Послереволюционная теория обобществления женщин

              Послереволюционная теория обобществления женщин.

        Противопоставить мещански-интеллигентски-крестьянский брак без любви пролетарскому браку с любовью. Теория и практика свободной любви в первые годы пролетарской революции 1917 г. как новое, отличное от прошлой православной системы семьи и брака. По сути, это тогда появилась модная теорию “стакана воды” или, как ее еще называли – «пчелиного улья». Мол, половая потребность является чем-то вроде жажды или голода и удовлетворять ее нужно так же просто, как выпить стакан воды. Ее теоретиками и практиками были Инесса Арманд, Александра Коллонтай и Лариса Рейснер. Они принципиально отличались от нынешних западных феминисток, - утверждает писатель Арсений Соболевский, автор книги «Революция любви или вырождение?». Они имели традиционную половую ориентацию, любили мужчин, рожали детей. Арманд была даже многодетной матерью. Сохранился Декрет Саратовского Губернского Совета Народных Комиссаров «Об отмене частного владения женщинами», изданный в 1919 г. большевиками. Преамбула его гласила: «Законный брак являлся продуктом того социального неравенства, которое должно быть с корнем вырвано в Советской Республике. Все лучшие экземпляры прекрасного пола были собственностью буржуев империалистов и такою собственностью не могло не быть нарушено правильное продолжение человеческого рода». Все женщины с 17  до 30 лет объявляются «народным достоянием». Исключение делалось лишь для многодетных. «Граждане мужчины» имели право «пользоваться женщиной не чаще четырех раз за неделю и не более 3-х часов» при отчислении 2 % своего заработка в фонд народного поколения. Из-за этого декрета разразился скандал, в городе начались погромы. Но  сексуальная свобода продолжалась недолго: уже в 1924 г. Яков Свердлов и Аарон Залкинд издали брошюру совсем иного содержания. «Двенадцать половых заповедей революционного пролетариата». Они несли явные черты строго иудейского воспита-ния, полученного их авторами, и пытались регламентировать не только сексуальные отношения но и еще более интимную сферу – человеческие чувства. Половой подбор должен строиться по линии классовой революционнопролетарской целесообразности. В любовные отношения не должны вноситься элементы флирта, ухаживания, кокетства и прочие методы специально-поло-вого завоевания. Инесса Арманд родилась 8 мая 1874 г. в Париже в семье оперного певца Теодора Стеффена и актрисы Натали Вильд. После смерти мужа Натали отправила двух своих старших детей к тетке в Москву. Эта женщина служила гувернанткой в семье богатого владельца ткацкой фабрики «Евгений Арманд и сыновья».  Инесса научилась свободно говорить по-русски, по-французски, по-английски и играла на фортепиано. Несмотря на разницу в социальном положении, они с детства общались с сыновьями фабриканта Арманда и по достижении зрелости Инесса вышла замуж за Александра Арманд и первые девять лет Инесса родила мужу четырех детей. Но вдруг все изменилось: сначала многодетная мать увлеклась революцией, стала участвовать в собраниях, митингах, а потом вдруг ушла от мужа к его брату Владимиру, от него родила пятого ребенка – сына Андрея. Вскоре и сама Инесса стала писать статьи в нелегальные газеты. Ни к чему хорошему это не привело: в ее квартире полиция устроила обыск, а ее саму арестовали. Инесса провела некоторое время в тюрьме, а потом оказалась в ссылке – в местечке Мезень Архангельской области. По свидетельству соратников и по сохранившимся письмам Арманд В.И. Ленину, их действительно связывали самые близкие, интимные отношения, Инесса была красивой и авантюристичной социал-демократией. Арманд с В. Лениным предавались плотским утехам, едва ли, не в присутствии Надежды Крупской. Та хотела развестись, да ЦК не

