Ложь и неправда. Всегда осуждение?

     Сегодня дорогой читатель рассудилось мне поговорить с тобой о неких категориях, которые близки между собой с одной стороны, но в то же время несколько отличаются одна от другой. Как ты уже догадался из заглавия данной статьи мы попробуем поговорить о лжи и неправде и об отношении Бога к этим, к слову сказать, не лучшим проявлениям человеческого естества.
     Для начала нашего размышления предлагаю прочесть насколько стихов первого послания апостола Иоанна: «Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. Всякая неправда есть грех, но есть грех не к смерти. Мы знаем, что всякий, рождённый от Бога, не грешит; но рождённый от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему. Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле.» - 1Ин.5:16-19. Что вы увидели из прочитанного?

     На мой взгляд Иоанн поднимает перед первыми христианами довольно щекотливую тему, которая, в принципе, не должна быть характерной для верующих людей, но которая, увы, присутствует.
     И это тема, как вы уже догадались – тема неправды. Как апостол замечает: весь мир лежит во зле, и соответственно неправда и ложь являются характерной его особенностью. Мы все с вами этому свидетели. Ничего не поменялось с тех давних времён.
     Неправда и ложь прочно укоренились в жизни человечества и порою «цветут пышным цветом» и в личных отношениях между людьми, и между различными категориями, такими как государство и народ, и порою даже в семейных отношениях (иначе откуда столь много разводов браков, совершенных по любви).
     Для верующих людей это понятно, так как мы знаем, что все согрешили и лишены славы Божией, знаем и о том, что все имеют греховную сущность. Но если, мы рождены от Бога, то как говорит нам Иоанн, мы не должны грешить, в том числе и не делать неправды. Но так ли на самом деле? Всегда ли верующие люди говорят только правду? 
     Конечно, некоторые из вас могут сказать, что если человек говорит неправду, то он и не является верующим. Это было бы замечательно! Но апостол Иоанн говорит нам именно о брате согрешающим, т.е. о верующем человеке. При всём при этом Иоанн говорит нам о том, что всякая неправда есть грех, но грех не к смерти.
     Как вообще Библия рассматривает данный вопрос?
     Для того, чтобы нам с вами продолжить данное исследование, необходимо вспомнить о том, кто и когда первый солгал?
     Читающие Библию знают, что первый раз ложь была произнесена противником Бога - диаволом в образе змея, когда тот совратил Еву на путь нарушения заповеди Божией о запрете вкушения с дерева познания добра и зла. Тот план совращения рода человеческого стал успешным, когда и Адам стал соучастником нарушения Божьей заповеди. Апостол Иоанн в своём евангелии предаёт нам слова Иисуса Христа об этом: «Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать слова Моего. Ваш отец – диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нём истины. Когда говорит он ложь, говорит своё, ибо он – лжец и отец лжи.» - Ин.8:43-44
    Значит тот, кто говорит ложь является тем, кто продолжает дело лукавого? Да, это так.
    А тот, кто говорит неправду?

    А в чём собственно разница, спросите вы? Разве это не одно и тоже?

    Да, отвечу я, и то и другое не красит любого человека и говорит именно об испорченной его природе. Но всё же, посмею предположить я, в этих близких категориях есть и некоторые различия.
     Ложь первоначально привела к смерти – смерти духовной. Неправда, как производная от этой первоначальной основы тоже может привести к смерти, но, иногда, когда мотивы говорящего неправду благородные, или иные, но очень серьёзные, приводит и к жизни.
    Разве такое возможно, спросите вы?
    Да, отвечу я вам, и предложу совершить некоторое исследование этого вопроса. При всем при том, что всякая неправда есть грех, как мы уже рассмотрели с вами, от этого порока греховной природы не были освобождены в полной мере и праведники.
    Давайте вспомним Авраама, названного в Библии отцом веры. Припоминаете?

    Прочитайте самостоятельно двенадцатую и двадцатую главы книги Бытие, где Бог открывает нам неправду Авраама о том, кем ему на самом деле является его жена Сарра. Конечно богословы находят оправдание отцу веры Аврааму, находя то, что Сарра и на самом деле была либо двоюродной сестрой, либо его племянницей, но сути это не меняет.
    Авраам в двух данный случаях сказал неправду и этот его поступок несомненным образом является достаточно трудным местом для истолкования, но при этом мы не видим большого осуждения от Бога по этому поводу. Напротив того, сам Бог дважды вступается за Сарру и Авраама и явным образом для двух разных царей, двух разных государств: фараону Египетскому, и царю Герарскому – Авимелеху показывает именно их неправоту.
     Мы сегодня не будем подробно изучать данный вопрос, отмечу лишь, на мой взгляд, важное и следующее: видимо угроза жизни для Авраама, скажи он всю правду о том, что он является настоящим мужем столь прекрасной женщины этим царям, действительно бы привела его жизнь к преждевременной смерти, а это никоим образом не входило в план Божий.

     Сказал Авраам неправду? Да!
     Согрешил? Да!
     Оправдал его Бог? Да!

