Волшебник Неаполя. Любовное зелье средневековья
Его называют одной из самых ярких фигур в науке 16-го века и одним из самых загадочных мистиков эпохи Средневековья. Его работы оказали заметное влияние на таких ученых, как Нострадамус (1503 — 1566), Фрэнсис Бэкон (1561-1626), Реджинальд Скот (ок. 1538-1599), Уильям Гилберт (1544-1603), Джон Уилкинс (1614-1672) и Исаак Ньютон (1672-1705). Слава Делла Порта не угасала даже в современном научном мире. Огромный интерес к его работам проявило ЦРУ в рамках проекта MK-ULTRA.
Делла Порта родился в Вико-Экуенсе, небольшом городке на неаполитанском побережье, в 1535 году. Его отцом был Леонардо Антонио. Его мать, калабрийка по происхождению, была сестрой Адриано Гульельмо Спадафоры, который работал хранителем в архивах Неаполя. Его первыми учителями были его дядя по материнской линии, у которого был богатый музей и большая библиотека, и его брат Джованни Винченцо, ученый в области натурфилософии и древностей. С самого раннего возраста Делла Порта посвятил себя исследованию природы. Эклектичный, любознательный, преданный как экспериментаторству, так и изучению античной классической литературы и философии, он окружил себя учеными и ремесленниками, вместе с которыми часто работал. Как и любой хороший джентльмен того времени, он был посвящен в прелести музыки и пения; Позже он основал Академию любознательных людей (известную как Академия тайн или Academia Secretorum Naturae ) и в зрелые годы состоял в Accademia dei Lincei, так и Accademia degli Oziosi. Кроме того, он совершил множество поездок по Италии и Европе. Он встречался с Нострадамусом. Дела Порта умер 14 февраля 1615 года в Неаполе.
Его первой крупной работой было вышедшее в свет в 1558 году сочинение по алхимии «Натуральная магия» (Magia naturalis). За публикацию книги Делла Порта, в которой провозглашалось, что чудеса могут быть созданы естественным образом путем использования эмпирически познаваемых оккультных качеств подвергся преследованиям со стороны инквизиции. Вероятно, самым оригинальным элементом, продвигаемым Делла Порта в его Magia naturalis,была релятивизация истин физики и древних и средневековых верований о магических объектах.
Джамбаттиста опубликовал в 1563 году фундаментальный труд по криптологии «De Furtivis Literarum Notis» - известную научную работу по криптографии. Иезуиты обратились к ему за помощью, чтобы дешифровать таинственный рецепт «любовного зелья» Клеопатры. Они использовали его для создания своего уникального шоколада. С помощью которого появлялась возможность л вербовать мужчин и женщин, благодаря невероятной силе эротического возбуждения. Делла Порта усовершенствовал методы создания и взлома шифров. Он также придумал, как переправлять тайные сообщения своим друзьям в тюрьме внутри неразбитых вареных яиц. Этот метод использовался с помощью чернил, изготовленных из растительных пигментов и квасцов. Чернила, изготовленные из этой смеси, могут проходить через проницаемую яичную скорлупу, и после того, как яйцо высушивается и кипятится, чернила на внешней стороне яйца исчезают и переходят во внутреннюю часть яичной скорлупы.
В магии Делла Порта физика и механика были частью единого далеко идущего культурного проекта, посвященного продвижению экспериментального подхода к науке о природе. С одной стороны, в соответствии с заявленной миссией своей естественной магии Делла Порта намеревался объяснить природные магические объекты, такие как растения и камни с чудесными свойствами, через астрологическую физику качества и энергии. Эта физика, основанная на идее, что естественное влияние энергии космоса вызывает появление оккультной силы в объекте, хорошо подходила для цели естественной магии Делла Порта, которая заключалась в рационализации, казалось бы, необычайных свойств природных магических объектов. Эта физика предоставила Делла Порта теоретическую основу для его собственного экспериментализма, который был направлен на манипулирование оккультными силами в практических целях в том числе на влияние и даже изменение сознания людей. Эти уникальные исследовали чрезвычайно заинтересовали ученых ЦРУ, которые использовали его исследования для создания современного «любовного зелья» для вербовки агентов.
Джамбаттиста выпустил научные работы, посвящённые сельскому хозяйству.
Делла Порта написал фундаментальный труд по медицине «Человеческая физиогномика» и выпустил работу по физиогномике растений. В своем труде ученый утверждал, что физические черты, общие для животных и людей, являются показателями их характера.
Он дал четкое описание камеры-обскуры и усовершенствовал её, применив собирательную линзу. Camera obscura считается предшественницей современного фотоаппарата. Джованни предложил использовать ее для выполнения рисунков и их проектирования (идея проекционного фонаря). Принцип действия камеры-обскуры он также использовал при разработке теории зрения. Делла Порта также обсуждал вопрос о соединении выпуклой и вогнутой линз для наблюдения далеких и близких предметов.
