Зимние наводнения в Санкт Петербурге
Более 300 наводнений наблюдалось в Санкт-Петербурге с момента основания города. Большим несчастьем было каждое из них. Однако, особые неприятности городу и его ближайшим окрестностям приносили зимние наводнения - с декабря по февраль. Это зажорные наводнения. Зажор - плотное скопление рыхлой массы льда (шуги). Так как Нева начинает замерзать с Финского залива, и при высоком уровне воды в Ладожском озере и сильном ветре вновь поступающие льдины с потоком воды попадают под замерзшие льдины, поднимая и ломая их. Зажор как бы закупоривает Неву, вода устремляется в канализацию и затопляет набережные. За период существования города таких наводнений наблюдалось свыше 80, причем крупные имеют цикл повторения - 20 лет. Наводнением в Петербурге считается подъем воды в Неве выше ординара на 150 см, а крупные - выше 200 см (ординар - средний многолетний уровень Невы) водомерного поста «Горный институт» у 22 линии Васильевского острова, который функционирует с осени 1877 года. Это главный пост ГФО (Главной физической обсерватории) города. Существует еще Кронштадский футшток, по которому отсчитывают абсолютные высоты и глубины по всей территории России, а также омывающих ее морях, в воздушном и космическом пространствах. С 01.01.1982 г. бюро ГФО дает данные о состоянии водной поверхности по Кронштадтскому футштоку. Все наводнения имеют свой «рейтинг». Наводнение номер 1 - это 19 ноября 1824 года, когда вода в Неве поднялась на 412 см выше ординара, а максимально в Неве вода может подняться на 550 см, но такого за 300 лет еще не было. Одно из первых наводнений зимой с момента основания города - это 22 декабря 1752. Вода в Неве поднялась на 223 см и затопила большую часть строящегося города. Через 70 лет, в полночь, вода поднялась до отметки 255 см. Наводнение продолжалось 3 часа, сильно пострадала Галерная гавань на Васильевском острове. Еще в XVIII веке передовую общественность города беспокоила проблема защиты города от бедственных наводнений. Архитекторы Д . Трезини и Ж.Б. Леблон, которые впервые в Санкт-Петербурге составляли генплан развития города, предлагали построить вокруг Васильевского острова, где намечалось создать центр города, защитный земляной вал. А фельдмаршал Б. Минних в 1727 г. предложил каждый городской остров защитить дамбой около 4 метров. И.М. Кутузов, отец знаменитого полководца, представил проект о прорытии специального канала, соединяющего Неву с заливом. Кстати, он был принят, и построен Екатерининский канал (ныне канал Грибоедова). И даже был курьезный случай, связанный с ошибочным представлением о причинах подъема воды в Неве. После наводнения 21.09.1777 г., начальник городской полиции Чичерин получил выговор от императрицы Екатерины II за то, что в этом канале «суда стояли столь неправильно, что помешали невской воде выйти в море». Мраморная плита, врезанная под арку Невских ворот Петропавловской крепости, напоминает сейчас о том наводнении, В XX веке зимой было 7 наводнений с уровнем более 200 см и 5 наводнений с уровнем ниже 200 см. В конце декабря 1903 года и в первые дни января 1904 года при сильном ветре сорвало и унесло по течению военный крейсер «Жемчуг». А в декабре 1962 года плавсистему из нескольких понтонов и кран, применявшийся при строительстве моста А. Невского, там находились люди. Все это сооружение понесло ветром по течению и верхней частью крана ударило в Большеохтинский мост и проломило перила. Прибывшим по вызову пожарным удалось спасти людей с плавсисгемы. Под грохот ураганного ветра проснулись ленинградцы 15 января 1982 года. За считанные часы двадцатиградусный мороз сменился оттепелью. Прибывающая вода в Неве взломала лед, образовался зажор и в короткое время уровень воды поднялся
- 2 -
на отметку 207 см, а 17 декабря того же 1982 года уровень воды достиг 215 см. Приступ стихии завершился редчайшим явлением в это время года - зимней грозой. Вспышки молнии прорывались сквозь метель, озаряли город на Неве. В этот день в Ленинграде было отмечено атмосферное давление - 713 мм ртутного столба - самое низкое за весь период наблюдения за погодой в Петербурге. Первый серьезный проект заградительной дамбы был предложен в 1825 году выдающимся русским ученым профессором П.П. Базеном, который с 1824 г. по 1834 г. был директором Института инженеров путей сообщения. Дамба по его проекту длиной в 21 версту предполагала соединить Лисий Нос с Ораниенбаумом и иметь каменный шлюз для пропуска судов. Этот проект был предложен после катастрофического наводнения 1824 г., но не нашел поддержки у властей. Да и в те времена не было технической возможности его осуществить. В тридцатые годы XX века по инициативе С.М. Кирова рассматривались проекты защитной дамбы, но помешала война. И только в 1979 году Совет Министров принял постановление «О строительстве сооружений защиты от наводнений». Проектирование защитного сооружения было начато в 1972 г. Головная организация - «Ленгидропроект». А всего в нем приняло участие 52 института станции Горская через нашего города и других городов страны. В результате, трасса сооружения от остров Котлин до станции Бронка на южном берегу Финского залива составляет 25380 метров, высотой 8 метров над уровнем воды. Имеет два судопропускных и шесть водопропускных сооружений, водозащитные ворота весом 5 тысяч тонн. Специалисты подсчитали, что такое сооружение может выдерживать ветер до 40 метров в секунду и натиск льда толщиной в метр. Защитное сооружение должно было вступить в строй в 1990 году, но недостаток финансирования не позволил её достроить. С 1979 года стройка была остановлена. А возобновилась она только в 2006 году со сроком окончания 2014 г. Однако, досрочно 18 августа 2011 г. комплекс защитных сооружений от наводнений вступил в строй.
Материал подготовил Львов Ю.М. 04.12.11
Свидетельство о публикации №224110201647