Глава 5. Исторический Иисус и Иисус веры преемстве

            Исторический Иисус и Иисус веры: преемственность или разрыв?

    Почти двухсотлетняя традиция «Поиска исторического Иисуса»  утверждала радикальное расхождение и разрыв между двумя реалиями: историческим Иисусом и Христом веры.
   Связь исторического Иисуса и Сына Божьего, провозглашенного в керигме, остается одной из ключевых проблем изучения Нового Завета. В истории решения этой проблемы обычно выделяются три стадии.
   Либеральное богословие XIX столетия стремилось отыскать за догматически искаженным изображением «истинного» исторического Иисуса, человеческую личность столь яркую и неотразимую, что можно было понять, почему ученики впоследствии сочли Его Богом. В историческом Иисусе они искали прежде всего человеческую суть, стремясь противопоставить эту историческую фигуру тому Иисусу, о котором проповедовала Церковь.
    Новый "Поиск  ИИ", начатый в середине XX века, напротив, избрал своей отправной точкой Иисуса, провозглашенного Церковью, – и искал свидетельства, подтверждающие Его истинность, в историческом Иисусе. Такие свидетельства,как утверждают  исследователи, нашлись – в том, как Иисус сознательно провозглашал свою эсхатологическую власть, чего в истории не делал еще никто и никогда. Иисус заявлял, что в нем начинается Царство Божье. Такому историческому Иисусу не было аналогий.
    Третий Поиск (условно с 1988 г) был равно открыт для христиан и иудеев, для людей религиозных и нерелигиозных , по крайней мере, он к этому стремился. Ученые старались отыскать в личности и жизни Иисуса нечто особенное, нечто уникальное – но не с целью показать, что Ему нет аналогий.  Подобно либеральному «Исследованию Иисуса», Третий Поиск нацелен на человеческую природу Иисуса, но не с целью раскритиковать поклонение Ему как Богу, но чтобы просто понять реально возможную картину,  исходя из  социального и культурного контекста.
        Таким образом, Третий поиск не стремился разрешать вопрос о связи исторического Иисуса и керигматического Сына Божьего – вопрос, составляющий основную историческую и богословскую тему Старого и Нового Поисков. Однако, как ни парадоксально, – быть может, именно он своими «светскими» вопросами сможет эту проблему прояснить.
Третий Поиск  выводит на первый план так называемую, «вызванную христологию», которая связана с социальным взаимодействием между тем, чего ждали от Иисуса окружающие, и тем, как Он сам реагировал на эти ожидания. Для лучшего понимания этих процессов  ученые опираются на несколько  социологических понятий.
Первое из этих понятий – харизма  Иисуса, Его способность влиять на других и завоевывать у них авторитет без принуждения и без помощи какой-либо организованной силы. Харизма проявляется только во взаимодействии тех, кто ей наделен, с теми, кто их окружает. Такое взаимодействие определяется «ролевыми ожиданиями»,  иначе говоря, тем, какого поведения ожидают окружающие от людей, занимающих ту или иную позицию.

    Итак: какие ролевые ожидания предлагала Иисусу Его аудитория – и какие из них Он принимал?


                Ролевой анализ и представление Иисуса о себе


    Иисуса воспринимали как учителя и пророка: то и другое – относительно четко очерченные "роли". Чего ждать от учителя или от пророка, каждый более или менее ясно себе представлял.  В то же время другие две «роли»: Мессия и Сын Человеческий – уникальные, единичные. Больше одного Мессии быть не могло (если же предполагалось, что их будет двое, то один был Мессией-царем, и один – Мессией-священником). Так и Сын Человеческий, который явится с небес в своем космическом величии и будет виден повсюду, как молния, мог быть только один. Обе эти роли в каком-то смысле туманны. Не вполне ясно, что ожидалось от Мессии, и еще менее понятно, каковы были задачи «Сына Человеческого».


                Иисус в «роли» учителя и пророка

       Осознание того, что Он – исполнение пророчеств, связывает Иисуса с пророками,  а толкование Закона – с Торой. Иисус выражал понимание своего авторитета, которым обладал как учитель и пророк, но в то же время превзошел эти ролевые ожидания. На основании евангельских текстов, можно  утверждать , что подобные ролевые ожидания действительно на Него возлагались, и Он отвечал на них, не прямо объявляя себя учителем и пророком, но скрыто принимая эти роли.
      Что касается роли учителя,  здесь общественные ожидания очевидны: другие часто называли Иисуса «учителем». В Евангелии от Матфея это обращение мы слышим только от неучеников, разве что Иуда обращается к Иисусу- «равви». Другие ученики при обращении к Нему используют слово «Kyrie» -«Господи»( др перевод: «господин»). В Евангелии от Матфея Иисус, несомненно, представляет собой саму суть учителя – такого, рядом с которым ученики не могут поставить никого другого (Мф 23:8).
Как учитель, Иисус приводит толпу в восторг. Он учит не как книжники, а как власть имеющий (Мк 1:22). Соотечественники не могут понять, откуда у него такая мудрость….
     Нечто похожее происходит и с ролью пророка. Название «пророк» используется другими и выражает их ожидания. Люди видят в Иисусе пророка (Мк 6:15; 8:28). Увидев чудо, они восклицают: «Великий пророк восстал между нами!» (Лк 7:16). Народ в Иерусалиме (Мф 21:11) и ученики на дороге в Эммаус (Лк 24:19) говорят о нем как о пророке. Эту роль Иисус также косвенно принимает. Само слово «пророк» мы слышим от Него, например, в речении о том, что нет пророка в своем отечестве ( Мк 6:4). Однако о роли пророка Иисус всегда говорит «в общем», не применяя это слово к себе.
      Хотя очевидно, что Иисус сознает себя учителем и пророком, прямо Он об этом не говорит. Он принимает обе эти роли и  в обеих проявляет харизму , принимая ролевые ожидания и превосходя их. Он больше, чем учитель, больше, чем пророк.

