Молодые годы архиепископа Зиновия Дроздова
О детстве Николая Дроздова мы знаем мало. Какие-то сведения можно почерпнуть в единственном изданном литературном произведении владыки, что-то вроде повести в письмах под названием «С эскадрой до Цусимы». К ней мы еще не раз вернемся, но применительно к детству здесь есть некоторые впечатления от природы и обстановки родного села. Вот владыка пишет: «Вспомнилась дорогая отчизна, родные поля, гумна с скирдами хлеба. Там теперь управились с полевыми работами и в непогоду благодушно сидят дома и попивают чаек, мирно беседуя о делах» [2]
И действительно, это вымирающее ныне село, одно из жемчужин Костромского края с удивительной природой и ландшафтом. Старинное село Холм располагалось на тракте ведущем из древнего города Галич в город Судиславь. Село когда-то принадлежало князю Куракину, потом Щербатову, ну а последний владелец его князь Волконский. Ныне село почти заброшено (по некоторым сведениям живет здесь 4 человека) и заброшен старый Никольский храм, в котором служил когда-то отец будущего владыки. Но епископ Зиновий любил это уютный уголок, где прошло его детство и он не раз еще вспоминает в своих записках-письмах о нем, когда шел с русской эскадрой к ее гибели посреди чужих вод далеко от своей родины.
Детство владыки прошло в обычной ребячьей круговерти и тяжелом крестьянском труде, который дети сельского духовенства в ту пору познавали очень рано. Также он помогал отцу в поле, по хозяйству дома, участвовал в играх крестьянских детей, но вот дальнейший путь его, как сына псаломщика был не такой, как у его крестьянских сверстников. По заведенному в ту пору обычаю, когда вышел из детского возраста юный Коля Дроздов был он определен в 1885 году в Галичское духовное училище, ближайшее к с. Холм. В популярной литературе того времени много было сказано нелицеприятного о воспитательной системе такого типа духовно-учебных заведений, которая была основана на поддержании внешней дисциплины среди воспитанников и наказаниях за проступки. Но все эти ужасы воспитания больше относятся ко временам дореформенным, а в пору учебы в училище Николай Дроздова порядки все же стали более мягкими, но приоритет в установлении и поддержании строгой дисциплины оставался прежним.
Что касается учебного процесса, то он в целом на протяжении всего дореволюционного периода истории такого типа школ оставался неизменным: зубрежка была его основой. Учился Николай Дроздов не отлично, но и не плохо, был середняком. По окончательном итоге учебы в 4 классе в 1891 г. Дроздов заканчивает училище по 2 разряду и десятым среди 21 выпускника этого разряда, что дает ему право без экзамена быть зачисленным в 1 класс Костромской духовной семинарии [3].
Это было одно из старейших средних духовно-учебных заведений Российской империи. Автор единственного дореволюционного труда о семинарии Николай Андроников ведет ее начало от архиерейской школы, основанной в 1747 г. знаменитым костромским епископом Сильвестром (Кулябко). Как и все семинарии Русской Церкви, в них можно было получить неплохое среднее специальное образование. Среди выпускников Костромской духовной семинарии, учившихся раньше Николая Дроздова, епископ Порфирий (Успенский) первый начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме, протоиерей А. В. Горский ректор Московской духовной академии, выдающийся богослов и церковный историк, Е. Е. Голубинский знаменитый церковный историк, профессор Московской духовной академии и многие другие.
Ко времени поступления в семинарию Дроздова, она располагалась в прекрасном собственном здании на берегу Волги [4]. В семинарии имелись великолепный актовый зал, просторные светлые аудитории и собственное общежитие. Преподавали знающее свое дело люди, которые смогли вдохновить юного выпускника Галичского духовного училища на более успешное освоение преподаваемых предметов. Об этом ярко свидетельствуют разрядные списки, по которым можно проследит как учился семинарист Дроздов. Первый учебный год 1891 – 1892, он, как и в училище окончил по второму разряду и опять где-то в серединочке: 10-й из 32 семинаристов в отделении. Хотя в тот год в первый разряд с этого курса попал только один человек Егор Реченский [5], что говорит о том, как нелегко было учиться в семинарии.
Четвертый класс в 1894 г. Николай снова заканчивает по второму разряду и опять в середине (19 место среди 37 человек) [6]. В последних двух классах Николай Дроздов учился гораздо успешнее. Появился навык к учебе, да и отношение к жизни уже было далеко не детское, все же оканчивал семинарию взрослый 22 летний мужчина. Выпустился Дроздов в 1897 г. по первому разряду тринадцатым из 57 человек своего курса [7], что давало ему право поступить в академию. Настрой в последних классах на учебу не оставлял никакого сомнения – дальнейшая судьба молодого выпускника может быть связана только со служением Церкви в духовном сане. Верной спутницей будущего пастыря стала Мария Федоровна Альбова [1, с. 900]. По окончанию семинарии сразу сыграли свадьбу и уже 15 августа 1897 г. на Успении Пресвятой Богородицы викарный епископ Кинешемский Вениамин (Платонов) служивший в этот день литургию в Ипатьевском монастыре рукоположил молодого выпускника Костромской семинарии в сан диакона. А 16 августа того же года в день памяти Запрудненской Федоровской иконы Божие Матери, особо почитаемой в Костроме, епископ Костромской и Галичский Виссарион (Нечаев) в Спасо-Запрудненской церкви посвятил диакона Николая Дроздова с сан священника. В этот день чудотворная икона была перенесена крестным ходом из Успенского кафедрального собора г. Костромы в церковь Запрудни. Отец Николай был назначен служить в старинный Предтеченский храм г. Костромы [8].
