Размышления над главой Игры в бисер Гессе. Миссия

1  .  11   .  2024 
 
 Размышления  над шестой  главой  «  Игры  в  бисер  «  Гессе  .
«  Миссия  « 
 
Миссия  может  сообразовываться  с  мессианством .
Хотя  многие  не  согласятся  с  этим  моим  утверждением  .
Так  секулязировалось  понятие  мессианства  .
Но   я  пытаюсь возвратить  слову   «  миссия  «  то  значение  ,  которое  , как  я  думаю  , присуще  этому  слову  .
Мессия  выступает  от имени  бога  , которому  он служит  .

Кто  же  такой мессия  ? 
Тот  , кто  является  только  во времени  «  кайрос  «  -                времени  , которое  употребляет  апостол Павел  ,   и  которое  можно  перевести  как  «  Пора  «  :  полнота  времени  и  призыв                к  активному  действию   в  этом  слове  . 

Есть  только  Один  Истинный  Мессия  -  Иисус  Христос  ,                и  множество  лжемессий  , которые  должны  появляться                в  конце  времён   по  Писанию   .
Мессия  Истинного  Бога  - Бога  богов  ,  и  мессии  тех  так  называемых  ложных  богов  -  лжемессий  .
Притом  времена  , которые  могут  имитировать  кайрос  ,                приходят  и уходят  , оставляя  разочарование  .
Тот же   , кто высокомерно   считает  себя   мессией  ,                считает  , что  он  должен  подготовить  народ  к  концу  мира  .
Но  не  только  , он  должен  предвестить  новый  , рождающийся  на  глазах  народа  , мир  .
В  Германии  это  Фридрих  Бабаросса  , прихода  которого  ожидают  те  ,  кто  погружается  в  бессознательное  народа  .
Даже  не  осознавая  ,  всё  покоится  глубоко   в  сердце  .
И  может  активироваться  .

Есть  теория  в  физике  о  том  ,  что  энергию можно  черпать во времени  .  Время  как  часть  временно  - пространственного  континуума  , обладающее  энергией  ,  черпаемой  из  увядания  .
Притом  время  выступает не  единственным  источником  энергии   по  словам  Юрия  Лотмана  :
Знаки  обладают  способностью  энергетически  неравноценного воздействия  .  На  этом  основана  СИЛА  СЛОВА  .
Действие  , которое  оно  производит  , не  может  быть сопоставлено  с  затратой  энергии  на  его произнесение  « .

Интересное мнение  о времени  и  вечности  высказал  философ  Славой  Жижек  ,  с  высоты , как  он  думает  глубоко в  себе  ,  положения  ,  пишет  о  муках  Бога  именно  в вечности  :
 «  Что если  вечность  меньше  времени  ?  Что  , если  вечность  -  это стерильная  , БЕССИЛЬНАЯ  , БЕЗЖИЗНЕННАЯ  область чистых потенций  ,  которые  , чтобы  полностью  актуализировать  себя  , должны  пройти  через временное  существование  ?  (  с этим  утверждением  я  согласна                по  отношению к  вечности  без  Бога  -  вечность  запертых       духовных существ  , противников  Бога  .  В  отношении  второго утверждения  я  не  согласна  , потому  как  должен  существовать независимый  Кто  - то  , Кто  установил  это  долженствование  и  тогда  всё  верно в отношении  Люцифера ).
Что  , если  нисхождение  Бога  к человеку  было  не  актом  благодати  ,  а  ЕДИНСТВЕННЫМ  СПОСОБОМ  ДЛЯ  БОГА   достичь полной актуальности  и  ОСВОБОДИТЬСЯ  от    УДУШАЮЩИХ  ОКОВ  ВЕЧНОСТИ  ?  «

А  время  тогда  выступает  как  своего  рода  Сатурн  , пожирающий  своих  детей  , для  запертых во  времени  .
И  высвобождение  огромных  энергий  во времена                так   называемых   сатурналий  ,   в  которые  люди  добровольно  отдают  свои  жизни  за  обещание  перемены  их  участи    -            в  естественной  жизни  - за  обещание стать  господином  .
И  единицам  удаётся  . 
А  остальные  ,  как  считал  Нечаев  -  идеолог  сатурналий                в  русской  истории  ,  могут  быть  использованы                «  избранными  «  богами  революции  как  «  топливо  «  .
Это  ницшеанство  , проросшее  на  российской  почве  .
Более  как  призыв  к  действию  .
Русские  революционеры  услышали  от  времени  кайрос                призыв  «  Пора  !  «  и  откровенно  брали  энергию                от  убийств  .  Лжемессианство  в  этом  и заключается                забор  энергии  от последовавших  за  лжемессиями  .

Вот  о  чём  я  размышляла  , увидев  название  главы  «  Миссия  «
 И  о  том  ,  что  мы  все  учили  в  школе  «  Манифест  «   Маркса  , провозвещавший  приход  призрака  коммунизма  ,  мессией  которого  и  был Карл Маркс  . 
Время  для  так  называемых    «  проклятых  «  , для  тех  ,                кто не  может войти в  Царство  Божье  по Писанию  ,                но  может взамен  построить      Царство  для  себя  на  земле  . Время  кайрос  , побуждающее       к немедленному  действию    :   «  Вставай  , проклятьем  заклеймённый  , весь мир  …  « 
И  время  это  продолжается  до  сих  пор  .
Так  называемые  «  проклятые  «  меняются  .
Притом  строго  по  Писанию  .
Лжемессии  возвещают  о  том  , что  в  наступивших  сатурналиях   они  займут  место  наследующих  благословение  .
Проходят  так  называемые  парады  гордости  .
Гордые  хотят наследовать  землю  .
Построив  царство  своего  бога  на  земле  .
И  строят  .
И  необходимы  идеологические  оправдания  .
Чем  , по моему  мнению  , и занимаются  игроки в бисер  .
Наделённые  даром  писательства  . 

