Записки из желтого дома

Государственная теория Платона заключается в том, что человек не может существовать вне общества, совместная жизнь  и определенная форма ее организации являются  необходимыми, вытекающими из самой природы человека. «Государство, – писал он, – возникает, когда каждый из нас не может удовлетворить сам себя, но во многом еще нуждается... его создают наши потребности».

Перед государством стоит цель разделения способностей и задатков людей для удовлетворения потребностей каждого индивида. Именно такое справедливое распределение труда и общественных благ является для Платона показателем справедливого государственного устройства  и необходимым условием справедливой, а значит, и счастливой жизни граждан: «...каждый отдельный человек должен заниматься чем- нибудь одним из того, что нужно в государстве, и притом как раз тем, к чему он по своим природным задаткам больше всего способен... заниматься своим делом и не вмешиваться в чужие – это и есть справедливость».

Проведя сравнительный анализ существующих форм государственного устройства, Платон приходит к выводу, что в сравнении с идеальным государством, устроенного в соответствии с идеей Всеобщего Блага, каждая из форм есть последовательное ухудшение или извращение идеальной формы. В отрицательных формах государства вместо единомыслия налицо раздор, вместо справедливого распределения обязанностей – насилие и насильственное принуждение, вместо стремления правителей и воинов-стражей к высшим целям общежития – стремление к власти ради низких целей, вместо отречения от материальных интересов – алчность.

В идеальном государстве неограниченная власть предоставляется философам (русский философ С. Булгаков предлагает переводить это слово как «праведники» или «святые»). Какими же качествами, позволяющими им править государством, обладают философы?

Философы, это люди, которых «страстно влечет к познанию, приоткрывающему им вечно сущее и не изменяемое возникновением и уничтожением бытие...», им «свойственны возвышенные помыслы и охват мысленным взором целокупного времени и бытия», «такой человек и смерть не будет считать чем-то ужасным» [3, 486 В].

«Большую часть времени  они станут проводить в философствовании, а когда наступит  черед, будут трудиться над гражданским устройством, занимать государственные должности – не потому, что это нечто прекрасное, а потому, что так необходимо ради государства. Таким образом, они постоянно будут воспитывать людей, подобных им самим и ставить их стражами государства взамен себе, а сами отойдут на Острова блаженных, чтобы там обитать».

Платон в соответствии со своей концепцией устройства человеческой души выделял три добродетели: сдержанность, мужество и мудрость. Ремесленники – это те люди, у которых преобладают вожделения; именно они должны производить общественные блага и торговать ими. Основной добродетелью ремесленников он считал  сдержанность. Воины – это люди, которые в своём развитии  достигли  высоких  волевых качеств и мужественности, а потому на них должно быть возложена обязанность защищать государство; их основная добродетель – мужество.

И лишь те люди, которые достигли наибольшей высоты в человеческом умственном развитии, то есть философы (мудрецы) имеют право руководить государством, поскольку они овладели мудростью, т.е. способностью к пониманию блага. Под «мудростью» Платон понимает не какое-либо техническое знание или умение, а высшее знание или способность дать добрый совет о государстве, о способе решения его внутренних дел и о руководстве им в его внешних отношениях с другими государствами. Такое «охранительное» знание помогает обеспечить в государстве порядок, закон и необходимую преемственность власти, а потому обладающие этим знанием правители – «совершенные СТРАЖИ».

«Считать, что какая-нибудь одна из этих двух возможностей или они обе – дело неосуществимое, я лично не нахожу никаких оснований. Иначе нас справедливо высмеяли бы за то, что мы занимаемся пустыми пожеланиями».
«Осуществление такого строя вполне возможно, и о невозможном мы не говорим».

Но Платон представлял ограниченные возможности реального воплощения любых идеальных моделей и проектов. Он понимал, что изображенный им идеальный образец должен лишь служить эталоном, указывающим цели и средства совершенствования реально существующих государственных устройств: «Может ли что-нибудь быть исполнено так, как сказано?.. Уже по самой природе дело меньше, чем слово, причастно истине... Так не заставляй же меня доказывать, что и на деле все должно полностью осуществиться так, как мы это разобрали словесно. Если мы окажемся в состоянии изыскать, как построить государство, наиболее близкое к описанному, согласись, мы сможем сказать, что уже выполнили твое требование, то есть показали, как можно это осуществить».

***

Государство всегда есть форма паразитирования на представителях собственного вида.
Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. - Да. Ну или, по крайней мере, достаточно трудно. То, что удовлетворение потребностей в государстве может быть более полным даже на самых низших ступенях иерархии, ничего не меняет в его сути. У сельскохозяйственного животного удовлетворение потребностей может быть более полным, чем у дикого. От этого оно не перестает быть жертвой - это предназначение его существования. Колбаса. Про свободу и говорить нечего. Повиновение. Конформизм в обмен на безопасность. Безопасность от соседней человеческой обезьяны, такого же раба. Прогресс - это прогресс. Рабство - это рабство. Это совершенно разные вещи, которые нельзя смешивать.
Идеальное государство для всех - это не про людей вида Homo Sapiens.

***

Весь это платоновский (?) бред и вылился у Стругацких в фантазии о выдавливании обществом МаСаракша (кажется) каждого на круги своя. Идеальное государство как дантовский ад )))

***

Описанное идеальное государство идеально для кого? - Для Платона (или Сократа), это же очевидно. Остальным узникам этого концлагеря нужно просто внушить, что их государство идеально. Идеально само по себе, как некая прекрасная абстракция. Родина. Это и называют патриотизмом.


Рецензии
Философ не сумевший познать человека

Даниил Шаломатов   02.11.2024 19:42     Заявить о нарушении
А может и наоборот. Это вопрос интерпретации.

Даниил Шаломатов   02.11.2024 21:31   Заявить о нарушении
Иосиф Кобзон Куба - любовь моя

http://www.youtube.com/watch?v=6gU0VCmrFIQ

Муслим Магомаев / Куба - любовь моя

http://www.youtube.com/watch?v=xKBNnHwg55I&list=RDxKBNnHwg55I&index=2

Даниил Шаломатов   02.11.2024 21:47   Заявить о нарушении
Бабы на подтанцовки ничо так для советских времен. Смотришь и тянет Родину любить. А никакой Родины уже больше тридцати (30) лет как нету и в помине. И ничего страшного, мир не перевернулся.

Даниил Шаломатов   02.11.2024 21:51   Заявить о нарушении
С чего начинается Родина («Щит и меч»)

http://www.youtube.com/watch?v=LwmbIQltHA4

С чего начинается Родина? Еврейский вариант (клип)

http://www.youtube.com/watch?v=6T8DA1QCDB4

Даниил Шаломатов   02.11.2024 22:01   Заявить о нарушении
SHAMAN — С чего начинается Родина

http://www.youtube.com/watch?v=RKxBICQInNM

Даниил Шаломатов   02.11.2024 22:10   Заявить о нарушении