Экзамен - Экспромт

                "Брожу ли я вдоль улиц шумных,
                Вхожу ль во многолюдный храм..."
                А. С. Пушкин
      Солнце весело и жарко освещало балкон, выглянув из-за гор. Полусонная Бэла приготовила на балконном столике билеты, учебник по литературе и хрестоматию. Хрестоматию она прочитала ещё год назад "вдоль и поперек", перед шестым классом. Завтра будет последний экзамен по литературе, оставалось прочитать ещё материал по билетам №№16-21. Накануне, по какой-то непонятной интуиции, Бэла сначала выучила билет №25, потом №24. Когда билет №22 был пройден, она вернулась к билету №1, как все " нормальные ученики". Вчера вечером, когда она уже собиралась ко сну, мама в темноте рассказала ей ещё одно стихотворение А.С. Пушкина "Брожу ли я вдоль улиц шумных..." Так как память у Бэлы была прекрасная, где-то за полчаса, повторяя за мамой строки вслух, она выучила стихотворение. И утром осознание того, что у неё в арсенале есть ещё что-то новое, радовало сердце. Автоматически строки крутились в голове: "Брожу ли я вдоль улиц шумных!". Так и хотелось где-то побродить. Бэла вынесла на столик банку с розочками "для эстетики и комфорта", но что-то розочки показались ей чуть увядшими.
     - Надо обновить букет! - подумала она; в этот момент тучка набежала на солнышко и тень закрыла балкон.
      - Что, к экзамену готовишься, Бэла? - спросила соседка, тетя Тамара.
      - Да, завтра последний экзамен. Потом каникулы! - откликнулась Бэла. - Можно будет сколько хочешь играть в шахматы, читать книжки и ходить на море.
      - Умница. Если бы мои мальчики были такими серьёзными, как ты! - вздохнула тетя Тамара.
      - Ой, они у Вас такие добрые, а я, вообще-то, несерьёзная! Это так только кажется.
       Тучка оказалась большой и закапали первые капли дождя.
      - Придется снимать стирку! - сокрушалась тетя Тамара и заторопилась снимать бельё с троса.
      - О, если дождик будет, то самое время пробежаться на бульвар за розочками! -подумала Бэла. - Как раз, в это время вся милиция уйдёт с бульвара. И можно беспрепятственно выбрать бутоны, какие "на меня смотрят".
      Она зашла домой, взяла ножницы, спрятала их в карман платья и вышла на балкон.
      - Ты куда собралась? Дождь, видно, сильный будет! - удивилась тетя Тамара.
      - Я что-то вспомнила,- сказала Бэла, не вдаваясь в подробности, убегая.
      - Наверно, на консультацию. Очаровательная девочка!- подумала тетя Тамара.
    
      Мелкий дождь бальзамом капал на лицо, приветливо блестели под дождем ветки пальм. Бэла вприпрыжку бежала по набережной, а справа монотонно шумел прибой. Потом пробежала по площади с памятником Ленину; пешеходов было мало, редкие машины ехали по улице, раскидывая брызги, проезжая по лужам. Вся дорога до здания " Морских ванн" заняла минут пятнадцать.
      В метрах десяти шумел прибой. Бэла не удержалась от искушения и спустилась к ленте прибоя побросать камешки. Обычно, в штиль, камешки подскакивали раз 5-6, прежде чем исчезнуть с поверхности моря; но сегодняшние попытки были неудачными и разочарованная Бэла пошла назад, к аллеям.
      Наконец, она вступила на пустынную розовую аллею; недалеко зеленели красиво подстриженные кусты лаврового листа, но лавровый лист Бэлу не интересовал. Пока она прикидывала, с какого куста начать, неожиданно появившийся мальчишка спросил - Тебе помочь?
      - Можно.-  великодушно согласилась Бэла, вспоминая, что стебли роз очень колют шипами.
      - Давай ножницы.- сказал мальчишка.
      - Вот эту, эту... -Бэла давала указания, какие бутоны ей срезать.
      - Спасибо. - сказала она, забирая букет, но мальчишка неожиданно полез обниматься. Бедолага не знал с кем связался -  Бэла со всей силы двинула его правой рукой, мальчишка поскользнулся на мокрой траве и свалился прямо в гущу розовых кустов. Укусы шипов были чувствительными, он завопил: - Ненормальная!
      - Сам такой! Скажи спасибо, что я тебя не отколотила! Я просто лежачих не бью! - парировала Бэла, выдернула из рук поверженного противника ножницы и побежала с букетом обратно, с бульвара.
      Дождь прекратился также внезапно, как и начинался. Милиционеры возвращались на бульвар, а Бэла благоразумно прятала букет розочек за спину.
      - Чего это я? Они же не знают, что розы с бульвара! - осенило её и она гордо понесла свой букетик.
      Домой возвращалась уже другой - более короткой дорогой. Справа засияли в напоенном озоном воздухе купола церкви."...Вхожу ль во многолюдный храм..." - вспомнила Бэла и решила зайти в церковь. Увы, храм не был многолюдным. Редкие посетители сосредоточенно молились.
      - Ох, если кто увидит случайно, выгонят меня из пионеров! - подумала она и подошла помолиться к иконе Иисуса Христа. Так как на свечку денег у неё не было, она положила около горящих свечей три розочки, вспоминая пословицу:- " Бог троицу любит!"
      Прочитав "Отче Наш", с чувством выполненного долга и реализованной идеи она весело побежала домой.

