Круглый стол Художественный мир Галины Щекиной
Рассматривая художественную прозу Галины Щекиной с тем чтобы выявить специфики женских образов главных героинь легко увидеть их типичные, и, как бы лежащие на поверхности черты. Все они, как правило, матери, жены и хранительницы домашнего очага. Персонажи адаптированы в социуме и ничто человеческое им не чуждо.
Однако, погрузившись в художественный мир произведений Галины Щекиной глубже можно увидеть, что её героини нередко преодолевают обрушившиеся на них трудности и решают сложные жизненные проблемы. Пересиливая иногда просто усталость, но часто боль и отчаяние они проявляют упорство и твёрдость характера, свойственные скорее мужчинам, чем женщинам. Вырисовываются черты образа сильной женщины, конечно в смысле духовной силы, а не физической.
Вспоминается высказывание Светланы Василенко, одной из основательниц первой литературной женской писательской группы «Новые амазонки». В частности Светлана Василенко заявила: «В современном мире трагической фигурой, через которую проходят непосредственно все боли мира, считаю Женщину» [1, с. 83].
Образы матери, жены, хозяйки дома издавна являются широко распространёнными в русской литературе. Они традиционны, консервативны и подробно изучены в литературоведении.
Поэтому, анализируя художественный мир произведений Галины Щекиной, актуально обратить внимание на приемы, с помощью которых автор формирует образ современной сильной женщины.
В качестве материала для исследования возьмем роман автора – «Графоманка» изданный в 2008 году, повесть «Аномалия» изданную в 2023 году, и рассказ «Мимо Дафны» вошедший в сборник «Улица Гобеленов: повести и рассказы» изданный в 2015 году.
В этих произведениях Галины Щекиной, как и во многих других, главными действующими лицами являются сильные духом, состоявшиеся женщины, но сохранившие при этом лучшие душевные качества.
Время действия ппроизведений – современность, место действия – Россия.
В романе «Графоманка» описаны зрелые годы главной героини Ларичевой. Повесть «Аномалия» является семейной хроникой, и рассказывает о жизни четырёх поколений. В какой-то мере она выглядит хранилищем родовой памяти. В рассказе «Дафна» в центре сюжета библиотекарь Нила, но главным героем является её подруга Дафна. Все произведения интересны ещё и тем, что они во многом автобиографичны.
Эти факторы важны в оценке образов героинь как в контексте их самоосознания, так и в восприятии со стороны окружающих.
В центре повествования романа «Графоманка» судьба женщины – писателя. Являясь никому не известным прозаиком, Ларичева страстно пытается пробиться к читателю и быть услышанной. Но всё осложняется тем, что семья и работа практически не оставляют ей ни сил ни времени на творчество. Она пишет по ночам и порой засыпает прямо на клавиатуре компьютера.
Сюжетная структура романа Г. Щекиной пронизана повседневной и офисной суетой, а образы второстепенных героев часто статичны. На этом фоне легко заметить, насколько деятельна сама Ларичева. Неутомимо перемещаясь в пространстве романа, она формирует вокруг себя художественный мир произведения.
После описания посещения Ларичевой поликлиники и общения с персонажами такими как «крахмальная» медсестра, после родительского собрания и воспоминаний о похоронах коллеги Поспеловой «с чужой оранжевой помадой на губах» за судьбу героини романа становиться как-то тревожно.
Но мы видим, что ей всё по силам, а постоянно возникающие проблемы всегда находят своё разрешение. Сила её характера во многом проявляется в решениях и поступках при взаимодействии с окружающим миром и в частности с социумом.
Но наиболее важной чертой характера Ларичевой, на мой взгляд, является способность к сопереживанию, которая развита у неё необычайно сильно. И это обстоятельство как нельзя лучше говорит о духовной силе этого персонажа.
Ларичева переживает эмоции и чувства другого человека как свои, то есть является эмоциональным эмпатом. Об это прямо говорит автор: «…она плакала от неведомой радости. Оттого, что чужая радость лучше своей» [2, с. 7]. Героиня романа может помогать и не задумываться об этом, но позже она размышляет: «Когда один другому может что-то дать – только это чего-то и стоит!» [2, с. 21]. И вот она берёт на себя боль Батогова, а в том, как это происходит, есть что-то мистическое. Не считаясь со временем и затраченными усилиями, помогает Упхолову. То есть находит себе проблемы там, где другой человек, не увидит даже малейшего повода для беспокойства.
По-моему, способность к эмпатии – одно из самых замечательных человеческих качеств. Ведь на другом конце шкалы полное равнодушие к несчастью других. А это уже душевная пустота и бездуховность.
