1. Колокольная История

Фото: Кристен (U)

Как-то уже был разговор о том, что каждому городу характерны его звуки. А звуки, как известно, рождают мир. Сначала была музыка, затем уже начали формироваться города, в которых мы живём.

Было бы странным в Суздале не коснуться таких чудес, как колокола и колокольни. Может быть, в прошлый раз вы были в этом городке туристом, который  скатался на карете в магазин за хлебушком. По пути рассмотрели окна особняков, величие храмов и грацию колоколен.  Осталось ещё немного посвятить своё временя для рассмотрения технологии производства колоколов, окинуть взглядом часть истории под этим углом зрения.
*
Представлю внешний вид колокола, хотя такое дело лучше рассматривать на специальной схеме. Сверху вниз. Корона. В её структуру входит маточник,  а с ним сопряжена система парных и не парных ушей – в таком случае будет 6 ушек и как основа сковорода. Итак, представили себе верхнюю часть, где производится подвешивание колокола.

Внутри тела в этой  верхней части будет присутствовать кольцо для крепления языка. Например, подвесим его через соединительный крюк. Язык,  тот самый элемент, который при его раскачивании звонарём, ударяет по стенке колокола. Это уже нижняя внутренняя часть тела колокола. Головка языка, как бочковидное утолщение. Здесь в точке боя имеем утолщение стенки, вокруг расположен ударный пояс со звуковым кольцом. И немного далее вниз сама  граница между внешней и внутренней частями колокола – колокольная губа.

В момент удара головкой  языка колокола по звуковому кольцу мы слышим довольно большое количество тонов. Идёт общий звук колокола.  Затем слышны лишь несколько тонов – голос колокола стихает и длится, паря в воздухе. Самый низкий тон у колокола образуется в нижней части его тела. В верхней части  родится звук на октаву выше.

Наверху основного тела у нас голова, затем идёт тулово или талия, далее вниз юбка колокола.

Колокол в районе талии может иметь надписи, необходимые украшения. И как я понял, если это не колокольчик для дома, то в районе звукового кольца надписи не желательны. При этом  вид и характер колокола может различаться так, как ему предписано хозяйской судьбой.
 
Колебания волн распространяются во взаимно перпендикулярных направлениях.  На схеме это будет выглядеть, как объёмный крест. Соответственно на колокольне напротив имеем открытые проёмы по четырём сторонам округи.

Материалом для производства колоколов служит «колокольная бронза», состоящая из 80% меди и 20% олова с колебанием в 2%. Это соотношение является балансом между прочностью колокола и его звучанием. Избыток олова делает колокол очень хрупким, но, возможно, с более мягким звучанием, а более малое количество олова дает противоположные результаты.

Принял к сведению и такую информацию. Типа, молва, что добавление серебра улучшает звон колокола, ошибочна. Литейщики также были заинтересованы в этих слухах, принимая от народа серебряные изделия и монеты, якобы для того, чтобы получить тот самый «серебряный» звон. А серебро кидалось не в сплав, а в топку. После остывания серебро собиралось и шло храму, либо литейщикам в качестве вознаграждения.

С давних времён колокольные мастера искали замену колокольной бронзе. Пробовали чугун (вроде, первые чугунные колокола на Руси были отлиты при Иване Грозном), серебро, стекло, фарфор и другие материалы. Но в итоге пришли к выводу: самые лучшие результаты дает лишь использование колокольной бронзы.

Также случается переплавка вышедших из строя колоколов. При этом свойства колокольной бронзы теряются, потому как  она становится густой и хрупкой, что объясняется поглощением сплавом кислорода и переходом олова в оловянистую кислоту и выгоранием олова. Для восстановления олова сплав перемешивали еловыми шестами или добавляли древесный угль. Сегодня для этого обычно используют фосфор и фосфористую медь.

Что ещё тут добавить? Изготовление формы для литья бронзы – поглядите – это большое искусство. И, конечно, существуют строгие правила по температурным параметрам при производстве этих чудесных изделий.
*
Чистый и мощный звон в особом ритме. Он, конечно, благотворно влияет на душевное состояние человека, его, вздёрнутую современностью, психику. Колокольные голоса помогают оправиться после нервных потрясений.

За чудесные свойства колокол называют звуковым солнцем, бронзовой молитвой и звонкой иконой.

2. Колокольная История:
http://proza.ru/2024/11/02/342


Рецензии
Добрый день, Кристен! Спасибо за интересный рассказ про строение и состав колоколов! Да, звук и чистота колокольного звона имеет немалое значение, даже церкви различали по звону колоколов, как человека можно узнать по голосу.
Это целая наука - изготовление колоколов, и надо строго придерживаться состава и параметров, чтобы получить колокола нужного звучания.
С уважением,

Людмила Каштанова   30.05.2025 12:33     Заявить о нарушении
Очень рад, что понравилась тема! Верно, Людмила, это вообще здорово, когда звучат и различаются эти индивидуальные колокольные голоса.

Я читал в библиотеке Суздаля старые воспоминания людей. В этом Городке колоколен было ещё в два раза больше - это очень удивительно, как всё это держали в порядке - и вот весь Городок прозвучал колоколами, мощно, чарующе - а затем в воздухе очень долго парит отзвук. И я представляю, как люди притихали, молились, погружались в покой, а их колокола ещё тихо звучали под чистыми небесами.

Кристен   30.05.2025 09:01   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.