Легенда о Сонной лощине. Нейрографика мысли
и нейрографика мышления
"Книга" и "Фильм"
Заметка
"Нейрографика творческой мысли в создании мультипликационной картины 1949 года по мотивам "Легенды о Сонной лощине" Вашингтона Ирвинга и информатика слова произведения-источника"
Слово о Легенде Сонной лощины
Из замка грёз -
в лощины сонной лоно,
Где спит герой
под чарами легенд,
Найдя своей душе
приют укромный,
Писатель отыскал
истории той след,
Где козодоя крик
тревожит суеверных,
И мчится всадник,
но без головы,
К мосту, скорей беги!
Но будет ли там верно
Действительность иль новые миры...
(Ксения Мира)
Памяти названого отца, в раннем детстве мультфильм показал мне он, и мы вместе смотрели и смеялись...
Нейрографика творческой мысли
Информации свойственно созидающее начало, и это движение возникает не только от мысли к мысли, но и из самой информации рождается всё новое. И это созидательное движение удобно рассматривать на примере творческой деятельности.
В данной заметке рассмотрим с вами нейрографику мысли создателей мультипликационной картины 1949 года по мотивам "Легенды о Сонной лощине" Ирвинга Вашингтона, и работу творческого ума от соприкосновения с произведением-источником.
Начало картины совпадает с произведением, и параллельно описанию места действия показывается карта, которая обращает мысли зрителя, слушающего рассказ, не только к месту действия, но и к истории - это местность до появления современного Нью-Йорка, какой была природа, какие поселения были в те времена, и благодаря визуализации рассказа возможно это движение мысли, обращённой одновременно и к повествованию, и к прошлому того места и его изменению до настоящего времени. Для творческих целей это умение через разные виды информации и средства выразительности обращать мысли к разным вопросам параллельно, и это одновременно и игра с воображением и серьёзная тонкая работа с сознанием созерцающего.
Мультипликационная картина музыкальна, создана с лихостью и куражом и усиливает комичность повести. Описание писателем занятий учителя пением даёт простор для звука в картине, как и упоминание бала, - и даже прозаический рассказ о всаднике без головы превращается в картине в поэзию песни, когда Бром пропевает эту историю завороженным слушателям.
Творчество из слова может воплощать его подлинно, или через нахождение смыслов, связанных с этим словом. Так дословно воплощён образ школьного учителя Икабода Крейна: высокий и неимоверно худой, и описываемые в тексте ноги-лопаты, которые сгибаются как у кузнечика, когда он садится на старого коня по кличке Порох. А вот манеры Крейна со всей широтой раскрыты в действии: его виртуозность при всей своей нескладности в обращении с предметами, это противоречие добродушия и жадности - всё воплощено в мультипликации.
Но слово может рождать и более потрясающий вид творчества, чем его реалистическое воплощение. Из одного слова или сочетания слов, которые автор упоминает вскользь или оставляет нераскрытыми, другие создатели извлекают множество смыслов. К примеру, именно в картине развита мысль, как именно жил Крэйн, если жалованья учителя не хватало, помимо того, что он ходил по гостям, - в картине герой спит там, где работает - в школе, и кафедра учителя превращается в спальню. Или угаданное по словам - розыгрыш Крейна его соперником Бромом, и тогда всё становится на свои места, и происходит превращение брошенной всадником в учителя головы в тыкву, а сам всадник оказывается Бромом - и это уже игра сознания внутри истории, как и легенда всегда существует рядом с действительностью. И получается не только "рассказ в рассказе", но и сознание многократно погружается в эту историю, и с точки зрения героя, и мистика это, или реальность. Так приведу в пример старую кинокартину "Дом длинных теней", в которой данная композиция живо играет с сознанием зрителя, и история ужасов на самом деле не только разыграна, но и вовсе сочинена.
При работе с текстом создатели картины не только воплощали подлинное слово или развивали замыслы, но также в творческих целях ими сокращается описание, но общий смысл не теряется и сохраняется в одном символическом выражении. Например, "мечтания" школьного учителя о разных благах, которые подробно перечисляются Вашингтоном Ирвингом, отображено в паре картин превращения зерён в монеты вместо примеров из текста - и смысл передан.
Все средства, цвет, звук, действие, позволяют развернуться слову и мысли в их безграничном масштабе. А история в слове указывает на сами средства воплощения, которые использованы при создании картины. Звуки, описанные писателем, разворачиваются в картине и гармонизируются музыкой, и ночное и устрашающее уханье совы и кваканье жабы вместе с тревожными и щекочащими нервы струнами и испугом Крейна вместе превращают ужас в шутку, а все звуки - в настоящую музыку. И как мастерски передано слово, описывающее ночную поездку героя через лес к мосту и встречу с всадником без головы и погоню последнего за учителем. Вначале Крейн, чтобы ободрить себя, стал свистеть, - об этом пишет автор, и в картине герой насвистывает целую мелодию любимой им песни, которая обычно звучит весело, но от ужаса зазвучала пугливо и приглушённо под сводами смыкающихся над учителем деревьев, а описываемые страхи и биение сердца переданы в картине в дрожи перонажа и сопровождающих действие струнных. Идеал достигается тогда, когда всё действие совпадает с музыкой - в этом основа эстетики создания живой картины. Но чтобы прочувствовать, всегда нужно обращаться к истокам, к произведению-источнику, его информатике, в которой при соприкосновении с мыслящим умом заложена творческая сила.
2024, Ксения Мира
Свидетельство о публикации №224110100074