Три периода жизни

            Попалась недавно статья о внешних проявлениях, признаках человека, готовящегося покинуть этот мир, - исчезновения радости и прежней привязанности к жизни, ну и с призывом к помощи и всяческой поддержке этого человека.
            С одной стороны, всё так, кому безразличен близкий в таком состоянии? Но! Хочу вспомнить культуры, в которых вопрос временных интервалов, периодов жизни, внутреннего и внешнего отношения к ним издревле отработан и установлен. Прежде всего, конечно, напомню Индию. Три больших этапа подчинены трем проявлениям Тримурти - Брахме, Вишну и Шиве. Когда ребенок чуть подрастет, его отдают учителю, который берет на себя обучение, заботу и карму чела – ученика. Это период Брахмы, явившаяся душа просыпается и обретает своё сознание. Дальше – период Вишну, человек заводит семью, становится домохозяином, грихастхой, работает, заботится и содержит семью. Примерно с появлением внуков, он всё оставляет, уходит из семьи и селится где-нибудь на краю деревни, научая и помогая советом, потом и вовсе берет миску и одеяло и странствует, становится саньясином. Это период Шивы. Для семьи человек, как бы, умирает. Конечно, не все следуют традиции, многие принимают, например, саньясу в молодости. В чем здесь столь непривычный для Запада, но великий смысл? Человек проходит весь жизненный цикл, но он не привязан к нашему плотному плану, ему дана возможность поэтапного растворения, осознания мира и, прежде всего, себя. Он никуда не торопится, но и никто его, больного, не тащит за пижамные штаны в кровать, дабы еще полежал, пожил.
            Запад, увы, лишил себя этой, быть может, самой важной фазы жизни, скольких я видел, которые чуть не до последнего часа строили из себя «делателей», так и не познав самого важного. Для Запада, болезнь, смерть – проигрыш, о котором не принято думать, говорить, это где-то там, в скобках, или за скобками. Конечно, перестроить наше сознание вряд ли удастся, для этого нужно трансформировать всё понимание бытия, весь умвельт Запада, это дольше, чем вырастить хороший английский газон, а времени, похоже, не осталось. Так что, может быть, Анна Кирьянова, написавшая свою сердобольную статью, и права.

01.11.24


Рецензии