Галбыкин и иные
Конец мира и его разрушение одновременно оказываются началом нового мира, нового рая.
***
– Короче, – сухо продолжал Гуров, – я тебе, Володя, не враг, ты мне, Володя, брат. И тебя я сроду никуда не пошлю, потому что мне мой край очень хорошо известен. Против своего у меня никакой силы нет, а если и есть, пользоваться ею мне неприлично. А хазаркам нечего крутить амуры с коренным населением, особенно теперь, когда всякий час на счету. Что сроки близятся – вижу, а откуда шандарахнет – не вижу, такой у меня край, а Василий Иванович ушел, спросить не у кого.
– Какой Василий Иванович? – спросил Волохов.
– Не обращай внимания, считай, что Чапаев. Ну так вот, друг милый. Что ходим мы по кругу – это мы с тобой обсуждали многократно. Хождению этому не было бы края, кабы не одно специальное пророчество, известное нашему племени с давних времен. Угнетать нас по очереди можно сколько угодно, а вот в брак вступать с угнетателями можно избирательно. Потому что родиться от этого брака может тот, кто всему нашему роду положит начало. Что такое начало, надо тебе объяснять или сам догадаешься?
***
XXX - это божество, и многие его свойства совершенно не связаны с мужским половым органом. Это касается, например, его всеведения (ср. традиционное XXX знает, теперь уже часто заменяемое на рационализацию XXX кто знает, по существу бессмысленную, в то время как первое выражение имеет строгое значение: "Это (только сам) XXX знает" = "Это (только) Богу ведомо". Заметим, что последнее выражение функционировало в языке как точный семантический эквивалент первого.)
Можно предположить, что XXX - благой бог, связанный с мудростью, ведением и знанием. Ближайшим эквивалентом его в общеизвестных традициях является, скорее всего, Гермес. [Интересной темой является рассмотрение атрибутов Гермеса, особенно его посоха-кадуцея с его явно фаллической символикой и функциями орудия психопомпа, то есть водителя душ. Согласно представлениям о перевоплощениях, душа входит в тело вместе с семенем, то есть действительно следует за "посохом"- фаллом.]
Это подтверждается этимологией и значением слова мудрость, которое прямо связано с мудями [testiculi] (ср. слово мудак с переворачиванием значения - каковое, впрочем, характерно для всех сакральных понятий, ср. слова жрец и обжора [о последней паре значений см. Н.Н. Ерофеева, Образы еды в античной драматургии... в сб. "Образ-смысл в античной культуре, М., 1990] ).
Наконец, на связь XXX с мудростью указывает значение производного слова XXXня "чушь, бессмыслица, ахинея". Если бы XXX представлялся исключительно как penis, слово XXXня имело бы очевидное и ожидаемое значение "выделение XXX", то есть "семя", sperma - никак не связанное с проблемами смысла и значимости высказываний. При этом само семя вообще не имеет установленного матерного обозначения, кроме сомнительного <фья - слово неприличное, но явно не матерное.
4. Но представления о мудрости (у всех народов) всегда включало в себя противопоставление мудрости благой, светлой, и мудрости тьмы и зла, чёрного знания и запретной магии. Как правило, носителем последнего был двойник или близнец светлого бога, или его тёмная ипостась, носитель злой мудрости. В греческой мифологии такую роль играет Геката - богиня чёрного колдовства и кровной мести, к образу которой нам ещё придётся вернуться. Пока же ограничимся констатацией факта: в рамках религии XXX мыслимо и представимо злое божество, обладающее нечеловеческими знаниями и губительное для смертных. Если вспомнить традиционную славянскую мифологию, вообще существенно дуалистическую, то предполагаемый "чернобог", скорее всего, является непосредственным противником его, соперником в мудрости и разрушителем его планов. Можно сделать предположение, что он как-то связан с женским началом, причём аспекте его противоположности мужскому, а не в его дополнительности к нему.
5. Здесь можно снова обратиться к труду Успенского. На примере выражения TR твою мать! он показывает (путём анализа формы глагола), что в рамках матерной лексики существуют табуированные слова, которые вообще не произносятся. Если учесть, что сам мат представляет собой сакральную лексику, то запрещённое в мате и даже неназываемое может относиться только к "святая святых", дважды или трижды священного (или проклятого). Вопрос, в сущности, прост - кто TR твою мать?
Успенский, прибегая к традиционному приёму - то есть поиску косвенных свидетельств и полагая, что искомое могло сохраниться на периферии данного культурного явления (в данном случае мата), ищет и находит ответ. Мать TR пёс (к этому представлению восходят известное русское сукин сын или польское пся крев). Наиболее важным для нас является представление об этимологической связи слов пёс и YY [с. 98]. Всё это указывает на имя искомого божества. Оно общеизвестно. Это YYY.
Кажется, никто не обращал внимания на уникальную структуру и парадоксальный смысл этого слова. Прежде всего, мужское производное от сугубо женского по смыслу слова (что может быть более "женским", чем название женского полового органа!) уже могло бы насторожить. Значение этого слова ещё более любопытно, поскольку (при внимательном рассмотрении) выясняется, что оно является родовым для всех понятий, связанных с любыми бедами, несчастьями, смертью, крушением надежд или планов и т.п.: его значение шире, чем у любого из них. То есть имя YYY является категорией, без владения которой полноценное русское языковое мышление едва ли возможно.
***
«Чапаев и Пустота» — третий роман ПВО, написанный в 1996 году.
Евгений ПРОШкин. "Зима 0001". 2002.
ПВО "Священная книга оборотня", 2004
Дмитрий Быков. ЖД. – М.: Вагриус, 2006.
Евгений Лукин. "Бытиё наше дырчатое", 2007
Свидетельство о публикации №224110102166
http://www.youtube.com/shorts/_RZz-LbwL3Q
Даниил Шаломатов 02.11.2024 00:28 Заявить о нарушении
http://www.youtube.com/watch?v=vEMprlrlPk0
Даниил Шаломатов 02.11.2024 01:17 Заявить о нарушении
http://www.youtube.com/watch?v=RgR3En1N2vY
Даниил Шаломатов 02.11.2024 01:38 Заявить о нарушении
http://www.youtube.com/watch?v=gmQnZOkMdCo
Даниил Шаломатов 12.01.2025 22:42 Заявить о нарушении