Пределы доверия

Характеристика процесса

1. Пределы доверия

1. Доверие в духовно-нравственном плане - это довольно редкое явление, поскольку эгоистическая «я - концепция» очень серьёзный противник для человеческого сознания. Как для сознания ученика - послушника, так и для сознания учителя - духовника. Спасительный путь послушания начинается с осознания того, что исцеление сознательного восприятия мира идёт не от разума, а от веры в то, что Бог есть «любовь человека к человеку» и понимания того, что послушание не есть подчинение человеку, а слышанье слова божия. И лишь те, кто подчиняют себя слову Бога, заслуживают доверия, ибо реально любят того, кто им послушничает. Может статься, что они, послушник и духовник, так и не продвинутся далеко по пути доверия, ибо никто не постигает любовь более того, чего позволяет ему его готовность принести себя в добровольную жертву, в своих заботах о другом человеке. Уровни готовности к доверию меняются только тогда, когда духовник или послушник делает следующий шаг в постижении Слова Бога и готов смириться пред другим человеком, как Сын Человеческий смирил себя ради служения грешным людям, к которым Он пришёл как Спаситель. Этому человеку предоставляется возможность устроить свои взаимоотношения любви с тем человеком, в котором он видит грех и недостоинство. Простить и пожалеть его, по той причине, что ему самому необходимо просить прощения у этого человека за свои грех и недостоинство. Только тогда в душе этого человека родятся доверие и любовь, соответствующие такому изменению в нём самом. Тогда между ними снова возникнет общение любви, и протянутся узы доверия и они продвинутся далее в своих отношениях, сделав их более чистыми светлыми и святыми. Возможно, в каждом из них откроется что-либо новое, такое, какого он ещё не переживал в своей жизни, ибо доверие, как и любовь - «неисчерпаемы в своих дарах». Так или иначе, но можно не сомневаться: каждого на пути доверия ждёт прогресс духовно-нравственного совершенствования. Регресс или движение вспять - возможны как временное явление, в случае того, если кто-то из них затормозит себя в своём трезвении - расставании со своей прежней «я - концепцией». В целом же, их ждёт единое для всех направление: вперед к Истине Слова Бога.
2. Доверие, сама по себе, это аскетический процесс. Одна из ошибок, лелеемых «эго» и внушаемой им ветхому человеку, состоит в том, что вере, якобы, самой по себе, без дела понуждения себя к смирению, кротости и прощению, под силу истинное духовно-нравственное изменение состояния души. А, следовательно, и истинное творчество. Когда мы говорим о «спасительном отказе то иллюзии» или о «последнем сне души», то вовсе не имеется в виду то, что за одной иллюзией не последует другая; однако именно здесь находится «последняя защита “эго”», как тот принцип, по которому «эго» строит свои «защитные бастионы» внутри человеческого сознания. «Сопротивление прощению» - есть его способ защиты и виденья мира, его интерпретация роста и прогресса человеческого совершенства. Подобные интерпретации будут неизбежно ложными, поскольку они отрицают очевидность того, что человек в этой жизни проходит по цепочке иллюзий - от одной к другой и далее... Изменения, которых ищет «эго» для души - не истинные изменения. Они - лишь более глубокие тени, или же тучи и туман, собирающиеся в иной узор на «небесном экране» человеческой души. Но всё созданное из иллюзий нельзя назвать ни новым, ни иным. Иллюзии - это всегда и всего лишь иллюзии, а Истина всегда и неизменно есть Истина.
3. Аскеза как сопротивление «Я - концепции», описанное здесь, характеризует обоих участников духовно-нравственного общения, как духовника, так и послушника. В обоих случаях подобное сопротивление аскетическому процессу ограничивает доверие, ибо искажает и ограничивает его цели. не борется с «эго» в аскетическом процессе, а лишь поддерживает душу Святой Дух человека в её сопротивлении «эго» и в попытке сбросить маску эго со своего лица. Он ждёт мыслей, слов и поступков, открывающих для него человеческую душу и терпение Его беспредельно. Его цель всегда - истинная целостность души и её сотворчество с Богом. Только такие настроения и желания духовника и послушника смогут сделать единым их общение, и присоединят их к Цели Святого Духа. Когда исчерпан «я - конфликт» внутри каждого из них, к ним приходит определенность единства их цели.
4. В идеале, доверие представляет собой основание общения - «череду святых встреч», в которых встречаются духовные собратья, чтобы «взаимно дарить тот божественный покой», который они ощутили внутри себя. В один прекрасный день подобное свершается для каждого человека на земле, в «череде его святых встреч», ибо каждый учится послушанию Божественному Слову. Кто-то из послушников становится духовником для других, слушающих Слово. Он постигает Слово, делясь этим своим постижению с собратьями, и чем больше таких собратьев, тем большему научится. На какой бы стадии духовного постижения ни находился человек, всегда есть те, кто спрашивает у него духовного совета. Советчик не сможет воспринять более того, что он уже услышал, если не предложит этого другому человеку, желающему слушать его сейчас. Только вместе, они придут в восхищение Истиною Слова.


Рецензии