В зеркале времён. Часть 1, глава 16

  Основано на реальных событиях.
                1.
               
  Ясным летним утром Маша, в сопровождении своей матушки, направилась в Мариинскую женскую гимназию, чтобы пройти испытания для поступления в классы данного заведения. Ухоженная и нарядно одетая, она имела вид красивой и уверенной в себе девочки. Однако в данном случае её уверенность была немного напускной, в действительности же она была взволнованна перед предстоящим экзаменом, впрочем как и все экзаменующиеся. Сама Маргарита Михайловна, по дороге в гимназию, хотя и  выражала положительные эмоции, будучи убеждённой в знаниях своей дочери, всё же  была немного напряжена, как если бы это она должна быть испытуемой.
  Зайдя в здание гимназии и справившись о том, где будет проходить первый вступительный экзамен, Маша, поднявшись на второй этаж и пройдя по коридору, остановилась у класса в котором должны были пройти испытания по арифметике. Здесь уже стояли девочки ожидающие приглашения. Через некоторое время все испытуемые вошли в класс для проведения контрольной работы. Примерно через час Маша, письменно ответив на все предложенные вопросы, покинула экзаменационное помещение и спустилась на первый этаж, где её ожидала Маргарита Михайловна.
- Ну, как у тебя всё прошло?
- Я справилась со всеми арифметическими задачками. Позже мы сможем ознакомиться с результатом моих решений.
- Следующий экзамен будет после обеда. Тебе нужно будет написать изложение по прослушанному тексту, который зачитает экзаменатор. А пока мы можем с тобой прогуляться по городу, а затем  зайдём в «Шарлау» откушать чего-нибудь лёгкого, ибо плотный обед будет отрицательно влиять на твоё мышление во время очередного испытания.
  Выйдя из гимназии Маргарита Михайловна и Маша направились в Александровский сад, где стали неспешно прогуливаться по его аллеям. Листва дерев,  касаемая ветерком, тихо шелестела, успокаивая и расслабляя. Но вот в воздухе появился запах дыма, который с каждым разом усиливался, а сероватая дымка стала заполнять  всё пространство сада. Маргарита Михайловна и Маша решили покинуть место своей прогулки и вышли к зданию вечернего базара. Здесь они увидели, что тёмно-серые дымовые клубы поднимаются над городом со стороны «Селений», а ветровой поток направленный в их сторону прижимает дым к земле.  Они решили скрыться от появляющегося смога в «Шарлау» и только направились туда, как два огнеборческих экипажа спешно промчались мимо них в направлении пожара. Зайдя в кофейню и устроившись за столиком, ими были услышаны некоторые замечания относительно создавшегося происшествия, исходя из которых Маргарита Михайловна сделала вывод, что пожар случился на бондарном производстве на территории третьего полицейского участка. Сама причина пожара, якобы, заключалась в поджоге, а вина в этом деянии возлагалась, вроде как, на группу анархистов-коммунистов, которые совершили данный акт в виде чьего-то устрашения. «Да, - подумала Маргарита Михайловна, - слухи распространяются быстрее скорости пожарной бригады».
 Пробыв в кофейне дольше запланированного, что было связано с распространяющимся по городу дымом, который прервал их прогулку, Маргарита Михайловна и Маша снова отправились в гимназию для следующего испытания. Клубов дыма над городом уже не было, но запах гари ещё стоял в воздухе. Придя в гимназию, Маша, как и в первый раз  поднялась на второй этаж, и в очередной раз приняла участие в экзамене, на предмет изложения. На этот раз она пробыла в классе дольше, нежели прежде, но, справившись с заданием, она снова вернулась к ожидаемой её матушке.
- Каковы твои успехи на этот раз? - поинтересовалась Маргарита Михайловна.
- Нам была прочитана первая часть рассказа Ивана Бунина «В деревне», на которую и писалось изложение. Думаю, что я справилась с этим заданием.
- Ну, что же, пойдём домой, завтра нас ждёт экзамен по французскому языку. Тебе следует дома ещё раз уделить время этому предмету.
- Хорошо, я так и сделаю.
- Вот и замечательно.
   Придя домой, Маша занялась французским, а Маргарита Михайловна, дождавшись супруга, рассказала ему  об услышанных в «Шарлау» разговорах о случившемся нынче пожаре.
- Я осведомлён об этом происшествии, и тоже слышал о том, что это был поджог, - ответил ей Михаил Акимович. - К тому же на месте пожара было найдено тело погибшего сторожа, охранявшего бондарные склады. Скорее всего он был убит злоумышленниками прежде поджога, так как мешал злодеянию. Труп был  обнаружен пожарными в горящем складе. Тело не сгорело, как это,  наверно, предполагалось, и поэтому на нём были обнаружены ножевые ранения.
- Какой кошмар, - ужаснулась Маргарита Михайловна. - И всё это средь белого дня.
- Видимо этим преступники решили показать свою циничность и напористость. Если это действительно дело рук анархистов-коммунистов, то по сути это политический акт, направленный на устранение препятствий их политической воли, и на устрашение противников их  партийного движения.
 - Но при этом погиб совершенно невинный человек.
- Чудится мне, что приближаются тёмные времена, и невинных жертв будет ещё превеликое множество.
- Ой, не дай Бог, - снова ужаснулась Маргарита Михайловна.
- Видишь ли, сейчас в России, и в Астрахани в частности, образованно определённое количество партий и движений, некоторые из которых имеют между собой небольшие расхождения, а некоторые совершенно противоречат друг другу. Причём кто-то из них поддерживает существующею власть, как например черносотенцы, а кто-то ратует за её устранение. Последние довольно-таки опасны, так как прибегают к террору. И каждая из этих партий и движений считает себя идеальной для управленческой деятельности, а на этом фоне между ними происходят конфликты, и иногда кровавые.
- Ты меня прямо пугаешь.
- Такова, к сожалению, наша действительность.
- А ты, случайно, не принадлежишь к какому-нибудь политическому объединению?
- Нет, не принадлежу. Хотя есть такая либерально-буржуазная партия, партия кадетов, которая требует демократических свобод и равенства всех граждан перед законом, а также борется за проведение социально-экономических и политических  реформ. И эта партия, в основном, опирается на рыбопромышленников, судовладельцев и купцов, то есть на таких, как я. В нашей конторе уже были пропагандисты этого движения, однако я не стал вступать в их ряды, равно как и мои соратники по цеху. Хотя, впрочем, у нас есть им сочувствующие, но не более того.
- Ну хорошо, коли так, - успокоилась Маргарита Михайловна.
   На следующий день Маша, также в сопровождении своей матушки, отправилась на вступительные испытания по французскому языку в женскую гимназию. На этот раз экзамен проходил в одном из классов первого этажа. Маша поприветствовала уже знакомых ей девочек, с некоторыми из которых она была бы не прочь подружиться. Особенно ей импонировали Лиза Кудряшова и Анна Собянина, которым она тоже была симпатична. По этой причине  девочки стали находить общий язык и  готовы были сблизиться друг с другом.
    Через несколько дней после сдачи Машей последнего вступительного испытания, Маргарита Михайловна узнала, что Маша показала хорошие результаты и была принята в Мариинскую женскую гимназию. Начала первых занятий были назначены на седьмое августа. Маша, приняв общие семейные поздравления относительно своего поступления, была свободна до начала учебного года. Маргарите Михайловне хотелось как-то отметить это событие и она попросила мужа посодействовать этому. Было решено совершить семейную прогулку на парусной лодке с обедом на природе. Маша была очень довольна этой идеей и даже по этому поводу сочинила стих, который внесла в свою поэтическую тетрадь.