О  каком  же  времени  предвещает  Йозеф  Кнехт  ? 
Я  хочу  разобраться  в  этом  .
Учитывая  то  ,  что  предполагается  медитация                на  дерево  Игдрасил  , которое  дарует  знание  в  обмен                на  жизнь познающего  . И  познающие  знали  об  этом  .
И  Новалис  ,  и  Ницше  ,  и  Юнг  , и  Гессе  .

Начинается  глава  «  Миссия  «  мирно  и  витиевато  .
Витиеватостью  полны  речи настоятеля  бенедиктинского  монастыря  Гервасия  .  Он  уверен  в том  ,  что время                «  кайрос  «   не  может ворваться  в  их  орден  ,  наполненный  торжеством    прошедших веков  над   временем  .
Он  нетороплив  ,  и   не  хочет  пускать время  , требующее  действий  ,  в  монастырь  . И  уверен  в  том  ,  что  традиция  ,  установившаяся  в  веках  ,   защитит  от  новшеств .
Орден  , который  решил 
изучать    историю  ,  а  не  делать  её  .
Хотя  девиз ордена  :  «  Молись  и работай  «  , но  постепенно   девиз   был  переведена  в  бытовую    плоскость  .
Были  установлены  устраивающие  обитателей  ордена  правила   .  И  настоятель   монастыря  Гервасий 
«  взял  тот  дразнящее  - иронический  тон , который  установился  для  выражения  не  совсем  ещё  ясных  дружеских  отношений  между  церковным  и  касталийским  орденами   …  «
Говоря  о  пришедшем  письме  из Касталии  :
«  Мне  он написал  по  - латыни  , бог весть почему  :                ведь  когда  вы  ,  касталийцы  ,  что  - нибудь  делаете  ,                никогда  не  знаешь  , что у  вас  на  уме  -  вежливость                или  насмешка  ,   почесть  или  нравоучение  …  « 
Аналогично  поступает  и  сам  настоятель  ,  который    иронично  поступает  с  посланниками  других орденов  .
Взяв  этот  тон  , по словам  Гессе  , от  отца  Иакова  .
Судя  по всему  Гессе  знал  этот  тон  - тон  Касталии  ,  который  он  взял  от  Томаса  Манна  , носителя  этого  тона  .
И  не  только  от  Манна  . Ибо  у  отца  Иакова  есть прототип  , далёкий  , впрочем  , от католицизма  .
А  настоятель  продолжает  витийствовать  :
  «  .. мне  этот  ДОСТОПОЧТЕННЫЙ  ( учтите  , это титул     настоятелей  ордена  , но  может  быть использован  в  тоне  тонкой  иронии  ,  исполненной  вместе  с  тем  вежливостью ,   первый  носитель  этого титула  Беда  Достопочтненный  ,        по  легенде  , получил свой  титул  от Ангела     )  dominus   написал  по  - латыни  , причём  на  такой  латыни  ,       на   которую сейчас  во всём  нашем  ордене  никто  не  способен  ,  кроме  разве  что  отца  Иакова                (   наличие  такой  латыни  внушает  Гервасию  истинное  уважение  похоже   , он   -  ценитель  наличия  латыни  высшего  рода  во времена  вульгарной  латыни  ,  которая  началась  ещё  во времена  схоластики   ,  и  Гервасий  наслаждается    настоящей , по его мнению  ,     латынью   )                Это  латынь  как  бы  непосредственно  цицероновской  школы                и  всё  же  сдобренная  хорошо  взвешенной  щепоткой  церковной  латыни  (  то есть носитель  такой  латыни  читал не  только  римских  классиков  ,  но  и  церковных  писателей  ,  и    Гервасий  считает  это  как  бы  оправдывающим  в  его  отношении                к  Касталии  , которое  находится       в  каком  - то взвешенном  состоянии    ,  и  потому   он  говорит  о намерениях писавшего  ,  чтобы  была  возможность  резкого  разрыва  отношений   )  …    о  которой  опять таки  , конечно  ,  не  знаешь  , пущена                ли  она  в  ход  наивно  ,   КАК  ПРИМАНКА  ДЛЯ  НАС  ,   ПОПОВ  , или  иронически  ,  или  возникла  просто                из НЕУКРОТИМОЙ  ПОТРЕБНОСТИ  В  ИГРЕ  , СТИЛИЗАЦИИ         И  УКРАШАТЕЛЬСТВЕ  … простите  , далеко не  все  тонкости  этого послания   я  сумел по  достоинству  оценить  ,  да  этого  ,  наверно  ,   и  не  ждал  от меня  магистр  Томас  …  «               
 «  В  письме  , врученном  Кнехту  , его  от  имени  администрации    кратко  уведомляли  , что ему  предоставляется  отпуск  для  отдыха  и  для  беседы  начальством  ….  «  Изложенное  на  превосходной  латыни  .
Адресованное  Йозефу  Кнехту  в  тот  момент  , когда    он                начинает понимать  ,  что  на  протяжении  двух лет                «  к  Мариафельсу  он  привязан  больше  , чем  подозревал                сам  …   обладал   в  лице  отца  Иакова     , незаменимо  … « 