                - 2 -

позволил разрушать образ крепкого союза пламенных большевиков. Ради служения революции В.И. Ленин предпочел остаться с законной женой, с которой венчался, являясь воинствующим атеистом. Надежда Константиновна приняла его отношения с Арманд. И в этом треугольнике между женщинами постепенно установились даже дружеские отношения. В эмиграции Арманд сочинила брошюру «Свобода любви для женщины». В. Ленину нравился главный тезис Инессы - брак препятствует свободной любви. В апреле 1917 г. В. Ленин, Н. Крупская, Арманд вернулись в Россию в одном купе легендарного «пломбированного вагона». Осенью большевики захватили власть в стране. Ильич поставил Арманд на Женский отдел ЦК партии большевиков. (Л1,2) Воспитывать женщин в духе социализма. Она организовала и руководила 1-й Международной женской коммунистической конференцией в 1920 г. Направляла борьбу революционерок с традиционной семьей. В 1920 г. заболела, хотела уехать в Париж к знакомому доктору. Ильич настоял на лечении на юге России. Там она заразилась холерой и умерла в Нальчике. Ей было всего 46. Похоронили красную феминистку на Красной площади у Кремлевской стены. (Л1) После смерти Арманд женотдел ЦК возглавила Александра Коллонтай, главный теоретик и практик Великой сексуальной революции большевиков.  Родилась она 31 марта 1872 г. в Санкт-Петербурге в состоятельной дворянской семье генерала Михаила Домонтовича, героя русско-турецкой войны, троюродная сестра знаменитого поэта Игоря Северянина, которого в молодости соблазнила. В 1913 г. опубликовала программную работу «Новая женщина». Революционерка должна быть самостоятельной, сексуально раскрепощенной, не принадлежать мужу или родителям, отказаться от ревности, уважать свободу мужчины и его право выбирать полового партнера. «Жены, дружите с возлюбленными своего мужа» Сразу после победы Октября стала наркомом государственного призрения (социального обеспечения) в первом советском правительстве. Первая женщина-министр в мировой истории. А. Коллонтай вносила в большевистское правительство проекты декретов о замене церковного брака гражданским, о юридическом равенстве супругов, полноте прав детей, рожденных вне брака. Она ввела в обиход понятие “половой коммунизм” В 1919 г. в Петрограде вышла ее брошюра «Новая мораль и рабочий класс». Идеальной формой супружества она считала «последовательную моногамию», то есть брак, но не до гроба, как бывало раньше, а один за другим. Кстати, за много веков до Коллонтай эту идею озвучил Платон в концепции идеального государства: брак заключается на год. Каждый мужчина за жизнь имеет 15 - 20 жен, а каждая женщина - 15 - 20 мужей. В отличие от древнегреческого философа русские революционерки понимали, что в семье, кроме любви, есть еще и домашнее хозяйство, которое в те годы отнимало у женщин много времени. Хозяйкам почти все приходилось самим делать вручную. Стали появляться дома-коммуны. Жить в этих домах намного удобней, они всегда лучше оборудованы, в них имеется центральная кухня, прачечная, ясли или детский сад. Свою теорию Коллонтай активно применяла на практике. Еще до революции меняла любовников. В эмиграции она крутила романы с Плехановым, известным меньшевиком-экономистом Масловым, ленинским любимцем А. Шляпниковым, будущем нарком труда в большевистском прави-тельстве. Он был на 13 лет её моложе. Самый известный ее «партнер» после Октября стал нарком по морским делам Павел Дыбенко. Но им всё-таки пришлось официально вступить в первый советский гражданский брак. Большевистское «наказание верностью» длилось недолго. Коллонтай была на 17 лет старше мужа. Вскоре Дыбенко ушел с вещами к ее молоденькой секретарше. К несчастью пламенной феминистки, она стала идейно спорить с В. Лениным, вошла в «Рабочую оппозицию» и ее отправили на дипломатичес-