Мне снова предстоит под парусами
Идти по водной глади вдаль,
Где встречусь я с прекрасными местами,
В которых воды блещут, как хрусталь.

                2.
 Во время ожидания Машей вступительных экзаменаций в гимназию, Николай совершал последние приготовления перед отъездом в Одессу, где планировал поступить в университет, на историко-филологический факультет. О своём скором отбытии он сообщил  Масуду, который, пожелав ему удачного поступления, был в глубине своей души опечален предстоящим расставанием, хотя старался не показывать этого. Николай, чувствуя кручину  друга, относительно своего предстоящего отъезда, обещал, при удачном поступлении, приезжать на каникулы в Астрахань. Когда число отъезда было назначено и билет на поезд был куплен, Николай пришёл в дом Масуда засвидетельствовать своё почтение его семье и сообщить о своём отъезде в Одессу. Все пожелали ему счастливого пути и благополучного поступления в учебное заведение. Вечером того же дня, за семейным ужином, Николай получал последние наставления, поскольку в путь ему предстояло отправиться одному. Это было в жизни Николая первое самостоятельное путешествие.
- Телеграмма Кириллу, относительно твоего приезда в Одессу, была отправлена и ответ от него мы получили, - начал своё инструктирование Михаил Акимович. - Он встретит тебя на вокзале. На время вступительных испытаний можешь остановиться у него, или снять себе отдельную комнату в том же доходном доме, в котором прибывает и он. Впрочем, относительно этого вопроса, возможны варианты.
- В поезде веди себя скромно,  без особой нужды в контакты с незнакомыми людьми не вступай. От воров и прочего тёмного люда никто не застрахован, прошу тебя быть бдительным, - посоветовала Маргарита Михайловна.
- Мама, не волнуйся, всё будет хорошо, - ответил Николай.
- Если твоё поступление в университет будет удачным, а мы на это надеемся, то до начала занятий, если на то будет твоё желание, можешь остаться там, - продолжал Михаил Акимович. - Кириллу, думается, будет приятно видеть рядом родное лицо. Да и тебе уже нужно начинать приучаться к самостоятельной жизни. Деньги на проживание там будешь получать в нашей конторе. Не забывай сообщать о себе.
- Хорошо, я всё понял.
- Ну и отлично.
  На следующий день  на вокзале Николая провожала вся семья, а также Масуд и Аванти. Маргарита Михайловна заметила, как Аванти смотрела на Николая, а Николай на Аванти, и эти взгляды были немного более, чем дружественные.
- Мы будем ждать тебя, - сказал Масуд, при этом Аванти с лёгкой улыбкой опустила свой взгляд долу.
- Наша дружба на всю жизнь, - ответил Николай взяв их за руки.
Аванти своим тёплым взглядом посмотрела на Николая и нежно пожала его руку. И вот, ещё раз посмотрев на родные и близкие ему лица, Николай  зашёл в вагон поезда, и через некоторое время он уже ехал в Одессу, начиная новую главу  своей жизненной книги.
 


Рецензии