И  «  он  , Йозеф  , набрался  храбрости  обратиться  к  нему            с   великой  просьбой  , чтобы  тот  по  его   , Кнехта  ,  возвращении  НЕМНОГО  ПОУЧИЛ  его  хотя  бы  по часу                или  два  в неделю  .   Иаков  , отнекиваясь  , засмеялся                и    снова  отпустил  несколько  ИЗЫСКАННО  -  НАСМЕШЛИВЫХ  комплиментов  беспримерно  многосторонней  касталийской  образованности  , перед которой  такой  простой  чернец  ,                как  он  , может  только  умолкнуть  в  немом  восторге   ,                качая   головой от удивления  …   Иаков  ласково  сказал ему  …        что  он , Иаков  , с   радостью  сделает  всё  , что в  его силах… «
Кнехт    «  ощутил  , что  он  …  уже  не  свободный  ,                а  настороженный  ,  озабоченный  , связанный  -  (  чем  ?  )
… внезапно  взглянув  сейчас   на  себя  , он  увидел  ,  что непонятным  образом  ВРОС  И  ВЖИЛСЯ  В  САМ  ОРДЕН  ,                в   саму  иерархию  …  держали  тебя  , подпирали                и  одновременно  отнимали  у  тебя  свободу  , как  кол  ,                к  которому  привязывают молодое  деревце  , ЛИШАЛИ  ТЕБЯ  НЕВИННОСТИ  , хотя  они  как  раз  и  требовали  от себя  всё  более  ясной  чистоты  …  «  ???
Вот  какие  противоречивые  чувства  возобладали  над ним  .
Когда  он   отправлялся  в  отпуск  .
  «  В  Монтепорте  он  навестил  прежнего мастера  музыки  ,   который  сам  некогда  в  молодости  гостил  в  Мариафельсе  , изучая  бенедиктинскую музыку  …  Кнехт  отметил  ,                что  он  спросил  его  об органе  , о  нотных  шкафах                и  о  хоровом  пении в  Мариафельсе  , поинтересовался  также  , стоит ли  ещё  ДЕРЕВО  в  монастырском  дворе  …
Я  слышал  , - сказал  он  как  бы  шутливым  тоном  ,  -                что  ты  стал   чем  -то вроде  дипломата  .
Поприще  вообще  - то  не  самое  лучшее  … будь осторожен  …  мне  кажется  , тебя  хотят  поймать  .
Отбивайся  , у  тебя   есть на  это право  …  это  предостережение  … носил  в  себе  словно  занозу  …  « 
От чего  предостерегал  Кнехта  его  наставник  ? 
Я  прочла  вот  это  о  Бенедиктинском  ордене  ,  которое  запечатлено  в  Чехии  , стране  , где  сделан  «  голем  «  :
«  Книга  , которая  хранит  в  себе  ВСЕ  знания  Бенедиктинского    Ордена  , начиная  от  Ветхого  Завета  , заканчивая  Чешской  хроникой  . Скорее  всего  , книга  была  написана  в  конце  13  - го  века  в  чешском  городе  Храст 
(  название  города  в  своём  корне  , если  говорить                о  древнем  еврейском  письме  , в  котором  не  было огласовок  ,                может натолкнуть на  разные  аналогии  :  Х р с т  )
До сих пор  остаётся  тайной  , как  была  написана                столь  огромная  книга  ,  ведь  на  написание  такого  труда  ушло  бы  не менее  двадцати  лет  .  Так  же  не  ясно  ,                кто  был  автором  .Возможно разделы  кодекса  дополняли  разные  авторы  . Хотя  анализ почерка  указывает  на  то  ,      что  книгу  писал  один  человек  . Это  - самая  большая  книга  , дошедшая  до  нас  с  средневековья  .  Она  весит  75  килограмм  ,  высота  её  страниц  -  90  сантиметров  ,  ширина  -   50  .
По  легенде  ,  эту  книгу  создал  за  одну  ночь  средневековый  монах  затворник  ГЕРМАН  ,  которого  собирались  замуровать  в  стене  за некое  тяжкое  прегрешенье  .  Но  он  пообещал  ,   что произведёт книгу  , которая  будет содержать  все  знания  человечества   и  прославит  монастырь  .  Герман  не  мог своими  силами  создать книгу  к  восходу  солнца  ,  поэтому  призвал  на  помощь  дьявола  .  За  это  данная  книга  имеет     ещё  одно название  «  Библия  дьявола  «  «
Независимо  от  того  , насколько  правдива  эта  легенда  ,     легенда  очень символична  и  может  нести в  себе  много  интерпретаций  , хотя    о  самом  содержании  книги                не  сообщается  .
Но  то  , что  орден  оброс  многими  легендами  ,  я  думаю  , несомненно  .  На  какие  из них  указывает  магистр  музыки  ,                а  вместе  с ним  и  Герман  Гессе  ,  неизвестно  .
Но  веяние  каких  - то тайн  подразумевается  .


