Против варварства и зверства

                "Пирогом победа на столе.               
                -Слушайте могил чревовещание,               
                кастаньеты костылей!
                Снова нас увидите в военной яви.
                Эту время не простит вину.
                Он расплатится, придёт он и объявит
                вам и вашинской войне войну!"
               
                (Владимир Маяковский,
                поэма "Владимир Ильич Ленин")


      "Опять война. Опять никому не нужные, ничем не вызванные страдания, опять ложь, опять всеобщее одурение, озверение людей"- строчки из тревожно-пронзительной статьи 1904 года Льва Николаевича Толстого о Русско-японской войне - "Одумайтесь!"
   "Социалисты всегда осуждали войны между народами, как варварское и зверское дело..."- слова Владимира Ильича Ленина в 1915 году из его работы "Социализм и война", вызванной, разгоревшимся спустя лишь 10 лет, гибельным пожаром Первой мировой войны.
   А через каких-то 20, не принёсших умиротворения лет, не залечивших  раны недавней войны, снова общественное безумие и варварское нашествие, ещё большее кровопролитие: Вторая мировая война.

   Современный мир, при всём его  экономическом и техническом могуществе, болезненно неадекватен и неустойчив, как в смысле всех проявлений миролюбия, всех предпринимаемых усилий мирного развития, так и в смысле его несовершенства, неразрешённых противоречий существующего мироустройства.
  Капитализм в настоящей его зрелости,  империалистической стадии обобществления производства и частного присвоения, производимых доходов, всё более демонстрирует свою агрессивную сущность, неспособность к разрешению мирным путём возникающих противоречий.

   Крупнейшие капиталистические государства, осуществляя экономическую, политическую и идеологическую экспансию в экономически отсталые страны, используют своё превосходство в капиталах и технологиях с целью получения наибольшей прибыли. Максимальная прибыль достигается не иначе, как путём неприкрытого грабежа менее развитых государств и народов.
   Более крупные и более сильные капиталистические хищники поедают более слабых. Противоречия между  наиболее сильными хищниками, при ужесточении  конкуренции, раз за разом разрешаются военным путём, через чудовищное кровопролитие, через империалистические войны.

   Каков же выход из этого, будто бы сетью подчас обволакивающего людей, "одурения и зверства"?
   Лев Толстой обращается к разуму людей, к подлинным христианским ценностям, и с этих позиций обличает "устройство помощи в деле убийства"- со стороны богачей, призывы со стороны пастырей церкви "того Бога, который велел любить врагов, Бога-Любовь на помощь делу дьявола, на помощь человекоубийству".
  "Но ведь, хотим мы или не хотим этого, мы христиане, и христианство, как бы оно ни было извращено, общий дух его не мог не поднять нас на ту высшую ступень разума, с которой  уже мы не можем не чувствовать всем существом своим не только безумия, жестокости войны, но совершенной противоположности всему, что мы считаем хорошим и должным."

   Но и призыв к разуму Толстого и, приводимые им проницательные высказывания незаурядных  мыслителей, бессильны против наростающего военного безумия.
Пацифизм в словах всех блестящих мудрецов не лишён притягательности и смысла, и может оказывать действенное влияние на сознание отдельных людей.
   Только всё дело в том, что "военное безумие" - это быстро прогрессирующая, специально привнесённая  "общественная болезнь", которая не вылечивается прозрением и сопротивлением одурачиванию отдельных личностей.

  Справедливых войн не бывает.  В современных условиях, в "ядерную эпоху", это всё более становится очевидным.
  Справедливость - это торжество настоящих (т.е. современно-значимых) нравственных принципов, но какое бы положительное удовлетворение не вызывали военные достижения и победы, нельзя скрыть и нивелировать тот факт, что этот результат достигается в противопоставлении мирному разрешению общественных проблем, организацией массового убийства и насилия.

  Однако, история общественного развития - это совместное движение огромного количества человеческих жизней, и локомотив этого движения набирает ход, вовсе даже, не по рельсам морали.
  Бывают войны, значение которых исторически прогрессивно, это или вооружённая борьба, направленная на утверждение новой, более совершенной, общественой формации, или это борьба против национального гнёта, за свободу и независимость отдельных народов.

   На знамёнах частей и подразделений в Великую Отечественную войну было написано: "За нашу Советскую Родину!", и в этих словах не было ни капли фальши, этот лозунг не противоречил действительным целям и задачам войны и не требовал какой-либо дополнительной убедительной мотивации.

