается .
Свидетельство о публикации №224110101206