«  Мне  кажется  ,  -  сказал  Кнехт    своему  другу  Тегуляриусу                в  конце  восторженной  похвалы  Вальдцелю  и  Касталии  ,   -        мне  кажется  , будто  все  здешние  годы  я  провёл                как  бы  во сне  …    счастливо  …  но как  бы  неосознанно  … «
Пребывание  в  бессознательном  как  во сне  может  быть  .
 
При  этом  высказывании  Кнехта  мне приходит  на  ум  и   то  ,  что  работа  Фрейда  «  Толкование  сновидений  «    начинается  с   эпиграфа    :  «  Если  я  не  могу  УБЕДИТЬ   ВЫСШИЕ  СИЛЫ  ,   то  , по  крайней  мере  ,  ПРИВЕДУ  В  ДВИЖЕНИЕ  НИЗШИЕ  «  .
Цитату  из    «  Энеиды   «  Вергилия  Фрейд привёл  по латыни  : 
Flectere si nequeo superos, acheronta movebo  . –   ,  которая  переводится так  : 
«  Приведённые  в  действие  , эти силы  проникают в  нашу  жизнь  в  виде  навязчивых  призрачных  явлений  .  « 
Вергилий  пророчествовал  и  о  грядущем  Сатурновом  царстве  :   «  Дева  грядёт  к нам  опять  , грядёт  Сатурново  царство  «
,  которое  почему  то  было  принято  как  возвещённое                им   рождение  Иисуса  Христа  , но я  с этим  не  согласна  .
Вергилий  писал  во славу  Римской  империи  .
Которая  грезила  своим  золотым  веком  , Сатурновым  царством  .  Но  , по моему  мнению  , 
  Сатурново  царство  , которое предполагает  ломку  всех иерархий  ,  может  быть  именно   как  пришествие  времени                «  кайрос  «  с  пожиранием  детей  всякой  революции  …
И  пришествием  лжемессий  -  «  избранных  «  именно  Сатурном 
И  Ницше  начинал  своего  «  Заратустру  таким  образом  : 
«  …  сновидением  казался  мне  тогда  мир  и  стихотворением   Бога  ,  цветным  дымом  перед  глазами  Божественного  неудачника   …  « ,  говоря  словами  Гессе  , за  словами  Кнехта                «  мне  кажется  , будто  все  здешние  годы  я  провёл                как  бы  во сне  …    счастливо  …  но как  бы  неосознанно  … « 

А  Кнехт  тем  временем  «  наслаждался  своим  отпуском  ,                как  праздником  (  Тема  праздника  поднята  Томасом  Манном      в  романе  «  Иосиф  и  его  братья  «  …  особенно  играми                и  дискуссиями  …   в  кругу  ЭЛИТЫ  …   Magister Ludi об отце  Иакове  готов  был слушать  сколько  угодно  и   , то  и  дело  о  нём  заговаривая  , ловил каждое  слово  Йосефа  об  этом  человеке   …  «  направив  его  к  Дюбуа  , начальнику  «  полиции  «  «  Ты  сделал  своё  дело  отлично  ,   -  сказал  тот  и  с  тихим  смешком  прибавил   : 
«  То  , что  , кроме  настоятеля  ,  ты  расположил  к себе  и  заставил подобреть  к  Касталии  ещё  и великого  отца  Иакова  ,  -  это много  …   «    выдвинули  Кнехта  в  «  круг кандидатов  на  высокие  должности  ,  это  …  воздвигло  между  ним  и рядовыми  элиты  ощутимый  вскоре  барьер  …  « 
Так   что в  элите  элитной  самой  по себе  Касталии  существовали  весьма  непростые  отношения  , надо отметить …   «   он  тотчас  же получал приглашение  от  местных  ВЫСОКИХ   инстанций  ,  в  эти  несколько  недель  он  фактически   познакомился  со  всем  правлением  Ордена  и  большинством  магистров  и  руководителей  учебных  заведений  …     вживаясь  изо всех сил  в  тот  благородный  мир  Игры  ,                чьё  волшебство  казалось  ему  таким  же  неотделимым                и  неотъемлемым  от  его  же  жизни ,  как  волшебство  музыки

