Арина Браги Солнечный Танец

АРИНА БРАГИ СОЛНЕЧНЫЙ ТАНЕЦ ИНДЕЙЦЕВ ЛАКОТА

ЭПИГРАФ

«Индейцы на церемонии ВОпила – Благодарения - отдают свои материальные ценности людям, всем пришедшим или кормят всех».
                Наталья, жена индейца Лакоты, из личной беседы, 4 августа, 2024


Русская Наталья живет в резервации Розбад в Южной Дакоте с 10-летней дочерью Уиноной и мужем Ванбли Глежка-Токахе, индейцем Лакота, шаманом-трикстером и солнечным танцором. Наталье 46, ему 60.

- Трикстер, это как?  - спросила я.

- Он ставит буквы в словах наоборот. И у него рок-группа, и он бывал в России, я переводила ему, и пела в его подтанцовке, и влюбилась. Тринадцать лет назад.

Когда Ванбли был маленький, он увидел слишком уж хорошо одетого мужчину, в котором все было идеально, он был красивым и мужественным.

- Я хочу быть, как он, когда вырасту! – заявил Ванбли бабушке.

- Он слишком идеален, чтобы быть мужчиной, – ответила старуха, которая родила десятерых детей.

Наталья однажды спросила мужа:

- Почему индейцы так любят носить перья?

- Мы живем, как птицы. Мы живем с разумом и честью Орла. Мы носим перья Орла. Мы забираемся на холм, если хотим видеть дальше. И если ты хочешь, чтобы твой разум смог достичь далей, ты должна духовно подняться на высоту, где парит Орел.

Наталья жила в России все свои 36 лет, но даже до встречи с Ванбли, обожала американских индейцев.

- Я была удивлена, что оказывается, книжные индейцы с их отважностью, щедростью, духовностью, оказались существующими в реальности тоже! Это означает, что те, кто писал про них восхищенно в книгах, писали это не на пустом месте, а описывали то, что видели. И я встретила таких. Ванбли - один из них. И Уинона такая же будет.

Солнечный танец — это не пляски солнечных зайчиков в деревне у бабушки. 
Солнечный танец в августе в резервации Розбад в Южной Дакоте — это страшно.
Это — поглощает.

Но главное я поняла, что Солнечный танец индейцев Лакота не о Солнце, а о воде.
Простите, Вождь Кис Хорс-Лукинг, мне эту вольность, но это из глубины сердца.
Да, о воде. Ее живительной силе. О наслаждении водой. Главной силе жизни.

Как поняла?

Мы возвращались из Южной Дакоты — шесть часов по хайвею, жара снаружи, кондиционер внутри, впереди по дороге плещутся миражи озер. И жара все десять дней в резервации, без душа, когда смочить голову водой — стыдно, но я все равно делала — вода драгоценность. А танцоры на площади вокруг священного дерева, они танцуют четыре дня подряд без воды и еды, а жара в полдень 110 градусов по Фаренгейту.  Конечно, ночи приносят облечение, но после каждого восхода солнца, постепенно восходит и жара.

На дальнем подъезде к Денверу собрались свинцовые тучи.

Как долго я вас не видела, как скучала!

Когда мы припарковались у дома и стали разгружать машину — хлынул, упал, произошел ливень.

Великолепные-крупные-твердые-колкие-долгожданные-любимые и мокрые — а какие же еще?! — капли, струи, потоки, завихрения. Как безумно хорошо, мокро и голове, и плечам, и спине, и носу, и глазам. Как раньше я могла раскрыть зонт, спрятаться, убежать от дождя? Ведь это самое главное, это завет, это жизнь, жизнь моя, жизнь твоя и жизнь всего нашего и твоего племени.

Четыре дня Солнечного танца в круге, в его центре — жертвенное дерево. Дерево в придорожном лесу выбрал вождь Кис Хорс-Лукинг. Дерево перенесено на плечах мужчин, чтобы и земли не коснулось, украшено и поставлено в цент священной площади, обнесенной крытой галереей и полосой из сладкой полыни. Полыни, что пахнет как роза. Может потому Розбад — Розовый Бутон — имя резервации?

Церемония проходит уже тысячу отцов.  Я не оговорилась, нет, не тысячу лет. Народ Лакота считает время отцами — 5 тысяч отцов назад, 50 тысяч отцов назад. Так мне сказал Ванбли Глежка-Токахе.

И тихая гордость в словах одного из приглашённых на праздник вождей других индейских племен:

— Мы никогда не пересекали океан, мы всегда были здесь.

29 августа 2024


Рецензии