Порта, работавший в различных дисциплинах, также занимался военной инженерией и гидравликой. В 1606 году он опубликовал книгу о подъеме воды воздушными силами. В 1608 году он опубликовал книгу о дистилляции. Позже, в других изданиях своей книги Magia Naturalis, он работал над «Камерой обскура» и сравнивал линзу «Камеры обскура» и человеческий глаз. Это исследование было важным с точки зрения того, что оно было примером и началом того, как свет и изображение попадают в человеческий глаз. Помимо этих исследований, он также утверждал, что изобрел телескоп, но умер во время подготовки своей работы по этой теме.
Нельзя не отметить, что помимо своей огромной научной работы Порта писал комедии и трагедии. Например, комедию «Ловушка».
Следует отметить, что важнейшие свои исследования в области влияния звука, музыки, вкуса на изменения сознания людей Порта тщательно шифровал, чтобы эти знания не попали в руки людей, которые могут использовать их в корыстных целях. Уникальные исследования Порта в области воздействия шоколада как «любовное зелья» легли в основу шоколада Людовика XIV и Медичи. По его рекомендации Папа Римский Григорий XIII снял все ограничения на использование шоколада.
Дэниел П. Уокер, Духовная и демоническая магия от Фичино до Кампанеллы , (Лондон: Институт Варбурга, 1958), 76.
Там же, стр. 158.
Фрэнсис А. Йейтс, Искусство памяти, (Лондон: Routledge, 1966), 205-206.
Фрэнсис А. Йейтс, Джордано Бруно и герметическая традиция , (Лондон: Routledge, 1964), 380.
[О Делла Порта см. Донато Верарди, La scienza ei segreti della natura a Napoli nel Rinascimento. La magia naturale di Giovan Battista Della Porta(Флоренция: издательство Firenze University Press, 2018); Сергиус Кодера, «Театральная наука Джамбаттисты Делла Порта», Калифорнийские итальянские исследования , 3 (2012), 1–27; Уильям Имон, Наука и тайны природы: Книги тайн средневековой и ранней современной культуры(Принстон: Princeton University Press, 1994), 194–233.
Фрэнсис Барретт, «Маг, или Небесный Интеллектуал» — справочник по оккультной и церемониальной магии (Лондон: Lackington, Allen, and Co., 1801), 50.
Джон Треш, Романтическая машина: утопическая наука и технология после Наполеона(Чикаго: Издательство Чикагского университета, 2012), 118.
Верарди, La scienza ei segreti della natura a Napoli nel Rinascimento. Естественная магия Джован Баттиста Делла Порта.
Об экспериментальных взглядах Делла Порта см. Арианна Боррелли, «Конструирование Джован Баттиста Делла Порта пневматических явлений и его использование рецептов в качестве эвристических инструментов», Centaurus, Специальный выпуск: Творческая сила экспериментирования: Бэкон и Делла Порта, изд. Дойна-Кристина Русу и Дана Джалобяну 62/3 (2020), 406-24; Дана Джалобеану, «Внедрение рецептов: Джовани Баттиста Делла Порта и Фрэнсис Бэкон о технологиях, экспериментах и природных процессах», Центавр , 62/3, 425-446; Ребекка Сайпесс, «Эксперименты Джованни Баттиста Делла Порта с музыкальными инструментами», Журнал музыковедческих исследований , 35/3 (2016), 159–175;
См. Донато Верарди, «Искусство и магия анимированных статуй. Тайные достоинства говорящей головы Альберта Великого в «Естественной магии» Джамбаттисты Делла Порта», в книге «Магические материалы в философии, литературе и искусстве эпохи Возрождения», под ред. Р. Комптона и Д. Верарди (Лугано: Agor; & Co, 2022), 83–106.
Там же, 91.
Джон Баптиста Порта, «Естественная магия в двадцати книгах» , (Лондон, Т. Янг и С. Спид, 1658), кн. 6, чп. 9, 186; IB Portae Magiae Naturalis libri XX. Ab ipso autore espurgati, et superaucti, in quibus scientiarum Naturalium divitiae, et delitiae demostrantur [...] cum privilegio (Неаполи: apud H. Salvianum, 1589), bk. 6, чп. 9, 123.
Верарди, «Искусство и магия оживших статуй», в книге «Магические материалы в философии, литературе и искусстве эпохи Возрождения» , 106.
Свидетельство о публикации №224110201662
Немного можно посмеяться? Я решил, будучи пионером, попробовать написать послание молоком, как Ленин, который делал чернильницу из хлебного мякиша, а потом, при появлении надзирателя её съедал. Не знаю, как там у Ленана получалось писать молоком, но у меня выходило плохо и с написанием и с чернильницей. За этим занятием меня застала мама, я получил подзатыльник, и навсегда разочаровался в Ленинской криптографии.
С дружеским приветом
Владимир
Владимир Врубель 03.11.2024 12:41 Заявить о нарушении
В детстве мы играли в сыщиков. Различные шифры придумывали. Весело было. По поводу шифров Ленина. Алгоритм шифров Ленина был такой же как у полиции. В полиции даже не было отдела по дешифрованию писем этих революционеров. И зачем? Свои люди. Сталин был намного умнее. Все свои революционные шифры уничтожил.
С уважением. Доброго здоровья.
Анатолий
Анатолий Клепов 03.11.2024 20:54 Заявить о нарушении