(  нахождение   наверху  иерархии   как  волшебство   )  …                И  , вспомнив  о  своей  миссии  в бенедиктинском  ордене  ,                «  …  становясь  всё  серьёзнее  и  деловитее  …  рассказал  ….         об  одном  плане  администрации   , которому  большинство  магистров  , а  также  господин  Дюбуа  придают очень  большое  значение  , а  именно  о намерении  учредить  постоянное    представительство  Касталии  при  царском  престоле  в  Риме 
Настал  или  вот  -   вот  настанет  исторический  момент  ,  объяснил  мастер  Томас  в  своей  приятной  манере  ,                со  свойственной  ему  отточенностью  формулировок  ,     НАВЕСТИ  МОСТ  ЧЕРЕЗ  ДАВНЮЮ  ПРОПАСТЬ  МЕЖДУ   РИМОМ  И  ОРДЕНОМ  ,  в  предстоящих  опасностях  они  столкнутся  , вне  всякого  сомнения  , с  ОБЩИМ  ВРАГОМ  ,    будут   ТОВАРИЩАМИ  ПО  СУДЬБЕ  и  естественными  союзниками  ,  да  и  не  может  долго сохраняться  прежнее  недостойное  в  сущности  , положение  , когда  две  мировые  державы  ,  чья  историческая  задача  -  сохранять                и  утверждать  духовность и   мир  , жили  бок  о  бок                почти     как     чужие  друг  другу  . 
Римская  церковь  ,    несмотря  на  тяжкие  потери  , выдержала  потрясения      и  кризисы  последней  военной  эпохи  , обновилась  и очистилась    в  них  ,  а  тогдашние  светские  очаги  науки                и  образованности  сгинули  с  гибелью  культуры  вообще  ;                на  их  - то   развалинах  и  возникли  Орден  и касталийская  идея   (  на  развалинах  культуры  )  .
 Хотя  бы  уже  поэтому  и  хотя  бы  из -  за  её  почтенного  возраста   ПЕРВЕНСТВО  НАДО  УСТУПИТ  ЦЕРКВИ   ,                это  старшая  ,  более  благородная  , испытанная                в  более  многочисленных        и   мощных  бурях   ДЕРЖАВА  .             Пока  речь  идёт  о  том  ,   чтобы  и  у  римлян  пробудить                и  утвердить  сознание  родства  обеих    ДЕРЖАВ   и  их взаимозависимости  во  всех  возможных  впредь  кризисах  …  Тут  Кнехт  подумал  :
«  Вот  как  , они  хотят  , значит  ,  послать  меня  в  Рим                и  , чего  доброго  , навсегда  !  «  -  и  , памятуя  предостережение  бывшего мастера  музыки  , внутренне  сразу  же  приготовился          к  обороне  .  «  Мастер  Томас  продолжал  : 
«  Важный  шаг  в  этом  процессе  , к  которому  давно  уже  стремится    касталийская  сторона  ,  был  сделан  мариафельской  миссией  Кнехта  .  Миссия  эта  , вообще  -  то  лишь некоторая  попытка  ,  некий  ни  к  чему  не  обязывающий  жест  вежливости  , была  без  задних  мыслей  затеяна  благодаря  приглашению  оттуда  , иначе  для  неё  выбрали  бы  ,  разумеется  ,  не  какого  - то  там  несведущего  в  политике  умельца  Игры  , а   какого  - нибудь  , например  ,  молодого  служащего  из  подчинённых  господина  Дюбуа  .
Но  эта  попытка  , эта  маленькая  невинная  миссия                дала  неожиданно  хороший  результат  , благодаря  ей  ведущий  ум  нынешнего  католицизма  , отец  Иаков  ,  познакомился                с  касталийской  духовностью  несколько  ближе  и  получил               об  этой  духовности  , которую  он  до  сих  пор  начисто     отвергал  , более благоприятное  представление  .
Йозефа  Кнехта  благодарят  ЗА  СЫГРАННУЮ  ИМ  ТУТ  РОЛЬ  …  «  «  Поручение  , которое  я  должен  тебе  передать  , -  продолжал  магистр  , таково  .  Мы  собираемся  раньше                или  позже  учредить  постоянное  представительство  нашего  ОРДЕНА  при  Ватикане  , возможно  на  основе  взаимности  .
Мы  , как  младшие  , готовы  вести  себя  в  отношениях                с  Римом   хоть  и не  раболепно  ,  но очень почтительно  …                мы  с  радостью  удовлетворимся  вторым  местом                и  уступим  ему  первое  .  Может  быть  - ни я  ,  ни  господин  Дюбуа  не  знаем  этого  ,  -  папа  примет  наше  предложение  уже  сегодня  , но  чего мы  должны  избежать  во что  бы                то  ни  стало  ,   так  это  отказа  оттуда  .                Теперь  у  нас  есть  ДОСТУП    к  человеку  ,  чей  голос  имеет огромный    вес  в  Риме  , -  к  отцу  Иакову  .  И  тебе  поручается  вернуться  в  бенедиктинский  монастырь  ,  жить там  , как  прежде  , заниматься  научными  изысканиями  , нести  НЕВИННЫЙ  курс  Игры  и  направить все  свои  силы                на  то  ,  чтобы  МЕДЛЕННО РАСПОЛОЖИТЬ  К  НАМ                отца  Иакова        и  ДОБИТЬСЯ    ,  ЧТОБЫ  ОН  ПООБЕЩАЛ   ТЕБЕ  ЗАМОЛВИТЬ  ЗА НАС  СЛОВЕЧКО   В  РИМЕ  .                На  этот раз  , стало  быть  , конечная  цель твоей  миссии  точно определена  …
Слушай  же  :  ты  ОБЛАДАЕШЬ  ДАРОМ  НРАВИТЬСЯ                И  БЫТЬ  ЛЮБИМЫМ  , злопыхатель  мог  бы  назвать  тебя  чуть     ли  не  ОБОЛЬСТИТЕЛЕМ  , наверно  …  не  злоупотребляй  этим  даром  …  (  мессия  и  должен  обольщать  !!!  ) 
и  вскоре  уехал  назад  в  Мариафельс  .                Там  он  почувствовал   всю  благотворность  уверенности  , которую даёт  чётко  очерченное  задание  …  как  можно          больше  сблизиться  с  отцом  Иаковом  и  добиться  тесной  дружбы  с  ним  …  (  Задание  !!!  ) 
НЕ  БУДУЧИ  УЖЕ  НЕВИННЫМ     в  подобных вещих  ,                он  сделал  из  этого свои  выводы  …
В  кругу  его  дел  и  обязанностей  курс  Игры  в  бисер  занимал  на  сей  раз  далеко не первое  место  ,  а  об изысканиях                в  музыкальном  архиве  и  о  товарищеском  сотрудничестве           с  органистом  речи  уже  и  вовсе  не  было  .
На  первом  месте  стояли  теперь  занятия  у  отца  Иакова  , занятия  по  многим  сразу  историческим  дисциплинам  …
Его  недоверие  к  касталийскому  мышлению  в  целом  всегда  оставалось  бдительным  ;  не  находя  в  этом  мышлении  никакой  религиозной  основы  , он  сомневался  в том  ,                что  оно способно  и  достойно воспитать  тип  человека  , которого стоит  действительно  принимать  всерьёз  ,                хотя   в лице  Кнехта  перед ним  был  такой  благородный                плод  этого воспитания  …                окончательно  это недоверие      так  и  не  утихло  …
(  препятствие  на  пути проникновения  касталийского  ордена           в  Рим  , а  , значит  ,   и  на вершину   земной  политики  ,                высшее руководство  Касталии посчитало  именно  отца                Иакова  , и   потому  определило  задание  для  избранного                ими  :   завоевать  приятие  Касталии  в  лице  обольстителя  -  мессии     .  И  тогда  они  вступят  в  союз  с  Римом  ,                и  этот союз   Касталии и  Рима  -   как  цель    Ордена   )
 