      - Бэла, быстрее, тебя ждут! - позвала тетя Тамара с балкона.
      Бэла поднялась по лестнице. За её столиком сидела Жанна; увидев Бэлу, она воскликнула: - Наконец - то! Я тебя целый час жду! Побежали!
      - Куда? - не поняла Бэла.
      - Бежим быстрее в школу! Экзамен уже заканчивается. Меня послала к тебе Нанули Вахтанговна узнать не заболела ли ты.
      - Как!?  Экзамен ведь завтра! - ахнула Бэла, вспоминая не повторенные билеты №№16-21.
      - Сегодня экзамен!! Я уже сдала, получила четверку. Где тебя в такую погоду носило? - укоряла Жанна.
      - Да было неотложное дело! Четверка, конечно, меня не устраивает! - уклонилась Бэла от прямого ответа и ставя розы в банку со свежей водой.
      - Я побежала, скажу, что ты уже бежишь.- крикнула Жанна Бэле, убегая. Бела побежала следом, но догнать успешную легкоатлетку Жанну было нереально. У Жанны был первый разряд по легкой атлетике а у Бэлы по шахматам, а это две большие разницы, как говорят в одном, тоже очень красивом, черноморском городе.
       Когда Бэла, тяжело дыша, подбежала к классу, последний "жалкий троечник" покидал класс.

        Увидев её, их классный руководитель, Георгий Иванович мстительно сказал: - Ну, Бэла, опоздавшие отличники должны отвечать без подготовки!
       Бэла покорно взяла билет с замиранием сердца. Когда увидела "билет №25" то чуть не подпрыгнула от радости и выдохнула: - Легко!
       - Может, пусть немного отдышится? - заступилась за свою любимицу Нанули Вахтанговна. - Что же ты опоздала? Проспала?
       - Нет, я думала, что экзамен завтра. Я уже на море сбегала. - призналась Бэла. - Я готова отвечать.
       - Вот что значит отличница! Экзамен завтра, а она уже сегодня все билеты знает, раз готова отвечать без подготовки последний билет. - похвалила Бэлу Татьяна Александровна, член экзаменационной комиссии.
       Бэла весело и с выражением рассказала содержание билета №25.
       - А ты, Бэла, расскажи нам что-нибудь из Пушкина, чтобы было созвучно твоему сегодняшнему дню. - предложил Юрий Сергеевич.
       - Хорошо. - сказала Бэла уверенно. - Будет Вам Пушкин и на тему дня. Но это не из программы шестого класса.
       _ Мы согласны. - сказали заинтригованные члены экзаменационной комиссии. И  Бэла начала: - " Брожу ли я вдоль улиц шумных, вхожу ль во многолюдный храм, сижу ль средь юношей безумных, я предаюсь своим мечтам..."
       Лица членов экзаменационной комиссии становились всё багровее и багровее, ситуация была комичной: стройная, хорошенькая девочка с огромными карими глазами и длинными косичками с вдохновением продолжала:... Мы все сойдем под вечны своды..."
       -  Младенца милого ласкаю, я думаю: прости! Тебе я место уступаю: мне время тлеть, тебе цвести. - закончила Бэла и громовой хохот членов экзаменационной комиссии перекрыл её последние слова; ведь всем им было чуть за тридцать.
       Дверь в класс открылась и вошла директор - Надежда Семеновна, тоже учительница русского языка и литературы. - Что за смех? Это Бэла всех насмешила? Удивительно, вроде бы, серьёзная девочка.
       К директору подошла Нанули Вахтанговна и шепотом что-то рассказала ей.
       - Бэла, а что ты можешь сказать о литературе вообще?- спросила директор, скрывая улыбку.
       - Всё в мире покроется пылью забвенья! Лишь двое не знают ни смерти, ни тленья: Лишь дело героя да речь мудреца, проходят столетья, не зная конца! - ответила Бэла.
       - Это откуда? - коварно спросила директор.
       - Фирдоуси "Шахнаме" - парировала Бэла.
 Все захлопали. В это время загремел гром и Георгий Иванович пошел закрывать окна.
       - Бэла ещё стихи пишет! - сообщила Нанули Вахтанговна, улыбаясь ей одобряюще.
       - Расскажи что - то своё, Бэла, - попросили её остальные.
       - На тему дня? спросила Бэла, глядя в сторону окон - по карнизу опять застучал дождь.
       - Удиви нас ещё, Бэла. - предложили они.
        Лицо Бэлы засветилось изнутри, огромные глаза стали ещё выразительней и она выдала: - Вот, вдруг, набежали разбойницы-тучи, обрушив на город лавины дождя. Листвы изумруд засиял ещё лучше и каждое дерево - словно звезда! Мелодия ливня неделями длится; грустит по погоде в тумане маяк! Под песни дождя сердцу сладко так спится - Ведь дождь для батумцев - лишь милый пустяк!
        Шквал аплодисментов обрушился на Бэлу, после короткой паузы.
        Шесть баллов при пятибалльной системе! - восхитилась Надежда Семеновна,
покидая класс. - Великолепно! 
        - Отлично! - поддержали все, с уважением глядя на Бэлу.
        - А я и не сомневалась! А, вообще-то - пронесло! - подумала Бэла, когда её одноклассников пригласили для общего объявления оценок.

      
 

   


Рецензии
Спасибо, Вера, замечательно! Вы правы - от таких рассказов МИР СТАНОВИТСЯ ДОБРЕЕ и светлее.
С теплом

Галина Степанова   20.03.2025 05:58     Заявить о нарушении