Мой город мой дом!

     В этом рассказе речь пойдет о человеке, некогда очень известном в Смоленске. К проблемам города и страны он относился как к своим собственным и ставил профессионализм превыше всего другого – это Соосар Герман Германович (18.05.1930 -14.12.1992 г.), главный архитектор города с 1973 по 1982 год, главный архитектора института «Смоленскгражданпроект» с 1982 по1984 год. В Смоленск был приглашён в 1972-м.
     Хочу начать наш разговор об этом замечательном архитекторе и цельной личности с отзывов, которые мне удалось разыскать в интернете.
     Самый уважаемый архитектор Смоленска Мирик Агалумович Абалян так о нём отзывался: «Соосар был главным архитектором города, а я работал в проектных организациях. Все проекты всегда обсуждались на Градостроительном совете, по ним принимались единственно правильные решения. Он был самым действенным главным архитектором города. Чтобы поменять облик города, он на это жизнь положил. Он любил и город, и дело своё делал с любовью. При Соосаре архитекторы с первыми лицами встречались минимум один раз в месяц».
     Владимир Коренев, главный редактор журнала «Смоленск»: «Мне довелось застать время замечательных творений главного архитектора Смоленска Германа Германовича Соосара».
     Юрий Трусов, живописец, график, дизайнер, профессор СмолГУ: «Я хорошо помню только одного главного архитектора города, с которым Смоленску очень повезло. Это Герман Германович Соосар, который не боялся спорить с властью. И начальство, по результатам его деятельности, пожимало ему руку за профессиональную организацию архитектурного пространства».
     Игорь Красновский, бывший  главный редактор «Смоленской газеты»: «Я помню неожиданное преображение Смоленска в его современной истории – подготовку к олимпиаде 1980 года. Смоленск был провинциальным городом, в центре было много 2-этажных деревянных покосившихся полубарачных домишек. Особенно Смоленск отличался обилием деревянных заборов. Честь и хвала знаменитому главному архитектору Соосару: он сделал Смоленск западным городом. Все заборы снесли, центр города обновился».
     Герман Германович родился в Новосибирске. Отец – экономист, в 37-м репрессирован, в 38-м расстрелян, в 56-м – реабилитирован. Мама, инженер, была ярой коммунисткой, несмотря ни на что, и прожила долгую жизнь. Герман был единственным ребёнком в семье. Фамилия Соосар появилась в России из истории переселения эстонцев в Сибирь на рубеже XIX-XX. Мальчик с детства хорошо рисовал, занимался хоккеем с мячом, народными танцами. После окончания школы поступил в новосибирский инженерно-строительный институт на факультет архитектуры.
     Получив диплом, молодой специалист окунулся в работу над крупными объектами в Новосибирском институте СибЗНИИЭП. В качестве автора и в составе авторских коллективов стал заниматься проектированием генеральных планов городов Крайнего севера, жилых и общественных зданий в Томске, Новокузнецке, Новосибирске, Владивостоке, Петропавловске-Камчатском, Селенге, Верхоянске, Токтогуле. В семейном архиве его сына и дочери сохранились подробные списки работ архитектора и выигранных им конкурсов, начиная с 1955-го года. Например, санаторий на 250 мест «Абалах» на берегу Лены с зимним садом 1300 кв. м, с располагающимися вокруг группами самостоятельных блоков, сообщающихся галереями, и это в 1968-м году!
     Затем Соосару предложили работу во Фрунзе, в проектном институте «Киргизгипрострой». В 1972-м году Госстрой РСФСР, как зрелому опытному архитектору, предоставил на выбор несколько городов для реализации своих профессиональных, организаторских и личностных возможностей на уровне руководителя города – Вологду, Тверь и другие. На Смоленск его выбор пал не только из-за древности и красоты города. Он, как истинный творец, не ищущий легких путей, любил сложный рельеф. Думаю, из всех городов Центральной полосы России в нашем городе он самый сложный. С женой, с которой они учились в одном институте, и детьми-школьниками прибыл на постоянное место работы и жизни.
     Новый главный архитектор всесторонне образован, воспитан, импозантен внешне. Тип руководителя-лидера, сразу вызывающего уважение и доверие.