Патер   попытался  сформулировать  понятие  касталийства  :  «  -  Вы  , касталийцы  , великие  учёные  и  эстеты  ,                вы  измеряете  вес  гласных  в  старом  стихотворении                и  соотносите  его  формулу  с  формулой  орбиты  какой  - нибудь планеты  .  Это восхитительно  ,  но  это  ИГРА  .
Да   ведь  и ваши  величайшие  тайны  и  символ  -  тоже  игра  ,     ИГРА  В  БИСЕР  .  Признаю  ,  вы  пытаетесь  возвысить                эту  красивую игру  , превратить её  во  что  - то  вроде  таинства  или  хотя  бы  в  средство  ,  с  помощью    которого  можно  было  бы  вознестись  душой  .  Но  таинства                не  возникают  из  таких  усилий  ,  ИГРА  остаётся  ИГРОЙ  …    его  не  знаете  -  человека  , не  знаете  ни  его  животного  начала  , ни  его  богоподобия  . 
Вы  знаете  только касталийца  , касту  ,  оригинальную попытку  вырастить  какой  - то особый  вид  … « 
  (  Отец  Иаков  заметил  то  , что касталийцы  - не  люди  .
И  потому  , может  быть  , заинтересовался  ими  .
Как  учёный  , как  историк  , которым  он  ощущал себя  более  ,  чем  даже  членом  Ордена  бенедиктинцев  .
Он  был  любопытен  как  всякий  учёный  .
И  пытался  всеми  средствами  утолить своё  любопытство  . )
  Но  сам  Кнехт  «  ..  уже  вскоре  Иозеф  испытывал                какие  - то  угрызения  совести  ,  ибо находил  что  - то  постыдное  и  недостойное  в  той  безоглядной  доверчивости  , с  какой  сидел  напротив  него  …  «  отец    Иаков  . 
А  тот  говорил  ему  :  «  Но  я не  уверен  ,  что и  вы  , друг мой  ,                и  особенно  те  , кем  вы  посланы  и  у кого состоите  на  службе  ,  выиграете   от  этого столько  , сколько  , может  быть  ,      надеетесь  выиграть  …  я  находил  , что цель вашего пребывания  у  нас  не  совсем  ясна  и вам  самому  …
Если  хотите  ,  можете  расценивать  мой  образ  действий                как   своего  рода  урок  .
 Мы  - два  дипломата  , а  общение  дипломатов  - всегда                борьба  , даже  если  она  принимает  дружественные  формы  … вы  знали  больше  , чем  я  …  «
  Кнехту  же  «  куда  более  важным  представлялось                ему  как  можно  большему  у  того научиться  и  быть                в  свою очередь  этому  учёному  и  могущественному  человеку      надёжным  ПРОВОДНИКОМ  в касталийский  мир  .   « 
Кнехт  «  одновременно  учился  и  учил  , брал  и  давал  , покорялся  и  покорял  , дружил и тесно сотрудничал  …
Не  был  ни  одной  своей  победой  со времён  Старшего  Брата                и  Бамбуковой  Рощи  так  счастлив  , как  этой  ,                ни  одна  не  вселяла  в  него  такого  , как  эта  , чувства  ,                что его  одновременно  наградили  и  посрамили  ,  одарили                и  подхлестнули  …  он  не  только  получил  общую картину  методов  и  средств  научно  -  исторического  исследования               и  первый  опыт  их применения  , он ,  что  гораздо  больше  , открыл  для  себя  , ощутил  историю  не  как  область  знания  ,    а  как  действительность  , как  жизнь  ,  а  это  значит  -  соответственно  превращать  ,  возводить  в  историю собственную  , индивидуальную  жизнь  …   Иаков  … был  …  помимо  всякой  учёности  , созерцателем  и  мудрецом  .                Он  , кроме  того  , жил и  творил  ;  местом  , на  которое                его  поставила  СУДЬБА  …  открывал  свой  кабинет  ветрам  мира  и  впускал  в  своё  сердце  нужды  и  предчувствия  эпохи  ,     он  участвовал  в  событиях  своего  времени  , разделял           вину  и  ответственность  за  них  , имея  дело                не  только  с  обзором  ,   систематизацией  и  толкованием  давно минувшего  и  не  только  с  идеями  ,  но не  меньше  с  упрямством  материи  и людей  .  Вместе  с  одним  недавно  умершим  иезуитом  ,  его сотрудником  и  соперником  ,                он  считался    истинным   основоположником  дипломатического  и  морального  могущества  и  высокого  политического  авторитета   , вновь  приобретённого  римской  церковью                после  времён  бессилия   и прозябания  .   
Хоть  в разговорах  между  учителем  и  учеником  современная  политика  почти    не  затрагивалась  -  не  только  из  -   за  умения  патера  молчать   и  сдерживать  себя  , но не  меньше                и  из  -  за  боязни  младшего  быть   втянутым                в  дипломатические  и  политические  дела  ,  - политическая   позиция  и  деятельность  бенедиктинца  пронизывала                его  изложение  всемирной  истории  настолько  ,                что  в каждом  его  мнении  , в  каждом  его прикосновении                к  путанице  мировых передряг  проглядывал  и  практический  политик  , не  честолюбивый  политикан  , не  правитель  ,                не  вождь  …  и  не  карьерист  , а  советчик  и  посредник  ,                чья  активность  была  смягчена  мудростью  ,                а  целеустремлённость  -  глубоким  пониманием  несовершенства  и нелёгкости  человеческой  природы  ,                но  муж  ,  которому  его слава  , его опыт  , его  знание  людей          и  обстоятельств  и  не  в  последнюю  очередь                его  самоотверженность   и  личная  безупречность  дали  немалую    власть  …   
Большинство  обитателей  Касталии  жило  в  политической  невинности  и  наивности  ,  нередко      и  в  прежние  эпохи  свойственных  учёному  сословию  ;    активных  политических  прав  и  обязанностей  там      ни  у  кого  не  было  … ещё  больше  страшились      современности  , политики  , газет  умельцы  Игры  ,   которые  считали  себя  истинной  элитой  Провинции  и  всячески  старались  ничем  не  омрачать  лёгкую  , утончённую  атмосферу  своей  учёно  - аристократической  жизни  …   (  истинно  боги  Олимпа  - Волшебной  Горы  ,                которую    описал  и  Томас  Манн  .  )
