Эпохи, выдвигающие своих героев

Черновики

Каждая эпоха выдвигает своих героев. Но не следует забывать, что развитие человеческого общества переживает как подъемы, так и спады. И всегда у меня возникают вопросы: «Сколько же Сократов было загублено, скажем, в эпоху мракобесия?», «А сколько выдающихся личностей было уничтожено и до сих пор уничтожается в эпоху повального потреблятства, когда главами государств выдвигаются старые маразматики или гопники с фальшивой биографией?» и т.п.
Кстати сказать, ведь и Сократа афиняне в свое время казнили по обвинению в растлении юношей, тогда как само растление заключалось в том, что он приучал юношей мыслить свободно, самостоятельно, мыслить критически.    
В данном эссе речь пойдет о рождении выдающихся литераторов, так называемых инженеров человеческих душ, чьи произведения прошли проверку временем, то есть, их новаторские в свое время произведения по сей день остаются актуальными, как в плане идей и тем, ими затронутыми, так и стилистически читабельными, являющимися лучшими образцами авторского слога.
Мне лично был задан непростой, но тем не менее, актуальный, на мой взгляд, вопрос: «А живи Чехов или Шукшин в наше время, в веке XXI, могли бы они стать такими же выдающимися авторами, какими они стали в свое время?».
Сам автор вопроса дает скептический ответ: «Боюсь, что и Чехов, и Шукшин, затерялись бы в сонме прочих авторов, какими бы талантливыми и выдающимися литераторами они ни были. Именно время (эпоха) вершит всем…».
Если утверждать, что «именно время (эпоха) вершит всем», то можно сказать и так: «Не времена меняются, а люди, меняющие времена». И такими людьми могут стать, крупные новаторы — ученые, изобретатели, деятели культуры, искусства и литературы и т. п., так и те, кто тормозит прогресс.
Я не сразу ответил на поставленный вопрос потому, что, во-первых, сам вопрос не простой и однозначного ответа в виде заготовки у меня не было — это все равно что задать вопрос о смысле жизни, о смысле бытия и в том же роде, и, во-вторых, тот, кто задавал мне этот вопрос, по тону его прослеживалась не столь категоричность, сколь сомнение в истинности им же сказанного.
Итак, Чехова… Мог бы литератор такого уровня как Чехов реализоваться в нынешней России XXI века? Параллельно у меня возникает другой вопрос: «А сколько Чеховых было загублено в веке XIX?». Думаю, немерено. И только одному из множества удалось стать Чеховым и оставить после себя глубочайший след не только в отечественной литературе, но и в мировой.
Немало в нынешней России было уничтожено литераторов такого уровня как Толстой, Достоевский, Горький, Шолохов — их тьма! С чем это связано? Думаю, с упадком. Россия сегодня переживает культурный и образовательный упадок. Сама нация стареет и дряхлеет — и как результат россияне защищаются от мнимых врагов, прибегая к идее крайнего национализма, провоцируемого верхами. Сегодня российский писатель должен прославлять власть, словом и делом обслуживая ее, придерживаясь искусственно воссозданных скреп.
Во времена Чехова русская нация шла в своем развитии к апогею, которого она достигла лишь при смене власти и элит — в эпоху становления Советской власти. Началом культурного и образовательного падения в России ознаменовалось уничтожением последнего оплота Советской власти в 1993 году — был распущен Верховный Совет.
Есть ли в России писатели уровня Толстого, Достоевского, Чехова итд, которых можно внести в мировую литературу? Увы, нет! Нет ни одного Нобелевского лауреата по литературе - даже формального! Вот поэтому исследователи жизни и творчества великих русских писателей не приемлют российскую современность (ибо она не питает ни их душ, ни ума!), обращаясь при написании биографических произведений к старым русским писателям, ставшими уже давно классиками. 
Ладно, говорить только о плохом вредно, вернусь к Чехову. Чехов — всемирно известный русский классик, обогативший русскую культуру и литературу своими произведениями, вошедшие в 30-томник полного собрания сочинений и писем. Сам Чехов, впрочем, как и Лев Толстой, Федор Достоевский — можно перечислять и перечислять, вошли в сокровищницу мировой литературы, наряду с Софоклом, Гомером, Вергилием, Шекспиром, Сервантесом и т.д. Здесь мы видим определенную преемственность. И надо сказать также, что произведения Чехова, в частности, его драматические произведения, до сих пор ставятся как на отечественных сценах, так и зарубежных, его рассказы экранизируют, также снимаются фильмы по мотивам его рассказов.
Ни второго, ни третьего, ни сотого такого Чехова, каким был первый, уже не повторится, разве что будут как всегда грубые подражатели, набившие себе писательскую руку, но так и не нашедшие свой собственный, вернее, свой авторский путь*. Первый есть первый!
_________________________
*Понятие «автор» из лат. в аутентичном смысле означает полководца расширившего территорию империи за счет завоевания новых территорий, скажем, Гай Юлий Цезарь был автором не только «Записки о Гальской войне», но и автором, кто завоевал Цизальпинскую Галлию и Нарбонскую Галию, а также Иллирик. Также понятие  autor, auctor означает «создатель, творец». Происходит от глагола augere — «умножать, увеличивать». 

Кстати, сам Чехов в своем раннем творчестве прибегал к подражанию выдающихся авторов в виде литературной пародии. Под его юмористическое перо попали Жюль Верн, Виктор Гюго, Достоевский, Гоголь и многие другие. В частности, его пародийные рассказы:

«Тайны ста сорока четырех катастроф, или Русский Рокамболь»,
«Тысяча и одна страсть, или страшная ночь»,
«Летающий острова»
«Женщин без предрассудков»
«Дочь коммерции советника»
«Жены артистов»,
«Скверная история».
«Слова, слова, слова».

«Скверная история» — это пародия на поэта Фета. Цитаты: «В воздухе, выражаясь длинным языком российских беллетристов, висела нега...», «Луна, разумеется, тоже была. Для полноты райской поэзии не хватало только г. Фета, который, стоя за кустом, во всеуслышание читал бы свои пленительные стихи».

«Слова, слова, слова» — это пародия на Ф. Достоевского (2-ая часть «Записки из подполья»). Цитата: «Катя робко поглядела в глаза Груздеву. Глаза честные, теплые, искренние — так показалось ей. А эти падшие создания так и лезут на честные глаза, лезут и налетают, как мотыльки на огонь. Кашей их не покорми, а только взгляни на них потеплей».


Рецензии