Важно отметить и отношение главной героини к происходящему. Она с иронией относиться не только к окружающему её хаосу, но и к самой себе. В детальном и глубоком отображении эмоций, мыслей и переживаний Ларичевой проявляется психологизм романа.
Самоирония – это признак не только высокого интеллекта и тонкого чувства юмора, но и показатель уверенности в себе, зрелости и психической устойчивости человека.
Интересна позиция автора-рассказчика. Конечно, он не сливается с героиней как в лирических произведениях, но и не дистанцируется от неё. Возникает уникальная ситуация когда самоирония персонажа переплетается с иронией и самоиронией автора в практически неразрывное единое речевое пространство. Это способствует более полному раскрытию характера главной героини и сюжетных коллизий романа.
Загруженная работой и увлечённая литературным творчеством Ларичева порой не успевает, как следует позаботиться о собственной семье. Понимая это, она беспокоится, но проблема остаётся: «…Голова работала с натугой, как перегретая «Искра». Сын в новом садике. Плачет, наверно. Дочь не в школе. Что она есть будет? Дома только гречневая каша, а вот осталось ли молоко? Муж опять в командировке. Денег, естественно, нет...» [2, с. 10].
С первых же строк роман приводит в изумление необычным языком. Повествование насыщено целым спектром изобразительных средств. Автор широко использует разговорные слова, просторечия, жаргонизмы и сленговые понятия различных социальных групп. Наряду с этим текст наполнен тропами и стилистическими фигурами. Это с одной стороны, усиливают экспрессивность повествования, с другой – делают его более выразительным.
Лейтмотивом через всё произведение проходит образ – «светлые своды». Образ вызывает ассоциации связанные с чем-то храмовым, сакральным, таким местом, где всё происходящее преисполнено глубочайшего смысла и значимости. И в этом чувствуется горькая ирония автора, скрывающая его разочарование происходящим под этими сводами в действительности.
Символично название романа «Графоманка». По-моему, оно очень точно отражает суть произведения. В названии чувствуется не только ирония и самоирония автора, но и спокойная уверенность в себе.
Повесть «Аномалия» начинается с описания детских лет главной героини – Тони Славновой. Её ранние годы далеко не безоблачны. Строгая и деспотичная мать могла наказать и ударить за малейшую провинность. Тоня росла робкой девочкой и даже долго не говорила, произносила лишь отдельные слова.
Но уже в школьные годы проявились её способности не только к сопереживанию окружающим, но и к самопожертвованию. Желая не дать в обиду мальчика – Юрка, которого часто избивали, она стала провожать его домой. Мальчика она успешно защитила, но ради этого отказалась от своей первой робкой любви к Толику. И лишь много лет спустя, выяснилось, что все эти годы они оба любили друг друга.
Антонина Славнова взрослеет, постепенно набирается жизненного опыта, и обретает уверенность в себе. Она выходит замуж и уезжает к мужу в посёлок. Работает учительницей и не щадя себя заботится о престарелых родственниках мужа. Позже она делилась со старшей сестрой впечатлениями об этом периоде своей жизни. «Понимаешь, – рассказывала Тонечка Вальке, – я ничего не боялась и доходила до крайности. Дерзила всем – и ученикам, и администрации. Мне казалось, я одна всё знаю и понимаю и даже другим могу указывать. Но что я знала о страшной жизни в посёлке? Ничего. А они и так все бедные, не жизнь у них, а настоящий ад…» [3, с. 7].
Проявившаяся ещё в детстве способность героини к эмпатии и её готовность к самопожертвованию становятся основными чертами её художественного образа.
Приняв решение построить для своей семьи дом, Тоня оставляет низкооплачиваемую работу учительницы, и становиться няней для проблемного ребёнка богатых родителей. Кроме того, она трудится сторожем и уборщицей.
Работая няней, Антонина искренне переживает за всю семью ребёнка. «Что творят! – думала она. – Помирить их надо. Что ж они как собаки, а Кузя мучается». … «…Ей было жалко могучего Зернина, который украдкой гладил губами голову Кузи, жаль его, жаль нервную жену Джину...» [3, с. 12].
Прошли годы, и результаты, которых Тоня в итоге добилась, впечатляют: « Она – элитная няня. Очередь к ней стоит на два года вперёд. …Кузя, он уже ходит в школу, умница, чемпион по шахматам. Отец Зернин до сих пор шлёт открытки. Он ведь со своей Джиной потом сошёлся, второго родила» [3, с. 67].
Ухаживая в больнице за деспотичной матерью которая слегла после инсульта Антонина не щадит себя. Но и здесь она осталась верна своим принципам и когда выдаются свободные минуты, ухаживает за другими больными в палате, нуждающимися в помощи.