                - 3 -

кую работу послом в Норвегию. Но и там у неё роман с французским коммунистом Марселем Боди, на 20 лет её моложе. Потом с секретарем советского посольства Семеном Мирным. С укреплением в стране власти И. Сталина была ликвидирована “сексуальная революция”, насадив социалистическую аскетическую мораль. И. Сталин расстрелял А. Шляпникова, П. Дыбенко, других любовников А. Коллонтай. Но главного теоретика и практика Великой сексуальной революции почему-то не тронул. Наоборот, перевел из Норвегии послом в Швецию, ввел в состав советской делегации в Лиге Наций (в последствии ООН). Лишь весной 1945 г., после второго инсульта, Александра Коллонтай вернулась на родину. Умерла весной 1952 г. от инфаркта. Ей было 79. Спустя год ушел в мир иной и сам И. Сталин. (Л3)
        Лариса Михайловна Рейснер родилась 1 мая 1895 г. в Люблине (Польша) Российская революционерка, журналистка, поэтесса, писательница. С 1905 г. семья Рейснер жила в Петербурге (Большая Зеленина улица, д. 28), в достатке и уюте. Отец и брат Ларисы увлекались идеями социал-демократии (отец был знаком с Августом Бебелем, Карлом Либкнехтом, В. И. Ульяновым-Лениным), что определило круг интересов и мировоззрение Ларисы. Она окончила с золотой медалью гимназию и в 1912 г. поступила в Психоневрологический институт, где преподавал её отец. После вступления в ВКП(б) в 1918 г. Рейснер делает единственную в своем роде карьеру женщины – военно-го политика. С 1919 г. становится  комиссаром Морского генерального штаба РСФСР. Ее боялись все матросы флотилии, потому что она не пряталась от вражеских снарядов и с садисткой улыбкой расстреливала пленных белогвардейцев. Именно с нее писал портрет жестокой комиссарши в пьесе «Оптимис-тическая трагедия» Всеволод Вишневский. Затем вышла замуж за командующего флотилией Фёдора Раскольникова. Вместе с Федором Раскольниковым она поселилась в здании Адмиралтейства, занимая апартаменты бывшего морского министра, где частенько устраивала пышные приемы,  поэтические вечера, принимая в своем «салоне» Блока, Гумилева, Мандельштама. Именно Мандельштам, в письме к своей супруге, признается с ужасом, что Лариса Рейснер, обласкивая и вызывая на откровенность на своих вечеринках полуголодную интеллигенцию, «сдает» потом слишком вольнолюбивых собеседников в ЧК. Уже знаменитый тогда Николай Гумилев в первый же день знакомства влюбился в Ларису. Она принесла в его поэтический кружок свои вирши, и он сразу понял, что они плохи, но сочинительница хороша и умна. И хотя Гумилев еще был тогда женат на самой Ахматовой, он безоглядно влюбился в Рейснер. Когда в 1915 г. Гумилев ушел в действующую армию Лариса едва ли не каждый день шлет ему нежные письма. Он незамедлительно отвечал. Но его раздражал и непомерный политический темперамент Ларисы. Потом Гумилева арестовали, и он был расстрелян. По Петрограду ходили слухи, что этому способствовала Лариса Рейснер. Она и в самом деле написала тогда несколько обличительных статей против того круга, к которому принадлежали некогда ею пылко любимые мужчины, в том числе и Гумилёв. Женщины тогда боролись за равные права с мужчинами, отвергали такие «пошлые» понятия, как любовь и семья. Рейснер, Арманд, Коллонтай «родят» теорию «стакана воды». Это они – о половых отношениях… Хочешь «глотнуть» живительной влаги – пей, не отходя от графина. А. Коллонтай, например, без стыда и страха подцепить заразу, «обслуживала» революционных матросов прямо на кораблях. С лета 1920 г. Л.Рейснер становится сотрудником Политуправления Балтийского флота.  Когда жили в голодной Москве по-настоящему роскошно - «особняк, слуги, великолепно сервирован-ный стол». Преданная делу мировой революции Рейснер вовсе не стремилась быть ближе к простому народу и везде старалась окружить себя комфортом и роскошью. Затем она рассталась с Раскольниковым (хотя он не дал ей