  Иное мотивация в Первую мировую войну, в которой военные действия России тогдашние пропагандисты и историки также называли войной Отечественной.
   "За братьев славян!",- одно из распространённых в то время, объяснений участия в этой бойне России.
В действительности "братья",  помимо всего прочего, нередко сражались с "братьями". Так в 1915 году на стороне Тройственного союза вступила в  войну Болгария.
  "За Веру, Царя и Отечество!.."
"За Веру" призывали одних христиан убивать других христиан, ведь массовое  кровопролитие было развязано в Европе, а преобладающей там религией было христианство.

   "За Царя и Отечество" монархи вынуждали своих подданных истреблять “враждебных соседей" , и жертвовать собственными жизнями ради очередного передела подвластных владений.
При этом передел монарших прав совершался, как водится, "по родственному", между близкими кровными родственниками Германии, Великобритании и России.
    В результате великодержавных "разборок", воинственно-монархические империи России, Германии и Австро-Венгрии исчезнут с карты Земли, а на их обломках приобретут своё начало совершенно иные, отбросившие царственные атрибуты, Отечества.

  Но каким образом можно было тогда избежать всеобщего помешательства, удержать народы от самоубийственной вражды, или хотя бы сократить продолжительность уже начавшегося кровопролития?
  Молоху войны, возвеличенному стараниями господствующих  классов, можно было противопоставить лишь только организованное противодействие тех классов и социальных групп, которые обрекались на наибольшие и, к тому же, бессмысленные для них, лишения и жертвы.
 
   Попыткой воспрепятствовать военному пути разрешения империалистических противоречий явился состоявшийся 24-25 ноября 1912
года в Базеле (Швейцария) социалистический Конгресс 2-го Интернационала.
Конгресс в принятом единогласно Манифесте указал на растущую угрозу и назвал преступным разжигание войны:
  "В любой момент великие европейские народы могут быть брошены друг против друга, причём такое преступление против человечности и разума не может быть оправдано ни самомалейшим предлогом какого бы то ни было народного интереса".

   Отмечая свою преемственность с предыдущими конгрессами в Штутгарте и Копенгагене, Базельский Манифест выделил следующее:
 "В случае, если война всё-таки разразится, социалисты обязаны вмешаться для скорейшего прекращения её и всемерно использовать вызванный войной экономический и политический кризис, чтобы поднять народ и тем самым ускорить падение господства капитала".

  Но одно дело декларировать неприятие приближающейся бойни  на словах и призывать своих единомышленников "ускорить падение" власти капитала, если война начнётся, и совсем другое - бороться против эскалации военного безумия в условиях войны, в действительности.
  На деле большинство лидеров социалистов  фактически поддержали свои правительства, прикрываясь фальшивым лозунгом "защиты Отечества", против чего активно протестовал Ленин:
  " Политика социал-шовинистов, их оправдание войны с буржуазно-освободительных точек зрения, их допущение "защиты отечества", голосование за кредиты, вступления в министерства и проч. и проч. есть прямая измена социализму..."
            (В.И. Ленин, "Социализм и война" 1915 г.)

  Социал-шовинисты "благополучно заседали" в парламентах, в то время, когда пять членов фракции большевиков в четвёртой государственной Думе были арестованы царской полицией.
  В феврале 1914 года все они были осуждены "за сотрудничество с тайными организациями и революционную работу" и отправлены в ссылку.
   Российские большевики тогда показали себя как наиболее последовательная революционная рабочая партия, выступившая против империалистической войны, за революционное преобразование общества, за "поражение своего правительства".

  Этот лозунг относился к тактике социал-демократов всех воюющих государств, а не в одной лишь собственной стране.
   Поражение царского правительства - это не поражение России.
Россия только выиграла от того, что вместо самодержавного правления на исторической сцене появилось буржуазно-демократическое правительство.
  Но правительство Керенского очень быстро растеряло власть, не считаясь с многочисленными   человеческими жертвами, продолжив прежнюю порочную линию - “войны до победного конца".