Начались будни приходского священника, наполненные заботой о прихожанах, службами и семейными хлопотами. Иоанно-Предтеченский храм построили в 1762 г. и был он одноштатным, т. е. отец Николай служил там один с причтом. К сожалению, до нашего времени храм не сохранился, разобран в 1930-х годах. Здесь в Костроме произошло самое радостное событие в жизни священника Николая Дроздова – рождение сына Мстислава, случилось это в конце 1898 г. И не случайно, что в это время появилось первое литературное произведение будущего владыки, стихотворение, посвященное Рождеству Христову, которое было опубликовано в «Костромских епархиальных ведомостях» в 1898 г. Оно было посвящено великому событию в истории человечества и кратко в стихотворной форме пересказывало обстоятельства того дня и ночи, когда произошло Рождество Спасителя. Но без сомнения источником вдохновения священника послужило и рождение собственного сына, точнее это был восторг перед чудом рождения:
Почили люди Вифлеема,
Не видят чуда в небесах;
Звезда катится от Эдема,
Краса и блеск в ея лучах.
Звезда сияет чудным светом;
Дивятся маги-мудрецы
И ясно видят в чуде этом
То, чего не видят простецы [9].
Казалось счастье обретено: любимая жена, любимый сын возможность деятельного служения Богу, но оно было недолгим – в начале 1899 г. умирает жена отца Николая Мария Федоровна. Сыну в это время было только три месяца. Отец Николай воспринял это как знак свыше, как указание, что в жизни ему предназначен другой путь. Убитый горем священник Николай Дроздов 9 сентября 1899 г. увольняется за штат [10]. Такое решение было предпринято им думается не без участия правящего костромского епископа Виссариона (Нечаева) известного духовного писателя, основателя и редактора журнала «Душеполезное чтение», судьба которого несколько схожа с судьбой отца Николая Дроздова: он также женился, принял сан и, потеряв жену, впоследствии принял монашество. Его ли совет или собственные рассуждения привели молодого вдового священника к решению поступить в Санкт-Петербургскую духовную академию, что он с успехом и осуществил в 1900 году.
Годы учебы отца Николая в академии совпали с ректорством епископа Сергия (Страгородского), будущего Патриарха. По свидетельству современников ректор был: «Добрым и справедливым начальником. Студенты встречали с его стороны чисто отеческое отношение» [11]. При таком ректоре вызрело в молодом священнике во время учебы в академии желание принять монашество. Отец Николай был пострижен в 1903 году с именем Зиновий. Следующий год стал для новопостриженного иеромонаха выпускным и ключевым в определении дальнейшего жизненного пути. Начавшаяся русско-японская война подвигла отца Зиновия откликнуться на призыв своего ректора, который он услышал в его слове, сказанном после молебна перед началом учебного года 7 октября 1904 года, в нём он «взывал к патриотическим чувствам студенчества, к пробуждению в них устремленности к идеалам служения ближним, общему благу» [11, с. 34]. Иеромонах Зиновий поступает в качестве судового священника на госпитальное судно «Орел», которое следовало вместе со 2-й Тихоокеанской эскадрой на выручку Порт-Артуру. Снаряжение этого судна, как и иных санитарных транспортных средств, находилось под покровительством императрицы Александры Федоровны, и она пожелала встретиться с добровольцем-иеромонахом, отправлявшимся на верную гибель. Аудиенция эта состоялась 26 августа 1904 г., сам отец Зиновий впоследствии вспоминал об этом так: «Я удостоился лицезреть и беседовать со Всемилостивейшей Государыней нашей, Александрой Феодоровной. Этих минут я никогда не забуду. Боже, как она добра, как проста и сердечна в общении. Я подходил к ней со страхом и трепетом, ушел умиленный и очарованный. Это редкая женщина, в которой счастливо сочетается проницательный ум и задушевная сердечность» [1, с. 899].
С этого ответственного шага начинается новый этап в жизни иеромонаха Зиновия полный и скорбей и радостей, а также деятельного труда на ниве церковного служения.
Источники
1. Список ректоров и инспекторов Кишиневской духовной семинарии за время столетняго (с 31 января 1813 г.) существования ея // Кишиневские епархиальные ведомости. 1911. № 23. С. 899.
2. Зиновий (Дроздов). С эскадрой до Цусимы. Вятка, 1906. С. 29.
3. Разрядный список учеников Галичского духовного училища при окончании 1890-1891 уч. Года. // КЕВ. 1891. № 14. С. 248.
4. Зонтиков Н. А. Костромская духовная семинария. Вехи истории. Кострома, 1997.
5. Разрядный список КДС при окончании 1891/1892 уч. года // Костром. ЕВ. 1892. № 14. С. 314.
6. Разрядный список воспитанников Костромской ДС, составленный по окончании 1893 – 1894 уч. Года // Костром. ЕВ. 1894. № 14. С. 137
7. Разрядный список воспитанников Костромской ДС, составленный по окончании 1896 – 1897 уч. Года // Костром. ЕВ. 1894. № 12. С. 108.
9. Дроздов Николай, свящ. Рождество Христово // КЕВ. 1898. № 24. С. 754 – 755.
10. Уволены заштат // КЕВ. 1899. № 18. С. 286
11. Одинцов М. Патриарх Сергий. М, 2013. Изд.: «Молодая гвардия». С. 25
Свидетельство о публикации №224110101313