«То пить, то утку – Тоня вскакивала каждые полчаса. Потом поняла – ложиться смысла нет. Дремала на стуле сидя, клюя носом. Ночь была такой отвратно длинной. Она тянулась, словно вкрадчивая змея, немо выматывая последние силы. В палате лежали ещё пятеро. И с ними не было никого. Как только смолкала мать, начинали стонать другие, а среди них были и совсем старые. Очнувшись, мать звала её и сердилась, если видела Тоню у чужой кровати.
– Какого черта, – стонала она. – Кого нянчишь? Ты забыла, кто я?» [3, с. 67].
Видя страдания Антонины, и другие больные в палате не остаются безучастными:
«Что ты её гоняешь, как сидорову козу? – спросила у матери старуха с крайней кровати. – Она ж свалится. И кто будет за тобой ходить?» [3, с. 67].
Казалось бы, дочь забыла все обиды, причинённые матерью ей и всей семье в прошлом. Антонина из последних сил ухаживает за матерью, но оказалось, что она всё помнит. И однажды она высказала многое, накопившееся за долгие годы, начав разговор с вопроса: « – А скажи, мама, ты много за свой матерью ухаживала? – Что-о? – поразилась мать. – Да как ты посмела только...» [3, с. 67].
Однако, несмотря на все свои положительные качества, Антонине не удаётся сохранить добрые отношения в собственной семье. Она упорно занимается ведением домашнего хозяйства, помогает дочерям и внукам и однажды накопившаяся усталость даёт о себе знать. Она видит, что Медина не дорожит её неоценимой и бескорыстной помощью. Тоня срывается по ничтожному поводу и выгоняет старшую дочь из дома. Позже она пытается исправить ситуацию, но Медина не возвращается, и они не общаются.
Интересен и необычен язык, которым написана повесть. Вот, например, ироничное и живописное изображение умонастроений ребёнка с проблемами развития: «…Рыбки шныряли как молнии – чирк, чирк. Им всё можно, ему нельзя ничего. Автомат купить нельзя, папе звонить нельзя. Тогда он взял, да и толкнул аквариум ногой! Сам не понял, зачем. Бдряммм! Он не испугался, а стал смотреть, что будет. Рыбки заскакали по коврам. В это время звонок у двери. Ку-ку, ку-ку. Папа звонок повесил для Кузи, чтобы лес был.
Вбежали баба Уля, мама Джина и тётя. Стали руками плескать да вздыхать. Мама и баба – ала-бала, ала-бала!..» [3, с. 11].
А вот описание старшей дочери: «…Старшая дочка Славновых – Медина, такая оказалась красавица, просто сумасшествие, с шестнадцати лет мужики убивались по ней. Крутейшая грива разноцветных от природы волос – полосами тёмно-русыми и белыми, как при мелировании, глаза, хмельно сверкающие серо-зелёным, слишком тяжёлые глаза для детского-то лица…» [3, с. 67].
Яркий, образный и оригинальный язык повести насыщен неожиданными, но точными метафорами. При этом описываются не только внешние проявления жизненных ситуаций, но и нередко их глубинный смысл.
В конце повествования Антонина на пенсии и уже бабушка. Прожив длинную и не лёгкую жизнь, она на не утратила способности замечать в окружающем мире красоту. Антонина находит в себе достаточно сил и увлечённости, чтобы заниматься творческим трудом. Она создаёт настоящий домашний музей с уникальными коллекциями, собранными в единую экспозицию.
Название повести «Аномалия» по-моему, может трактоваться по-разному. Это и намёк на то, что произведение содержит мистическую составляющую. А возможно это комплексная авторская оценка специфики жизненных обстоятельств героини и её реакций на них.
В небольшом по объёму произведении «Мимо Дафны» рассказывается о судьбе Нилы. Она работает в библиотеке и мечтает о самосовершенствовании и внутреннем росте. Ради этого Нила посещает тренинги, семинары, но продолжает оставаться легко ранимым и неуверенным в себе человеком. Автор даёт скуповатый, но ёмкий портрет Нилы: «Худая шея, очень короткая студенческая стрижка и насупленный взгляд Нилы говорили о некотором обаянии, но в то же время подсказывали, что ей часто не до себя» [4, с. 89].
Но после того как описывается знакомство Нилы с удивительной женщиной – Дафной, становится очевидным, что именно она – Дафна, является главной героиней рассказа.