  Декрет о мире, принятый с самых первых шагов Советской власти, это не заурядная декларация, которая выражает желания мира и едва ли может быть выполнена, это документ Рабоче-Крестьянского Правительства, в котором ясно выражено негативное отношение к той войне, её целям и задачам, к тайным сговорам дипломатии, и открыто высказано предложение "всем воюющим народам и их правительствам начать немедленно переговоры о справедливом демократическом мире."
  И далее: "Справедливым или демократическим миром, которого жаждет подавляющее большинство истощённых, измученных и истерзанных войной рабочих и трудящихся классов всех воюющих стран..... Правительство считает немедленный мир без анексий (т.е. без захвата чужих земель, без насильственного присоединения чужих народностей) и без контрибуций".
      (Из Декрета Второго Всероссийского съезда Советов о мире 26 октября (8 ноября) 1917 года)

  В этом Декрете также совершенно недвусмысленно осуждалось насильственное присоединение наций, независимо "от того, насколько развитой или отсталой является насильственно присоединяемая или насильственно удерживаемая в границах данного государства нация".
  Таким образом, было выражено непримиримое отношению к разжиганию межнациональной вражды , выражена поддержка права наций на самоопределение.

  Признание такого права у всех наций и народов неразрывно связано с борьбой за прогрессивное социальное устройство, за социализм.
 Ведь можно поддерживать в рамках международной солидарности борьбу народа за его освобождение от национального гнёта, против классового неравенства, но невозможно принести свободу извне, путём военного вмешательства и принудительно организованного "самоопределения".

  Следовательно, поддержка самоопределения наций со стороны социалистических сил - это не поддержка данного права лишь только ради отделения и противопоставления одних наций другим, поскольку требование самоопределения непосредственно связано с борьбой этих сил за социальное равенство, за равноправие народов:
 "Империализм есть эпоха прогрессирующего угнетения наций всего мира горсткой "великих" держав, и потому борьба за социалистическую интернациональную революцию против империализма невозможна без признания права наций на самоопределение.
"Не может быть свободен народ, угнетающий чужие народы" (Маркс и Энгельс).
 Не может быть социалистическим пролетариат, мирящийся с насилием "его" нации над другими нациями".
(В.И. Ленин "Социализм и война")

   Тогда же, в июле-августе 1915 года Ленин писал:
"Если социалисты  Англии не признают и не отстаивают права на отделение Ирландии, французы - итальянской Ниццы, немцы - Эльзаса-Лотарингии, датского Шлезвинга, Польши, русские -  Польши, Финляндии, Украины и пр., поляки - Украины, если все социалисты "великих", т.е. совершающих великие грабежи, держав не отстаивают это же право по отношению к колониям, то это именно потому и только потому, что они на деле империалисты, а не социалисты".
        (В.И. Ленин "Вопрос о мире")

То , что именно социализм общественная сила, способная противодействовать новейшему человеческому "варварству и озверению", развязыванию мировых войн империалистической буржуазией, подтверждается самим ходом современной истории, почти полувековым мирным сосуществованием, без таких войн, государств социалистической системы во враждебном империалистическом окружении.
 
  Гонка вооружений и враждебные действия конкурирующих сил в мире были всегда, но именно благодаря поддержке и влиянию СССР происходило крушение колониальной системы грабежа менее развитых стран и народов. Благодаря СССР, между враждебными блоками (социализма и капитализма), на основе баланса сил, предпринимались практические шаги по ограничению и сокращению стратегических вооружений, по безопасности и сотрудничеству в Европе, по предотвращению ядерной войны.

   К сожалению, эти разумные и целенаправленные действия социалистических сил в мире были остановлены в результате, так называемой, "перестройки".
  "Новое мышление" и "разоружение", во внешней и внутренней политике, на закате СССР означали в реальности предательство борьбы народов за социализм и его разоружение перед империалистической экспансией.
  Капитализм, как и прежде, в отсутствии альтернативной,  сильной,  сдерживающей его системы общественного развития, пускает в ход весь привычный арсенал средств агрессивной борьбы и конкуренции, варварства и насилия.