     Первый его проект в Смоленске – реконструкция Кутузовского сквера (теперь сквер Памяти Героев Отечественных войн), арх. В.М. Анишин, Г.Г. Соосар, С.М. Чикнаварян. Впоследствии он вписал в комплекс могилу Михаила Егорова у крепостной стены, организовал связь от входной группы с ул. Октябрьской революции через памятник с орлами до выхода на ул. Дзержинского с бюстом Кутузову – это связь двух войн, 1812 года и 1945-го. Окончательный вид Сквер Памяти Героев приобрел в 1987 году.
     Свою задачу Герман Германович видел в том, чтобы создать сильную архитектурную общественность, все значимые проекты обсуждались на Градостроительном совете. Это было обязательным условием. Работа Смоленских архитекторов в 70-80 годах XX века характеризуется большим подъемом, разнообразием творческих решений, как в объемном строительстве, так и в благоустройстве. Работает много молодых архитекторов. В этом есть большой вклад главного архитектора города, который принял на себя всю полноту ответственности. В те годы еще было много проектных институтов – Гражданпроект, Облкоммунпроект,  Агропромпроект, ГПИ-6, Промстройпроект. Сохранилась небольшая брошюра под названием «Положение о главном архитекторе города» при Госстрое СССР с надписью рукой Соосара «Декабрь 1972 года, Фрунзе». Это был основной проработанный документ, которым руководствовались градостроители, и который утратил силу в 1992 году с распадом Союза.
     Работа изо дня вдень, проблемы и решения. Организовал защиту дипломных проектов МИСИ им. Горького в Смоленске, читал лекции в обществе «Знание», встречался с молодежью, с экскурсоводами, разъяснял им, как вскоре изменится город, разработал и согласовал новую туристическую карту Смоленска в 1980 году. Был лично знаком с архитекторами из других стран – из Монголии, Венгрии, переписывался с ними и с множеством друзей и знакомых из других городов. 2 раза в месяц –официальные приемы граждан по любым вопросам. Главный архитектор время от времени совершал вылазки по городу и скрупулезно фиксировал все недочеты и замечания, которые надо было исправить. Сохранилась его записная книжка, где были, например, такие пункты:
«- покраска ограды по периметру стадиона «Спартак»,
- снос дома на углу Дзержинского и Кашена,
- облицевать подпорную стенку на спуске ул. Б. Краснофлотская перед д. 26»
     Потом это выносилось на Градостроительный совет.
     Он создал группу при главном архитекторе, ввел должность главного  художника города, продержавшуюся вплоть до 1992 года.
     В те годы появились такие яркие существенные проекты, как:
- «Проект планировки и застройки центра г. Смоленска» (площади Победы (Смирнова), Всесоюзный конкурс 1977 г. (руководитель авторской группы М.А. Абалян, архитекторы: Г.Г. Соосар, С.Г. Салаткин и др. (II премия),
- малые формы архитектуры в ЦПКиО – мост, эстрада, павильоны, летнее кафе (арх. Г.Г. Соосар, В. Трубаев, В.И. Цикарев),
- Пушкинский сквер (арх. Г. Соосар, худ. В. Трубаев),
- Мемориальный комплекс по ул. Зои Космодемьянской,
- памятник в дер. Сертея, Велижского района, который по просьбе земляков спроектировал архитектор в 1977 году, а выполнили студенты Пединститута на одной из площадок Смоленского ЖБИ-1.
     В газете «Рабочий путь» от 1973 года была опубликована статья «Будущее Днепра», где Герман Германович рисует перспективы обустройства прибрежной зоны реки Днепра: «Предполагается строительство плотины в районе Гнездова, которая значительно (на 3-5 метров) поднимет уровень реки. Проектная документация на строительство набережной по левому берегу между двумя мостами уже разработана, в районе Рачевки будет построен спортивный комплекс, вблизи ул. Кашена – автовокзал, на Колхозной площади – девятиэтажное здание». Почти все это было успешно осуществлено. В этом же году в статье «Облик Смоленска» Соосар анализирует историю города, его планировочную структуру, генплан 1969 года, выполненный Московским «Гипрогором», установленные монументальные скульптуры, доказывает необходимость применения новых материалов, как натуральных, так и композитных. Он призывает больше внимания уделять созданию микроклимата в новых микрорайонах с помощью озеленения, создания водоемов, фонтанов, использовать свет как архитектурно-импровизационное средство в градостроительстве.