     Вот такие парадоксы, на первый взгляд. Но продолжим, ведь это не единичный случай неправды праведников. Кто был следующим? Вспомнили?
Да сын обетования – Исаак! Тот, который был безропотным и послушным в тот момент, и готов был умереть, когда Авраам собирался принести его в жертву на жертвеннике, возрос, и женившись на Ревеке, также повторил малодушный поступок, сказав неправду о жене своей Ревеки, когда и его коснулось подобное испытание (Быт.26:6-16).
     Меня всегда поражает правдивость и откровения Божии, которые Он открывает нам в Священном Писании. Ну, казалось бы, зачем Бог открывает нам в том числе и не совсем приглядные истории, особенно связанные с теми, кто был у самых истоков?
Ответ прост! Бог праведен, и нет в Нём никакой неправды!
    Он знает всё и все обстоятельства, которые присутствуют тогда, когда человек говорит и неправду. И если эти обстоятельства реально угрожают смертью тому, кто не говорит полную правду, то Бог прощает, как, впрочем, Он прощает нам и всякий исповедованный грех.
    Продолжим?
    Как вам история повивальных бабок? (Исх.1:6-21). Нам даже известны их имена, одну звали Шифра, и другую Фуа. Они посмели не послушаться царского повеления об умерщвлении рождающихся младенцев мужского рода. При всём при этом, как написано, Бог за это их решение, делал им добро и устроил их дома!
    Говорили неправду эти женщины?
    Да, и делали это намеренно!
    Осудил их Бог?
    Нет, ни в коей мере! Он их благословил! Вот так!

    А почему, спросите вы? А потому, отвечу я вам, что для этих женщин повеления Божии были более значимы, чем повеления царские. Они готовы были сами умереть, но не стать участниками уничтожения богоизбранного народа.
    Трудно ли было выполнить это для них? Думаю, что очень! Но страх за сохранение собственной жизни был ими преодолён в пользу новых, рождающихся в еврейских семьях младенцев! В результате их поступков родился тот, кто Богом был предназначен к исходу из египетского рабства народа Божия – Моисей, через которого Бог дал народу своему Закон, который многие годы, столетия и тысячелетие был той основой, что помогала народу Божьему быть исповедником Бога Сущего и Живого!

    Пойдём дальше? Помните о негодной женщине, которая посредством своего определённого поступка вошла в родословную царя Давида и Иисуса Христа?
    Это Раав-блудница или по другому имени, которое уже она получила после своего верного поступка по сокрытию соглядатаев, посланных Иисусом Навином – Рахав. Кто читает Библию знает о чём идёт речь. Кто не знаком с этой историей, прочитайте самостоятельно вторую главу книги Иисуса Навина, и вернитесь к нашей беседе. Как вам такая история?

    Сказала ли правду Раав-блудница своему царю Иерихона?
    Нет, она сказала неправду!
    Осудил её Бог?
    Нет!
    Она и все её домашние были в результате этого её поступка спасены (И.Н. 6:22)
    Почему?
    Потому что она убоялась Бога Израилева больше чем своего языческого царя. Она поверила Богу истинному, она с реальным риском для своей жизни спасла жизнь двум разведчикам-соглядатаям войска Иисуса Навина. В результате и Бог спас и её и всё её родство!

    А муж по сердцу Бога – Давид, когда ему угрожала реальная опасность быть убитым от Саула, и он убежал к царю Гефскому – Анхусу. Что сделал муж сильный и смелый?
    Он вообще, не только не сказал правды этому языческому царю, а ещё и прикинулся ненормальным. И хотя царю его подданные и говорили, что этот Давид и есть тот, который победил великана Голиафа, царь не поверил своим советникам, ибо перед ним был явно больной, неразумный человек, пускающий слюну на свою бороду. (1Цар.21:10-15)

     Давайте вспомним также с вами и современную историю второй мировой войны, когда фашисты ставили перед собой цель полного уничтожения еврейского народа и тех христиан Европы, которые выдавали еврейских детей за своих. Сколько было спасённых жизней?! Бог знает! Говорили ли правду те христиане? Нет! Осудил ли Бог их за эти поступки?       
     Нет!

    Таким образом, при внимательном изучении Библии, мы можем увидеть, что и не совсем правдивые ответы, являющиеся на самом деле несомненно согрешениями, не наказываются Богом тогда, когда условия в которых были произнесены эти неправдивые слова реально угрожали либо жизни тех, кто произносил эти слова, либо угрожали смертью народу Божьему.
    В других же случаях, когда человек говорит ложь, или всякую неправду, ради какой-то выгоды, или по-иному, одному ему ведомому обстоятельству, Бог не одобряет и реально наказывает, вплоть до смерти.
    Прочитайте историю, произошедшей в первоапостольской церкви -  Анании и Сапфиры (Деян.5:1-11)
    Таким образом, на мой взгляд, не всегда нам открыты причины по которым человек не говорит всей правды, и если мы видим эти его неприглядные поступки, не соответствующие высокому званию христианина, наша обязанность молиться о нём Богу, который знает всё, и у которого вся наша жизнь и жизнь других людей.
    Бог сам решает и знает осудить ли человека за неправду или оправдать.

    И ещё несколько мыслей о различии неправды и лжи. На мой взгляд, когда человек говорит какую-либо неправду, которая касается его самого, то это неблагочестивый поступок, но грех не к смерти.
    Когда же человек говорит явную ложь, зная, что он это говорит, преследуя свою корыстную цель особым образом навредить кому-либо, либо желая от своей неправды и лжи получить некую выгоду (даже не материальную, как сделали Анания и Сапфира)
    Бог смотрит на такие поступки совсем по-другому.

    Мы же с вами, кто считает себя христианином будем следовать словам апостола Павла: «Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу.» - Еф.4:25.



     ТВГ, г. Барнаул, ноябрь 2024 г.


Рецензии