Рецензии
Хорошая статья написана с глубоким анализом и хронологией исторических событий. Согласен со многими её положениями и выводами. Хочу только заметить, что многие забывают то, что сказано в трудах В.И. Ленина. Как его ни охаивают сейчас, но он всё же был гениальным теоретиком, этого у него не отнять. Достаточно вспомнить хотя бы две основополагающие фразы, которые многие забывают. В которых как раз и говорится о том, что социализм окончательно победит только тогда, когда будет переделано сознание людей. А это значит, что государство, особенно когда оно находится во враждебном окружении, должно обладать своей идеологией и с детских лет прививать её своим гражданам. Идеология бывает очень разной. В Германии, к примеру, во времена прихода к власти нацистов была своя идеология, призванная крепить дух нации и быть лояльным и преданным режиму. Построенная на страхе и обещаниях сделать каждого немца господином в завоёванных странах. И надо признать, она у них довольно успешно работала и служила мощным орудием этого режима, сплотившего нацию своей идеологией порабощения других народов. Идеология — это мощная опора и поддержка государства и власти. Она при социализме, например, была призвана прививать людям главные человеческие качества: справедливость, любовь к родине и быть преданным своему государству, быть активным, морально устойчивым, честно трудиться, учиться, быть отзывчивым, с уважением относиться к окружающим людям, быть честным, правдивым, патриотом своей родины, уважать старших, помогать нуждающимся и быть защитником родины, приходить на помощь людям, попавшим в беду, и многое другое. А главное — это стремление построить справедливое общество и нетерпимость к жулью и проходимцам, ворам и эксплуататорам, и разоблачение пороков буржуазных стран и капиталистического общества. Что же в ней плохого? А либералы с пеной у рта кричат, что она не нужна, вредна, она якобы ограничивает их свободу. Свободу безнаказанно воровать. Они боятся правды, и их стремление ослабить государство связано именно с этим, и чтобы в слабом государстве, лишённом идеологии, было бы легче обманывать людей. В СССР идеология до определённой поры очень неплохо работала. Особенно в период Великой Отечественной войны, восстановления страны и дальнейшего её развития. В идеологии — сила государства, и она имеется в каждой стране. Своя, конечно, как гласная, так и негласная, но она есть. И направлена она на сохранение этого государства. Основа социализма — это его идеология. Социализм-то и рухнул, что ослабла его идеология, стало много недовольства и сильно начало сказываться направленное на разложение западное влияние. А главное, что система управления не соответствовала времени и его социалистическому устройству. Страна впала в застой, и смешно сказать, практически два человека, Горбачёв и Ельцин, мало что понимавших в государственном устройстве, разрушили страну. А привели к этому разложившаяся верхушка и несколько больных старцев со своими кланами, боровшихся за власть, которые и профукали государство, перестав заниматься его экономикой и идеологией, учитывая новые требования времени и развития общества и государства с его плановой экономикой, которую надо было реформировать и сделать более гибкой, приспособленной к новым реалиям, а не основанной на устаревших догмах. Воспользовавшись разложением правящей верхушки, пришедшие к власти так называемые реформаторы с помощью западных денег, их идеологии и направленных на разрушение инструкций, разрабатываемых десятилетиями, и чудовищного обмана завершили дело, разрушив мощнейшее государство, превратив его в третьеразрядную коррумпированную страну. Заодно очень хорошо обогатившись, присвоив фактически задаром все основные ценности и недра государства. Так что переделать сознание людей и реформировать страну, в отличие от социалистического Китая, не получилось. Вот она и рухнула. А что касается второго его утверждения, что высшая стадия капитализма — империализм, мы наблюдаем сейчас во всех его проявлениях, которые могут привести ко всемирной катастрофе. С той только разницей, что главная империалистическая держава, победившая своего соперника, сама слабеет.
Уступая место другой нарождающейся мощнейшей стране, сумевшей за тридцать лет из нищей страны стать передовой державой мира. Которая неизвестно как поведёт себя в будущем, когда обгонит по экономической и военной мощи своего соперника, Соединённые Штаты. Став ведущей страной мира, не имеющей соперников.

Владислав Копцев   18.05.2025 14:31     Заявить о нарушении
По поводу идеологии и "переделывания сознания людей" замечание.
Не отрицая важность развития идеологии, нужно отметить, что выделение первостепенного значения идеологии в построении социализма - идеализм. С материалистической точки зрения первоосновой является материальная жизнь людей, общественные отношения. Следовательно построение социализма прежде всего увязывается с материальным уровнем жизни, справедливыми общественными отношениями, а идеологическое развитие неизбежно будет зависить от этих факторов. Когда возникают вопиющие противоречия фактической жизни людей с провозглашаемыми социалистическими целями, создаётся почва для чуждых социализму идеологических течений, для реставрации капитализма, как в СССР или в Китае.