     В одном из номеров от 1980 года «И древний, и современный» главный архитектор представляет генеральный план города на последние 30 лет ХХ века: «Площадь его увеличится до 18 тысяч гектаров, население – до 400-450 тысяч человек. Промышленная зона разрастется на продолжении ул. Николаева, а на юго-востоке – от Поповки до ТЭЦ-2. Жилая застройка обогатится высотными зданиями с квартирами повышенной комфортности в жилых массивах Киселевки, Поповки, Щёткина, «Спутника», Ситников и др. Новое наполнение получит здание костела, там будет установлен орган, открыт концертный зал областной филармонии. Общеизвестно, насколько трудно воплотить в жизнь идею о современном древнем городе, в котором было достигнуто содержательное осязаемое взаимопроникновение времен. Чтобы не погасить акценты, которые придали Смоленску памятники архитектуры прошлого, решено вблизи них не строить высотных зданий».
     Одним из самых монументальных был проект Мемориального комплекса, посвященного Победе советского народа в ВОВ художника Кербеля и архитектора Соосара, который на закрытом Республиканском конкурсе занял I место. В 1982-м году даже была выделена огромная площадь на такое строительство: «По генеральному плану ул. Октябрьской революции явится центральной бульварной осью города. Она полностью пешеходная с расположенными рядом предприятиями торговли, бытового обслуживания, учреждениям культуры. Получит свое продолжение на юге, где при ее пересечении в ул. 25 Сентября образуется центр планировочного района. С севера можно будет пройти мимо городского Дома Советов к парку Победы и грандиозному Мемориальному комплексу, посвящённому Смоленскому сражению. Зона отдыха и мемориал непосредственно примкнут к будущей набережной Днепра». Большая страна – великие замыслы, жаль, что не суждено было им сбыться.
     В конце 80-х Соосар одним из первых создал собственную творческую мастерскую. Его приглашали в другие высокие структуры, но он ставил точку на этом: «Я – архитектор». И продолжал курировать работу Управления архитектуры, постоянно встречаясь с новым главным архитектором города Марченковым Иваном Ивановичем.
     Рожденный до войны, имел слабое сердечное здоровье, ушел в 62 года. Он оценивал свою жизнь вполне однозначно, был доволен результатами. Как творческая личность реализовался полностью, говорил: «Мой город – мой дом!» Внучка продолжила путь деда, окончила МАрхИ, занимается дизайном интерьеров.
     Смоленск с 2020 года является федеральным историческим поселением, охране подлежат планировочная структура, силуэты застройки, исторические панорамы. В данный момент есть большая опасность необдуманных сиюминутных решений  без стратегического масштаба. Сегодня многие из архитекторов разошлись по своим проектным мастерским, плохо представлены в управленческих структур города, в Общественной палате, в Градостроительном совете – по приглашению. В нынешней ситуации необходим более плотный диалог с главными лицами города и области, важно доверие к нам, как к профессионалам своего дела. Мы остаёмся неравнодушными к нашей профессии, к нашим творениям, к любимому городу-герою с 1160-летней историей. Делаем всё возможное в создавшихся условиях, чтобы формировать достойную жизненную среду, оказывать влияние на воспитание эстетических вкусов людей. В отрыве от социума невозможно решить проблемы архитектуры, так как они связаны со всеми другими проблемами общества. 
     О городе приезжие судят по его архитектуре. Если ее значение принижается, он становится безликим, усредненным, похожим на все другие. К сожалению, приходится констатировать, что личности уровня Соосара у нас не было давно, и, видимо, долго не будет.
     В двухтомнике Смоленской энциклопедии не нашлось места для упоминания о Германе Германовиче Соосаре, русском архитекторе, прожившем в Смоленске 22 года и ушедшем из жизни на нашей древней земле. Но его девиз «Мой город – мой дом!» – остается нашим общим девизом!               


Рецензии