Если  , общаясь  с  отцом  Иаковом  , он сильно развился                и  наторел  и    в  политическом  отношении  ,  то  произошло  это  не  потому  ,  что  Кнехт  почувствовал   такую потребность  …  произошло  это невольно  , как  бы  невзначай  …   Кнехт  привёз  с  собой  из  Вальдцеля  литературу                об  укладе         и  по  истории  Провинции  , о системе  элитных  школ  и  о   становлении  Игры  в Бисер  …  Некоторые                из  этих  книг  -  с тех  пор  он  ни  разу  не  заглядывал  в  них  -   сослужили  ему  службу  уже  двадцать   лет назад    -                во  время  ЕГО  БОРЬБЫ  с  Плинио  Дезиньори  ;                другие  , которые  тогда  ещё  нельзя  было  давать ему  , поскольку  написаны  они  были  специально  для  служащих                в  Касталии  , он  прочёл  впервые  только теперь  .
…  вот почему  и  получилось  ,  что как  раз в  то время  ,                когда  область  его  занятий    так  расширились  ,                он  был вынужден  пересмотреть  , осмыслить  и  укрепить  собственную  духовную  и   историческую  базу  … оказалось  ,    что те  всемирно  -  исторические  условия  , которые  сделали    когда  -  то  возможным  и  вызвали  возникновение  Ордена  …  может представить  себе  лишь схематично  и бледно  …                он  пытался  изложить  историю  касталийского  Ордена  ,                а  Иаков  во многом  помогал  ему  верно  увидеть  и  пережить       эту  историю  и  найти её  корни  во всеобщей  истории  мира                и  государств  . ..  Сколь внимательно  прислушивался                к  объяснениям  Кнехта  и  в  какой  мере  узнал  и  признал  благодаря  им  Касталию  патер  , показало всё  его поведение         в   дальнейшем  ;  существующее  поныне  , начавшееся                с  доброжелательного  нейтралитета  и  порой  дораставшее       до  подлинного  сотрудничества  и  союзничества  согласие  между  Римом  и  Касталией  -  заслуга  этих  двух  мужей  .
Даже  с теорией  Игры  -  что  он  поначалу  с  улыбкой  отверг  -  патер  пожелал  познакомиться  , чувствуя  , видимо  ,                что  тут кроется  ТАЙНА  ОРДЕНА  и  в  какой  - то мере                его ВЕРА  И РЕЛИГИЯ   ,  а  уж раз  он  , Иаков  ,  задался  целью проникнуть  в  этот  знакомый  ему  понаслышке                и  малосимпатичный  дотоле  мир  , то и  устремился                с  обычной  своей  энергией  и  ХИТРОСТЬЮ  к  самому  его центру  , хотя  игроком  не  стал – для  этого  он  был  , помимо  всего прочего  ,  стар  , -  дух Игры  и  Ордена  вряд ли  приобретал  когда  - либо  за  пределами  Касталии  более  серьёзного    и  ценного  друга  ,  чем  этот великий  бенедиктинец  …   (  Как  и  в  ордене  иезуитов  ,  орден  Касталии  направлял  всё  своё  внимание  и  умение  покорять        на  ключевые  фигуры  в  том  месте  , куда  они  смогли  прийти ) 
   они  играли  по очереди  или  вместе  …  Кроме  такого  ученичества  и  учительства  у  патера  , кое  -  как  продолжаемого курса  Игры  в  монастыре  и  от поры                до  поры  китайский  коллоквиумом  с  настоятелем  Гервасием  …  он  участвовал …  в  ежегодном  состязании  вальдцельской   элиты  …  это состязание  …  превращалось  в соперничество   наиболее   сильных претендентов  на  НОВЫЕ  ЗНАКИ  ИГРЫ  …   предложенные  …  ДОПОЛНЕНИЯ  К  ГРАММАТИКЕ   И  ЛЕКСИКОНУ  ИГРЫ  получали  официальное  признание ,  вносились  в  её  архив  и  язык  …   лет  25  назад  этой  редкой  чести  удостоился  ВЕЛИКИЙ  ТОМАС  ФОН  ДЕР  ТРАВЕ  , теперешний    , magister Ludi   за  его  новые  аббревиатуры                для  алхимического  значения  знаков  ЗОДИАКА  … 
(  Фон  Траве  -  псевдоним  для  Томаса  Манна  .
Он  , насколько  я  могу  судить  , не  занимался  вплотную  алхимией   , а  вот  кто занимался   , так  это  Карл  Юнг  )   впоследствии  магистр  Томас  делал  многое  для  познания                и  привлечения  алхимии   как  интересного  условного  языка  … 
(  Опять таки  этим  занимался   Карл  Густав   Юнг    )                Кнехт  …  партию построил  …  современную  и  личную                по  структуре  и  темам  ,  но  прежде  всего  прозрачно  ясную  , классическую  по  композиции  и  строго  симметричную  ,                лишь  умеренно  орнаментированную  , старомодно  - изящную              по  разработке  …
Различали  два  типа  Игры  ,  формальный  и  психологический  …
Кнехт  предпочитал  говорить  не  о  «  психологическом  способе  Игры  «  ,  а  о  «  педагогическом  «  .
Формальная  Игра  стремилась  к  тому  , чтобы  создать  из реальных  ,  то есть математических  ,  языков  ,   музыкальных  и  так  далее  …  значений  партии  как  можно  более плотное  и  целостное  , формально  совершенное  гармоническое  единство.
Психологическая  же  Игра  искала  единства  и гармонии  ,  космической  закруглённости  и  совершенства                не  столько        в  выборе  , размещении  , скрещении  ,  сочетании  и  противопоставлении   этих значений  ,                сколько  в  следовавшей  за  каждым  этапом  Игры  медитации  . делая  на  ней  особый  упор  … 
(   Медитация  не  сама  по себе  ,   у  медитации  есть  центр  ,    на  котором  сконцентрирован  взгляд  медитирующего   )  педагогическая  Игра  подводила     игрока  к  ощущению  совершенного  и  божественного    чередой  строго                предписанных  медитаций
(  именно  немцы  подняли  старые  мифы  и  сделали                из  них  новые  , более  даже  совершенные  по  их воздействию  .
Поднятие  мифов  о Нибелунгах  должно  ориентироваться                по логике  на  древо  Игрдрасиль  , требующее  в  ответ                на  получение  магического  знания  для  получения  власти       жизни  соискателя  тайного  знания  )…
«  Игра  в  моём  понимании  ,  - написал  однажды  Кнехт  прежнему  мастеру  музыки  ,  - ОХВАТЫВАЕТ  ,  КОГДА  ЗАВЕРШЕНА  МЕДИТАЦИЯ  , игрока  так  , как  охватывает  сферическая  поверхность  свой  центр  , и  отпускает                его  с чувством  , что  из мира  случайного  , хаотического                он  выделил    и  вобрал  в  себя  какой  - то  целиком  симметричный  и  гармоничный  мир  «  …