Виктор Ушаков   19.05.2025 07:59   Заявить о нарушении
Вы совершенно правы, разумеется. Одной идеологией сыт не будешь. Но она играет очень важную роль в настроениях населения. Если обещания правящей верхушки не расходятся с делом и жизнь постепенно улучшается, тогда и вера в верность и правильность выбранного пути крепнет, и растёт самосознание и гордость за свою страну. А быстрый рост благосостояния и экономики в условиях закрытых рынков западного мира и их благополучия, полученного путём грабежа слаборазвитых стран, а также немыслимой гонки вооружений, было сильным сдерживающим фактором для развития и роста благосостояния страны. Но главное, я считаю, заключалось в том, что в стране была устаревшая система управления, в которой партийное руководство сильно влияло на развитие экономики, не всегда прислушиваясь к мнению специалистов и учёных, опираясь на идеологические принципы, которые во многом устарели и были даже вредны, забыв про свою главную задачу — идеологическую работу с учётом развития экономики и меняющейся обстановки в мире, а не оперировать лишь устаревшими понятиями, ставшими попросту догмами. Руководитель страны обладал практически диктаторской властью. Всё это и привело к катастрофическим последствиям во всех сферах, и в идеологии, и экономике, приведших страну к краху. В такой системе умный руководитель получает возможность своими продуманными грамотными действиями развивать страну и её экономику, а недалёкий и бездарный, некомпетентный правитель, окружив себя такими же некомпетентными преданными ему подхалимами, во всём ему потакающими, её начинает разрушать. Сосредоточив в своих руках практически неограниченную власть, постепенно ведёт страну к кризису и краху. Начало этому положил Хрущёв, да и Брежнев тоже звёзд с неба не хватал и не очень разбирался в экономике и ничего не хотел реформировать, поэтому и привёл страну к застою. А там уже поехало-пошло. Идеология зашаталась, подняли голову националисты, началась коррупция, разброд и шатание. Пошла борьба за власть, государство ослабло и не могло сдерживать многие негативные факторы, расколовшие страну, особенно разрушало её националистическое движение, поддерживаемое Западом. А посаженный на престол стараниями кучки старой гвардии Горбачёв, слабый руководитель, ограниченный и недалёкий человек без твёрдых убеждений, не разбиравшийся ни в экономике, ни в политике, надеявшихся руководить им и остаться у власти, сильно ошиблись, он их тут же всех и убрал. Своими непродуманными реформами и действиями, заигрывая с Западом и обманутый им, пошёл у него на поводу, разрушил СЭВ и, предав ГДР, фактически передав всех своих союзников Западу и потеряв способность управлять страной, отменив пятую статью о руководящей роли партии, основу тогдашнего строя, подрубил тем самым сук, на котором сидел, даже не понимая этого, и привёл в конечном итоге страну к краху, а откровенно прозападно настроенный Ельцин, стремясь захватить власть любой ценой и действующий по его лекалам, завершил дело и развалил государство без войны и серьёзных предпосылок к этому. Путём предательства разрушил мощнейшую страну, вторую экономику мира, окружённую многочисленными союзниками. Это была, как казалось, несокрушимая сила. В СССР было заложено и недостроено сотни тысяч новых предприятий и заводов. Страну, как говорится, сбили на взлёте путём предательства интересов государства и народа. Основным фактором этому послужила её устаревшая система управления. Власть боялась реформ и неспособна была их проводить, а ослабление идеологической работы среди населения, позволившее развиться националистическим и прозападным настроениям, внедрявшим ложные представления о капиталистической системе, рисуя её яркими красками, забывая сказать, что хорошо живётся в этой системе только бывшим колониальным странам, построившим своё благополучие на грабеже. И очень богатым людям, а большинство населения лишь их обслуживает, получая от них лишь крохи от барского стола. Хотя, по правде сказать, крохи эти тоже бывают немалыми, чтобы не бунтовали. Потеря веры руководству страны, её идеологической направленности, откровенное предательство, бездарность и откровенная глупость и безыдейность её руководителя и привели страну к краху. А идеологическая направленность и вера населения в социалистические принципы, а также создание в кратчайшие сроки мощной современной экономики и помогли победить фашизм, напавший на нашу страну. Хотя население тогда жило не очень богато. А вера большинства населения и особенно молодёжи в правильность выбранного пути помогало строить и развивать страну. Так что, несмотря ни на что, идеология и её производные — патриотизм и убеждённость — всегда играют очень значимую роль. Не зря участники СВО поднимают красные знамёна, помня подвиги старшего поколения, своих дедов и прадедов. А это тоже идеология. Отсюда и вера, и убеждённость в правильности своих действий.

Получилось очень многословно и слишком длинно, уж извините, не хочется переписывать. Да и вопрос очень непростой, в двух словах трудно выразить своё отношение к тем событиям, непосредственным образом связанным с затронутой темой, и многое осталось, как говорится, за кадром. А главное, что за державу обидно.
С уважением, В.Копцев.

Владислав Копцев   19.05.2025 12:48   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.