Без права переписки

                После революции было очень тяжёлое время, хоть  и прошло несколько лет, но покоя всё не наступало. Нужда и бедность поселились в каждой семье, и жить было очень сложно.  Выживали и пристраивались в обнищавшей стране кто как мог.
            Семья Щербининых была большая, проживала в городе Винница на Украине. Родители – Александр Наумыч и Мария, дочери: Груня, Данута, Марфа, Анна, сын Семён и мать Александра Наумыча - полячка Гертруда.         
             Глава  семейства  Александр Наумыч занимался торговлей мануфактуры,  которую закупал в Польше.

             Доставка  осуществлялась  малыми партиями -  это недорогие ткани, нитки и всякая мелочь для портновской  работы.  В семье  имелась всего  одна швейная машинка, а женщины в основном выполняли весь процесс изготовления одежды вручную.  Отец занимался закупками, а  дочери руководимые бабушкой Гертрудой шили  одежду, которую, у них  покупали более зажиточные люди.
              Ждали лучших перемен в стране и делали, как могли  свою жизнь лучше. Девушки мечтали о замужестве, а   сыну Семёну отец  оплачивал  обучение и в будущем  надеялся на его  помощь.  Но, завистников всегда беспокоила чужая  маломальски налаженная жизнь.

          Случилось так,  что в середине лета тысяча девятьсот двадцать шестого  года,  рано утром к ним приехали несколько человек верховых с ружьями и, зачитав  приказ о переселении, вручили документ, в котором были указаны все члены семьи, которые лишались имущества и дома. А  через два дня  быть готовыми к переселению. Далее обозом, с несколькими семьями должны уехать в Сибирь, до Екатеринбурга.
                До высылки эта семья считалась  «середняками», Александру Наумычу как-то удавалось выкраивать из своего дохода и помогать людям, которых иногда нанимали.

                Семёну было семнадцать лет, когда их раскулаченную семью вместе с другими пострадавшими от доносов и анонимок,  отправили из Винницкой области с Украины в Сибирь. Тяжёлый путь переселенцев затянулся почти на два месяца. Переправы через речки вброд, спали под открытым небом, ехали на двух подводах, давая, отдых лошадям и берегли их, как могли, в дождь накрывали попонами. Везли с собой только необходимый скарб: постель, да одежду.
               Прибыла до места назначения не вся семья.   Жена Александра Наумыча – Мария простыла, стирая бельё в реке, промолчала о своём недуге и вскоре впала в малярийную горячку, от которой, так и не поправилась.   
      Похоронили под берёзой близ дороги, повязав на ствол дерева её полушалок. Была уже осень и Сибирь показала не прошеным гостям свой строптивый характер, встретила их мокрым снегом.
          Данута – одна из  старших дочерей простыла, и  в горячке её доставили в больницу, которую посещали монахини. После того как она немного пришла в себя – то решила остаться  при монастыре.  Частенько она помогала своей семье, но и они её не забывали.
              Переселенцев определили в барак при строительстве завода Уралмаш.

          Прошло несколько лет выживания в Сибири.
Александр Наумыч работал при заводе  не простым рабочим. Помогла смекалка и знание грамоты. Дочери вышли замуж, а сильно постаревшая Гертруда  жила с сыном и внуком. Семён обучился науке геологии  и его направили на разработку рудника Копки в Казахстан, у границы с Китаем. Прожив,  несколько месяцев он понял, что покоя здесь не будет. Нашли золото.

          Семён  женился на простой девушке Дуне. В тысяча девятьсот тридцать втором году родилась первая дочь Анна (моя мама), через два года Надя и через год Гриша.      
         Семён работал начальником на руднике. Усилили охрану границы, китайцы переходили нелегально и, проигравшись в казино,  устраивались на работу мойщиками руды. Воровство  было невозможно исключить. Ужесточили  надзор за рабочими и снова донос. 

            Жизнь в молодой семье мало-мальски налаживалась.
Но, в один из вечеров к ним в дверь постучали.  Семён открыл, на пороге стояли двое мужчин  в кожаных плащах. Один из них вежливо и спокойно сказал:
            - Семён Александрович, пусть жена Вам соберёт в узелок на раз переодеться, и что ни будь на пару дней покушать.  Работы много, документы нужно проверить. Попрощавшись, Семён ушёл. Больше о нём ни чего не было слышно, как будто не было человека.
         Это был тысяча девятьсот тридцать девятый  год, этой осенью Анне двух месяцев не хватало до семи лет, Наде – было пять, а Грише – четыре года.
            Откуда узнал отец Дуни, о том, что  случилось,  он так  и не признался, приехал на одной телеге за ними. От рудника им дали лошадь с телегой (типа расчёта), посадили  в неё детей, обложив их узлами, погрузили всё, что нажили и благо, что за один день пути они были на озере  Иссык-Куль в Киргизии в деревне у родителей.

       Прошло много лет, дети выросли. Обзавелись семьями.
Дядя Гриша, отслужив в армии, продолжал поиск своего отца (моего деда). Я помню, как - здоровый, взрослый мужик  плакал над серенькой справкой, полученной из архива, в которой было написано  - «Осужден, без права переписки».


Рецензии
Многие люди незаслуженно пострадали
Не дай Бог Интересные сюжеты. Очень понравилось

Елена Яковлева 6   13.08.2025 20:51     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.