- 4 -

развода) и вернулась в Москву, где стала возлюбленной Карла Радека, особа, приближенная к Ленину и Сталину. А еще Лару привлекала авантюрная сущность К. Радека. Внутренне они были очень похожи. Кроме того, комиссарша продолжала писать стихи, а литературно одаренный Радек ее активно расхваливал. Они бросаются в самое пекло европейских восстаний, участвуют в пролетарских бунтах на улицах Берлина и Праги. Потом Федор Раскольников, сбежал за границу, и оттуда, слал гневные письма Сталину. Первым, кто был её возлюбленным в юности - Н.Гумилева был расстрелян как заговорщик. Раскольников в 1938 г. был объявлен "врагом народа", стал невозвращенцем, ликвидированным НКВД во французской Ницце. Погиб в застенках НКВД К.Радек, "заговорщик, шпион всех иностранных разведок". Можно только предполагать, какая участь ожидала бы её, если бы не стакан молока. После Гражданской войны Рейснер влюбилась в моряка, джазмена и писателя Сергея Колбасьева. Их роман был бурным и довольно продолжи-тельным, а закончился после отъезда Ларисы в Афганистан, где она начала работать в дипломатической миссии. В чужой стране Рейснер некоторое время встречалась с местным аристократом, которого называла “афганским принцем”. Эта женщина всегда ставила личные качества человека выше его внешности. Умерла Лариса Рейснер 9 февраля 1926 г. в Москве на 31-м году жизни от брюшного тифа, выпив стакан сырого молока. Похоронили Л.М. Рейснер на "площадке коммунаров" на Ваганьковском кладбище. В одном из некрологов было сказано: "Ей нужно было бы помереть где-нибудь в степи, в море, в горах, с крепко стиснутой винтовкой или маузером". Как писал в своих мемуарах Лев Троцкий: “она работала в разведке, плавала на военных кораблях и принимала участие в сражениях. Она посвятила гражданской войне очерки, которые останутся в литературе. С такой же яркостью она писала об уральской промышленности и о восстании рабочих в Руре. Она все хотела видеть и знать, во всем участвовать. В несколько коротких лет она выросла в первоклассную писательницу”. Поражает размах ее интересов  – от увлечения творчеством Рильке, Блока, Гумилёва, Ахматовой, Мандельштама до анализа массовой культуры в очерке о газетно-журнальном тресте Улыштейна в книге «В стране Гинденбурга». С опытом понимаешь, что по разные стороны баррикад могут стоять прекрасные люди, что человеку свой-ственно нетерпеливое желание сбыться, состояться, что он не застрахован от ошибок, что душа человека растет в испытаниях всю жизнь и у каждого свой путь. (Л4,5) Литератор А.И. Наумова (1900–1980), издавшая в 1958 г. первое «Избранное» из произведений Л.М. Рейснер, первые подборки ее писем, сборник воспоминаний о ней. По инициативе А.И. Наумовой был открыт памятник на Ваганьковском кладбище – на предполагаемом месте захоронения Л.Рейснер, а на студии «Центрнаучфильм» в 1977 г. снят первый 20-минутный фильм «Лариса Рейснер». Последней работой А.И. Наумовой стало издание незаконченного автобиографического романа Л.Рейснер «Рудин» в серии «Литературное наследие» (М.: Наука, 1983. Т. 93).
                Литература.               
     1.  Матвей Гречко “Русская история в легендах и мифах”. Инесса Арманд.
          Свобода любви. 2016 г. (historiy.wikireading.ru)
2. Е. Черных “Две богини, две валькирии Октябрьского переворота”.
     Газета “Комсомольская правда” от 10-17 ноября 2021 г. (www.kp.ru)
3. П.И. Подлящук “Товарищ Инесса”. 1963 г.
4. Википедия. Рейснер, Лариса Михайловна. (ru.wikipedia.org)
5. В. Беседин “Кровавая Лариса Рейснер - жизнь и судьба” (maxpark.com)
          Блог автора: http://al-shell.ru/
               
                Материал подготовил  Львов Ю.М. 27.11.21


Рецензии