Однажды  отец  Иаков  задал  Йозефу  неожиданный  вопрос  :
«  Вы  не  слышали  ничего  нового  о вашем  друге  Плинио  Дезиньори    ?  «  …  Дело  было  вот  в  чём   :                в  одном  своём  политическом  памфлете  Дезиньори  выразил  резко  антиклерикальные   взгляды  , довольно  энергично                напав  при  этом  и  на  отца  Иакова  . Тот  получил  у  своих  друзей      из  католической  прессы  информацию  о  Дезиньори  , где  упоминались  также  его ученье  в  Касталии                и  его известные  отношения  с  Кнехтом  … 
«  С  удивлением  и  чуть  ли  не  с испугом  ,  - писал Кнехт  Ферромонте  ,  -  увидел  я  нашего Плинио  и  , как  привесок  ,  себя  вышедшими  вдруг  на  мировую политическую   сцену  ,                о  возможности  такого поворота  я  думать  не  думал  «  …
Кнехт  получил  …  от Ферромонте 
(  фамилия  говорящая  -   Железная  гора  )                копию  первую  части       его  знаменитой  впоследствии           работы  ,  озаглавленной 
«  Восприятие  и  переработка  славянской  народной  музыки                и  немецкой  авторской  музыки   Иозефа  Гайдна  «  …
Учусь  я  здесь многому  , бесконечно  многому  ,                но  здесь  это  не  увеличивает  ни  моей  уверенности в  себе  ,                ни  моей  профессиональной  опытности  ,  а  расширяет  круг  моих проблем  . Правда  ,  и  кругозор  тоже  …
И  поскольку  монастырь  -  это  тоже  ведь  ,  в  конце  концов  ,       некий  оберегаемый  , мирный  и  дружественный  духовности мирок  ,     а  отнюдь  не  тюрьма  , не  казарма  и  не  фабрика  …                я   заключаю  , что мы  , жители  Провинции  , гораздо  избалованнее  и  чувствительнее  , чем  сами  подозреваем  « …
А  патер  Иаков  написал  письмо руководству  Касталии  :
«  …  всеми  любимый  здесь  умелец  игры  Иозеф  Кнехт  «   ,  удостоивший  его специального  курса  de
rebus castaliensibus  ,  был ещё  на  некоторое  время  оставлен  в  монастыре  …  а  патер  сказал  :  «  так  уж  устроены  ордены  ,  друг мой  , что милее  жить  в  лоне  их  ,  чем  на  периферии  …
можете  преспокойно  ,  в  чьём  НЕЧИСТОМ  соседстве                вы  здесь  очутились  ,  ибо вы  никакой  не  политик  …                историк  из вас  мог бы  выйти  …
говорил  он   с  Кнехтом  …  также  о смысле  и  следствиях                его  миссии  , о  возможности  и  ценности  сближения                и  политического единения  Рима  с  Касталией  и рекомендовал ему  изучать  ту  эпоху  , к  плодам  которой  принадлежали            и   основание  касталийского  Ордена  …
постепенный  подъём  Рима  после  унизительной  поры  испытаний  …  порекомендовал  он ему  также  два  труда                о  Реформации  и расколе  церкви  в  16  -  ом  веке  ,  настоятельно советуя  , однако  , как  правило  ,  предпочитать  непосредственное  изучение  источников …  не  скрывая  своего  глубокого недоверия  ко всем  философам  истории  …

Очередная  миссия  мессии  завершилась  тем  ,                что контакты     с  интересующим  Орден  Касталии  человеком  завершились  успешно  .   С  ключевой  фигурой  в  достижении  Касталии   цели  :  установить  не  только  дружеские  ,                но и  политические  отношения  ,   удалось  установить  обаятельному  Йозефу  Кнехту  .
Какие  реальные  события  стояли  за  этим  символизмом  Гессе  можно  угадать  , учитывая  то  ,  что  цель  определял  Томас         де  Траве  , магистр  Игры  ,  и  задание  дал  именно  он  .
Это тема  для  дальнейших размышлений  . 
Но  то  , что  фигуры  ,  могущие  выйти  из своей  вечности  только  через избранных ими  людей   ,  и  совершить актуализацию  задуманного  , принимают  участие  , подтверждается  .


Рецензии