Я - идеалистка

Я - ИДЕАЛИСТКА

Как постепенно разваливается ботаническое образование в Казанском университете. Будет ли возрождение на осколках? Возможно, лет через 100 кто-то вспомнит о выдающихся людях, посвятивших свою жизнь и деятельность изучению растительного мира на просторах Евразийского континента. Моя задача собрать их наследие в единое историческое полотно и передать на сохранение в библиотечные фонды. ВозьмЁтся ли кто-то издавать подобную литературу в ближайшем будущем? Будет ли её кто-то использовать в образовательном процессе? Не знаю. То что ни одного преподавателя ботаники в Казанском (федеральном) университете не интересуют мои произведения - это факт. Да и преподавателей таких единицы. Да и заняты они на своей основной работе на полную катушку. Да и остались они без помощи лаборантов, тАк что самим им придётся переформатировать рабочее время на новый лад. Нет, я-то как раз исполняю мои лаборантские обязанности по пол дня два раза в неделю - как предусмотрено 0,25 ставкой. Я это делаю непрерывно уже 8 лет подряд. А моя напарница, с которой мы делили одну рабочую ставку и один рабочий стол уволилась. Ей подошёл пенсионный возраст. Она осталась работать в Гербарии Зоологического музея Э. А. Эверсмана, что за стеной моего рабочего кабинета. Там интереснее и зарплата чуть-чуть повыше.

Как интересно получается. Рабочие столы студентов в аудитории для практик заполнены дорогостоящими самыми современными микроскопами, а знающих квалифицированных специалистов - истинного богатства любого общества практически нет. Откуда же им взяться? Есть несколько самоотверженных добросовестных женщин доцентов, закончивших когда-то кафедру ботаники Казанского государственного университета или какую-то другую кафедру. Они пока ещё не отказываются от своих служебных обязанностей. Хотя могли бы, ведь у них тоже возраст пенсионный или через пару лет таким будет. Есть такого же плана, но гораздо моложе женщина доцент, совмещающая преподавательскую деятельность и деятельность по руководству того самого Гербария.

Семь разноплановых учебных предметов и связанных с ботаникой, и не связанных с ней, возложены на плечи аспиранта кафедры. Как показала изучаемая мной история ботаники в Казанском университете это-то, как раз, и нормально. Из таких перегруженных разнообразной работой молодых преподавателей получаются в последствии выдающиеся учёные и основоположники научных школ. Например, Андрея Яковлевич Гордягин, Владимир Исаакович Баранов, Михаил Васильевич Марков, Евгений Леонидович Любарский... К сожалению, описанный мною аспирант не из такой категории. К тем студенты на занятия приходили не потому, что так было положено, а потому что им самим не хотелось пропустить ничего сказанного этими молодыми преподавателями. Потому, они сами загорались новыми идеями, новыми планами на жизнь от этих горящих и светящихся изнутри ярких личностей, переживших в свои молодые годы многое.

Откуда же в этом благополучном современном парне возьмется тот огонь, тот задор, та увлечённость? Ведь у него не было таких наставников. Он не переживал исторических катастроф сравнимых с революционным периодом и периодом Великой Отечественной войны. Он ничего не знает о тех своих предшественниках, затерявшихся на страницах истории, хотя и проводит учебные занятия по курсу "История биологии". Хотя и общается со мной. Хотя в курсе того, что я по крупицам собираю то, чем он интересуется постольку-поскольку и за что ему, не мне, ежемесячно платят заработную плату. Да и зачем же ему углубляться в такие исторические дебри? Да и зачем же ему тратить своё время на поиски нового в своей специальности? Кстати, я даже не в курсе какая у него специальность. Возможно, Биология. Да и зачем же..? Его заработная плата от этого не вырастит. Главная его задача сейчас - как-то исхитриться и оформить диссертацию на соискание учёной степени кандидат биологических наук. Защитить её. Тогда, хотя бы, зарплата его за ту же самую преподавательскую деятельность повыситься. По сравнею со студентами его знания всё равно побольше и ему есть, чем поделиться на лекциях и практиках.

Грустная история получилась в первый день учёбы Казанских студентов 1 ноября 2024 года. За окном первый снег вперемешку с последними листьями и дождинками сыпется. Пейзаж на глазах меняется. Красиво! Ярко! Природа старается! А что с людьми?

Строители стараются коллективно доделать те мелочи по обновлению университета и прилегающих к нему территорий, с которыми не успели справиться до Саммита БРИКС - ведь это их работа, которая даёт средства для существования их семей. Я единолично стараюсь изо всех сил совершенно бесплатно, не требуя ни от кого ни зарплаты, ни вознаграждения за труды мои праведные. Но кто же кроме меня сможет также? Сотрудники Гербария стараются поддерживать интерес к ботаники у людей, пришедших на экскурсию. Преподаватели вуза стараются в меру своих сил, возможностей, жизненных приоритетов, передавать запас знаний и опыт практической деятельности студентам. Каков у них этот самый запас знаний? Каков у них этот самый практический опыт? Осознают ли они это? Кто может определить это? Что именно они передают студентам? Каким образом под их влиянием структурируется модель восприятия мира у людей будущего? Что потом смогут передавать их ученики студентам будущего?

Вектор дигрессии у процесса по передаче ботанического знания и опыта научно-практической деятельности по изучения закономерностей развития растительного мира - это реальность настоящего времени.

Но, возможно, что-то переформатируется в поведение людей, в их мировоззрении, в их миропонимании из-за того, что самые любопытные будут изучать, читать и перечитывать мои произведения в разных жанрах, но всегда с просветительской основой? Я как всегда делаю всё, что могу. Эта идея в моём поведении есть с самых моих ранних лет. Я никогда не изменяла ей. Я - идеалист!

Моя Идея: "Начала дело - занимаюсь им как фанатка. Сначала трудно и ничего непонятно. Потом интересно. Потом захватывающе! Не жду вознаграждения. Не жду похвалы. Путь закрыт - ищу другой. В закрытую дверь нет смысла ломиться. Только "лоб прошибёшь". Нахожу пути дорожки к новому знанию, к новому смыслу. Обобщаю опыт. Передаю его через литературные и научные произведения всем без исключения. Кому нужно тот ими воспользуется в настоящем или в будущем".

Светлана федорова, Казань, 1 ноября 2024 г.


Рецензии