                Иисус в «роли» Мессии и «Сына Человеческого»

       Термин «мессия» почти всегда применяли другие: мессианские ожидания были перенесены на Него людьми, независимо от того, считал ли Он сам себя Мессией.
Надпись , поставленная на кресте, указывает, за что Он был казнен: «Царь Иудейский», т.е. Мессия. Отвечая на вопросы Пилата, Иисус, по-видимому, не отрекался от  этого звания, от своих притязаний.  Роль Мессии приписывают Иисусу как  Его сторонники, так и потивники. Люди при въезде в Иерусалим  ожидают «грядущее  Царство  отца нашего Давида» (Мк  11:10) . Римляне казнят Иисуса  как Царя Иудейского. Там, где согласны  друг с другом друзья и враги, скорее всего, кроется историческая истина.
     «Роли» учителя и пророка Иисус принимал, хотя и не прямо, но к «роли» Мессии относился иначе. Это, возможно, связано с внутренними противоречиями мессианских ожиданий: с одной стороны, изгнать врагов и очистить Иерусалим от язычников(Пс. Сол. 17), но при этом, когда Мессия  восторжествует, со всех сторон придут язычники, чтобы увидеть славу его:  очевиден конфликт между  ожиданием, что язычники будут уничтожены,  и надеждой получить от них признание..
    Иисус отвергает не сам мессианский титул,  а отношение к нему Петра,  желающего провозгласить Его Мессией, вероятно, в политическом смысле ( Мк 8:33).

     Сам Иисус использует выражение  «Сын Человеческий». В преданиях об Иисусе,  упоминающих о «Сыне Человеческом», сочетаются две лингвистические традиции: просто «человек» и единственная в своем роде фигура , которой Бог передает правление  ( 7 глава Книги Даниила).
( см. также: глава 9 "Религиозное самосознание Иисуса»)

     Рассматривая четыре «роли» Иисуса, можно  заметить, что на пути от учителя и пророка к Мессии и  «Сыну Человеческому» возрастает непредвиденность статуса.
В иудаизме человек мог попытаться стать учителем; он мог быть призван к пророчеству, но как Мессию его предопределял только Бог,  только Бог мог возвысить Его как «Сына Человеческого».
     Иисус нигде открыто не называл себя учителем или пророком, однако, Он принимал на себя обе эти роли.  В отношении к  «роли» Мессии Он проявляет сдержанность; можно предположить, что Он не хотел быть традиционным  воинствующим  Мессией . Возможно, Он предполагал, что Бог  предопределит Его, даруя Ему  роль грядущего «Сына Человеческого». Только Бог мог бы даровать эту роль и открыть ее.
    Как следует из древнейших  источников, последователи Иисуса  разделяют Его предстапвления о статусе. Благодаря этому создается  НЕПРЕРЫВНОСТЬ между тем, как Иисус понимал себя сам , и христологией Его последователей после Пасхи.
Если окончательный статус Иисуса определяет только Бог, значит, переломным моментом   в преображении ИИ  и  провозглашении Его как Сына Божьего является распятие,  - это означает, что  сохраняется непрерывность, неразрывность  в представлении о «вневременном» как у ИИ, так и в вере ранних христиан. «Разрыв» остается только в связи с непредвиденностью статуса, который предстоит определить и открыть Богу.
      Ученики  Иисуса провозгласили, что  Бог, воскресив распятого Иисуса из мертвых, определил и открыл Его статус на все времена.
Нельзя  утверждать, какой точно статус приписывал себе исторический  Иисус, так как Он сам, вероятно, не был в нем уверен полностью  и выражал доверие Богу , который, когда настанет время , Сам назначит Ему -  человеку, Иисусу из Назарета,  эсхатологическую роль.
      
      Подобной точки зрения придерживаются  Герд Тайсен, немецкий протестантский теолог и библеист,  специалист по Новому Завету , автор работ по истории раннего христианства; немецкий протестантский  экзегет,автор известнейшего труда по библеистике "Богословие Нового Завета"Иоахим  Иеремиас и некоторые др.участники программы "Поиск ИИ ".
Однако описанной  позиции противостоит мнение других  исследователей.
Как известно, для  большинства иудео-христиан, первых учеников и последователей Христа( признанных  Вселенской Церковью  еретиками) ,Иисус, которого они знали,  как чудотворец, учитель, пророк и Мессия  был важнее, чем  проповедь о воскресшем Сыне Божьем. Иная картина наблюдалась в элинизированных  христианских общинах, основанных  грекоязычными евреями  , состоящих преимущественно из невреев. В них проповедовалось, прежде всего, о Спасении, принесенном Воскресшим после распятия Христом. Поэтому говорить о "преемственности" исторического Иисуса  и Христа керигмы   можно лишь  как об одном из дискутируемых вопросов, которому в последнее время стало уделяться больше внимания .


Рецензии