Дафна работает в родильном блоке врачом-акушером и отличается неиссякаемым душевным теплом, которым щедро делиться с окружающими её людьми. Она искренне сопереживает всем нуждающимся в помощи и при первой же возможности, не считаясь ни с чем, эту помощь предоставляет. У Дафны есть семья, множество друзей, она состоявшийся и точно знающий свои цели и задачи человек. Облик Дафны имеет яркое и метафоричное описание и даже раскрывает черты её характера: «…отсвет её улыбки лучом скользнул по встречному лицу. Тепло, таимое в уголках вишнёво-спелого рта, так и рвалось наружу. Его было много и рассеивалось оно куда зря, с царским величием. Чёрные локоны трепыхались у щеки и пружинисто падали на норковый песочный воротник. И каблучки как выстрелы. Это дама была не из простых! Она знала, как себя нести» [4, с. 89].
После встречи с Дафной и благодаря её активной помощи в жизни Нилы начинают происходить коренные изменения. В финале рассказа она становиться самодостаточным и уверенным в себе человеком. Это находит своё отражение и в облике и в поведении героини. Но Дафна навсегда осталась в её сердце: «…Нила никогда не забывала, что Дафна заставила ее лечиться и расцветать физически и душевно. И невероятно тосковала Нила о такой подруге, которая словно духовная мать, издали помогала ей…» [4, с. 96].
Внутренний мир Дафны, при всей казалось бы очевидности, далеко не прост. С одной стороны помогая остро нуждающимся в этом людям, она щедро расходует свои силы и время. Это качество Дафны восхищает Нилу: «… Нила ощутила гордость и торжество. Вот это подарок! Вот с каким человеком ее жизнь свела. И опоздай она, Нила могла бы закончить летальным исходом. Подумать только – у самой Дафны семья, дочка, разведенный муж, работенка страшенная, а она еще мотается по палатам, слезы чужие утирает. Вот огонь-то сердца где…» [4, с. 93].
С другой стороны Дафна не согласна разменивать себя на мелочи. Она готова пойти на большие жертвы, лишь следуя своим принципам и идеалам. Однажды на встрече в женском клубе она заявила: «Оглянитесь назад, сестры … Мы все воспитаны так чтобы жить для кого-то, всю-то жизнь мы бесплатное приложение к нашим детям, мужу, к нашей работе. И всегда мы – то кухарки, то прачки, то уборщицы, а когда же мы – это мы? Когда вспоминаем про свое настоящее Я? Русских женщин обычно воспитывают жертвами, чтобы они жертвовали и гордились этим. Но нужны ли такие жертвы? Речь уже не идет о самореализации, о погибшем таланте, о сломанной карьере. До этого вообще не доходит дело… Мы скоро забудем свои имена» [4, с. 95].
Независимый характер Дафны и её твёрдое следование поставленным задачам не находят понимания со стороны мужа. Он хотел бы видеть в ней обычную женщину, занятую детьми и хозяйством и в итоге они разводятся. При встрече с Нилой Дафна так пояснила причины развода: «…Я ведь учусь все время, всегда в напряге, рывке, а ему непонятно это. Говорит то-се, второго ребенка, а я еще в педагогику ударилась. Второй институт мне нужен…» [4, с. 8].
В финале рассказа Нила уже не нуждается в помощи Дафны и выпадает из ближнего круга её друзей и знакомых. Нила грустит, но понимает что теперь у каждой из них свой путь.
Героини рассмотренных произведений очень разные и судьбы у них совершенно непохожи. Но в образе каждой есть общие объединяющие их черты, кроме классических качеств матери, жены и хранительницы домашнего очага.
Нравственные, духовные ценности и душевные качества Ларичевой, Славновой и Дафны таковы, что они не могут безучастно пройти мимо беды другого человека. Все они отличаются ярко выраженной способность к эмпатии и приходят на помощь не жалея ни сил ни времени. А если потребуется, приносят в жертву и своё личное благополучие.
Таким образом, в художественном мире произведений Галины Щекиной можно выделить героев, само присутствие которых является символом противостояния хаосу и надеждой на его преодоление.
Список литературы
1. Новые амазонки: сборник / Сост. С. В. Василенко. М.: Московский рабочий, 1991. – 366 с.
2. Щекина, Г. Графоманка / Г. Щекина. – М.: Издательство «Летний сад», 2008. – 196 с.
3. Щекина, Г. Аномалия / Г. Щекина. – Издательские решения, 2023. – 240 с.
4. Щекина Галина Александровна. Улица гобеленов : повести и рассказы / Галина Щекина; [графика Евгения Шиперова]. - Москва. - Берлин : Директ-Медиа, 2015.
5. Бурдина Е.А. Образ времени сквозь призму языка «женской прозы» // Вестник Брянского государственного университета. – 2011. – № 2. – С. 297-306
6. Начистоту – 2: сборник / Сост. Г. А. Щекина. – Издательские решения, 2021. – 292 с.Воробьева С.Ю. «Женская логика» Галины Щекиной / Воробьева С.Ю. – Волгоград, 2012.
Свидетельство о публикации №224110100077